Памятник князю Михаилу
Памятник князю Михаилу ( сербский : Споменик кнезу Михаилу , латинизированный : Spomenik knezu Mihailu ) — памятник князю Михаилу . Он расположен на главной площади Республики в Белграде , Сербия , и был установлен в 1882 году. Это был первый общественный памятник с изображением конной фигуры правителя в Сербии. Памятник работы итальянского скульптора Энрико Пацци . Рельефы на памятнике выполнены по рисункам архитектора Константина Йовановича . Памятник был объявлен памятником культуры большого значения в 1979 году и находится под охраной Республики Сербия . [ 1 ] как старейший и наиболее представительный фигуральный сербский памятник. [ 2 ]
Михайло Обренович III, принц Сербии
[ редактировать ]Князь Михаил (1823–1868) был князем Сербии с 1839 по 1842 год и снова с 1860 по 1868 год. Его правление началось после смерти его старшего брата до 1842 года, когда он был свергнут в результате восстания, возглавляемого Томой Вучичем-Перишичем .
Князь Михаил взошел на престол во второй раз, после смерти своего отца Милоша Обреновича I , в 1860 году. Он правил восемь лет как абсолютисты, добиваясь успехов в Сербии , согласовывая соглашения с соседними странами, для совместных действий на Балканах. . Во время второго правления князя Михаила турецкие власти передали оставшиеся города Белград , Шабац , Смедерево , Соко , Ужице и Кладово Сербии . В 1868 году в Кошутняке был убит князь Михаил Обренович .
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Во второй половине XIX века в Белграде возводилось все большее количество памятников, представляющих многочисленных выдающихся деятелей культурной и политической жизни Сербии. [ 3 ] Официальная сербская государственная делегация посетила Россию в мае 1867 года. После встречи с императором Александром II в Санкт-Петербурге делегаты посетили Всероссийскую этнологическую выставку в Москве . Они обратили внимание на акварельную картину «Освобождение Сербии» , которая на самом деле является эскизом монументального проекта скульптора Михаила Микешина . Картину привезли в Белград, и принцу идея понравилась. Он связался с Микешиным и пригласил его в Сербию для работы над проектом. [ 4 ]
Однако убийство князя 10 июня 1868 года отложило визит художника. Совет по возведению памятника был сформирован уже 14 июня 1868 года и решил собрать пожертвования на строительство как церкви в Кошутняке , на месте убийства, так и монументальной скульптуры в самом городе. Из уважения к убитому правителю Микешин в Москве разработал проект мемориальной церкви или часовни в Кошутняке. После прибытия в Белград в октябре 1868 года и осмотра города он в сотрудничестве с правительством и Коллегией предложил два проекта памятника князю, который должен был быть установлен на Большом рынке, или современной Студенческой площади . После публичного показа горожанам проект, видимо, понравился, и здание одобрили. Художник Стеван Тодорович заказал литографий изготовление в Вене . Однако процесс строительства мемориалов затянулся, и в 1871 году предложения Микешина были отвергнуты. [ 4 ]
Международный конкурс
[ редактировать ]Также в 1871 году правительство решило построить в городе только памятник, который будет «отлит из старых пушек». Объявлен международный конкурс дизайна. Конкурсантов было трое: Стеван Тодорович, Ватрослав Донегани из Риеки и прусский скульптор, имя которого не сохранилось. Неудовлетворенное результатами правительство повторило конкурс в 1873 году. На этот раз место для памятника было выбрано на Театральной площади (современная площадь Республики), напротив Национального театра в Белграде, построенного князем Михаилом. [ 4 ]
Всего поступило 15 работ, преимущественно от зарубежных художников. Комиссия добавила первые две работы Тодоровича и Донегани, увеличив количество предложений до 17. [ 4 ] Первую премию получил венский скульптор Винченц Пильц , вторую — выдающийся флорентийский мастер Энрико Пацци , а третьей — соотечественник Вегенера Антон Пауль Вегенер . покойного принца Однако камергер Анастас Йованович подтолкнул комиссию в пользу Пацци. [ 3 ] [ 5 ]
Пацци родился во Флоренции в 1819 году. Он был учеником знаменитых скульпторов Джованни Сарти и Дюперре. Он был представителем итальянского веризма. Его художественное направление заключалось в том, чтобы показать жизнь такой, какая она есть, со всей ее славой и отчаянием. Пацци прославился своей работой над памятником итальянскому писателю Данте; он был возведен в 1865 году перед флорентийской церковью Санта-Кроче . Скульптура Пацци «Михайло Обренович» должна была изображать правителя на коне - новшество в сербском обществе того времени. Работу над статуей начал в 1872 году и завершил в 1879 году, когда Сербия получила независимость в 1878 году. Конная статуя была выполнена в классическом итальянском стиле правителя на коне, имея свою модель в древнем искусстве. Это была первая монументальная конная статуя в Сербии . [ 4 ] [ 6 ]
Преданность
[ редактировать ]Торжественное открытие памятника состоялось 18 декабря [ OS 6 декабря] 1882 года, в день святителя Николая , покровителя династии Обреновичей. Мероприятие было задумано как большое эфемерное зрелище по случаю провозглашения Королевства Сербия . В то время всадник без шапки был явлением необычным и был замечен публикой. [ 7 ] Открытие памятника было грандиозным зрелищем. По случаю его открытия были установлены декорации, украшенные цветами, зеленью, геральдическими щитами с белыми двуглавыми орлами и флагами. По этому случаю Энрико Пацци, как автор одного из важнейших сербских памятников XIX века, получил орден Таковского рыцаря второй степени. На церемонии присутствовали высшие представители церкви, государства и армии, а также большое количество населения. Среди высокопоставленных лиц были премьер-министр Милан Пирочанац и министры; депутаты Национального собрания; Дмитрий Нешич , ректор Великой школы с профессорами; президент и члены Сербского научного общества ; мэр Белграда Михаил Карабиберович, а также члены городского совета и делегаты со всей Сербии. Памятник был открыт по прибытии короля Милана и королевы Наталии . [ 8 ] На всем мероприятии присутствовала пресса того времени и прежде всего «сербские газеты». Церемония была призвана продемонстрировать мощь недавно провозглашенного королевства. [ 6 ]
Открытие памятника сопровождалось стрельбой из ста одной пушки , а во время торжественного открытия памятника раздавался звон колоколов всех церквей Белграда. Перед памятником чествовали князя и исполнили гимн. Журналистские источники говорят, что это был возвышенный момент церемонии. Затем состоялось возложение серебряных венков славы.
Более поздние события
[ редактировать ]Время от времени архитекторы предлагали поставить вокруг памятника защитное декоративное ограждение, поскольку горожане обычно сидят на постаменте , постоянно покрытом граффити. Работы по консервации проводились в 1983 году, а в 1996 году памятник основательно очистили, но только постамент, а скульптуру не ремонтировали десятилетиями. Постамент еще раз убрали в ходе реконструкции Площади Республики в 2018-2019 годах. Реконструкцию самой скульптуры должны были начать в ноябре 2019 года. Ремонт будет проводиться на месте . Скульптура будет очищена дистиллированной водой , чтобы найти дополнительные трещины и повреждения на латуни , которая составляет большую часть материала, из которого построена скульптура. Патина . будет частично очищена [ 2 ] [ 9 ] Большие жардиньерки , окружавшие памятник, были удалены во время реконструкции площади, в результате чего территория вокруг постамента, как и вся площадь, осталась совершенно бесплодной. [ 10 ]
Затем ремонт перенесли на 2 марта 2020 года. [ 11 ] В сложенных частях памятника (там, где руки держат поводья и где прикреплены руки, кремневое ружье и меч) реставраторы обнаружили кости животных - свиней, коров и голубей. Считается, что их сложили сороки . На памятнике были обнаружены пулевые отверстия, но в основном они были засыпаны, вероятно, во время каких-то предыдущих реконструкций. Там, где патина сильно разрослась, ее невозможно удалить, поскольку она защищает бронзу. Однако в некоторых местах он стал настолько сильным, что изменил выражение лица и некоторые другие части памятника. Памятник был в хорошей, прочной форме, хорошо соединен с каменным постаментом, вес прекрасно распределен, без видимых изменений и наклонов. На правом копыте лошади была обнаружена небольшая просверленная дырочка, предположительно также оставшаяся после какого-то предыдущего обследования памятника. литейный песок Из него лился . Срок был назначен на 1 мая. [ 12 ]
Ссылаясь на плохую погоду и чрезвычайное положение из-за пандемии COVID-19 , работы были продлены на две недели. главный консерватор-реставратор Также проект покинул Ристо Михич. Разработка компании «Рестуратика» проиграла государственные торги, но все же была выбрана Институтом охраны памятников культуры. Михич, который также является скульптором, предпочел удалить нестабильную, слабую патину, в то время как он хотел сохранить темную, стабильную патину, утверждая, что это сохраняет сам памятник. Выбранный проект предусматривает агрессивное кислотное удаление всей патины и обработку бронзы серной кислотой для создания новой патины. Михич считал, что это повредит скульптуру, состоящую из нескольких бронзовых частей, поэтому он ушел, и его заменила Наташа Петрович. [ 13 ] [ 14 ] . капельный камень Вокруг постамента был добавлен [ 15 ] Работы завершились 10 июня 2020 года, к 152-й годовщине убийства князя. [ 16 ]
Характеристики
[ редактировать ]Дизайн
[ редактировать ]На Энрико Пацци повлияли два памятника эпохи Возрождения из Флоренции, где он жил: Конный памятник Козимо I и Конный памятник Фердинандо I. Оба были спроектированы Джамболоньей , первый был построен в 1594 году на площади Синьории , а второй был возведен в 1608 году на площади Сантиссима Аннунциата . Оба, однако, находятся под влиянием самой известной сохранившейся римской конной статуи, Конной статуи Марка Аврелия , созданной в 175 году и ставшей образцом для изображений героев и победителей ( Юстиниана , Гаттамелаты , Генриха IV , Петра Великого ). [ 17 ]
Изображение представляет собой смесь греческих и римских элементов. Как правитель и победитель на коне, принц изображен в греческом стиле, но позы его головы, рук и ног, застывших в мгновение, типично римские. Руки принца являются основным символом его власти: левая крепко держит поводья ( что символизирует власть контролировать и управлять обществом), а правая с вытянутым указательным пальцем призывает своих подданных в будущие военные и дипломатические сражения. [ 17 ]
Моделью фигурки лошади была настоящая лошадь, на которой ездил принц Майкл. Это была вороная лошадь, которую принц получил, когда возвращался с принцессой Юлией из медового месяца в Румынии. [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]Памятник имеет высоту 11 м (36 футов) (из которых сама статуя составляет 5 м (16 футов)) и длину 8,46 м (27,8 футов). Оно было отлито на Королевском баварском литейном заводе Фердинанда фон Мюллера в Мюнхене , Германия , и стоило 300 000 динаров. Остается неизвестным, действительно ли старые пушки были переплавлены и перелиты. [ 3 ] [ 4 ] [ 8 ] [ 17 ]
Памятник представляет собой бронзовую конную статую князя Михаила на коне. [ 1 ] Он был воздвигнут в честь самого важного политического достижения князя — полного изгнания турок из Сербии в 1867 году и освобождения оставшихся семи удерживаемых Османской империей городов на территории Сербии. Названия городов высечены на плитах на восьмиугольном гранитном постаменте статуи, причем рука князя указывает на Старую Сербию , оставшуюся не освобожденную территорию. [ 1 ] [ 3 ] [ 18 ]
Памятник состоит из трех частей: постамента, постамента и конной статуи. Бронзовая фигура представляет князя на коне, сербского освободителя от турок , чья вытянутая рука указывает на еще угнетенные территории. Поднятая рука с вытянутым указательным пальцем происходит из милитаристской телесной риторики, восходящей к римской традиции; в частности, использованный позже из французского неоклассического искусства. Для князя Михаила этот жест означал победу на дипломатическом поприще, а не на поле боя. Принц держит бразды правления левой рукой — жест , символизирующий способность правителя контролировать и управлять. Князь Михаил был представлен как спаситель нации, пожертвовавший собой ради национальных идеалов. Пьедестал из мрамора Венчац . [ 2 ] овального типа с рельефным фризом. Изображения на переднем и заднем фризе взяты из круга династической мифологии, прославляющей древность и героизм сербского народа и его обновление при династии Обреновичей . Пьедестал был описан как «изящный эллипс из мрамора и бронзы, элегантный, симбиотически слившийся с фигурой всадника». [ 19 ]
Сцена «Сербского гуслера » находится на обратной северной стороне, в окружении людей, одетых в разные костюмы, что указывает на разные этнические границы нации, далеко выходящие за пределы политических границ, существовавших в период Княжества того времени. . Игрок рассказывает сыновьям о подвигах династии Обеновичей. Над гробом князя Михаила имеется изображение еще одного гуслера, скорбящего. На лицевой южной стороне находится изображение «Князь Милош в Таково», указывающее на идею династической и национальной преемственности, а также на идею войны за освобождение Родины. [ 3 ] [ 6 ]
На восточной и западной стороне памятника расположены рельефы, прославляющие князя Михаила. На восточной стороне находится «Народная депутация перед великим князем Михаилом», основанная на идее восстановления золотого периода в восстановленном государстве, а на западной стороне — изображение «Сербы приносят клятву над могилой Князь Михаил». В центре сцены стоит древний саркофаг с надписью на французском языке, которая гласит: «Мишель III, принц Сербский». Весь постамент с рельефами был установлен на высоком прямоугольном постаменте, так что расположение и внешний вид памятника доминировали в пространстве; в оценке важная визуально-символическая роль отводится возвышению царственной особы.
Герб династии Обреновичей находится на передней южной стороне постамента, аналогично гербу на могиле герцога в православном соборе. На боковых сторонах находятся три большие бронзовые гирлянды, на которых позолоченными буквами были начертаны названия городов, освобожденных в 1867 году: Белград , Кладово , Соко , Смедерево , Шабац и Ужице . На оборотной, северной стороне текст (в переводе): «Князю Михаилу Обреновичу III. Благодарная Сербия». По углам постамента размещены четыре рельефных трофея, а вокруг памятника установлена ограда с канделябрами.
Памятник князю Михаилу установлен как памятник культуры большой ценности, Решением об учреждении «Офф.газ. СРС» №14/79.
Популярность
[ редактировать ]Князь Михаил представлен без какой-либо шляпы на голове, что было весьма нетипично для любого сановника, не говоря уже о правителе того времени. Популярная история об этом сохранилась надолго. Речь шла о мальчике, который в день посвящения кричал: «Где его шапка?». Скульптора это настолько задело, что он покончил жизнь самоубийством. На самом деле Пацци прожил еще 17 лет, до 81 года. Он прожил в Белграде несколько лет и, уехав, написал открытое письмо «рыцарскому королевству» Сербии, в котором заявил: «В душе я итальянец». и эмоциями, но в душе и радуюсь, что я серб». [ 3 ] [ 5 ]
Хотя князя всегда высоко ценили как правителя, роль и честь принца несколько ушли в забвение, когда дело дошло до его памятника, и статуя стала просто известна как код конья (по-сербски «на лошади»). Даже близлежащий ресторан какое-то время назывался так. Это место стало самым популярным местом встреч в Белграде, поскольку люди просто говорили: «Давай встретимся у лошади». Историки искусства отчасти винят в этом композицию самого памятника, поскольку статут явно «больше понуждает лошадь, чем всадника». [ 3 ] [ 5 ] Другие летописцы и журналисты не понимают, почему первой ассоциацией горожан является лошадь, а не князь, но это, скорее всего, не изменится в ближайшее время, поскольку привычка называть ее «у лошади» сейчас охватывает многие поколения. [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Памятники культуры Сербии: «Памятник князю Михаилу / Памятник князю Михаилу» ( SANU ) (на сербском и английском языках)
- ^ Jump up to: а б с д Бранка Васильевич (14 ноября 2019 г.). «Принца Михаила «моют» на площади Республики». Политика (и сербская). стр. 15.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Александра Миялкович (11 августа 2019 г.). История памятника - Князю-освободителю благодарной Сербии [Памятник-сказка - Князю-освободителю, благодарная Сербия]. Политика-Магазин, № 1141 (на сербском языке). стр. 28–29.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бранко Богданович (1 декабря 2019 г.). «Принц без шляпы» [Принц без шляпы]. Политика-Магазин, №1. 1157 г. (на сербском языке). стр. 28–29.
- ^ Jump up to: а б с Зоран Николич (7 августа 2003 г.). «Одна и та же лошадь для двух всадников» . Вечерние новости (на сербском языке). Архивировано из оригинала 17 августа 2019 года . Проверено 17 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с beogradskonasledje.rs - Памятник князю Михаилу открыт 7 июля 2013 г.
- ↑ Скандал у памятника принцу с непокрытой головой, получено 29 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Из старого Белграда - памятник князю Михаилу», Politika (на сербском языке), 25 июня 1967 г.
- ^ Видосав Вуядинович (31 августа 2019 г.). Защита памятника князю Михаилу от вандалов [Антивандалистская защита памятника князю Михаилу]. Политика (на сербском языке).
- ^ Боян Ковачевич (16 ноября 2019 г.). От площади до запеканки и обратно [От квадрата к запеканке и обратно]. Politika-Kulturni dodatak (на сербском языке). п. 6.
- ^ Милан Янкович (2 марта 2020 г.). «Реставрация памятника князю Михаилу начинается сегодня». Политика (на сербском языке). п. 14.
- ^ Бранка Васильевич (14 марта 2020 г.). «С глазу на глаз с князем Михайло» . Политика (и сербская). п. 15.
- ^ Бранка Васильевич (27 апреля 2020 г.). = Работы над памятником князю Михаилу снова начались [Работы над памятником князю Михаилу возобновлены]. Политика (на сербском языке). п. 17.
- ^ Бранка Васильевич (28 апреля 2020 г.). Памятник князю Михаилу будет готов в середине мая [Памятник князю Михаилу будет закончен к середине мая]. Политика (на сербском языке). п. 15.
- ^ Бранка Васильевич (16 мая 2020 г.). Реставрация памятника князю Михаилу завершилась примерно первого июня. [Реконструкция памятника князю Михаилу завершилась около 1 июня]. Политика (на сербском языке). п. 15.
- ^ Бранка Васильевич (10 июня 2020 г.). Леса вокруг памятника князю Михаилу сняты. [Убраны леса, окружавшие памятник князю Михаилу]. Политика (на сербском языке). п. 15.
- ^ Jump up to: а б с Александр Станойлович (16 мая 2020 г.). Три всадника [Три всадника] Политико-культурная оппозиция (на сербском языке). п. 3.
- ^ «ДИЛЕММА СТАРОГО БЕЛГРАДА: Что показывает рука князя Михаила на площади Республики?» . 4 августа 2015 г.
- ^ Ненад Новак Стефанович (13 декабря 2019 г.). Архитектура и мода [Архитектура и мода]. Политика-Моя куча (на сербском языке). п. 1.
- ^ Деян Алексич (23 февраля 2020 г.). «Састанак код «Лоле», на утакмицу у «Пионир»…» [Свидание в «Лоле», на игру с мячом в «Пионир»…]. Политика (на сербском языке).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с памятником князю Михаилу, на Викискладе?
44 ° 48'59 "N 20 ° 27'36" E / 44,816460 ° N 20,460080 ° E
- Скульптуры 1882 года
- 1882 заведения в Сербии
- Здания и сооружения, построенные в 1882 году.
- Памятники и мемориалы в Сербии
- Культура в Белграде
- XIX век в Белграде.
- Туристические достопримечательности Белграда
- Памятники и мемориалы в Белграде
- Памятники культуры большого значения (Сербия)
- Бронзовые скульптуры в Сербии
- Конные статуи в Сербии
- Энрико Пацци
- Статуи монархов
- Культурные изображения сербских монархов