Jump to content

Набор символов ZX80

Набор символов Sinclair ZX80
Набор символов Sinclair ZX80 отображается в системном шрифте.
Язык(и) Английский с псевдографикой
Создано Синклер Исследования
Преемник Набор символов ZX81
Другая связанная кодировка(и) Набор символов ZX Spectrum

Набор символов ZX80 — это кодировка символов , используемая Sinclair Research ZX80 микрокомпьютером с исходным 4K BASIC ПЗУ . Кодировка использует один байт на символ для 256 кодовых точек. Он не имеет никакого отношения к ранее установленным типам символов, таким как ASCII или EBCDIC , но он связан, хотя и не идентичен, набору символов преемника ZX81 .

Печатные символы [ править ]

Снимок экрана программы ZX80 4K BASIC , демонстрирующий все элементы кода, включая ключевые слова BASIC и непечатаемые символы, последние отображаются в виде вопросительных знаков, за исключением CHR$(1) отображается как пустая строка. Таким образом, верхняя строка охватывает 33 кодовых точки от 0 до 32, следующие 5 строк охватывают по 32 каждая, а последние строки с ключевыми словами охватывают еще меньшее количество.

Набор символов содержит 64 уникальных глифа, присутствующих в кодовых точках 0–63. Если установлен старший бит , символ генерируется в инверсном видео ; соответствующие кодовым точкам 128–191. Эти 128 значений — единственные, которые разрешены для отображения в видеопамяти (известной как файл отображения). Остальные кодовые точки (64–127 и 192–255) используются в качестве управляющих символов или ключевых слов Sinclair BASIC , а некоторые не используются.

Небольшой эффективный диапазон, составляющий всего 64 уникальных глифа, исключает поддержку латинских строчных букв и многих символов, широко используемых в вычислениях, таких как восклицательный знак или знак at .

В блоке 11 графических символов, включая кодовую точку 0, которая также служит пробелом. Вместе с 11 версиями инверсного видео эти 22 кодовые точки обеспечивают каждую комбинацию символьной ячейки, разделенной на черно-белые блочные пиксели 2×2 для графики с низким разрешением 64×48 пикселей или на черные, белые или размытые пиксели 1×2. серые широкие блочные пиксели для разрешения 32×48. Их версии 2×2 также присутствуют в Block Elements блоке Unicode .

Кодовая точка 1 — это двойная кавычка. " символ, когда он используется в файле дисплея, но исключительно для ZX80 он используется внутри как завершения строки. символ [1] поэтому БАЗОВАЯ функция CHR$(1) возвращает нулевую строку; [2] CHR$(212) переводится в печатный символ ". [3]

Изменения в ZX81 [ править ]

8K BASIC ROM последующей модели ZX81 также был доступен в качестве обновления для ZX80, заменив его 4K BASIC ROM только для целых чисел. [4] Он представил модифицированный набор символов ZX81 , который имеет в основном одинаковые кодовые точки, например, для AZ и 0–9, но кодовые точки различны для символов блочной графики, символов «, -, +, *, /, =, > , < и токены ключевых слов BASIC (с добавлением множества новых). Также внесены изменения в управляющие символы, а кодовая точка 1 больше не является непечатаемым признаком завершения строки.

В более поздней версии ZX Spectrum вся кодировка символов была заменена набором символов ZX Spectrum , который является производным от ASCII и включает строчные буквы и многое другое.

Системный шрифт [ править ]

В системном шрифте ZX80 используется сетка размером 8×8 пикселей на символ, где большинство глифов умещаются в 7×6 пикселей, оставляя между ними горизонтальное пространство в один пиксель. Этот шрифт был изменен в ПЗУ ZX81 и стал немного более узким глифом размером 6×6 пикселей с горизонтальным пространством в два пикселя между ними, что улучшило внешний вид одиночных перевернутых символов за счет отображения перевернутых пикселей с обеих сторон. Некоторые глифы также получили другой дизайн в системном шрифте ZX81, что заметно по символам *, косой черте и менее закругленному 0, а также менее закругленным $, C, G и J.

Набор символов [ править ]

В следующей таблице показан набор символов ZX80. Каждый символ отображается с потенциальным эквивалентом Unicode . Символы пробела и управления представлены сокращениями их имен.

Набор символов ZX80 [1] [3] [а]
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А Б С Д И Ф
0x  СП  " [б] [с] £ $ : ?
1x ( ) - + * / = > < ; , . 0 1 2 3
2x 4 5 6 7 8 9 А Б С Д И Ф Г ЧАС я Дж
3x К л М Н ТО П вопрос Р С Т В V В Х И С
4x
5x
6x
7x ВВЕРХ ВНИЗ ЛЕВЫЙ ВЕРНО ДОМ РЕДАКТИРОВАТЬ В РУБУТ
8x " [с] £ $ : ?
9x ( ) - + * / = > < ; , . 0 1 2 3
Топор 4 5 6 7 8 9 А Б С Д И Ф Г ЧАС я Дж
Бх К л М Н ТО П вопрос Р С Т В V В Х И С
Сх
Дх " [б] ЗАТЕМ К ; , ) ( НЕТ - + * /
Бывший И ИЛИ ** [д] = > [а] < [а] СПИСОК ВОЗВРАЩАТЬСЯ ЦЛС ДИМ СОХРАНЯТЬ ДЛЯ ПЕРЕЙТИ К ПОКЕ ВХОД СЛУЧАЙНЫЙ
Форекс ПОЗВОЛЯТЬ СЛЕДУЮЩИЙ ПЕЧАТЬ НОВЫЙ БЕГАТЬ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ ПРОДОЛЖАТЬ ЕСЛИ ПОДПИСАТЬСЯ НАГРУЗКА ПРОЗРАЧНЫЙ быстрый сон
  Sinclair BASIC преобразует ключевые слова в однобайтовые кодовые точки.

Примечания [ править ]

  1. ^ Jump up to: а б с В руководстве по эксплуатации ZX80 есть ошибка, символы > и < показаны в неправильном порядке. [5]
  2. ^ Jump up to: а б Кодовая точка 1 представляет собой символ двойной кавычки ("") при использовании в видеопамяти (называемой файлом дисплея), но она используется внутри как завершения строки. символ [1] так CHR$(1) возвращает нулевую строку. Кодовая точка 212, CHR$(212), переводится в печатный символ «.
  3. ^ Jump up to: а б Поскольку они на 50% состоят из серых растров, кодовые точки 9 и 137 имеют одинаковый вид, хотя каждый пиксель инвертирован .
  4. ^ Возведение в степень многосимвольного оператора , преобразованного в однобайтовую кодовую точку.

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: а б с Уэрмут, Джефф. «Сборочный лист ПЗУ Sinclair ZX80» . Архивировано из оригинала 15 августа 2015 года.
  2. ^ Давенпорт, Хьюго (1980). Курс программирования на BASIC — Руководство по эксплуатации Sinclair ZX80 . Science of Cambridge Ltd., стр. 75–77. Архивировано из оригинала 8 августа 2022 г.
  3. ^ Jump up to: а б Давенпорт, Хьюго (1980). Курс программирования на BASIC — Руководство по эксплуатации Sinclair ZX80 . Science of Cambridge Ltd., стр. 116–117. Архивировано из оригинала 8 августа 2022 г.
  4. ^ Фэрроу, Пол. «ZX80 — Обновление БАЗОВОГО ПЗУ 8K» . Ресурсный центр Sinclair ZX .
  5. ^ «Набор символов Sinclair ZX80» . OoCities.org .

См. также [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 500020d9636044a2a4d62bfe03a46180__1707129360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/80/500020d9636044a2a4d62bfe03a46180.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
ZX80 character set - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)