Взрыв поезда 904
Взрыв поезда 904 | |
---|---|
![]() В результате взрыва был уничтожен вагон UIC-X. | |
Расположение | Сан-Бенедетто-Валь-ди-Самбро , Апеннинский базовый туннель , Эмилия-Романья , Италия |
Дата | 23 декабря 1984 г. 19:08 (UTC+1) |
Тип атаки | Бомбовая атака |
Летальные исходы | 16 |
Раненый | 267 |
Преступники | Джузеппе Кало , Гвидо Черкола , Франко Ди Агостино (члены сицилийской мафии ), Фридрих Шаудинн (немецкий инженер) [ 1 ] |
Взрыв поезда 904 ( итальянский : Strage del Rapido 904 или Strage di Natale). [ 1 ] ( Рождественская резня)) — теракт, произошедший 23 декабря 1984 года в Апеннинском базовом туннеле . Бомба в экспрессе 904 ( Rapido 904 ) из Неаполя в Милан была взорвана, в результате чего 16 человек погибли и 266 получили ранения. Место взрыва находилось недалеко от места взрыва экспресса Italicus десять лет назад.
Мотивом взрыва бомбы было отвлечение итальянских сил безопасности от расследования деятельности сицилийской мафии после того, как показания перебежчика мафии Томмазо Бушетты прокурору по борьбе с мафией Джованни Фальконе привели к выдаче в сентябре 1984 года серии ордеров на арест, что впоследствии привело к делу Макси. против 475 обвиняемых мафии. [ 2 ] Босс мафии Джузеппе Кало , также известный как «Пиппо», был осужден за заказ и организацию нападения в феврале 1989 года. В апреле 2011 года «боссу боссов» мафии Сальваторе Риина было предъявлено обвинение в заказе взрыва. [ 3 ]
Бомбардировка
[ редактировать ]В воскресенье, 23 декабря 1984 года, Rapido 904 выполнял регулярный рейс между Неаполем и Миланом. Он следовал на север, переполненный 700 пассажирами, возвращавшимися домой или навещавшими родственников в связи с предстоящими рождественскими каникулами. [ 4 ] В 19:08 в девятом вагоне взорвалась бомба, вагон в середине поезда находился 2-го класса. Поезд находился в 8 км от Апеннинского базового туннеля на линии Флоренция - Болонья недалеко от Вернио , на длинном прямом участке с ограничением скорости до 160 км/ч в то время, и двигался со скоростью 150 км/ч. [ 5 ]
Бомба была заложена на багажную полку , когда поезд находился на вокзале Санта-Мария-Новелла во Флоренции . В отличие от взрывов поездов в предыдущие десятилетия политических беспорядков, бомба управлялась дистанционно и взорвалась, когда поезд уже находился в туннеле, чтобы максимизировать ущерб. [ 6 ] Бомба взорвалась, как и планировалось. Его ударная волна, отраженная стенками туннеля, выбила все оконные стекла и внутренние двери, разбросав . по отсекам осколки 15 человек погибли в результате взрыва, еще один скончался позже от ран.
Сработал аварийный тормоз, и поезд остановился примерно в тысяче метров от взрыва, в 8 километрах от северного входа и в 10 от южного. Проводник поезда Джан Клаудио Бьянкончини - в своем последнем путешествии перед выходом на пенсию - был ранен в затылок , но сумел дозвониться до служебного телефона и позвать на помощь. Пассажиры были напуганы и застряли в холодной апеннинской зиме. [ 6 ]
Первый ответ
[ редактировать ]
Бьянкончини оказал первую помощь пассажирам, пока неоновые огни галереи гасли, поскольку взрыв оборвал воздушные провода. Спасатели столкнулись с трудностями при доставке к месту катастрофы. Спасательные машины собрались у южного входа в тоннель, но были заблокированы выходившим из него густым дымом. Через полтора часа первые отправленные на место служебные машины смогли подъехать к пострадавшему поезду, не имея ни малейшего намека на то, что произошло.
Радиосвязь была затруднена, что усугублялось отсутствием мобильной радиосвязи; Погода была плохая, поезд находился глубоко в туннеле, а сильный запах черного пороха мешал дыханию. Хотя повреждения и дым затруднили быстрый доступ к южному входу, ветер, унесший дым на юг, оказался удачным, избежав скопления дыма в туннеле и оставив северный вход, ближайший к центру экстренного реагирования в Болонье, относительно чистым.
Для восстановления головной части поврежденного поезда из Болоньи привезли дизель -электрический двигатель, что позволило спасателям добраться до взорванного вагона. Вагоны спасательного поезда использовались в качестве машин скорой помощи, переправляя раненых и доставляя их на железнодорожную станцию Сан-Бенедетто-Валь-ди-Самбро-Кастильоне-деи-Пеполи . Недооценка масштаба происшествия привела к тому, что в спасательном поезде находился только один врач. 15 машин скорой помощи доставили пациентов в критическом состоянии в больницу Болонья Маджоре в сопровождении государственной полиции и карабинеров .
Специальный план, разработанный после взрывов в предыдущие годы, включая взрыв «Италикус-Экспресс» и резню в Болонье , был приведен в действие впервые. Это сыграло важную роль в обеспечении быстрого реагирования: местная полиция зарезервировала некоторые дороги для маршрутов скорой помощи, а координацию между службами реагирования осуществляла Bologna Soccorso , региональная группа по управлению чрезвычайными ситуациями, развившаяся из позднего CePIS (и которая в конечном итоге стала ядром национальной чрезвычайной ситуации). сеть реагирования).
Выпустив первую партию раненых пассажиров, поезд быстро вернулся в туннель и забрал непострадавших пассажиров, которые начали страдать от холодного ветра. Однако дым от его дизельных двигателей случайно заполнил туннель. Пассажирам и спасателям, находившимся в туннеле, пришлось обеспечить кислородные маски . После отправления поезда в туннеле нашли женщину в состоянии шока, и ее доставили пешком на ближайшую станцию Ка'ди Ландино . Пока эвакуировали последних пассажиров, начал падать снег.
Расследование
[ редактировать ]Через несколько часов после взрыва ряд левых и правых группировок взяли на себя ответственность. Официальное подозрение было сосредоточено на террористах -неофашистах , поскольку нападение произошло на том же участке железной дороги, на котором правые экстремисты взорвали поезд «Италикус» в 1974 году, убив двенадцать и ранив 48 человек. [ 4 ] [ 7 ] Прокуратура незамедлительно начала расследование. Была заказана химическая и баллистическая разведка, чтобы выяснить тип использованного взрывчатого вещества и динамику катастрофы. Свидетель был найден: он видел, как двое людей положили две сумки на багажную полку 9-го вагона вокзала Флоренции, поэтому расследование было поручено прокуратуре Флоренции.
В марте 1985 года босс мафии Джузеппе Кало и Гвидо Серкола были задержаны в Риме и заключены в тюрьму за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков . Укрытие Кало было обнаружено 11 мая в небольшом сельском коттедже недалеко от Поджо-Сан-Лоренцо в Риети : при обыске в подвале был обнаружен чемодан, в котором находились два ящика поменьше, внутри которых находились батарейки, радиоприемник, радиопередатчик, антенны, провода. , оружие и взрывчатые вещества. Это взрывчатое вещество было проверено судебно-медицинскими лабораториями в Риме и Флоренции и оказалось таким же, как и то, которое использовалось в поезде 904.
9 января 1986 года прокурор Пьерлуиджи Винья обвинил Кало и Серколу в массовом убийстве . Согласно расследованию, взрыв был направлен на то, чтобы отвлечь силы государственной безопасности от расследования деятельности сицилийской мафии после того, как показания перебежчика мафии Томмазо Бушетты , данные расследовавшему судье по борьбе с мафией Джованни Фальконе, привели к выдаче в сентябре 1984 года серии ордеров на арест , что впоследствии привело к на Макси-процесс против 474 обвиняемых мафии. [ 2 ] [ 3 ]
Черкола был связан с немцем , Фридрихом Шаудином который создавал электронные устройства для использования при взрывах. Эти устройства были найдены в доме Пиппо Кало. Было обнаружено множество связей между Кало, Каморрой и крайне правыми неофашистскими группировками. Кало имел связи с масонской ложей P2 и Банда делла Мальяна и был хорошо известен многим итальянским террористам , включая Криштиану и Валерио Фиораванти , Массимо Карминати и Вальтера Сорди .
Испытания
[ редактировать ]Уголовный суд Флоренции признал Пиппо Кало, Черколу и связанных с ними людей ( Альфонсо Галеоту , Джулио Пироцци и Каморры босса Джузеппе Миссо ) виновными 25 февраля 1989 года, приговорив их к пожизненному заключению за массовое убийство. Франко Ди Агостино был приговорен к 28 годам заключения, Шаудинн — к 25, а другие участники расследования получили незначительные сроки заключения. [ 8 ] Суд второго класса состоялся 15 марта 1990 года во Флоренции под руководством Джулио Кателани . Срок тюремного заключения Кало и Серколы был подтвержден, а Ди Агостино был приговорен к пожизненному заключению. Миссо, Пироцци и Галеота были освобождены от ответственности за массовое убийство, но признаны виновными в хранении взрывчатки. Шаудинн был признан формально не связанным с мафией, а его приговор за массовое убийство был пересмотрен до 22 лет.
5 марта 1991 года Корте ди Кассационе под председательством Коррадо Карневале неожиданно отменил приговор. Генеральный прокурор Антонино Скопеллити был против этого решения и призвал к справедливому судебному преследованию преступлений. Карневале разрешил суду Флоренции провести новый суд над подозреваемыми. Приговоры Кало и Серколы были подтверждены, Ди Агостино получил 24 года, Шаудинн получил 22 года. Приговор Миссо был сокращен до трех лет; Галеота и Пироцци приговорены к восемнадцати месяцам заключения, их роль в резне считается незначительной.
В тот же день Галеота и Пироцци вместе с женой последнего Ритой Казоларо и женой Миссо Ассунтой Сарно возвращались в Неаполь, когда их машина протаранилась на автомагистрали А1 возле съезда Афрагола - Ачерра . Киллеры, подосланные кланами Каморры, открыли огонь, убив Галеоту и Сарно (казнены выстрелом в рот). Джулио Пироцци и его жену спасла полицейская машина, которая случайно проехала по встречной полосе, в результате чего убийцы скрылись.
Corte di Cassazione подтвердил приговоры 24 ноября 1992 года, официально признав «скоординированную деятельность мафии» в катастрофе. 18 февраля 1994 года суд Флоренции освободил MSI члена парламента Массимо Аббатанджело от обвинения в массовом убийстве, но признал его виновным в передаче взрывчатки Миссо в начале 1984 года. Аббатанджело был приговорен к 6 годам заключения. Родственники жертв просили ужесточить приговор, но проиграли апелляцию и были вынуждены оплатить судебные расходы. [ 2 ]
Гвидо Серкола покончил с собой в тюрьме Сульмоны 3 января 2005 года. Он задушил себя шнурками и скончался, когда его доставили в больницу. [ нужна ссылка ]
27 апреля 2011 года Управление по борьбе с мафией Неаполя издало постановление о заключении под стражу «босса боссов» мафии Тото Риины , главы Комиссии сицилийской мафии , считая его организатором резни. [ 3 ] Прокуроры заявили, что взрывчатка, использованная при нападении на поезд 904, была той же взрывчаткой, которая использовалась при убийстве судьи по борьбе с мафией Паоло Борселлино и его сопровождающего на виа Д'Амелио 19 июля 1992 года. [ 9 ]
Список пострадавших
[ редактировать ]Источник: [ 10 ]
- Джованбаттиста Альтобелли (51)
- Анна Мария Брэнди (26)
- Анжела Кальванезе в De Simone (33)
- Анна Де Симоне (9)
- Джованни Де Симоне (4)
- Никола Де Симоне (40)
- Сюзанна Кавалли (22)
- Люсия Серрато (66)
- Пьер Франческо Леони (23)
- Луизелла Матараццо (25)
- Кармин Мочча (30)
- Валерия Морателло (22)
- Мария Луиджа Морини (45)
- Федерика Тальялатела (12)
- Абрамо Вастарелла (29)
- Джоаккино Тальялатела (50 лет, умер от ран)
Рассекречивание деяний
[ редактировать ]Согласно директиве от 22 апреля 2014 года все файлы, касающиеся этой бойни, больше не подпадают под гриф секретности и поэтому находятся в свободном доступе. [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Strage di Natale, ergastolo al Boss» (на итальянском языке). Corriere.it. 25 ноября 1992 года. Архивировано из оригинала 12 августа 2014 года.
- ^ Jump up to: а б с (на итальянском языке) Rapido 904: «Переплетение между мафией, каморрой и политикой» , Il Fatto Quotidiano, 27 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с (на итальянском языке) Резня Rapid 904, постановление об опеке в Риине , ANSA, 27 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Италия: Туннель смерти , журнал Time, 7 января 1985 г.
- ^ «Резня» (на итальянском языке). Ассоциация семей жертв резни в Рапидо 904. Архивировано из оригинала 3 февраля 2013 года . Проверено 20 июля 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «La Strage del Rapido 904» (на итальянском языке). Рети Инвизибили. Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 20 июля 2011 г.
- ↑ Италия, обеспокоенная сумеречным миром правого терроризма , Los Angeles Times, 21 января 1985 г.
- ↑ Суд признал семерых виновными и оправдал двоих за взрыв в поезде , Associated Press, 25 февраля 1989 г.
- ^ (на итальянском языке) Резня Rapid 904, постановление о предварительном заключении Риины: «Он был зачинщиком» , Corriere della Sera, 27 апреля 2011 г.
- ^ «Резня в Рапидо 904» (на итальянском языке). Итальянская ассоциация жертв терроризма. Архивировано из оригинала 12 марта 2018 года . Проверено 16 октября 2016 г.
- ^ «Резня, Ренци снимает государственную тайну: всю правду об Устике, площади Фонтана, Италикусе, вокзале Болоньи» . «Кровавые события» в Устике, Петеано, поезде «Италикус», площади Пьяцца Фонтана, площади Пьяцца делла Лоджия, Джоя Тауро, вокзале Болоньи и скоростном шоссе 904 больше не являются государственной тайной. (на итальянском языке). Il Messaggero.it . 22 апреля 2014 года . Проверено 22 апреля 2014 г.
- Убийства 1984 года в Италии
- 20 век в Эмилии-Романье
- Массовое убийство 20-го века в Италии
- Преступность в Эмилии-Романье
- События декабря 1984 года в Европе
- История сицилийской мафии
- Взрывы с использованием самодельных взрывных устройств в 1984 году.
- Взрывы с использованием самодельных взрывных устройств в Италии
- Массовое убийство в 1984 году.
- Резня в Италии
- События организованной преступности в Италии
- Железнодорожные происшествия и происшествия в Италии
- Преступления 1984 года в Италии
- Катастрофы 1984 года в Италии
- Террористические инциденты в Европе в 1984 году
- Террористические инциденты в Италии в 1980-е годы
- Взрывы поездов в Европе