Галактика (компьютер)
![]() Основная плата Галаксии в процессе сборки | |
Тип | Домашний компьютер |
---|---|
Дата выпуска | 1983 год |
СМИ | Компактные кассеты |
Операционная система | Галактика БЕЙСИК |
Процессор | Zilog Z80 A @ 3,072 МГц |
Память | 2–6 КБ ОЗУ , 4–8 КБ ПЗУ |
Отображать | 64x48 монохромный |
Вход | Клавиатура |
Преемник | Галактика Плюс |
Галаксия Galaksija ( сербская : ; кириллица Сербское произношение: [gal?ksija] , что означает « Галактика ») — компьютер, который можно было собрать самостоятельно, разработанный Воей Антоничем . Он был представлен в специальном выпуске Računari u vašoj kući ( «Компьютеры в вашем доме » , написанном Деяном Ристановичем ) популярного одноименного научного журнала, опубликованного в конце декабря 1983 года в Белграде , Югославия . Комплекты были доступны, но не требовались, поскольку их можно было построить полностью из стандартных готовых деталей. Позже он также был доступен в полной форме.
История
[ редактировать ]В начале восьмидесятых годов ограничения в СФР Югославии не позволяли ввозить в страну компьютеры. [1] В то же время даже самые дешевые компьютеры, доступные на Западе, приближались к среднемесячной зарплате. [1] Это означало, что им владело лишь относительное меньшинство людей — в основном ZX Spectrum или Commodore 64 , хотя большинство югославов были знакомы только с программируемым калькулятором. [2]
По его собственным словам, [3] Где-то в 1983 году Воя Антонич , отдыхая в отеле Teuta в Рисане , читал руководство по применению для RCA CDP1802 ЦП и наткнулся на генерацию видео с помощью ЦП. [3] Поскольку CDP1802 был очень примитивным, он решил, что Zilog Z80 с этой задачей сможет справиться и процессор .
Прежде чем он вернулся домой в Белград , у него уже были концептуальные схемы компьютера, который использовал программное обеспечение для создания видеоизображения. [2] Хотя использование программного обеспечения вместо аппаратного значительно снизило бы производительность его конструкции, оно также упростило аппаратное обеспечение и снизило его стоимость. [4]
Следующим его шагом был поиск журнала, в котором можно было бы публиковать диаграммы. Очевидным выбором был журнал SAM Magazine, издаваемый в Загребе , но из-за предыдущего неудачного опыта он решил публиковаться в другом месте. [3] Примерно в то же время, когда Антонич сделал свое открытие, Деяну Ристановичу, программисту и журналисту, было поручено подготовить специальный выпуск журнала Galaksija , посвященный домашним компьютерам. [1] После того, как Ристанович и Антонич встретились, они решили сотрудничать и опубликовать схему компьютера в специальном выпуске журнала под названием Računari u vašoj kući ( Компьютеры в вашем доме ). [1] Он был выпущен в конце декабря 1983 года. [2] Название журнала ( «Галаксия» ) стало побратимом названия компьютера. [2]
Антонич и Ристанович подсчитали, что около тысячи человек попытаются собрать компьютер самостоятельно, учитывая, что тираж журнала составлял 30 000 экземпляров. [4] Около 8000 человек заказали комплекты для сборки у Антонича. [4] людей, которые не приобретали никаких комплектов (включая печатные платы и ПЗУ В действительности это число может быть больше, если учитывать ).
Комплектующие были предоставлены различными производителями и поставщиками: [5]
- MIPRO и Elektronika из Буе совместно с Институтом электроники и вакуумных технологий (серб. Institut za elektroniku i vakuumsku tehniku ) доставили печатные платы, клавиатуры и маски.
- «Микротехника» из Граца прислала интегральные схемы
- Воя Антонич лично программировал все EPROM.
- Галаксия собрала бланки заявок и организовала доставку.
Позже Институт школьных учебников и учебных пособий (сербский: Zavod za udžbenike i nastavna sredstva ) вместе с Elektronika Inženjering начал массовое коммерческое производство компьютеров Galaksija, в основном для поставок в школы. [6]
Технические характеристики
[ редактировать ]- Процессор : Zilog Z80A 3,072 МГц
- ПЗУ «A» или «1» - 4 КБ (2732 EPROM ) содержит начальную загрузку, управление ядром и Galaksija BASIC. код интерпретатора
- ПЗУ «B» или «2» — 4 КБ ( опционально , также 2732 EPROM) — дополнительные команды Galaksija BASIC, ассемблер , монитор машинного кода и т. д.
- ПЗУ символов - 2 КБ (2716 EPROM) содержит определения символов, символы имеют размер 8 × 13 пикселей, блочная графика была разделена вертикально по схеме 4:5:4 и горизонтально по схеме 4:4.
- ОЗУ 6116 : от 2 до 6 КБ статической оперативной памяти в базовой модели с возможностью расширения до 54 КБ.
- Текстовый режим 32 x 16 символов, монохромный
- Псевдографика : комбинации точечных матриц 2 × 3 в подмножестве графических символов - всего 64 различных шаблона.
- Звук: нет, согласно спецификациям, но интерфейс ленты иногда использовался в качестве порта вывода звука - например, порт «EAR» на ZX Spectrum может использоваться как аудиоинтерфейс, так и интерфейс кассеты . см . в порте кассеты . Подробную информацию
- Носитель информации : кассета 280 бит/с. , запись со скоростью
- Порты ввода-вывода: 44- контактный краевой разъем с шиной Z80 , ленточный ( разъем DIN ), монохромный видеовыход ( тайминги PAL , разъем DIN ) и ТВ-выход УВЧ ( разъем RCA )
БАЗОВЫЕ ПЗУ
[ редактировать ]Galaksija BASIC — это BASIC, интерпретатор первоначально частично основанный на коде, взятом из TRS-80 Level 1 BASIC, который, по мнению создателя, был Microsoft BASIC . [3] Однако после обширных модификаций, включающих код генерации видео (поскольку ЦП был основным участником снижения стоимости оборудования) и улучшения языка программирования , от оригинала, как говорят, осталось в основном код управления потоком и код с плавающей запятой . Он полностью содержался в размером 4 КБ ПЗУ «А» или «1» . Дополнительное ПЗУ «B» или «2» предоставляло больше команд Galaksija BASIC, ассемблера, монитора и т. д.
ПЗУ «А»
[ редактировать ]Чип, обозначенный создателем Галаксии Воей Антоничем буквой «А», обычно назывался «ROM 1» или просто «ROM». ПЗУ «A» содержало загрузочный код Galaksija, ее управляющий код (элементарная операционная система ), код генерации видео (поскольку Galaksija не имела развитой видеоподсистемы, ее Z80 процессор отвечал даже за генерацию видеосигнала ) и Galaksija BASIC .
Размещение всей этой функциональности в 4 КБ 2732 EPROM потребовало больших усилий и некоторых жертв. Например, в некоторых текстовых областях сообщений также использовался реальный код (например, сообщение «ГОТОВО»), а количество сообщений об ошибках сократилось до трех («ЧТО?», «КАК?» и «ИЗВИНИТЕ»). [2]
ПЗУ «Б»
[ редактировать ]ПЗУ «B» Galaksija представляет собой EPROM микросхему 2732 , которая содержит расширения исходного Galaksija BASIC, доступного в базовом ПЗУ («A») . Создатель Галаксии Воя Антонич обозначил его как «B» , но обычно его называли «ROM 2».
ПЗУ «B» содержало дополнительные команды и функции Galaksija BASIC (в основном тригонометрические ), а также Z80 ассемблер и монитор машинного кода . Это ПЗУ не требовалось и являлось дополнительным обновлением. Хотя это и было запланировано на материнской плате, содержимое ПЗУ «B» не инициализировалось автоматически во время загрузки . Вместо этого пользователям приходилось выполнять команду Galaksija BASIC для запуска программы машинного кода из ПЗУ «B», прежде чем они смогут получить дополнительные функции. Это также означало, что даже Galaksijas с подключенным ПЗУ «B» может вести себя полностью как базовые модели.
ПЗУ персонажа
[ редактировать ]
символов ПЗУ Galaksija домашнего компьютера представляет собой EPROM микросхему 2716 , содержащую графические определения набора символов Galaksija. У него не было специального имени, и он был помечен как «2716» в соответствии с типом необходимого EPROM объемом 2 КБ.
Кодировка символов основана на ASCII , но имеет несколько модификаций:
- Нет символов нижнего регистра (например, ASCII-1963). [7] [8]
- Кодовые точки с 91 по 94 (от 0x5B до 0x5E) представляют собой сербские символы Č, Ć, Ž и Š соответственно. [7] Буквы «Đ» нет в оригинальной версии, поэтому ее обычно заменяли диграфом « DJ».
- 64 кодовых точки от 128 до 191 (от 0x80 до 0xBF) представляют собой 64 отдельных матричных блока размером 2×3. [7]
- Кодовые точки 64 (0x40) и 39 (0x27) используются для двух половин логотипа одной из двух компаний: MIPRO Вои Антонича (чей логотип представляет собой планер из « Игры жизни» Конвея ) или Elektronika Inženjering (чей логотип представляет собой стилизованную стрелку). ). Этот логотип отображается в строке «ГОТОВО». EPROM, запрограммированные Антоничем в офисах Računari u vašoj kući, имеют логотип MIPRO, а EPROM, произведенные на заводе, используют логотип Elektronika inženjering. [9]
Каждый символ представлен в виде матрицы пикселей размером 8×16 . В этом ПЗУ 8-пиксельные строки каждого символа представлены как 8 бит одного байта . [10]
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | А | Б | С | Д | И | Ф | |
0x | ||||||||||||||||
1x | ||||||||||||||||
2x | СП | ! | " | # | $ | % | & | 🢖 [а] | ( | ) | * | + | , | - | . | / |
3x | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | : | ; | < | = | > | ? |
4x | ⥢ [а] | А | Б | С | Д | И | Ф | Г | ЧАС | я | Дж | К | л | М | Н | ТО |
5x | П | вопрос | Р | С | Т | В | V | В | Х | И | С | С | Ć | Ж | С | _ |
6x | ||||||||||||||||
7x | ||||||||||||||||
8x | НБСП | 🬀 | 🬁 | 🬂 | 🬃 | 🬄 | 🬅 | 🬆 | 🬇 | 🬈 | 🬉 | 🬊 | 🬋 | 🬌 | 🬍 | 🬎 |
9x | 🬏 | 🬐 | 🬑 | 🬒 | 🬓 | ▌ | 🬔 | 🬕 | 🬖 | 🬗 | 🬘 | 🬙 | 🬚 | 🬛 | 🬜 | 🬝 |
Топор | 🬞 | 🬟 | 🬠 | 🬡 | 🬢 | 🬣 | 🬤 | 🬥 | 🬦 | 🬧 | ▐ | 🬨 | 🬩 | 🬪 | 🬫 | 🬬 |
Бх | 🬭 | 🬮 | 🬯 | 🬰 | 🬱 | 🬲 | 🬳 | 🬴 | 🬵 | 🬶 | 🬷 | 🬸 | 🬹 | 🬺 | 🬻 | █ |
|
«Кассетный» порт
[ редактировать ]Галаксия использовала кассету в качестве вторичного хранилища . Он имел 5-контактный разъем DIN , используемый для подключения компьютера к кассетному магнитофону. Схема интерфейса ленты была элементарной — за исключением нескольких элементов, управляющих уровнями, она была по сути однобитным цифровым эквивалентом той, что была в ZX Spectrum . Входной сигнал направлялся на интегральную схему, которая в противном случае отвечала бы за клавиатуру, поэтому ЦП «видел» входной сигнал как серию очень быстрых нажатий клавиш различной длины и промежутков между ними.
Обычно утверждается, что оригинальная Galaksija не имеет выделенных (отдельных) аудиопортов, и большинство программ были написаны как бесшумные. Однако можно было использовать порт кассеты в качестве аудиовыхода, как это сделано в ZX Spectrum (его разъем «EAR»). Единственная техническая разница между ZX Spectrum и Galaksija в отношении наличия звука заключается в том, что ZX Spectrum имеет встроенный звуковой сигнал, тогда как в планы Galaksija не входит какой-либо динамик.
Обмен программным обеспечением по радио
[ редактировать ]Осенью 1983 года редактор Рачунари связался с Зораном Модли , ди-джеем Radio Belgrade 202 на программы Ventilator 202 , с просьбой транслировать программное обеспечение в рамках шоу. [2] Поскольку Galaksija хранила программное обеспечение на кассете с данными , Модли мог предупреждать слушателей о предстоящей трансляции данных, транслировать данные в виде звука на обычных волнах FM, а слушатели могли записывать транслируемые данные с помощью домашних кассетных дек и загружать программное обеспечение на Галаксия через кассетный накопитель. Ventilator 202 стал центром обмена программным обеспечением: домашние программисты редактируют ранее транслируемое программное обеспечение и отправляют изменения для будущей ретрансляции. [1] За три года Ventilator 202 транслировал 150 программ для Galaksija, Spectrum и Commodore 64, включая цифровой журнал Hack News. Модли отмечает, что, хотя большая часть программного обеспечения была написана для аудитории Ventilator 202 югославскими авторами, многие из тех же авторов также взламывали , пиратствовали и делились коммерческим программным обеспечением через шоу. [11]
Дизайн
[ редактировать ]Для упрощения сборки «своими руками» и снижения стоимости печатная плата была выполнена однослойной (односторонней). Это привело к относительно сложной конструкции, требующей выполнения многих соединений на стороне компонентов с помощью проводов.
Галаксии Дело не было заранее построено. Вместо этого в руководстве предлагалось построить его из материала печатной платы (например, Pertinax ), который также использовался для изготовления материнской платы . Таким образом, верх, боковые части и усиление были спаяны вместе, образовав «крышку». акриловое стекло Для нижней стороны было рекомендовано . Руководство включало инструкции по чистке, покраске и даже украшению собранного корпуса. Название «GALAKSIJA» и декоративная рамка должны были быть добавлены с использованием Letraset переводных листов после первого (белого) слоя краски, но перед вторым слоем окончательного цвета. После высыхания краски перенесенные украшения следовало соскоблить, обнажив подлежащую белую краску.
Клавиатура устроена таким образом, что клавиши имеют свои собственные адреса, отображенные в памяти , которые в большинстве случаев следуют тому же порядку, что и код ASCII буквы на клавише. Это сэкономило место в ПЗУ за счет уменьшения таблиц поиска, но значительно увеличило сложность однослойной печатной платы клавиатуры, так что только для нее требовалось 35 перемычек .
Галерея
[ редактировать ]- Материнская плата Галаксии, частично собранная
- Готовая подсказка при запуске
- Корпус Galaksija более позднего заводского изготовления.
- Галактика на BalCCon2k14 Нови-Сад, Сербия
- Воя Антонич, изобретатель Галаксии
См. также
[ редактировать ]- История компьютерного оборудования в Югославии
- Galaksija BASIC компании Galaksija. BASIC - подробности о языке программирования
- Galaksija Plus - улучшенная версия Galaksija, анонсированная в июне/июле 1984 г. (6-й) выпуск журнала «Računari» ( на английском языке : Computers , переименовано из «Računari u vašoj kući»).
- Воя Антонич – создатель Галаксии
- Деян Ристанович – известный сербский писатель и компьютерный публицист, автор большей части специального выпуска журнала, посвященного Галаксии.
- Z80 Galaxy - процессор
- ZX80 - Sinclair ZX80, который на 4 года старше Galaksija и имеет удивительно похожую конструкцию системы, включая использование Z80A для управления видеовыходом.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Эби, Майкл (8 февраля 2020 г.). «Утерянная история самодельного компьютера при социализме» . Якобинец .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Паквуд, Льюис (30 июля 2013 г.). «История компьютерной революции DIY в Югославии» . Еврогеймер .
- ^ Jump up to: а б с д Антонич, Воя . «1983: Галаксия» . Архивировано из оригинала 4 мая 2009 года . Проверено 17 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Альбертс, Джерард; Олдензил, Рут (2014). Взлом Европы: от компьютерных культур к демосценам . Спрингер. стр. 119–121. ISBN 978-1-44715-493-8 .
- ^ Лафройг, Манул (2018). PoC или GTFO, Том 2 . Нет крахмального пресса. стр. 98–100. ISBN 978-1-59327-935-6 .
- ^ Ристанович, Деян . «История Галактики» [История Галактики]. Деян Ристанович .
- ^ Jump up to: а б с д Ристанович, Деян . Инструкция по использованию компьютера «Галактика» (на сербском языке). стр. 5, 18.
- ^ Шольц, Томаж (26 сентября 2017 г.). «Блог Авиана: Проверка памяти Галаксии» . Блог Авиана . Табликс . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ Винс, Владо (18 апреля 2023 г.). «Часто задаваемые вопросы по созданию компьютера Galaxy» . Владо Винс .
- ^ Винс, Владо (17 мая 2023 г.). «Разработка персонажей для Галаксии» . Владо Винс .
- ^ Молись, Зоран. «Фанат 202» . Молиться . Зоран Модли . Проверено 9 декабря 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Статьи
[ редактировать ]- Компьютеры в вашем доме – краткий обзор Деяна Ристановича , автора номера журнала «Компьютеры в вашем доме» (на английском языке)
- 1983: Галаксия - как все началось, от самого создателя Галаксии Вои Антонича (на сербском языке )
- Компьютерная Галаксия - подробное описание работы компьютера для тех, кто планирует его построить, опубликованное в номере журнала «Рачунари у вашей кухни» . Написано создателем Воей Антоничем (на сербском языке).
- Инструкция по применению - полное оригинальное онлайн-руководство пользователя (на сербском языке)
- Сканы журналов. Архивировано 31 августа 2019 года в Wayback Machine - сканы оригинальных страниц журнала, содержащих принципиальные схемы, строительные и другие инструкции и программы для Galaksija (на сербском языке).
- «Компьютерная галактика» Деяна Ристановича , автора «Компьютеры в твоем доме» (на сербском языке) номера журнала
- Проект Crowd Supply Project - Проект Crowd Supply может предложить еще одну Галакшию
Презентации
[ редактировать ]- The Ultimate Galaksija Talk - углубленная презентация Томажа Шолца на конференции 29C3
Ремейки
[ редактировать ]Эмуляторы
[ редактировать ]- Galaksija Emulator - оригинальный DOS на базе эмулятор от Миодрага Евремовича (на сербском языке)
- Страницы эмулятора Galaksija - для Microsoft Windows порт оригинального DOS эмулятора (на сербском языке)
- MESS – многоплатформенный мультисистемный эмулятор с открытым исходным кодом MESS поддерживает Galaksija.
- Sam Coupé — эмулятор Galaxy под управлением Sam Coupé.
- GALe — Galaxy Emulator — эмулирует Galaxy в веб-браузере.
Интернет-музеи
[ редактировать ]Другой
[ редактировать ]- Зоран Модли Домашняя страница домашняя страница «Вентилятор 202» ведущего радиошоу (на сербском языке). На том же сайте опубликован сюжет о шоу «Вентилятор 202» (также на сербском языке).
- № 247 – Интервью с Воей Антоничем – Геронтогенная Галаксия Генезис Аудио-подкаст-интервью с Воей Антоничем о создании Галаксии на английском языке.
- Информация о galaksija на английском языке. Архивировано 9 февраля 2022 года в Wayback Machine с воспроизведенными схемами и английским переводом дипломного документа «о реализации CMOS ретро-компьютера GALAKSIJA для домашней сборки».