Полуграфия


Текстовая полуграфия , псевдография или графика символов -это примитивный метод, используемый в видео -аппаратном обеспечении для эмуляции растровой графики без необходимости реализации логики для такого режима отображения.
Есть два разных способа достижения эмуляции растровой графики. Первым является создание адресуемого режима «Все точки с низким разрешением» , используя набор специальных символов со всеми двоичными комбинациями определенной матрицы подразделения текстового режима размера символа; Этот метод называется блок -графикой , [ 1 ] Или иногда мозаичная графика . [ 2 ] [ 3 ]
Вторым является использование специальных форм вместо глифов (букв и рисунков), которые появляются так, как будто нарисованы в растровом режиме графики, иногда называемые полу - псевдо-графикой ; Важным примером этого являются символы рисования .
Полуграфические символы (включая некоторые элементы блока) по -прежнему включены в BIOS любой VGA -совместимой видеокарты, поэтому любой компьютер может отображать эти символы с момента ее включения, даже если операционная система еще не загружена. Одиночные и двойные линии все еще часто проводятся с помощью этого метода, когда система использует текстовый режим; Например, при запуске программы настройки BIOS.
Многие из этих исторических идей были приняты в Unicode , например, в символах для устаревших вычислений , блочных элементов , чертежа ящиков и геометрических форм блоков Unicode . [ 4 ]
Блок графика
[ редактировать ]
Например, символ 8 × 12 пикселей может быть разделен вертикально на две половины и горизонтально в трех частях, а затем назначать значения «чернила» и «фоновые» элементам матрицы в двоичном рисунке, соответствующие двоичной последовательности Положение в таблице шрифтов 2 × 3 мозаики блока [ 5 ] Матрица так называемых сквотов (квадратные точки) [ 6 ] или секстанты . [ 7 ] Реже используемые версии используют 1 × 6 «матрицу», и в этом случае эти шесть «пикселей» иногда называют шестерами . [ 8 ] Но деление характера 8 × 8 на 2 × 2 "пикселей" называется квадрантами [ 7 ] Также был распространен (например, он использовался в Sinclair ZX81 ).
Иногда текстовые полуграфические символы просто включаются в Systems Set, иногда специальное видео-оборудование используется для непосредственного преобразования битового паттерна из видео памяти в пиксели. В редких случаях матрица символов не была делит по вертикали по трем, например, в матрице 8 × 8 мозаика иногда разделяется, так что она использует схему линии сканирования 3: 2: 3. Графический режим Galaksija . является примером, хотя с схемой 4: 5: 4 эффект искажения был минимальным [ 9 ]
Основополагающее использование этой технологии было в TRS-80, где единственный способ получить дискретные пиксели на экране, которые можно было включать и выключать индивидуально (все точки, адресомные), был с использованием матрицы пикселей 2 × 3 блока. графика. В случае TRS-80 эти блок-графики не были включены в ПЗУ шрифта, как позже стало нормой, но была сгенерирована непосредственно из логического шаблона из шести бит от видео оперативной памяти с использованием выделенной схемы, сделанной из логических ворот . [ 10 ] Более ранней системой, использующей ту же матрицу псевдо-графики матрицы 2 на 3, представляла собой интерфейс видео терминала (VTI) поли -88 с помощью полиморфных систем , системы на основе шины S-100, предшествующей TRS-80.
Если система также поддерживает цвет, то цветовое разрешение полученных пикселей обычно было равным разрешению текста, часто приводимо к столкновению атрибута , поскольку цвет пикселя не может быть изменен на основе пикселя, но только к одной «чернилах» и один «фон» цвета для всех пикселей в положении персонажа.
Иногда количество символов в шрифте, посвященных блоке графики, может быть сокращено вдвое, если система также поддерживает атрибут «инвертирования», так как половина символов в наборе шрифтов с полной блочной графикой является логическим обратным из второй половины шрифта набор. Другие хитрости, которые использовались для уменьшения количества необходимых символов, заключались в том, чтобы использовать пространство для символа «все биты нулевой», и использовать Hex 7f Hex для «Все биты на» характер, как символ 7f Hex (Decimal 127) часто определяли как «все пиксели на» символ (это было потому, что при использовании Papertape вычеркивает все семь отверстий, создал байт 7F Hex ", который считался " del "или «Отрезание» персонажа ). [ Цитация необходима ] Назначение в ASCII символа обличительного персонажа (к кодовой точке 127) светодиодных дизайнеров VDU для использования «обмотки» для квадрата символов, заполненного «чернилами», который часто использовался для представления курсора. [ Цитация необходима ]
Примеры использования блок -графики
[ редактировать ]
Другие примеры систем, которые полагались на использование блок -графики:
- Наборы символов ZX80 . и ZX81 , где использовалась матрица пикселей 2 × 2, с трюками атрибутов пространства и инвертирования, чтобы удержать количество символов в ПЗУ, необходимого до 7 (из необходимых 16) [ 11 ] ZX Spectrum также поддерживал блок-графику, а также «реальную» графику с более высоким разрешением. Кроме того, в спектре системный шрифт (сохраненный в его ПЗУ) может быть легко и мгновенно изменен на один, хранящий в оперативной памяти, что позволяет программистам определять свои собственные полуграфические символы в соответствии с их потребностями.
- Другие системы, которые использовали матрицу 2 × 2, включали Panasonic JR-200 и Mattel Aquarius . Последний поддерживал не только полуграфику матрицы 2 × 2, но и матричную полуграфию 2 × 3, хотя и несовершенно, поскольку пиксели полуграфии в среднем ряду персонажа были менее высокими, чем в верхних и нижних рядах, из -за несовершенного деления 8 × 8 пиксельных символов Матрица.
- У Commodore Pet также было несколько символов для поддержки 2 × 2 текстовой полуграфии в своем PetScii наборе символов . ПЭТ также был одной из первых систем, которые в значительной степени полагались на полуграфические символы , чтобы получить любую форму графики на экране.
- Цветный компьютер TRS -80 и Dragon 32/64 являются хорошими примерами систем с использованием цветной полуграфики матрицы 2 × 2. Но их Motorola 6847 VDC также поддерживал небольшой используемый 6-блок-режим полуграфии. [ 12 ] [ 13 ]
- Системы VideoTex и Teletext использовали матрицу 2 × 3 и один передний план («чернила») и один цвет фона, обычно из набора из восьми цветов (включая черно -белый). Многие системы использовали « VideoTex Graphics ». Одним из самых известных примеров является графический режим Acorn BBC Micro по умолчанию ( режим 7 ). [ 14 ] Другие системы, которые использовали «VideoTex»,-это графика: ABC 80 , Grundy Newbrain , многие из систем Acorn Eurocard и Philips P2000T , в котором фактически использовались чип Teletext , предназначенный для их телевизоров.
- Матра Алиса 32, [ 15 ] Матра Алиса 90 [ 16 ] и Philips VG5000 [ 17 ] были основаны на графическом чипе Thomson EF9345 , способной отображать буквенно -цифровые и полуграфические символы. [ 18 ]
- ПК -8001 сумел объединить нормальный текст с полным набором из 256 текстовых полуграфических «символов» в матрице 2 × 4; Система отличала набор из 256 образцов полуграфии от набора 256-символов, используемого для «нормальных» шрифтов через байты атрибутов символов . [ 19 ]
- Одной из последних видеосмерений, где текстовая полуграфика была полезной вариантом, был цветовой графический адаптер (CGA). Этот графический адаптер для раннего IBM-PCS поддерживал только четыре цвета в своем графическом режиме с высоким разрешением, но в текстовом режиме он может отображать 16 различных цветов. Несмотря на то, что шрифт адаптера CGA не содержит всех типичных символов текста-полуграфии, все еще было возможно создать режим Text Semicraphics CGA 160 × 100 с использованием полудокументированного трюка. [ 20 ]
Полуграфические персонажи
[ редактировать ]


Полуграфические символы также являются символами шрифта, которые предназначены для создания впечатления, что система может поддерживать графику высокого разрешения, в то время как на самом деле система работает в текстовом режиме. Персонажи, такие как символы, набрасывающие коробки , круги и точки, символы карт, такие как ♠, ♣, ♥ ♥, и « Геометрические формы « графический строительный блок » , такие как треугольники, дали такие системы, что внешний вид.
Одной из первых систем, которая использовала такие символы, канонический пример, которым последовали другие, был Pet Commodore , который имел многие из них в его Petscii . наборе шрифтов [ 21 ] Оригинальный питомец полагался на такую степень на этих персонажах, что напечатал их на своей клавиатуре, как можно увидеть здесь, примером, который вскоре скопировали другие системы.
Другим хорошим примером системы, которая полагалась на полуграфические символы, является почтенный Sharp MZ80K , который не имел графики высокого разрешения, ни перепрограммируемых символов, но полностью полагался на расширенный набор шрифтов со многими псевдо-графическими символами. [ 22 ] С этим все еще было возможно генерировать игры, которые выглядели так, как будто система имела графику с высоким разрешением. [ 23 ]
Некоторые из систем, в которых имел программируемый набор шрифтов, но не имели реального растрового графического оборудования с высоким разрешением, поставлялись с наборами символов по умолчанию, которые будут загружены в RAM набора символов, и эти наборы часто включали в себя идеи, упомянутые здесь, хотя это часто было Также случай, когда выделенные полуграфические символы были определены по мере необходимости.
Системы, которые полагались на полуграфические символы
[ редактировать ]Примеры систем, которые в значительной степени полагались на полуграфические символы для их графики:
- Оригинальный IBM PC с MDA не предлагал никакой формы графики, кроме символов для рисования коробок на кода по умолчанию странице 437 .
- ПЭТ Commodore был одной из первых систем, которые в значительной степени полагались на полуграфические символы, чтобы получить любую форму графики на экране (см. Petscii ).
- Sinclair , ZX80 и ZX81 полагались на символы блок-графики для графики с низким разрешением 64 × 48 пикселей черно-белых или 32 × 48 в черном, белом и серых как видно в наборе символов ZX80 и набора символов ZX81 .
- Mattel Aquarius полностью полагался на свой персонаж, набор для игр, хотя он продавался через игрушечные магазины. Это никогда не стало коммерческим успехом отчасти из -за этого ограничения, которое было устарело в то время (см. Набор персонажей Mattel Aquarius ). [ 24 ]
- Panasonic JR-200 также использовал полуграфические символы в сочетании с блок-графикой (см. Набор символов серии Matsushita Jr ).
- Sharp MZ -серия компьютеров не предлагала никакого высокого разрешения или программируемых символов, но имела очень полный набор полуграфических символов (см. Набор символов Sharp MZ ). - И так все еще предлагал много визуально хороших игр. [ 25 ]
- Матра Алиса 32 и 90; и Philips VG5000 (см. Набор символов Thomson EF9345 ).
- Compukit UK101 (клон популярного научного Superboard Ohio) также был очень ранней системой, которая опиралась на его набор 256 символов.
- Текстовые режимы более поздних компьютеров Apple II, начиная с Apple IIC и расширенной версии Apple IIE , поддерживали набор символов Mousetext , который заменил мигающие символы прописных при включении. Хотя эти системы Apple не полагались на эти наборы персонажей, они играли роль в моделировании графического интерфейса, такой как графика их более продвинутых членов семьи, но в текстовом режиме.
Смотрите также
[ редактировать ]- Символы для устаревших вычислений
- ANSI ART
- Альфа-мозаичный характер
- Персонаж рисования коробки
- Кодовая страница 437
- Список домашних компьютеров по видео -оборудованию
- Текстовый режим
- Шесть
- Petscii
- Atascii
- Наборы символов калькулятора Ti
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Rtrussell: BBC Basic для Windows» . www.bbcbasic.co.uk .
- ^ Freytag (C), Asmus (2020-10-13). "Телетекст отделил мозаичный график "
- ^ Усовершенствованная спецификация Teletext (PDF) . Европейский институт стандартов телекоммуникаций. 1997. с. 6
- ^ Стандарт Unicode, версия 15.1 - геометрические формы (PDF) . Unicode, Inc. 2023.
- ^ ETS 300 072 - Терминальное оборудование (TE); Videotex Presentation Slay Protocol VideoTex Presentation Syntax Синтаксис данных (PDF) . Европейский институт стандартов телекоммуникаций (опубликовано 1996). 1990.
- ^ Goldklang, IRA (2015). «Графические советы и хитрости» . Архивировано из оригинала 2017-07-29 . Получено 2017-07-29 .
- ^ Jump up to: а беременный Юэлл, Даг ; Bettencourt, Rebecca G . ; Банффи, Рикардо; Эверсон, Майкл ; Сильва, Эдуардо Марин; Мортенсон, Элиас; Шулсон, Марк; Стил, Шон; Тернер, Ребекка (2019-01-04). «5. Графические символы». Предложение добавить символы от устаревших компьютеров и телестекса в UCS (PDF) . Терминалы Рабочая группа (TWG), Международная организация по стандартизации . п. 3. L2/19-25. Архивировано (PDF) из оригинала 2020-12-24 . Получено 2021-01-11 . п. 3:
Слово «секстант» используется в этом документе, по аналогии с «квадрантом» - термином, используемым для определенных символов UCS с 1999 года, - для обозначения полуграфического блока, состоящего из шести меньших блоков или «ячейки», расположенных в двух столбцах и и три ряда. В спецификации Teletext символы в этой группе могут отображаться либо с соединенными ячейками, как и в случае с существующими символами квадрантов, либо с узким пространством между ячеек. Эмулятор Teletext может интерпретировать управляющий символ U+001A («разделенная графика») для отображения пространства между ячеек или U+0019 («Сметная графика»), чтобы вернуться к по умолчанию, соединенному внешним видом
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) - ^ «Еженедельные мероприятия в Рочестере в Джейсленде № 191: все белые шесть» . Jayceland.com .
- ^ «Музей old-compusters.com ~ Galaksija Galaksija Software & Scenshots» . Смотрите второе изображение сверху. Изображение показывает небольшую разницу в высоте некоторых "пикселей" . Получено 2014-01-27 .
- ^ «Описание графики блока TRS-80» .
- ^ Технические детали ZX-81 Набор символов и блокировать графику
- ^ "Coco Semi-Graphics-6 Режим отображения" .
- ^ «Полу-график-6 режим отображения» . 2021-02-14. Архивировано из оригинала 2021-02-14.
- ^ «Rtrussell: BBC Basic для Windows» . www.bbcbasic.co.uk .
- ^ «Матра Хахетт> Алиса» . Old-computers.com . Архивировано из оригинала 2021-10-03 . Получено 2021-10-03 .
- ^ «Матра Хахетт> Алиса 90» . Old-computers.com . Архивировано из оригинала 2021-10-03 . Получено 2021-10-03 .
- ^ Хервье, Карл; Ванлемерде, Стеф (204). " VG5000 мкл Поклонник вентиляторов VG5000 мкл. Оригинал из оригинала с 2021-08-2 Получено 2021-10-0
- ^ EF9345 - HMOS2 Однопроцессовый полу -графический процессор отображения (PDF) . SGS-Thomson Microelectronics. Март 1995.
- ^ PC-8801 Программирование-информация VRAM (источник на японском языке; соответствующим предложением является «Нажмите начальную позицию и полу-графический бит спецификации = 1 в атрибуте, и напишите точечный шаблон в текстовом VRAM вместо кода символа». Это примерно переводится на «в начальной позиции режима полуграфии, когда на VRAM будет записано режим атрибута, в VRAM будет записано шаблон точки для кода символа [графической буквы по умолчанию]» .
- ^ IBM PC XT Техническая ссылка , IBM, 1983, с. 1-142 , Получено 2018-08-24
- ^ Коммодор C64 Руководство: Справочное руководство по программистам Commodore 64 , Commodore, 1983, p. 379 , получен 2018-08-24
- ^ «В записи Old-computers.com на Sharp MZ80K упоминается отсутствие графических возможностей» .
- ^ "Sharp MZ80K - Base Zero Game" . 2010-01-29-через www.youtube.com.
- ^ «Маттель Акедельская система домохозяйств» . www.vdsteenoven.com .
- ^ «Игры на MZ-80K полагались на его великий набор полуграфических персонажей» .