Набор символов ZX80
![]() Набор символов Sinclair ZX80 отображается в системном шрифте. | |
Язык(и) | Английский с псевдографикой |
---|---|
Создано | Синклер Исследования |
Преемник | Набор символов ZX81 |
Другая связанная кодировка(и) | Набор символов ZX Spectrum |
Набор символов ZX80 — это кодировка символов , используемая Sinclair Research ZX80 микрокомпьютером с исходным 4K BASIC ПЗУ . Кодировка использует один байт на символ для 256 кодовых точек. Он не имеет никакого отношения к ранее установленным типам символов, таким как ASCII или EBCDIC , но он связан, хотя и не идентичен, набору символов преемника ZX81 .
Печатные символы [ править ]

CHR$(1)
отображается как пустая строка. Таким образом, верхняя строка охватывает 33 кодовых точки от 0 до 32, следующие 5 строк охватывают по 32 каждая, а последние строки с ключевыми словами охватывают еще меньшее количество. Набор символов содержит 64 уникальных глифа, присутствующих в кодовых точках 0–63. Если установлен старший бит , символ генерируется в инверсном видео ; соответствующие кодовым точкам 128–191. Эти 128 значений — единственные, которые разрешены для отображения в видеопамяти (известной как файл отображения). Остальные кодовые точки (64–127 и 192–255) используются в качестве управляющих символов или ключевых слов Sinclair BASIC , а некоторые не используются.
Небольшой эффективный диапазон, составляющий всего 64 уникальных глифа, исключает поддержку латинских строчных букв и многих символов, широко используемых в вычислениях, таких как восклицательный знак или знак at .
В блоке 11 графических символов, включая кодовую точку 0, которая также служит пробелом. Вместе с 11 версиями инверсного видео эти 22 кодовые точки обеспечивают каждую комбинацию символьной ячейки, разделенной на черно-белые блочные пиксели 2×2 для графики с низким разрешением 64×48 пикселей или на черные, белые или размытые пиксели 1×2. серые широкие блочные пиксели для разрешения 32×48. Их версии 2×2 также присутствуют в Block Elements блоке Unicode .
Кодовая точка 1 — это двойная кавычка. "
символ, когда он используется в файле дисплея, но исключительно для ZX80 он используется внутри как завершения строки. символ [1] поэтому БАЗОВАЯ функция CHR$(1)
возвращает нулевую строку; [2] CHR$(212)
переводится в печатный символ ". [3]
Изменения в ZX81 [ править ]
8K BASIC ROM последующей модели ZX81 также был доступен в качестве обновления для ZX80, заменив его 4K BASIC ROM только для целых чисел. [4] Он представил модифицированный набор символов ZX81 , который имеет в основном одинаковые кодовые точки, например, для AZ и 0–9, но кодовые точки различны для символов блочной графики, символов «, -, +, *, /, =, > , < и токены ключевых слов BASIC (с добавлением множества новых). Также внесены изменения в управляющие символы, а кодовая точка 1 больше не является непечатаемым признаком завершения строки.
В более поздней версии ZX Spectrum вся кодировка символов была заменена набором символов ZX Spectrum , который является производным от ASCII и включает строчные буквы и многое другое.
Системный шрифт [ править ]
В системном шрифте ZX80 используется сетка размером 8×8 пикселей на символ, где большинство глифов умещаются в 7×6 пикселей, оставляя между ними горизонтальное пространство в один пиксель. Этот шрифт был изменен в ПЗУ ZX81 и стал немного более узким глифом размером 6×6 пикселей с горизонтальным пространством в два пикселя между ними, что улучшило внешний вид одиночных перевернутых символов за счет отображения перевернутых пикселей с обеих сторон. Некоторые глифы также получили другой дизайн в системном шрифте ZX81, что заметно по символам *, косой черте и менее закругленному 0, а также менее закругленным $, C, G и J.
Набор символов [ править ]
В следующей таблице показан набор символов ZX80. Каждый символ отображается с потенциальным эквивалентом Unicode . Символы пробела и управления представлены сокращениями их имен.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | А | Б | С | Д | И | Ф | |
0x | СП | " [б] | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | £ | $ | : | ? |
1x | ( | ) | - | + | * | / | = | > | < | ; | , | . | 0 | 1 | 2 | 3 |
2x | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | А | Б | С | Д | И | Ф | Г | ЧАС | я | Дж |
3x | К | л | М | Н | ТО | П | вопрос | Р | С | Т | В | V | В | Х | И | С |
4x | ||||||||||||||||
5x | ||||||||||||||||
6x | ||||||||||||||||
7x | ВВЕРХ | ВНИЗ | ЛЕВЫЙ | ВЕРНО | ДОМ | РЕДАКТИРОВАТЬ | В | РУБУТ | ||||||||
8x | ![]() | " | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | £ | $ | : | ? |
9x | ( | ) | - | + | * | / | = | > | < | ; | , | . | 0 | 1 | 2 | 3 |
Топор | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | А | Б | С | Д | И | Ф | Г | ЧАС | я | Дж |
Бх | К | л | М | Н | ТО | П | вопрос | Р | С | Т | В | V | В | Х | И | С |
Сх | ||||||||||||||||
Дх | " [б] | ЗАТЕМ | К | ; | , | ) | ( | НЕТ | - | + | * | / | ||||
Бывший | И | ИЛИ | ** [д] | = | > [а] | < [а] | СПИСОК | ВОЗВРАЩАТЬСЯ | ЦЛС | ДИМ | СОХРАНЯТЬ | ДЛЯ | ПЕРЕЙТИ К | ПОКЕ | ВХОД | СЛУЧАЙНЫЙ |
Форекс | ПОЗВОЛЯТЬ | СЛЕДУЮЩИЙ | ПЕЧАТЬ | НОВЫЙ | БЕГАТЬ | ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ | ПРОДОЛЖАТЬ | ЕСЛИ | ПОДПИСАТЬСЯ | НАГРУЗКА | ПРОЗРАЧНЫЙ | быстрый сон |
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: а б с В руководстве по эксплуатации ZX80 есть ошибка, символы > и < показаны в неправильном порядке. [5]
- ^ Jump up to: а б Кодовая точка 1 представляет собой символ двойной кавычки ("") при использовании в видеопамяти (называемой файлом дисплея), но она используется внутри как завершения строки. символ [1] так
CHR$(1)
возвращает нулевую строку. Кодовая точка 212,CHR$(212)
, переводится в печатный символ «. - ^ Jump up to: а б Поскольку они на 50% состоят из серых растров, кодовые точки 9 и 137 имеют одинаковый вид, хотя каждый пиксель инвертирован .
- ^ Возведение в степень многосимвольного оператора , преобразованного в однобайтовую кодовую точку.
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: а б с Уэрмут, Джефф. «Сборочный лист ПЗУ Sinclair ZX80» . Архивировано из оригинала 15 августа 2015 года.
- ^ Давенпорт, Хьюго (1980). Курс программирования на BASIC — Руководство по эксплуатации Sinclair ZX80 . Science of Cambridge Ltd., стр. 75–77. Архивировано из оригинала 8 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Давенпорт, Хьюго (1980). Курс программирования на BASIC — Руководство по эксплуатации Sinclair ZX80 . Science of Cambridge Ltd., стр. 116–117. Архивировано из оригинала 8 августа 2022 г.
- ^ Фэрроу, Пол. «ZX80 — Обновление БАЗОВОГО ПЗУ 8K» . Ресурсный центр Sinclair ZX .
- ^ «Набор символов Sinclair ZX80» . OoCities.org .