Трамваи в Белграде
Белградская трамвайная сеть | |||
---|---|---|---|
![]() Трамваи CAF Urbos и Tatra KT4 на блоке 45 | |||
Обзор | |||
Владелец | ГСП Белград | ||
Местный | ![]() | ||
Тип транзита | Трамвай | ||
Количество строк | 12 (дневное время) | ||
Веб-сайт | GSP (на сербском языке) | ||
Операция | |||
Начало работы | 14 октября 1892 г. (конка) 5 июня 1894 г. (первый электрический трамвай) 1904 г. (полностью электрическая трамвайная сеть) | ||
Оператор(ы) | ГСП Белград | ||
Количество автомобилей | 231 | ||
Технический | |||
Длина системы | Длина двухпутной сети : 47 км (29 миль). Длина линии : 133,9 км (83,2 мили) | ||
Ширина колеи | 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 дюйма ) метра | ||
Электрификация | 600 В постоянного тока | ||
|
Трамвайная система Белграда представляет собой сеть с шириной колеи 1000 мм , которая в 2021 году имела 12 маршрутов протяженностью 43,5 км (27,0 миль) (по крайней мере, в основном двойных) путей в городе Белград , Сербия . [ 1 ] Он обслуживается 231 трамваем, в том числе трамваями ČKD Tatra KT4 , CAF Urbos и Duewag Be 4/6. [ 2 ] [ 3 ] Первая трамвайная линия была открыта 14 октября 1892 года. [ а ] [ 4 ] В конце 2000-х годов началась полная реконструкция системы. [ 5 ]
Линии
[ редактировать ]Ежедневно примерно до 12:00 работает (по состоянию на май 2022 года) 12 линий. По состоянию на март 2023 года линии 3 и 3Л не работают. Всю ночь трамваи не ходят. Всю ночь действовали три трамвайные линии: 7Н, 9Н и 11Н (все они упразднены). [ б ] [ 6 ] [ 7 ]
- Линия 2 (круговая линия): Причал – Вуков Споменик – Площадь Славия – Причал.
- Линия 3: Кнежевац – Раковица – Главный железнодорожный вокзал – стадион Омладинский.
- Линия 3L: Ташмайдан – железнодорожная станция «Топчидер».
- Линия 5: Калемегдан – Вуков Споменик – Устаничка.
- Маршрут 6: Ташмайдан – Вуков Споменик – Устаничка.
- Линия 7: Блок 45 – Новый Белград – Главный железнодорожный вокзал – Ташмайдан – Вуков Споменик – Устаничка.
- Линия 9: Баница – площадь Славия – главный железнодорожный вокзал – Новый Белград – квартал 45.
- Линия 10: Калемегдан – Дорчол – площадь Славия – Баница.
- Линия 11: Калемегдан – мост Ада – Новый Белград – квартал 45.
- Линия 12: Баново Брдо – железнодорожный вокзал – Ташмайдан – стадион «Омладинский».
- Линия 13: Баново Брдо – мост Ада – Новый Белград – квартал 45.
- Маршрут 14: Устаничка – памятник Вуку – площадь Славия – Баница.
Бывшие линии нынешней инфраструктуры
[ редактировать ]Эти линии проходили по нынешней трамвайной сети, все эти услуги были прекращены в начале 1990-х годов.
- Линия 1: Калемегдан – Главный железнодорожный вокзал – Раковица – Кнежевац.
- Линия 4: Калемегдан – Дорчол – стадион Омладинский.
- Линия 8: Вождовац – Славия – стадион Омладинский.
Другая линия была прекращена в 2012 году после изменения маршрута линии 12 по улице Ресавска и продления линии 3 до Омладинского стадиона через площадь Славия:
- Линия 7L: Ташмайдан – Новый Белград, квартал 45.
Еще 2 линии были закрыты в 2006 году после перехода на ночные автобусы:
- Линия 7N: Блок 45 – Новый Белград – Железнодорожный вокзал – площадь Славия – Вуков Споменик – Устаничка (прекращено с 1 января 2017 г.)
- Линия 9N: Блок 45 – Новый Белград – Железнодорожный вокзал – площадь Славия – Баница (остановлена 1 июля 2009 г.)
История
[ редактировать ]С 1892 года до Первой мировой войны
[ редактировать ]
Администрация Белграда подписала контракт с Периклосом Циклосом из Милана, Италия, в 1891 году на строительство трамвайной сети длиной 21 км (13 миль) («городская железная дорога»). Циклош возглавлял Сербско-французское общество и одновременно получил концессию на проведение электричества в Белграде. [ 8 ]
14 октября 1892 г. [ а ] была открыта первая трамвайная линия в Белграде. Он шел из Калемегдана в Славию и приводился в движение лошадьми. [ 4 ] По этому случаю в городе был организован большой праздник, и перед зданием муниципалитета (в то время Белград был муниципалитетом) поставили две машины. Первыми пассажирами были президент муниципалитета (мэр) Милован Маринкович и члены муниципальной администрации (депутаты, служащие и т. д.). Трамвай начал свой первый рейс в 11:00 в направлении центральной площади Теразие , где несколько тысяч горожан собрались, чтобы приветствовать «городской поезд», и где митрополит Белградский благословил Михайло Йованович первый трамвай. [ 8 ]
Всего на линии было 8 вагонов, каждый с двумя лошадьми. Интервал между вагонами составлял 10–12 минут, а общая продолжительность очереди — 18 минут. За каждой машиной было закреплено по 6 лошадей, которые меняли смены каждые 2 часа. Обозначенных остановок не было, за исключением конечных станций. Пассажиры просто останавливали трамваи там, где им нужно было сесть или выйти. В каждом вагоне помещалось 16 сидячих и 16 стоячих пассажиров. Вторая линия — Славия- Центральный железнодорожный вокзал Белграда — Порт Сава, а третья — Теразие- Новое кладбище Белграда . [ 8 ]
Первым начальником трамвайного сообщения в Белграде был чешский эмигрант Винченц Блажек, а казначеем - Жан Салот из Франции. Лошадей разместили в трамвайном депо, построенном вдоль Цариградской дороги , современном депо на бульваре Краля Александра . Комплекс назывался «трамвайная конюшня». Несмотря на то, что два года спустя появились трамваи с электрическим приводом, лошадей продолжали использовать до 1904 года. [ 8 ]
Первая линия электропередачи была проведена 5 июня 1894 года. [ 8 ] [ 9 ] Первая линия электропередачи (четвертая по счету, с «путями для технической мощности») соединила Теразие, самый центр Белграда, с Топчидером , в то время пригородным лесом и экскурсионной зоной. Ко второй половине 1890-х годов в городе уже было 10 км (6,2 мили) путей. [ 4 ] Маршрут к Топчидеру шел по крутой Топчидерской дороге (современная улица Князя Милоши ), что вызывало частые сходы трамваев с рельсов и последующие постоянные жалобы со стороны горожан. [ 8 ] Затем около 10 лет, с конца 1894 года, работ по модернизации и расширению трамвайной сети не велось. Лишь в 1903 году, когда были приняты работы по строительству и эксплуатации трамвайного транспорта и электрического освещения, электрификация трамвайных линий ускорилась.

В 1894 году произошла первая забастовка, в результате которой трамваи были остановлены на несколько дней. У сотрудников было всего 2 выходных в месяц, и начальство тоже хотело это отменить. В итоге компания повысила зарплату на 10 динаров в месяц. Горожане часто обращались к городу с официальными жалобами по поводу трамваев. Основные жалобы заключались в следующем: трамваи опаздывают уже на старте; общая ненадежность организованного транспорта; целенаправленное сокращение Обществом количества автомобилей ниже количества трамваев, предусмотренного договором с городом; частые остановки трамваев из-за напряжения и последующая драка с кондукторами, которые в этих случаях должны были вернуть пассажирам деньги, но отказывались это сделать; неадекватность «летних машин» и «зимних машин». Согласно архивным жалобам, основной проблемой был рост детей. Дети ростом ниже метра (3 фута 3,5 дюйма) не платили за билет. У кондукторов была специальная палочка для измерения детей, но родители часто утверждали, что их дети ниже, чем показывает палка. [ 8 ]
В 1904 году электрические трамваи заменили конные трамваи на маршрутах Калемегдан – Славия и Кафана Жагубица – Центральная Электрическая, а в 1905 году последние были заменены на маршруте Теразие – Новое кладбище. Помимо выполнения функции общественного транспорта, «конки» в то время также вызывали большой интерес в Белграде, и их яркий образ надолго оставался в памяти современников. Введение трамвая в целом сегодня рассматривается как важный шаг в модернизации Белграда и победе «Европы над Востоком». [ 8 ]
Несмотря на частые трения между городом и Обществом, в 1911 году договор был расширен и включил еще две линии: Славия- Чубура (через улицу Макензиева) и расширение от Нового кладбища и улицы Гроблянской до Трошарины на Смедеревской дороге . Общество обязано было завершить работы за 8 месяцев, но опоздало. После продолжающихся боев с городом, грозившим ввести штрафы, работы были завершены только в 1913 году. [ 8 ] Поскольку развитие сети стало серьезной и дорогостоящей задачей, строительство трамвайной инфраструктуры было поручено частной компании «Бельгийское анонимное общество». [ 4 ] Через двадцать лет после введения трамвайного транспорта и через 7 лет после электрификации последней линии в 1912 г. их было 8. [ 4 ] трамвайные линии в Белграде, на которых ежедневно действовало в среднем 24 трамвайных вагона и 12 прицепов. Общая длина сети составляла 21,6 км (13,4 мили). [ 10 ] В этом году было перевезено 7,5 миллионов пассажиров.
Межвоенный период
[ редактировать ]
Первая мировая война и оккупация Белграда привели электростанцию, электрические сети и, как следствие, городской трамвайный транспорт в очень плохое состояние. Вскоре после освобождения города в 1919 году муниципалитет Белграда взял на себя управление системой, поскольку «Бельгийское анонимное общество» не смогло отремонтировать сеть. Большая часть того, что осталось от довоенного периода, износилась. Его заменили поэтапно, к 1932 году. К этому времени были заменены разрушающиеся опоры электропередач, образующие сеть, пути были отремонтированы или заменены с 1920 по 1924 год, закуплены современные трамваи и расширена сеть. В 1928 году в систему городского транспорта были введены автобусы, однако развитие системы шло медленно, особенно до 1936 года, и вплоть до послевоенной войны автобусные перевозки отставали от трамвайных. [ 4 ] [ 10 ]
В конце 1932 года в Белграде было 65,5 км (40,7 миль) путей, из которых 2/3 были двухпутными, а 1/3 – однопутными. В 1931 и 1932 годах были открыты следующие новые линии: Кнежев споменик – Дединье , Славия – Душановац , Теразие – Пашино Брдо и Смедеревский барабан – Цветкова механа – улица Приштинска (ныне улица Кара Николая II).
После открытия 16 декабря 1934 года моста короля Александра , имевшего две трамвайные полосы, 5 ноября 1935 года было установлено трамвайное сообщение между Белградом и Земуном . Линия имела номер 14 и соединяла отель «Москва» на Теразие с отелем «Централ» в Земуне. [ 11 ]
В 1940 году линий было десять, а всего трамвая и прицепа — 154. Система и город сильно пострадали во время Второй мировой войны . В ходе Великой Отечественной войны было уничтожено 38 трамваев и 36 прицепов. [ 4 ] [ 10 ] Всего было разрушено 59,5 км (37,0 миль) трамвайных путей, а также 80 км (50 миль) трамвайной электросети и 15 силовых трансформаторов. После крупных разрушений во время немецкой бомбардировки Белграда 6 апреля 1941 года оккупационные силы к середине мая 1941 года восстановили части электросети и восстановили 6 линий в старой части города. Единственным, который не был восстановлен, был № 2, так как его маршрут, огибающий центр города, был наиболее поврежден. [ 12 ]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]
Система постепенно восстанавливалась после Второй мировой войны. В 1955 году было восемь линий и 162 трамвая.
После войны, когда мост Царя Александра был снесен, на Земунской стороне осталось несколько трамваев. Частично восстановлена трамвайная линия на левом берегу Савы, соединившая Земун и Старо Саймиште , сохранив № 14. [ 13 ]
В 1956 году в движение вышел первый трамвай сербского производства. Он был изготовлен на фабрике Гоша в Смедеревской Паланке . [ 10 ]
Правильная работа по созданию системы белградского метрополитена началась с приходом к власти мэра Бранко Пешича . [ 14 ] С этой целью в начале 1970-х годов в городской администрации было создано подразделение метрополитена, которое возглавил Бранислав Йовин, в то время главный градостроитель Белграда. В 1976 году Секция подготовила наиболее полный из всех планов метро. [ 15 ] В декабре 1981 года план метро Белграда был завершен и в 1982 году был представлен городскому совету. [ 16 ]
Город организовал обязательный добровольный налог ( самодопринос ), взимаемый с заработной платы всех работающих белградцев. Созданный специально для строительства метро фонд вырос до 200 миллионов долларов. Для сравнения: город Вена , Австрия , построил свою первую линию метро в 1967 году за 100 миллионов долларов. Внезапно эта идея была объявлена «слишком дорогой», и глава городской администрации Радое Стефанович приостановил первоначальный план строительства метро с 1976 года в пользу расширения существующей трамвайной сети в 1982 году (проект «С трамваями в 21 век»). . [ 14 ] [ 15 ] По словам архитектора Драголюба Бакича, Стефанович вызвал инженеров, которые работали над проектом метро в течение 12 лет, велел им выкопать яму и закопать в ней все проекты метро. [ 17 ]
В 1972 году идея рытья тоннеля Савамала-Палилула возродилась. Туннель длиной 1 км (0,62 мили) должен был соединить улицу Гаврила Принципа с белградской пивоварней в Цетиньске. В план также были включены трамвайные пути. Он должен был уйти под землю на улице Гаврила Принципа, немного подняться под домами 36, 38, 13 и 15, Кралице Наталие, продолжить путь под Теразием, гостиницей «Москва» , школой на Дечанской, Македонской, 17 и 26, бульваром Деспота Стефана, 24 и 25, прежде чем снова выйти на поверхность. во дворе пивоварни. Это должен был быть туннель с односторонним движением, а его близнец был построен позже для противоположного направления. На террасе Теразие были запланированы эскалаторы и обычные лестницы для пассажиров, чтобы они могли пользоваться трамвайными путями. Трамвайные маршруты будут простираться от моста Панчево через улицы Вишничка и Венизелосова, выходить в Савамале и продолжаться до Чукарицы. По разным причинам (отъезд мэра Бранко Пешича, финансовый кризис середины 1970-х годов, огромные прогнозируемые затраты на проект) от этой идеи снова отказались. [ 18 ]
В 1984 году трамвай соединил старую часть города с Новым Белградом через реку Саву через Старый Савовский мост . [ 19 ] В 1985 году система была расширена до 42 км. [ нужна ссылка ] .
В 1990 и 1991 годах система достигла своего пика использования. Ситуация должна была измениться с распадом бывшей Югославии . Санкции в отношении Сербии привели к резкому сокращению финансирования. Инвестиции в приобретение новых автомобилей, запасных частей и содержание инфраструктуры были минимальными. В 1996 и 1997 годах были реконструированы пути на Булеваре революции (от Цветковой пижацы до Радио-индустрии), а также на улицах Рузвельтова и Юрии Гагарина . В 1999 году страну подвергли бомбардировкам, что оказало дополнительное давление на систему. [ 10 ]
21 век
[ редактировать ]В 2000-е годы финансирование общественного транспорта увеличивалось по мере медленного восстановления страны. Несколько автомобилей прибыли в качестве дара из Швейцарии и, в частности, города Базеля . [ 10 ] В 2004 году в эксплуатации находилось около 150 трамваев. О масштабной реконструкции было объявлено ближе к концу десятилетия. В период с 2005 по 2010 год были полностью реконструированы и модернизированы пути на следующих улицах: Тречи бульвар, Милентия Поповича, Савска, Неманина, Бульвар Краля Александра (от Вукова споменика до Цветковой площади ), Пожешка, Париска, Булевар воеводы Мишича, Тадеуша Кошчушког. Также реконструированы пути на Автокоманде и Старый Савский мост (по этому мосту в основном ходят трамваи на линиях, соединяющих две части Белграда). Войводе Степе в районе Вождовац также находилась на реконструкции, включая замену путей и перенос их в центр улицы. Реконструкция завершилась в августе 2015 года. Во время пребывания на посту мэра Драгана Жиласа CAF , были приобретены современные испанские трамваи [ 10 ] но они не подходили для всех путей.

В июле 2015 года администрация города объявила об амбициозном плане расширения трамвайной сети. Запланированное поэтапное развитие включает в себя восстановление линии № 11, создание линии № 4 от Ташмайдана до Баницы, перенумерацию всех трамвайных линий, которые затем будут пронумерованы в одной последовательности от 1 до 12, несколько новых линий ( Мириево - Видиковац) . , Бежанийска Коса -Видиковац, Калемегдан- Студенческий Град , Калемегдан-Площадь Республики-Устаничка), сокращение Круга Двойки, оживление акции и введение бесплатного интернета, кондиционирования воздуха и счетчиков общественного транспорта и т. д. [ 20 ] О масштабных изменениях в общественном транспорте было объявлено с 1 января 2016 года. [ 21 ]
Реконструкция пути на бульваре Ослободенья началась в июле 2017 года, за ней должна последовать реконструкция пути на площади Славия. Эта долгожданная реконструкция наконец позволит использовать низкопольные трамваи на магистрали Славия-Баница (южная часть линии 9). Сложная реконструкция была завершена к ноябрю 2017 года, по крайней мере, что касается движения транспорта ( реконструкция площади Славия в 2016–2018 годах ). [ 22 ]
В декабре 2018 года Министерство строительства, транспорта и инфраструктуры инициировало изменения в законе «О коммунальной деятельности», которые позволят частным компаниям эксплуатировать трамваи и троллейбусы, поскольку действующий закон разрешает им управлять только автобусными линиями городского транспорта. [ 23 ] Также к декабрю 2018 года ничего не было сделано из планов 2015-2016 годов, кроме восстановления линии № 11. Тогда администрация города объявила о дальнейших планах: восстановление линии между центром Белграда и Земуном и создание линия на Вишничко Поле . [ 20 ]
Администрация города также заявила о капитальном обновлении существующего автопарка. В 2015 году было объявлено о обновлении чешских KT4, прозванных по-сербски «ката». Партнером в проектах по ремонту, которые включали кондиционирование воздуха и интернет, должна была стать словацкая компания ŽOS Trnava . В 2018 году город объявил о покупке новых трамваев производства Сербии, в компании Siemens Kraguevac. В 2019 году планы по обновлению были возобновлены, на этот раз в сотрудничестве с чешской компанией Tatra , производившей KT4. Поскольку Tatra недавно приобрела сербский завод «14. Октобар» в Крушеваце , было объявлено о планах этой компании постоянно ремонтировать и обслуживать чешские трамваи. Ни одно из этих заявлений не оправдалось. К январю 2021 года средний возраст трамваев общественного транспорта Белграда достиг 35 лет. [ 24 ]
В феврале 2020 года GSP объявила о новых планах относительно будущего трамвайной сети. Он включал в себя значительное расширение, в основном продление уже существующих маршрутов: от блока 45 до блоков 70 и 71 и Ледине (улица Виноградска), от Баново Брдо до Видиковаца, от Богословии до Карабурмы и Роспи Чуприи (через улицу Марияне Грегоран), от Конярника. в Мали Мокри Луг , из Нового Белграда в Тошин Бунар (через обе Милутина Миланковича и бульвара Зорана Джинджича) до Бежанийской косы (как от улицы Тошина Бунара, так и от улицы Юрии Гагарина). Он также включает в себя бездействующую идею строительства линии № 1 от Калемегдана до площади Славия с соединением от Теразие до Ташмайдана. Новые трамвайные депо запланированы в Ада Хуя , Видиковаце и Галовице. Однако, несмотря на запланированное расширение, покупка новых трамваев не планировалась. Город планировал закупить 158 различных транспортных средств для общественного транспорта, но трамвайных вагонов всего три, а 10 трамваев и 4 прицепа планировалось списать. Средний возраст трамваев в 2020 году составил 34 года, а последняя серьезная покупка была еще в 2010 году, когда появились трамваи CAF. [ 25 ] Общее запланированное расширение сети составляет 41,3 км (25,7 миль), из которых 31 км (19 миль) должно быть построено к 2033 году. [ 26 ]
начались работы по полной реконструкции площади Саввы и плато перед Главным железнодорожным вокзалом Белграда В июле 2019 года в рамках проекта Belgrade Waterfront . [ 27 ] [ 28 ] Чиновники заявили, что изменения в дорожном движении во время работ будут минимальными. Однако сеть общественного транспорта была изменена еще в начале работ, а в январе 2020 года она была практически полностью нарушена. Это вызвало огромные пробки, поэтому движение было частично перенаправлено на недавно построенные, частично действующие улицы в пределах Белградской набережной (бульвар Вудро Вильсона, улица Николая Кравцова), но заторы распространились и здесь. [ 29 ] 29 февраля 2020 года площадь была полностью закрыта для движения, что привело к беспрецедентному нарушению трамвайной сети: из 11 линий исправно работала только одна (13), одна использовала измененный маршрут (11), одна была сформирована как сортировочная. линии «Франкенштейн», обслуживая части маршрутов нескольких других линий (12L), а остальные 8 были полностью закрыты. [ 30 ] Это вызвало массовые пробки в городе и скопление пассажиров. [ 31 ] [ 32 ]
В апреле 2021 года делегация города Белграда посетила московский трамвайный завод ПК «Транспортные системы» . Председатель городского собрания Никола Никодиевич объявил, что рельсовый транспорт станет основной частью системы общественного транспорта всего города. Он также добавил, что до 2033 года город закупит 130 трамваев (из них 154 троллейбуса). [ 26 ]
В апреле 2024 года GSP объявила заявку на поставку 25 новых трамваев, каждый стоимостью до 6,5 миллионов евро. Городские власти надеются, что эти предложения поступят очень скоро и что новые трамваи начнут курсировать в Белграде уже в 2025 году. [ 33 ]
Есть мост
[ редактировать ]
Когда планировался новый мост через Саву, планировалось иметь как автомобильные, так и трамвайные пути. Мост строился с 2008 по 2011 год и был открыт для автомобильного транспорта 1 января 2012 года, однако трамвайные пути по нему не проложены. Лишь в 2016 году городские власти заявили, что первые трамваи пройдут по мосту в 2017 году. [ 34 ] Но заявку на тендер на строительство трамвайных путей через мост власти города разослали только в декабре 2016 года, и она провалилась. Это повторилось в декабре 2017 года. Проект включает в себя 2,7 км (1,7 мили) новых путей с двойной колеей , соединяющихся с существующими маршрутами в Новом Белграде и Баново-Брдо. Если тендер пройдет успешно (срок — январь 2018 года), трамваи могут начать работу в 2019 году. [ 35 ]
Со стороны Нового Белграда соединение будет проходить по улице Джорджа Станоевича , продолжаясь через набережную и северный подъезд к центру моста. Со стороны Чукарицы он соединится с существующим маршрутом на границе Баново Брдо и Раковицы. Места для будущих дополнительных трамвайных остановок прямо в конечных точках моста уже выделены. Среди других дополнительных работ будет демонтирована уже существующая эстакада через реку Топчидерка , но опоры будут сохранены и использованы для строительства нового путевого моста. [ 34 ] Некоторые подготовительные работы начались в марте 2018 года, а позже в том же месяце город подписал контракт с « Энергопроект холдингом », который выиграл тендер. Строительство должно продлиться 420 дней. [ 36 ] Некоторые ассоциации граждан предложили, чтобы новые трамвайные линии от нового моста протянулись до Земуна, восстановив трамвайное сообщение с Белградом, которое было разорвано в 1941 году. Таким образом, Земун будет напрямую связан трамваем с Новым Белградом и южными частями Белграда. через Саву. [ 37 ]
После месячных испытаний трамвайное движение по мосту началось 4 июля 2019 года. Первоначально мост будут пересекать две линии: № 11L (Ташмайдан-блок 45) и № 13 (Баново Брдо-блок 45). [ 38 ] В январе 2021 года городская администрация объявила о проведении исследования возможности расширения Панчевского моста за счет дополнительной полосы для прохождения первой трамвайной линии через Дунай . [ 39 ]
Восстановление линии №1
[ редактировать ]![]() |

После того, как в 2013 году к власти пришло новое городское правительство, оно объявило о создании пешеходной зоны во всей центральной части Белграда. Городской менеджер Горан Весич объявил, что одна трамвайная линия с первоначальным номером 1 заменит все четыре троллейбусные линии (19, 21, 22 и 29) и единственную автобусную линию (31), которая проходит через главную улицу города Краля Милана. . Что касается причин, Весич заявил, что воздушные линии в центре города выглядят некрасиво, и что граждане жаловались на шум троллейбусов. Непосредственная реакция граждан была в основном негативной. [ 40 ] [ 41 ]
Однако одним из преимуществ троллейбусов является минимальный уровень шума. Кроме того, существует вопрос стоимости раскопок всего центра города, чтобы можно было разместить как минимум 6 км (3,7 миль) трамвайных путей, а также стоимости покупки новых трамваев, которые предположительно будут работать на конденсаторах. без сетки. На данный момент пять линий проходят по главной улице 47 раз в час. [ 42 ] В среднем это одно транспортное средство каждые 77 секунд, что практически невозможно при использовании только одной линии. [ нужна ссылка ]
В мае 2017 года премьер-министр Сербии Александр Вучич , хотя городской транспорт Белграда полностью находится за пределами его юрисдикции, заявил, что хочет полностью упразднить троллейбусную сеть и заменить ее электробусами. В качестве причины он назвал то, что троллейбусы создают проблемы и что когда один из них останавливается из-за неисправности, это останавливает весь трафик за ним. [ 43 ] Хотя электрические автобусы могут быть лучшим решением, чем трамваи, аргументы сомнительны. Троллейбус имеет такую же маневренность, как и электробус, и гораздо проще, чем трамвай. В отличие от трамваев, которые действительно останавливают все идущие сзади трамваи при неисправности одного из них, поскольку все они используют одни и те же пути, троллейбус при поломке просто отцепляется от сетки и легко обходит следующий за ним троллейбус.
В ноябре 2018 года Весич, ныне заместитель мэра, подтвердил, что трамвайная линия № 1 будет проходить через центр города вместо электрических автобусов. Он сообщил, что скоро начнется прокладка путей и что все работы, включая сужение центральной улицы города Краля Милана, будут завершены через два года. [ 44 ] Однако к 2020 году ничего не было сделано, и даже во время длительной реконструкции площади Республики, по которой проходит маршрут, пути не были проложены. В новом плане на будущее на несколько лет с февраля 2020 года линия сохранилась как проект. [ 25 ] Также в феврале 2020 года город объявил о реконструкции начального участка предлагаемой линии по улице Васина на 2021 год, но вряд ли линия будет введена тогда. Если он будет введен позже, он будет включать в себя новые раскопки реконструированных в 2020-2021 годах площади Республики и улицы Васина. В то время линия описывалась как кольцевая, без электрической сети, но с «внутренним источником», и город заявил, что связался с Siemens, чтобы построить оригинальные трамваи, какими они были в 1900-х годах, что Siemens принял. [ 45 ]
В августе 2020 года город объявил тендер на реализацию проекта. [ 46 ] После дальнейшей негативной реакции Городское управление землеустройства заявило, что работы не могут начаться раньше 2025 или 2027 года, но президент Вучич теперь назвал весь проект ненужным. Всего через несколько дней после объявления дирекция отменила торги. [ 47 ] [ 48 ] Вместо этого была объявлена новая линия EKO2 с электрическими автобусами от набережной Белграда до Калемегдана , которая должна покрыть весь проектируемый маршрут линии 1. [ 49 ]
Круг Двойки
[ редактировать ]

У трамвая № 2 нет конечной остановки, вместо этого он курсирует по большей части центра города. Поскольку маршрут остался неизменным с 1924 года, [ 50 ] трамвай, в просторечии называемый «Двойка » («двойка») на сербском языке, и его круг ( Круг Двойке ) стали одними из символов Белграда и, [ 51 ] в местном фольклоре отмечает, кто такие «настоящие» (внутри круга) и кто «периферийные» (вне круга) белградцы. Жизнь внутри круга действительно обеспечивает более высокие цены на недвижимость и более высокую арендную плату. [ 52 ]
По итогам подсчета пассажиров в октябре и ноябре 2014 г., в июле 2015 г. [ 52 ] Правительство города заявило, что что касается трамваев, то почему-то выяснилось, что самая большая проблема — это юго-западный участок маршрута Двойки . Было объявлено, что маршрут будет сокращен на один квартал, тот, который доходит до Вукова Споменика . Вместо этого он пройдет рядом с юридическим факультетом . [ 50 ] Славен Тика, профессор факультета транспортного машиностроения, который занимался подсчетом и последующими изменениями в линиях общественного транспорта, сказал, что « Двойка будет улучшена, поскольку в ее функционировании появились признаки определенных заболеваний... основная проблема» Двойки - резкое снижение количества пассажиров в зоне Вуков Споменик". Он также добавил, что все трамвайные линии будут в той или иной степени изменены. [ 50 ] Также было заявлено, что Двойка замедляет движение трамваев № 3, 6, 7 и 12 и препятствует сообщению Славия-Дорчол. [ 21 ] В правительстве города также сообщили, что граждане были опрошены и проголосовали за сокращение очереди. [ 52 ]
Жаркие публичные дебаты, в основном онлайн, длились несколько месяцев. Поскольку к изменению маршрута были привлечены специалисты факультета транспортного машиностроения, [ 50 ] Популярные возражения заключались в том, что из-за проблем с транспортом в Белграде, которых множество, «экспертам» нечего делать, кроме как сократить самую старую линию на один квартал, и что они «вероятно, понятия не имеют». Причастных к сокращению очереди называли «бездельниками», «теми, кто никогда не ездит на работу» и «выскочками и обывателями, решившими выдать себя за планировщиков». Комментаторы также заявили, что мэру Синише Мали и городскому менеджеру Горану Весичу должно быть «позорно и стыдно» за их, иронически названный «революционным шагом». [ 52 ]
После того как было объявлено, что граждане якобы проголосовали за сокращение маршрута, между самими белградцами разгорелись дебаты. "Внутренние" в основном обвиняли "периферию" в том, что они завидуют и как хорошо в Белграде, когда наступает сезон отпусков и все "деревенские люди" едут туда откуда приехали, а те отвечали, что "внутренние" избалованы и что небольшая прогулка пойдет им на пользу. [ 51 ] [ 53 ] Несмотря на то, что он является одним из символов города и пользуется культовым статусом среди белградцев, столь долгих и горячих дебатов не ожидалось, поскольку они продолжались до 2017 года. [ 52 ] [ 53 ]
Однако дальнейший анализ экспертов, не участвовавших в этом проекте, показал, что сокращение очереди на 7–10 минут пассажирам не поможет. Тем, кто добирается до Вукова Споменика, придется пересесть на трамвай или автобус, а изменение маршрута Двойки и ускорение приведет к заторам на трамвайных путях от юридического факультета до моста Газела . Они также оспорили экономическую выгоду, отметив, что меньшее потребление электроэнергии всего на несколько остановок приведет к минимальной экономии средств, и назвав всю идею нелогичной как с точки зрения трафика, так и с точки зрения экономики. [ 51 ] Тика, однако, утверждает, что автобусные линии ухудшают качество Двойки , затрудняют движение транспорта, влияют на поток на перекрестках и что сокращение ее длины сэкономит деньги GSP. [ 53 ]
Летом 2017 года началась реконструкция улицы Рузвельтова . Поскольку это улица, на которой Двойка достигает Вукова Споменика и поворачивает, ожидается, что, когда начнется реконструкция этого участка, Двойка будет временно сокращена до предложенного с 2015 года маршрута. Уже появились подозрения, что изменение фактически будет окончательным. [ 53 ] Несмотря на общественные дебаты, исторический маршрут остался нетронутым. [ 20 ] а трамвай возобновил движение в октябре 2017 года, хотя и с некоторой задержкой из-за затянувшихся работ. [ 54 ] Однако из-за работ на улице Караджорджева на западном участке маршрута в ноябре 2018 года линия была сокращена и временно переименована в 2L. Когда в июне 2019 года началась одновременная реконструкция улиц восточного участка, линия, как и несколько других, была полностью перекрыта. [ 55 ] Работы на востоке должны были завершиться в декабре 2019 года, а на западе — к январю 2020 года, но обе линии были продлены, поэтому линия будет закрыта как минимум до августа 2020 года. [ 56 ] Затем срок был продлен до января. [ 57 ] и 22 февраля 2021 г., но линии не были восстановлены. [ 58 ] Линия была восстановлена 8 марта 2021 года, через 633 дня вместо 180 дней, как планировалось изначально. [ 59 ]
Модели
[ редактировать ]Не будь 4/6
[ редактировать ]Шиндлер
[ редактировать ]Татра Т4
[ редактировать ]Татра КТ4
[ редактировать ]КАФ Урбос 3
[ редактировать ]Музей
[ редактировать ]-
Снегоуборочный железный трамвай
-
Brown, Boveri & Cie Трамвай
-
Джуро Джаковича Трамваи
-
Очень плохие трамваи
См. также
[ редактировать ]- Белградское метро
- Список систем трамвайного и легкорельсового транспорта
- Список систем городского трамвая в Европе
- Троллейбусы в Белграде
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Urbanrail.net, обновлено в 2011 г., по состоянию на 30 ноября 2015 г.
- ^ «Белград купит 30 трамваев CAF» . Железнодорожный вестник Интернэшнл . 6 ноября 2009 года . Проверено 1 апреля 2011 г.
- ^ "СТАТИСТИКА" . gsp.rs (in Serbian) . Retrieved 2023-03-26 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Деян Алексич (13 октября 2018 г.). «Городскому транспорту — 126 лет: Белградцев перевозили на лошадях, Лейландах , Мерседесах … » . Политика (на сербском языке). стр. 13.
- ^ Беобилд (29 июля 2006 г.). «Приобретаются пути для реконструкции трамвайной сети» . Проверено 12 сентября 2009 г.
- ^ Деян Алексич (22 января 2020 г.). «Только четыре трамвая на регулярных маршрутах» [Только четыре трамвая на регулярных маршрутах]. Политика (на сербском языке). п. 15.
- ^ «ЕЖЕДНЕВНЫЕ ЛИНИИ» . gsp.rs (на сербском языке) . Проверено 26 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Горан Весич (20 сентября 2019 г.). Белградские истории: Введение трамваев – модернизация Сербии [Белградские истории: Введение трамваев – модернизация Белграда]. Политика (на сербском языке). п. 14.
- ^ «Важные годы в истории города» . Город Белград . Проверено 28 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Деян Алексич (2 декабря 2019 г.). «От конок к электробусам» . Политика (на сербском языке). стр. 15.
- ^ Зоран Николич (15 декабря 2016 г.). «Как мы прощались с Александровым мостом» (на сербском языке). Вечерние новости.
- ^ Горан Весич (10 сентября 2021 г.). Жизнь города под оккупацией [Жизнь города во время оккупации]. Политика (на сербском языке). п. 16.
- ^ Вы знаете? - Как добирались до Земуна [Вы знали? - Как раньше добирались до Земуна]. Политика (на сербском языке). 9 июля 2020 г. с. 38.
- ^ Jump up to: а б Деян Алексич, Далиборка Мучибабич (11 февраля 2018 г.). «Метро все еще на исходной точке спустя полвека». Политика (на сербском языке).
- ^ Jump up to: а б Марияна Авакумович (30 октября 2009 г.), «Метро снова в ожидании», Politika (на сербском языке)
- ^ Урош Комленович (5 июля 1997 г.). «Легко данные обещания» . Время . № 300.
- ^ Сандра Петрушич (20 июня 2019 г.). Размытие за наш счет [Вознялся с нашими деньгами]. НИН , № 3573 (на сербском языке). стр. 22–25.
- ^ Горан Весич (30 июня 2023 г.). Борьба за проекты больших городов [Борьба за мегапроекты города]. Политика (на сербском языке). п. 16.
- ^ Деян Спалович (9 апреля 2013 г.), «Латание дыр на Старо-Савском мосту», Politika (на сербском языке), стр. 16.
- ^ Jump up to: а б с Деян Алексич (24 декабря 2018 г.). «На крагуевацком трамвае в трамвайное прошлое столицы» . Политика (на сербском языке). п. 15.
- ^ Jump up to: а б М.Белян (9 сентября 2015 г.), «Количество пассажиров сузило круг «двойки»: поэтому был изменен маршрут самой известной городской линии», Блиц (на сербском языке)
- ^ Деян Алексич (16 ноября 2017 г.), «Белград снова сносно», Politika (на сербском языке), стр. 17
- ^ С.Б. Милошевич (2 декабря 2018 г.). «Ускоренная процедура: трамвайные пути в Белграде переходят в собственность частных компаний, троллейбусы уходят в историю» (на сербском языке). Вечерние новости , B92 .
- ^ Деян Алексич (21 февраля 2021 г.). "Вместо новых трамваев и троллейбусов на маршрутах - в обещаниях" [Вместо новых трамваев и троллейбусов на маршрутах - в обещаниях]. Политика (на сербском языке).
- ^ Jump up to: а б Деян Алексич (3 февраля 2020 г.). Я езжу на трамвае до Мали Мокрог Луг. [Трамвай до Мали Мокри Луг]. Политика (на сербском языке). п. 15.
- ^ Jump up to: а б Деян Алексич (15 апреля 2021 г.). « Более удобный и надежный общественный транспорт для белградцев». Политика (на сербском языке). п. 22.
- ^ Деян Алексич (30 августа 2019 г.). В связи с реконструкцией площади Саввы переносят памятник перед Железнодорожным музеем [Памятник переезжает в Железнодорожный музей в связи с реконструкцией площади Саввы]. Политика (на сербском языке). п. 16.
- ^ Деян Алексич (9 декабря 2019 г.). Продолжаем удаление временных объектов [Продолжение удаления временных объектов]. Политика (на сербском языке).
- ^ Деян Алексич (10 января 2019 г.). «Трамвайные линии вращаются, автобусы 78 и 83 проходят через мост Бранко». Политика (на сербском языке). п. 17.
- ^ Деян Алексич (29 февраля 2020 г.). До апреля на регулярном маршруте останется только «тринадцатка». [До апреля на обычном маршруте ходила только «Тринадцать». Политика (на сербском языке).
- ^ Деян Алексич (4 марта 2020 г.). "Остановка трамвая - пробки на бульваре Краля Александра" [Остановка трамвая - пробки на бульваре Краля Александра]. Политика (на сербском языке). п. 15.
- ^ Деян Алексич (13 марта 2020 г.). «Реконструкция площади Саввы изменила режим движения в Кнезе Милоше» [Реконструкция площади Саввы изменила режим движения в Кнезе Милоше]. Политика (на сербском языке). п. 15.
- ^ Д. Алексич. «Закупка 25 новых трамваев для общественного транспорта Белграда – более 6,5 миллионов евро за транспортное средство, без двойной кабины и вместимости сочлененного автобуса» [Закупка 25 новых трамваев для общественного транспорта Белграда – более 6,5 миллионов евро за транспортное средство, без двухместная кабина и вместимость сочлененного автобуса. экапия .
- ^ Jump up to: а б Деян Алексич (20 января 2018 г.). «Еще три больших шага для полноценной жизни моста Ада». Политика (на сербском языке). п. 15.
- ^ Деян Алексич (8 декабря 2017 г.), «На трамвае из Баново-Брдо в Новый Белград», Politika (на сербском языке), стр. 17
- ^ Деян Алексич (21 марта 2018 г.). «Подписан контракт с «Энергопроектом» » [Контракт с «Энергопроектом» подписан]. Политика (на сербском языке). п. 15.
- ^ Деян Алексич (28 марта 2018 г.). «Трамвай би опет могао да иде ка Земуну» [Трамвай снова может пойти в Земун]. Политика (на сербском языке). п. 15.
- ^ Деян Алексич (5 июля 2019 г.). С сегодняшнего дня я еду на трамвае через мост Ада. [С сегодняшнего дня через мост Ада на трамвае]. Политика (на сербском языке). п. 15.
- ^ «Стойчич: Трамвай через мост Панчево, если это возможно» [Стойчич: Трамвай через мост Панчево, если это возможно]. N1 (на сербском языке). 15 января 2021 г.
- ^ FoNet (26 ноября 2016 г.), «Снова трамваи из Славии через Теразие в Калемегдан» , N1 (на сербском языке)
- ^ Деян Алексич (4 декабря 2016 г.), «I «za» i «protiv» vraćanja «jedinice» u centar» [За и против возвращения «Одного» в центр города], Politika (на сербском языке)
- ^ Деян Алексич (20 декабря 2016 г.), «Расширение трамвайной сети не является препятствием для строительства метро» , Politika (на сербском языке)
- ^ Таньюг (14 мая 2017 г.), «Вучич: Отмените троллейбусы, они создают нам проблемы», B92 (на сербском языке)
- ^ Милан Янкович (12 ноября 2018 г.). «Кеком» через Теразию [Без нет. 1 над Теразие]. Политика (на сербском языке). п. 15.
- ^ Деян Алексич, Далиборка Мучибабич (19 февраля 2020 г.). Трамвай и археологический аттракцион на будущей улице культуры Трамвай и археологический аттракцион на будущей улице культуры. Политика (на сербском языке). п. 15.
- ^ Деян Алексич (10 августа 2020 г.). Они снова бросают кости - теперь за рельсы [Плиты снова убирают – теперь из-за трамвайных путей]. Политика (на сербском языке). п. 15.
- ^ Ненад Нешич (11 августа 2020 г.). «Трамвай назвал желаемое желание - Весич объявил следы, Вучич говорит, что в этом нет необходимости» [Трамвай назвал желаемое желание - Весич объявил следы, Вучич говорит, что в этом нет необходимости] (на сербском языке). Н1.
- ^ Деян Алексич (13 августа 2020 г.). «TRG republika стоит на месте» Кубы на площади Республики стоят на месте [Кубики на площади Республики остаются]. Политика (на сербском языке). п. 15.
- ^ Бранка Васильевич, Деян Алексич (24 февраля 2021 г.). Прорвало трубу, автобус упал в воронку - Пешеходная зона в Крале Милана только в объявлениях [Труба лопнула, автобус упал в воронку - Пешеходная зона в Крале Милане только в объявлениях]. Политика (на сербском языке). п. 15.
- ^ Jump up to: а б с д «Через 91 год: Они сокращают знаменитый круг двоих» (на сербском языке). Телеграф. 10 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Деян Алексич (18 июля 2015 г.): «Никто не может лишить меня права жить в «круге двух» » , Politika (на сербском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и Деян Алексич (14 июля 2015 г.), «Кто остается исключенным из «круга двойников» » , Политика (на сербском языке)
- ^ Jump up to: а б с д Деян Алексич (11 июля 2017 г.), «Подход к сужению круга «двойников» », Политика (на сербском языке), с. 17
- ^ «Кренули трамваи: линии 2, 5 и 9Л поново на старим трасама» [Трамваи снова ходят: линии 2, 5 и 9Л снова по старым маршрутам]. Блич (на сербском языке). 4 октября 2017 г.
- ^ Деян Алексич (15 июня 2018 г.). «Трамваи останавливаются, автобусы перенаправляются». Политика (на сербском языке).
- ^ Деян Алексич (8 января 2020 г.). «Без трамваев 2, 5 и 10 до августа» [Без трамваев 2, 5 и 10 до августа]. Политика (на сербском языке).
- ^ Деян Алексич (23 декабря 2020 г.). «Трамваджи 2, 5 и 10 tek od kraja januara» [Трамваи 2, 5 и 10 только с конца января]. Политика (на сербском языке).
- ^ « Двадесет месечи без трамвая 2, 5 и 10». Политика (на сербском языке). 23 февраля 2021 г. с. 17.
- ^ Деян Алексич (6 марта 2021 г.). «Трамваи 2, 5 и 10 поново на траси од 8 марта» [Трамваи 2, 5 и 10 снова на маршрутах с 8 марта]. Политика (на сербском языке). п. 14.
Примечания
[ редактировать ]Примечания:
- ^ Jump up to: а б Эта дата официально принята как праздник городского общественного транспорта. Однако некоторые источники называют правильной датой 1 октября. Разница, очевидно, связана с официальным использованием календаря старого стиля в Сербии в то время. Однако разница между двумя календарями 19 века составляла 12 дней по сравнению с 13 днями в 20 и 21 веках, поэтому в этом случае правильной датой будет 13 октября.
- ^ С 2016 года одновременно начались многочисленные непрерывные реконструкции и коммунальные работы по всему Белграду, что привело к постоянным пробкам на дорогах и массовым сбоям в работе сети общественного транспорта. В результате по крайней мере половина трамвайных линий в определенный момент времени не используют свои обычные маршруты. Например, в январе 2020 года в исправном состоянии работали только четыре линии, а три были полностью остановлены. Эти изменения не отмечены, вместо них представлены официальные маршруты с основными достопримечательностями.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- GSP – Компания общественного транспорта «Белград» (сайт в разработке)
- Белград на UrbanRail.net (включая карту системы)
- BelgradeMaps.com - карты общественного транспорта Белграда
- фотографии белградского трамвая на сайте public-transport.net