Jump to content

Объяснение религии

Объяснение религии: эволюционное происхождение религиозной мысли
Крышка
Автор Паскаль Бойер
Язык Английский
Предметы Эволюционная психология религии
Эволюционное происхождение религий
Издатель Основные книги
Дата публикации
2001
Тип носителя Распечатать
Страницы 384
ISBN 0-465-00696-5
ОКЛК 50628396

Объяснение религии: эволюционное происхождение религиозной мысли — книга когнитивного антрополога Паскаля Бойера , вышедшая в 2001 году , в которой автор обсуждает эволюционную психологию религии и эволюционное происхождение религий .

Краткое содержание

[ редактировать ]

разума Бойер описывает генезис религиозных концепций как феномен систем когнитивного вывода , сравнимый с парейдолией и восприятием религиозных образов в природных явлениях, возникающих в результате восприятия лица процессов в человеческом мозге . Бойер подтверждает это натуралистическое происхождение религии доказательствами из многих специализированных дисциплин, включая биологическую антропологию , культурную антропологию , когнитивную науку , лингвистику , эволюционную биологию , когнитивную психологию , эволюционную психологию , нейробиологию и обработку информации .

Книга «Объясненная религия» описывает религиозные практики и верования с точки зрения недавних когнитивных нейробиологических исследований модульности разума . Эта теория включает в себя когнитивные «модули» («устройства» или «подпрограммы»), лежащие в основе систем вывода и интуиции. Например, Бойер предполагает, что широко распространенные в культуре убеждения в «сверхъестественных агентах» (например, богах, предках, духах и ведьмах) являются результатом обнаружения агентов : интуитивного модульного процесса принятия вмешательства сознательных агентов, независимо от того, присутствуют ли они. «Когда мы видим, как движутся ветви дерева, или когда мы слышим неожиданный звук позади себя, мы сразу же делаем вывод, что какой-то агент является причиной этого важного события. Мы можем сделать это без какого-либо конкретного описания того, чем на самом деле является этот агент». [1] антрополога Э.Э. Эванс-Притчарда Бойер цитирует классическую историю Занде о обрушении крыши, кишащей термитами.

По мнению антрополога, дом обрушился из-за термитов. Для азанде было совершенно очевидно, что здесь замешано колдовство. Однако азанде также знали, что непосредственной причиной инцидента были термиты. Но они хотели знать, почему это произошло именно в то время, когда в доме собрались определенные люди. [2]

В рамках гипотезы Бойера религия является «паразитирующим» (или « спандрелом ») ответвлением когнитивных модулей, подобно тому, как процесс чтения паразитирует на языковых модулях .

Как я неоднократно указывал, построение религиозных концепций требует умственных систем и способностей, которые в любом случае существуют, независимо от того, религиозные концепции или нет. Религиозная мораль использует моральную интуицию, религиозные представления о сверхъестественных агентах задействуют нашу интуицию относительно свободы действий в целом и так далее. Вот почему я сказал, что религиозные концепции паразитируют на других умственных способностях. Наши способности воспроизводить музыку, рисовать картинки или даже понимать смысл напечатанных на странице рисунков также являются в этом смысле паразитическими. Это означает, что мы можем объяснить, как люди играют музыку, рисуют картины и учатся читать, изучая, как в ходе этих занятий задействуются умственные способности. То же самое касается религии. Поскольку эти концепции требуют всех видов специфических человеческих способностей (интуитивная психология, склонность обращать внимание на некоторые парадоксальные концепции, а также различные адаптации социального сознания), мы можем объяснить религию, описывая, как эти различные способности задействуются, как они способствуют особенности религии, которые мы находим в очень многих разных культурах. Нам не нужно предполагать, что существует особый способ функционирования, который возникает только при обработке религиозных мыслей. [3]

Бойер признает свое объяснение религии

это не быстрое решение, которое, похоже, предпочитают многие люди, как религиозные, так и нет. Не может быть волшебного средства, объясняющего существование и общие черты религии, поскольку это явление является результатом совокупной релевантности , то есть успешной активации целого ряда психических систем. [4]

Критики восприняли « Объясненную религию» неоднозначно.

Психолог Бенджамин Бейт-Халлахми назвал книгу «вехой на пути к новому поведенческому пониманию религии, основанному на том, что стало известно как когнитивная антропология, и демонстративно игнорирующему большую работу, проделанную за последние сто лет в поведенческое исследование религии и психологическая антропология религии». [5] Он продолжает:

Самым очевидным достоинством этой книги является то, что она касается реальных вещей. Даже сегодня большая часть научных работ по религии состоит из апологетики в той или иной форме, и нас заваливают предложениями грантов на изучение «духовности» или преподавание «религии и науки». Все это заставляет нас забыть, что религия — это собрание фантазий о духах, и Бойер действительно стремится научить нас миру духов в великой традиции Просвещения. Любое общее введение в мир духов должно быть амбициозным, потому что оно еще не было сделано, а также потому, что оно было сделано интуитивно всеми нами.

Журналист Дэвид Клингхоффер написал в National Review , что «разговоры Бойера о «религии» подозрительно общие», и описывает его работу как «профессорскую лапшу», которая пытается поднять вопрос, «все ли религии в некотором роде одинаковы». Далее он утверждает, что «такие разоблачители, как Бойер… имеют свои собственные бессознательные мотивы (в конце концов, подорвать религиозную веру — значит освободиться от ее многочисленных неудобных ограничений)». [6]

Майкл Шермер , основатель Общества скептиков , описал книгу Бойера так:

Проницательный научный анализ религии, потому что как антрополог он понимает, что любое объяснение должно принимать во внимание богатое разнообразие религиозных практик и верований во всем мире, и как ученый он знает, что любая объяснительная модель должна учитывать это разнообразие. Бойер лучше всего проявляет себя в этнографическом описании бесчисленных своеобразных религиозных ритуалов, которые он и его братья-антропологи записали, и особенно в выявлении недостатков практически каждого объяснения религии, когда-либо предложенного. … Однако, как следствие, сам Бойер не может дать удовлетворительного объяснения, поскольку знает, что религия не является единой сущностью, возникающей из одной причины. [7]

Бриджит Шен, профессор богословия Боннского университета , писала:

увлекательна для чтения и содержит гораздо больше оригинальных идей, чем можно было бы упомянуть здесь, Помимо того, что книга «Объяснение религии» она является важной книгой по ряду причин. Прежде всего, Бойер способен представить очень густую сеть теорий, которая не только объясняет многие религиозные явления, но и ставит их во взаимосвязи. Интеграция исследований когнитивной науки приводит к очень реалистичной модели того, как религиозные концепции обрабатываются и передаются, чего до сих пор явно не было в большинстве теорий религии. Представление Бойера о естественной основе религии очень хорошо объясняет сохранение и возрождение религии даже в секуляризованной среде, а также напряженность между официальной и народной религией. [8]

Гарри Рансимен , социолог из Тринити-колледжа в Кембридже , спросил: «Запрограммированы ли мы на Бога?»

Разнообразные верования, которые цитирует Бойер, простираются от Аполлона и Афины до шаманизма среди панамских куна и пришельцев из далеких галактик, предположительно высадившихся в Нью-Мексико. Но его центральная задача — это конкретный набор ненаблюдаемых причинных агентов, упомянутых в его подзаголовке, и его главная забота — вопрос о том, как мы должны объяснить убеждения, которые предполагают приписывание сознательной активности существам, отличным от людей и животных нормального мира. и знакомый вид. Такие убеждения, как говорит Бойер, чрезвычайно широко распространены, и для всех их вариантов вариации не являются ни безграничными, ни случайными. Его ответ распадается на две части: во-первых, эти убеждения имеют общее противоречивое приписывание определенного диапазона свойств определенным видам квазичеловеческих существ; во-вторых, объяснение их распространения и устойчивости следует искать не в обширной антропологической литературе о происхождении и функциях религии, а в последних достижениях психологии развития, когнитивной и эволюционной психологии. [9]

Писатель и экономист Закари Карабелл обнаружил стилистические ошибки. «Использование Бойером когнитивной психологии, антропологии и других дисциплин действительно создает новый шаблон для изучения старых вопросов. Но его метод, каким бы убедительным он ни был, не спасает книгу от ее значительных недостатков. Начнем с того, что текст часто непонятен». Он заключает: «Конечно, Бойер, возможно, прав. Человеческое существование может быть просто историей жизни, дыхания, еды и смерти. Но, не рассматривая возможность существования нематериального мира, Бойер написал книгу о религии, которая иногда проясняющие и совершенно неубедительные». [10]

сравнительного религиоведения Автор Карен Армстронг рассмотрела диссертацию Бойера.

Религия, утверждает он, — это не что иное, как побочный продукт человеческого разума. Это побочный эффект наличия определенного типа мозга. Безусловно, самая увлекательная часть этой доступной и информативной книги — это описание Бойером того, как работает наш разум. У нас есть встроенный набор онтологических ожиданий и склонность останавливаться на интуиции, которая их нарушает, например, на парящих горах или на спутниках, которых мы не видим. С самого зарождения современного сознания мужчины и женщины фокусировались на определенных воображаемых личностях, выходящих за рамки нормы, будучи убежденными, что они могут помочь им стратегически. Эти сверхъестественные агенты связаны с другими ментальными системами, такими как наши моральные интуиции и социальные категории, которым мы не можем найти концептуального обоснования. [11]

Джон Хабгуд , бывший архиепископ Йоркский , написал.

Это смелая и далеко идущая книга. Недостаток скромности автору он компенсирует убедительностью аргументов и элегантностью стиля. Его «объяснение» религии ясное, занимательное, полное ценных идей и почти, но не совсем убедительное. Обычные объяснения религии – как попытки объяснить то, что в противном случае вызывает недоумение, как средство обеспечения комфорта, как благо для общества или как бегство от разума – быстро отвергаются. Паскаль Бойер стремится продемонстрировать, что ее истоки и мотивации более глубоко укоренены в наших ментальных структурах, чем любая из них, и именно поэтому религия настолько универсальна, так могущественна и вряд ли исчезнет, ​​хотя, как он также утверждает, она находится в положить конец лишь психическому явлению. Недавний опыт ужасных последствий религиозного фанатизма придает его анализу пугающую современную актуальность, не в последнюю очередь из-за второстепенной роли в религии, которую он отводит рациональности. [12]

Редакции и переводы

[ редактировать ]

Книга Бойера доступна в нескольких английских версиях, а также в переводах на финский, французский, немецкий, греческий, итальянский и польский языки. Издатели по-разному меняли название «Объяснение религии» .

Американское издание вышло как:

  • Объяснение религии: человеческие инстинкты, создающие богов, духов и предков , твердый переплет, Basic Books, 2001, ISBN   0-465-00695-7 .
  • Объяснение религии: человеческие инстинкты, создающие богов, духов и предков , мягкая обложка, винтаж, 2002 г., ISBN   0-09-928276-3 .
  • Объяснение религии , мягкая обложка, Basic Books, 2002 г., ISBN   0-465-00696-5 .

Британское издание, в котором подзаголовок был изменен с « Эволюционное происхождение религиозной мысли » на « Человеческие инстинкты, формирующие богов, духов и предков », было опубликовано как:

  • Объяснение религии: человеческие инстинкты, создающие богов, духов и предков , твердый переплет, William Heinemann Ltd, 2001, ISBN   0-465-00695-7 .
  • Объяснение религии: человеческие инстинкты, создающие богов, духов и предков , мягкая обложка, винтаж, 2002 г., ISBN   0-09-928276-3 .

Переведенные издания « Объяснения религии» доступны на нескольких европейских языках:

  • Финский перевод Тийны Арппе под названием « И человек создал богов: как объяснить религию», WSOY 2007, ISBN   978-951-0-31815-7 .
  • Французский перевод Клода-Кристин Фарни « И человек создал богов: как объяснить религию» , Париж: Роберт Лаффон, 2001, ISBN   978-2-221-09046-6 .
  • Немецкий перевод Ульриха Эндервица, Моники Нолл и Рольфа Шуберта под названием « И человек создал Бога», Клетт-Котта, 2004 г., ISBN   978-3-608-94032-9 .
  • Греческий перевод Димитриса Ксигалатаса и Николаса Рубекаса « И человек создал богов», Салоники: Ваниас, 2008. ISBN   978-960-288-225-2 . [13]
  • Итальянский перевод Донателлы Сутера Сардо как «И человек создал богов. Как объяснить религию» [И человек создал богов. Как объяснить религию], Болонья, Одоя, 2010 г. ISBN   978-88-6288-073-2 .
  • Польский перевод Кристины Сежиньской-Мачковяк « Я человек создал богов...» [И человек создал богов...], Варшава, 2005 г., ISBN   83-7337-985-1 .
  • Голландский перевод Лео Жилле как «Объяснение религии», Амстердам: De Bezige Bij, 2002. ISBN   90-234-7083-4 .
  • Russian translation by Mariya Desyatova as "Объясняя религию. Природа религиозного мышления" [Religion Explained. Nature of religious thinking], Moscow: Alpina nonfiction, 2016 ISBN   978-5-91671-632-0 .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бойер 2001:144,
  2. ^ Бойер, 2001:196, ср. 2001:12.
  3. ^ Бойер, 2001:311.
  4. ^ Boyer 2001: 298, в оригинале курсив.
  5. ^ Рецензия на книгу: Объяснение религии. Обзор человеческой природы , 2002 г., Том 2: 308–309 (22 июля)
  6. ^ Веры больше нет - Объяснение религии: эволюционное происхождение религиозной мысли - Обзор
  7. ^ Шермер, Майкл. 2001. Как мы верим: наука, скептицизм и поиск Бога , 2-е изд., Macmillan, стр. 256.
  8. ^ Бриджит Шен. « Объяснение религии: эволюционное происхождение религиозной мысли » , Marburg Journal of Religion , 2002 7.1:1–3.
  9. ^ WG Рансимен. Запрограммированы ли мы на Бога? , Лондонское обозрение книг , 2 июля 2002 г.
  10. ^ Закари Карабелл. Истинно верующий в науку предлагает однобокий взгляд на веру; ОБЪЯСНЕНИЕ РЕЛИГИИ: Эволюционное происхождение религиозной мысли , Паскаль Бойер. Архивировано 15 июля 2011 г. в Wayback Machine , Los Angeles Times , 16 июня 2001 г.
  11. Карен Армстронг, «Религия, объясненная Паскалем Бойером» , архивировано 16 марта 2012 г. в Wayback Machine , The Times , 29 августа 2001 г.
  12. ^ Джон Хабгуд, «Паразит воздушных пустяков?» , Times Higher Education , 14 декабря 2001 г.
  13. ^ Авангард
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3475412b5ff117fc56616b02c5807d55__1713843060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/55/3475412b5ff117fc56616b02c5807d55.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religion Explained - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)