О предполагаемом праве лгать из доброжелательных побуждений
Часть серии о |
Иммануил Кант |
---|
Категория • Философский портал |
« О предполагаемом праве лгать из доброжелательных побуждений » (иногда переводится лгать из благотворительных соображений ») ( нем . Über ein vermeintes Recht aus Menschenliebe zu lügen 1797 года ) — эссе философа «О предполагаемом праве Иммануила Канта , в котором автор обсуждает радикальную честность . [1]
Содержание
[ редактировать ]В этом эссе, опровергая позицию Беньямина Константа , «Политические реакции» Кант утверждает, что: [2]
Следовательно, ложь, определяемая просто как намеренно неправдивое заявление другому человеку, не требует дополнительного условия, согласно которому она должна причинить вред другому человеку, как того требуют юристы в своем определении ( mendacium est falsiloquium in praeiudicium alterius ). Ибо ложь всегда вредит другому; если не какое-то человеческое существо, то оно, тем не менее, причиняет вред человечеству вообще, поскольку оно порочит сам источник права [ rechtsquelle ]… Все практические принципы права должны содержать строгую истину… Это потому, что такие исключения разрушили бы универсальность только поэтому они носят название принципов.
Прием
[ редактировать ]Хельга Варден писала: «Пример Канта, солгавшего убийце у двери, был заветным источником презрения для мыслителей, мало симпатизировавших философии Канта, и источником глубокого недоумения для тех, кто был настроен более благосклонно... После Второй мировой войны наш Спонтанная, негативная реакция на эту, казалось бы, абсурдную линию аргументации становится еще более резкой, если заменить убийцу у двери нацистским офицером, разыскивающим евреев, спрятанных в домах людей. Действительно ли Кант имеет в виду, что люди, скрывающие евреев в своих домах, должны были рассказать об этом? правду нацистам, и что если они лгут, то они несут ответственность за отвратительные действия, совершенные против тех евреев, которые, как и Анна Франк, все равно были пойманы?» Варден утверждает, что взгляды Канта были искажены последующими мыслителями и что оправдание Кантом неправоты лжи не в том, что человек, которому лгут, обижен, как это обычно утверждается. [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кант, I .: 1898, «О предполагаемом праве лгать из доброжелательных побуждений», В: Т.К. Эбботт (пер.), «Критика практического разума Канта и другие работы по теории этики». Лондон: Лонгманс, Грин и Ко.
- ^ «О предполагаемом праве лгать из любви к человечеству», Berlinische Blatter 1 (1797), 301–314; под редакцией: Сочинения в двенадцати томах , вып. 8, Франкфурт-на-Майне (1977), zeno.org/nid/20009192123 .
- ^ Варден, Хельга (2010). «Кант и ложь убийце у двери… Еще раз: философия права Канта и ложь убийцам и нацистам» . Журнал социальной философии . 41 (4): 403–421. дои : 10.1111/j.1467-9833.2010.01507.x .