~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ F7F18545E0EF8AA3BCFCDC609C56E4CB__1715845800 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ ATASCII - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ АТАСКИИ — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/ATASCII ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/cb/f7f18545e0ef8aa3bcfcdc609c56e4cb.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/cb/f7f18545e0ef8aa3bcfcdc609c56e4cb__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 15.06.2024 22:11:14 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 16 May 2024, at 10:50 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

АТАСКИИ — Википедия Jump to content

ПРИЛОЖЕНИЯ

Из Википедии, бесплатной энциклопедии
Весь видимый набор символов ATASCII, как обычные, так и инверсные глифы, увеличен в 2 раза для лучшего отображения деталей.

Набор ATASCII символов альтернативно AT информацией , ATA RI , используемую ARI , взятый из стандартного кода обмена ASCII , представляет собой кодировку символов в 8-битных домашних компьютерах Atari . ATASCII основан на ASCII , но не полностью с ним совместим.

Первыми компьютерами 8-битной серии Atari являются Atari 400 и 800, выпущенные в 1979 году, а более поздние модели были выпущены в 1980-х годах. Последним компьютером, использующим набор символов ATASCII, является Atari XEGS , выпущенный в 1987 году и снятый с производства в 1992 году. Семейство компьютеров Atari ST использует другой набор символов Atari ST .

Как и большинство других вариантов ASCII, ATASCII имеет свои собственные отдельные символы (стрелки, блоки, символы для рисования квадратов , масти игральных карт и т. д.) вместо управляющих кодов C0 в ASCII (символы 0–31), а также заменяющие несколько других кодовых точек ASCII.

Реализация [ править ]

8-битные системы Atari имеют три различных набора кодов: коды обмена (ATASCII), внутренние коды (также называемые экранными кодами) и коды клавиатуры. [1] [2]

Коды клавиатуры представляют собой коды, отправленные с клавиатуры. Нажатие одной из двух клавиш-модификаторов ( Shift и Control ) изменяет введенное значение путем нажатия других клавиш. Поскольку имеется две клавиши-модификаторы, каждый символ может отправлять четыре различных кода клавиатуры; однако некоторые клавиши (точные клавиши зависят от модели) не отправляют управляющий код, если они нажаты, удерживая одновременно клавиши Shift и Control. [1] При вводе текста обработчик клавиатуры Atari преобразует эти сигналы в ATASCII. [3]

ATASCII и внутренние коды содержат один и тот же набор символов, но индексируются по-разному. Коды ATASCII используются BASIC , а внутренние коды используются для поиска способа отображения символа на экране. [1]

8-битные системы Atari имеют несколько различных графических режимов; эти режимы можно классифицировать как чисто текстовые режимы, чисто графические режимы или смешанные режимы. Режимы 0, 1 и 2 представляют собой чисто текстовые режимы, а режимы 3 и выше представляют собой смешанные или чисто графические режимы (точное количество различных режимов зависит от модели). [4] В режиме 0 символы отображаются с размером по умолчанию, в режиме 1 они отображаются в два раза шире (но той же высоты), а в режиме 2 они отображаются в два раза шире и в два раза выше по высоте. [4] Режим 0 является графическим режимом по умолчанию и поддерживает 128 уникальных символов одного из двух цветов (обычное или инверсное видео , в зависимости от старшего бита); Режимы 1 и 2 поддерживают только 64 уникальных символа, но поддерживают четыре разных цвета (поскольку вместо этого они используют два старших бита в качестве информации о цвете). [2] 64 символа, доступные в режимах 1 и 2, представляют собой первые 64 символа внутреннего кода, которые соответствуют кодам ATASCII от 32 до 95 (от 0x20 до 0x5F). [3] Сюда входят все прописные буквы и знаки препинания, но исключаются строчные буквы и графические символы.

Редактор экрана Atari реализует текстовый курсор, просто инвертируя символ в позиции курсора (с помощью XOR с 0x80). Он не мигает.

Инверсное видео [ править ]

ATASCII имеет только 128 уникальных графических символов, причем верхние 128 графических символов (индексы от 128 до 255) являются инверсными видеовариантами нижних 128 графических символов (индекс от 0 до 127). Если для символа установлен старший бит (т. е. если значение байта символа находится между 128 и 255), символ обычно визуализируется как инверсный видеовариант своего аналога между 0 и 127 с использованием побитового отрицания. глифа персонажа. Это делает чип ANTIC .

Из-за такого поведения возникает асимметрия в выборе символов для рисования блоков. В обычном видео есть нижние треугольники, но нет верхних треугольников, левый полублок, но нет правого полублока, нижний полублок, но нет верхнего полублока; эти якобы недостающие символы можно отобразить с помощью инверсного видео.

Альтернативные наборы символов [ править ]

Международный набор символов, включенный в модели XL и XE.

8-битные компьютеры Atari через сопроцессор ANTIC поддерживали косвенное использование графики набора символов, позволяя программе переопределять графические глифы, которые появляются для каждого символа ATASCII. [2] Его можно использовать в качестве нового шрифта для текста, для поддержки дополнительного набора символов или для мозаичной графики в видеоигре или другом приложении. Циклическое переключение между несколькими переопределенными наборами символов можно использовать для обеспечения простой анимации при очень небольших затратах ЦП (в обмен на память, используемую для хранения данных набора символов). Изменение набора символов в оперативной памяти также можно использовать для анимации.

В линейках XL и XE ПЗУ ОС Atari включает «международный набор символов», который заменяет 29 графических глифов символами латинского алфавита, содержащими диакритические знаки , такими как e-acute (é). ОС, встроенная в Atari 1200XL , единственную 8-битную модель Atari с функциональными клавишами , позволяла пользователям переключаться между стандартным и альтернативным наборами символов нажатием CTRL+ F4. [5] Более поздние модели XL и XE требовали от пользователя обновления регистра в ОЗУ (например, с помощью команды POKE в BASIC ). [2]

В некоторых регионах вместо международного набора символов по умолчанию был включен другой набор символов, чтобы лучше соответствовать целевому рынку, включая польский, арабский и иврит. Системы Atari 192XT и 256XT, распространяемые в Восточной Европе компанией PZKaren, имели польский набор символов вместо международного набора символов. [6] [7] Atari 65XE Najm, который распространялся на Ближнем Востоке, имеет арабскую кодировку символов в качестве кодировки по умолчанию и отображает текст справа налево , тогда как международный набор символов был заменен стандартной кодировкой ATASCII. [7] [8] [9] [10] Версии Atari 600XL и 800XL на иврите распространялись в Израиле, где вместо международного набора символов использовался набор символов иврита. В наборе символов иврита вместо строчных латинских букв были буквы иврита, но сохранились прописные латинские буквы. При наборе текста в режиме иврита при вводе латинских букв курсор перемещается вправо, а при вводе букв иврита — влево. [7] [11]

Набор символов [ править ]

Графические символы по умолчанию [ править ]

В следующей таблице показан набор символов ATASCII по умолчанию. Управляющие символы с графическим представлением отображаются с использованием этого представления. Каждый символ отображается с эквивалентом в Юникоде .

ПРИЛОЖЕНИЯ [12] [13]
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А Б С Д И Ф
0x 🮇 🮂
1x
2x  СП   ! " # $ % & ' ( ) * + , - . /
3x 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 : ; < = > ?
4x @ А Б С Д И Ф г ЧАС я Дж К л М Н О
5x п вопрос р С Т В V В Икс И С [ \ ] ^ _
6x а б с д Это ж г час я дж к л м н О
7x п д р с т в v В Икс и С | 🢰
8x 🮅
9x 🮊 окончание срока действия
Топор ! " # $ % & ' ( ) * + , - . /
Бх 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 : ; < = > 🯄
Сх @ А Б С Д И Ф г ЧАС я Дж К л М Н О
Дх п вопрос р С Т В V В Икс И С [ \ ] ^ _
Бывший а б с д Это ж г час я дж к л м н О
Форекс п д р с т в v В Икс и С - 🢰

Символы рисования прямоугольников расположены относительно соответствующих им буквенных клавиш на клавиатуре Atari и появляются на 64 кодовых пункта раньше, чем соответствующая заглавная буква. Например, ┌, ┬ и ┐ — это графические символы, расположенные на клавишах Q, W и E в левом верхнем углу, и они появляются за 64 кодовых точки перед этими заглавными буквами в ATASCII.

Международный набор символов [ править ]

В следующей таблице показана нижняя половина международного набора символов ATASCII. Верхняя половина представляет собой инверсный видео вариант нижней половины, точно так же, как стандартный набор символов ATASCII.

Международный набор символов ATASCII [14]
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А Б С Д И Ф
0x на ты С И Что Зонтик ò я £ я ты ä ОН ты от он
1x О â и вопрос Это И н ага к имеет Ой
2x  СП   ! " # $ % & ' ( ) * + , - . /
3x 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 : ; < = > ?
4x @ А Б С Д И Ф г ЧАС я Дж К л М Н О
5x п вопрос р С Т В V В Икс И С [ \ ] ^ _
6x ¡ а б с д Это ж г час я дж к л м н О
7x п д р с т в v В Икс и С Ä | 🢰
  Отличается от стандартного ATASCII

Управляющие символы [ править ]

ATASCII имеет 16 управляющих символов, определенных в четырех отдельных диапазонах (от 0x1B до 0x1F, от 0x7D до 0x7F, от 0x8B до 0x8F и от 0xFD до 0xFF). [15] В этом ключевое различие между ASCII и ATASCII — в ASCII имеется 32 управляющих символа, определенных в диапазоне от 0 до 31 (от 0x00 до 0x1F).

Все управляющие символы ATASCII, за исключением конца строки (0x9B), имеют графическое представление, которое можно создать путем экранирования этого символа, нажав клавишу Escape перед вводом этого управляющего символа. [15] Например, если ввести «Escape», а затем «курсор вправо», появится стрелка вправо. Уникально то, что управляющий символ конца строки всегда отображает новую строку, независимо от наличия предыдущего escape-символа. [15]

Управляющие символы ATASCII [3]
Шестигранник Десятичная дробь Функция Нажатие клавиши
27 Клавиша выхода ESC
1 С 28 Курсор вверх CTRL+ -
29 Курсор вниз CTRL+ =
30 Курсор влево CTRL+ +
1F 31 Курсор вправо CTRL+ *
125 Очисти экран CTRL+ < или ⇧ Shift+ <
126 Удалить ← Backspace
7F 127 Вкладка Tab ↹
155 Конец линии RETURN
156 Удалить строку ⇧ Shift+ ← Backspace
157 Вставить строку ⇧ Shift+ >
158 Очистить позицию табуляции CTRL+ Tab ↹
9F 159 Установить позицию табуляции ⇧ Shift+ Tab ↹
ФД 253 Зуммер CTRL+ 2
ИП 254 Удалить персонажа CTRL+ ← Backspace
ФФ 255 Вставить символ CTRL+ >

Взаимодействие [ править ]

Различия в представлении символов могут вызвать проблемы во время модемной связи между Ataris и другими компьютерами. Команды перемещения курсора (и даже возврат каретки и перевод строки) с компьютеров, не использующих ATASCII, будут бессмысленными для Atari, и наоборот. Терминальным программам необходимо выполнять преобразование между ATASCII и стандартным ASCII.

на базе Atari Некоторые BBS использовали эту разницу, предлагая клиенту нажать клавишу «Return». Если бы он получил 13 (ASCII CR), то использовался бы стандартный ASCII. Если бы он получил 155 (ATASCII CR), он переключился бы на ATASCII, что позволило бы полностью использовать графический набор ATASCII. Некоторые Atari BBS также блокируют функции (или даже полностью блокируют доступ) для пользователей, не являющихся пользователями Atari. [ нужна цитата ]

Текстовые файлы, закодированные в ATASCII, также нуждаются в преобразовании для просмотра на современных ПК и наоборот — для облегчения этого доступны утилиты. [16]

Анимации ATASCII [ править ]

Управляющие коды в ATASCII могут передаваться на другие компьютеры, такие как BBS, и возможны грубые анимации. Эти анимации, также известные как «брейк-фильмы», часто имеют форму коротких мультфильмов и были популярной особенностью Atari BBS в период их расцвета. [17]

Поскольку операции управления курсором представлены одним символом (в отличие от многобайтовых последовательностей, которые были распространены в других схемах, таких как ANSI или VT100 ), создавать такие анимации довольно легко. Их можно создать с помощью короткой программы на языке BASIC, которая записывает команды клавиатуры, выводит их на экран и сохраняет в файл. [18] Atari также позволяла вводить и сохранять команды как часть своей операционной системы. Конечно, это требовало осторожности, чтобы сделать все правильно, но после нескольких попыток обычно все становилось довольно легко. Простые программы захвата не имели функций редактирования, поэтому фильмы ATASCII часто содержали ошибки, которые исправлялись путем изменения положения курсора и печати поверх ошибки.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д Кард, Орсон Скотт (1984). «Чтение кодов клавиатуры». Третья книга Compute! для Atari . Вычислите! Книги. ISBN  978-0-942386-18-9 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Это Уилкинсон, Билл (март 1986 г.). «INSIGHT: Atari — коды символов Atari» . Вычислите! . Том. 8, нет. 70. Вычисляй! Публикации. стр. 112–113. ISSN   0194-357X .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Чедвик, Ян (1985). «Приложение 10 — ATASCII и значения внутреннего кода символов» . Картирование Atari (пересмотренная ред.). Вычислите! Книги. стр. 180–181. ISBN  0874550041 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Хафхилл, Том Р. (1982). «Основы графики Atari». Первая книга Compute! по графике Atari . Вычислите! Книги. ISBN  978-0-942386-08-0 .
  5. ^ Руководство пользователя домашнего компьютера Atari 1200XL . Атари. 1982.
  6. ^ «АТАСКИИ» . Атарики (на польском языке). 5 мая 2020 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Текущий, Майкл (29 мая 2023 г.). «Список часто задаваемых вопросов о 8-битных компьютерах Atari» . группа новостей comp.sys.atari.8bit . Проверено 29 ноября 2023 г.
  8. ^ Ности (13 июля 2007 г.). «Атари Аллаха» . Atari Online.pl (на польском языке).
  9. ^ Родитель, Эрик. «Наборы символов ATASCII» . Веселый кодер . Архивировано из оригинала 16 марта 2016 года.
  10. ^ Савец, Кевин (19 ноября 2003 г.). «Изучение «звездной» арабской Atari 65 XE» . Веб-кольцо для 8-битного компьютера Atari . Проверено 29 ноября 2023 г.
  11. ^ Современный 8-битный компьютер Atari (11 октября 2017 г.). «Компьютер ATARI XL на иврите» . YouTube . Проверено 29 ноября 2023 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  12. ^ Бетанкур, Ребекка Г. «Сопоставление ATASCII с Unicode» . Креативная Корп .
  13. ^ Беттанкур, Ребекка (20 апреля 2018 г.), "ATARI8IG.TXT" , L2/19-025: Предложение по добавлению символов с устаревших компьютеров и телетекста в UCS (PDF)
  14. ^ Беттанкур, Ребекка (20 апреля 2018 г.), "ATARI8II.TXT" , L2/19-025: Предложение по добавлению символов с устаревших компьютеров и телетекста в UCS (PDF)
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Atari 400/800: Руководство пользователя операционной системы Atari для домашнего компьютера . Атари. 1982. стр. 68–70, 183–184.
  16. ^ «АТАСКИИ» . Просто решите проблему с форматом файла .
  17. ^ «АтаскиТьюб» . Войдите в чат .
  18. ^ Рэтклифф, Мэтью (август 1985 г.). «Атари Мульты» . Антик . Том. 4, нет. 4.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: F7F18545E0EF8AA3BCFCDC609C56E4CB__1715845800
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/ATASCII
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
ATASCII - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)