СЭМ Купе
![]() | |
Производитель | Майлз Гордон Технология |
---|---|
Тип | Домашний компьютер |
Поколение | 8-битный |
Дата выпуска | 1989 год |
Снято с производства | 1992 |
Продано единиц | 12,000 |
Операционная система | SAM BASIC, CP/M через программное обеспечение |
Процессор | Zilog Z80 B @ 6 МГц |
Память | 256 КБ/512 КБ (макс. 4,5 МБ ) |
Съемное хранилище | 3,5-дюймовая дискета , кассета |
Отображать | UHF-телевизор, композитный или RGB-монитор; 512×192 с 4 цветами, 256×192 с 16 цветами |
Графика | Motorola MC 1377P, специальная графика ASIC вентильной матрицы VGT-200 процессор |
Звук | Philips SAA1099 (6 каналов, 8 октав, стерео, регулировка огибающей и амплитуды); пейджер |
Вход | Мышь, Световая ручка, Световой пистолет, джойстик. |
Возможности подключения | SCART, 64-контактный евроразъем, порт для мыши, порт для светового пера/светового пистолета, 5-контактный стереоаудиовыход DIN, порты MIDI, 9-контактный порт для джойстика, монофонический аудиовход/выход 3,5 мм |
Назад совместимость | ZX Спектр |
SAM Coupé (произносится как /sæm ku:peɪ/ в соответствии с оригинальным британским английским брендом) — 8-битный британский домашний компьютер , производимый компанией Miles Gordon Technology ( MGT ), базирующейся в Суонси , , Великобритания и выпущенный в декабре 1989 года.
Он был основан и разработан с учетом режима совместимости с ZX Spectrum 48K с влиянием Loki . проекта [ 1 ] и продается как логическое обновление Spectrum с увеличенной памятью, графическими и звуковыми возможностями, встроенной поддержкой периферийных устройств ( дискета , MIDI , джойстик , световое перо / световой пистолет и фирменная мышь ).
Включение поддержки более высоких графических режимов позволило создать текстовое представление с 80 столбцами , предоставив платформу для поддержки производительности и приложений CP/M с помощью дополнительного программного обеспечения.
Основанная на 8-битной технологии в то время, когда 16-битные домашние компьютеры были более распространены, в сочетании с отсутствием коммерческого программного обеспечения, это привело к коммерческому провалу. [ 2 ] [ 3 ]
Когда MGT перешла к конкурсному производству в июне 1990 года [ 4 ] были предприняты еще две попытки перезагрузить компьютер и бренд, сначала под управлением SAM Computers Limited. [ 5 ] а затем в ноябре 1992 года под управлением West Coast Computers , компании, выделенной из Format Publications , которая просуществовала до ликвидации в 2005 году. [ 6 ]
Мы
[ редактировать ]
SAM с заглавной буквы — это аббревиатура от «Some Amazing Micro» . По словам Алана Майлза в интервью журналу ZAT, [ 7 ]
Часть «Купе» имеет два источника: один — мороженое с фруктами под названием «Ice Cream Coupé», а другой — потому, что в профиль машина напоминает автомобиль фастбэк с ногами вместо колес. [ 8 ] [ 9 ]
Аппаратное обеспечение
[ редактировать ]Аппаратное обеспечение SAM Coupé было разработано Брюсом Гордоном из Miles Gordon Technology . Компьютер включал в себя специальный чип для управления дисплеем, памятью и функциями ввода-вывода. Первоначально он был прототипирован с использованием с проволочной обмоткой логических микросхем серии 7400 , а затем был произведен как с вентильной матрицей VLSI VGT-200 ASIC . [ 10 ] [ 11 ]
Процессор и логика
[ редактировать ]Машина основана на Z80B процессоре с тактовой частотой 6 МГц и ASIC на 10 000 вентилей . ASIC выполняет в компьютере ту же роль, что и ULA в ZX Spectrum. ЦП Z80B получает доступ к выбранным частям большого пространства памяти в своем адресном пространстве размером 64 КБ, разбивая его на банки по 16 КБ и используя регистры ввода-вывода для выбора страниц памяти, отображаемых в каждом банке по 16 КБ.
Память и хранение
[ редактировать ]Базовая модель SAM Coupé имеет 256 КиБ ОЗУ с возможностью внутреннего расширения до 512 КиБ через разъем на основной плате, доступный через люк внизу, а также до 4 МБ внешней памяти, добавляемых пакетами по 1 МБ через евроразъем. [ 12 ] на задней стороне системы.
Компьютер имеет прямое подключение к кассетному магнитофону для хранения данных, но два 3,5-дюймовых дисковода для гибких дисков могут быть установлены внутри корпуса или снаружи с помощью интерфейса.
Графика
[ редактировать ]SAM Coupé был разработан в первую очередь для рынка Великобритании и разработан на основе телевизионного стандарта PAL , который обновляется со скоростью 50 кадров в секунду. В отличие от стандартного сигнала PAL, который чередуется, SAM предназначен для излучения двух одинаково расположенных полей со скоростью 50 кадров в секунду, что дает что-то ближе к 312-строчному прогрессивному сигналу, чем 625-строчные чересстрочные телевизионные сигналы, распространенные в Великобритании в то время.
Дисплей окружен большой рамкой, обеспечивающей безопасную зону отображения для ЭЛТ-телевизоров той эпохи. Цвет этой области можно изменить программно, используя порт BORDER для выбора цвета из палитры.
Режимы отображения
[ редактировать ]SAM Coupé имеет четыре режима отображения: [ 13 ]
- Режим 1 — 256×192, нелинейный кадровый буфер , 1 бит на пиксель с отдельными атрибутами цвета для каждого блока пикселей 8×8 = 6,75 КБ (соответствует дисплею ZX Spectrum для обратной совместимости)
- Режим 2 — 256 × 192, линейный кадровый буфер, 1 бит на пиксель с отдельными атрибутами цвета для каждого блока пикселей шириной 8 = 12 КБ.
- Режим 3 — 512 × 192, линейный кадровый буфер, 2 бита на пиксель (4 цвета) = 24 КБ.
- Режим 4 — 256 × 192, линейный кадровый буфер, 4 бита на пиксель (16 цветов) = 24 КБ.
- Примеры изображений видеорежимов SAM Coupé
-
режима 1 Пример изображения
-
режима 2 Пример изображения
-
режима 3 Пример изображения
-
режима 4 Пример изображения
Режимы «атрибутов» заимствовали свой дизайн из ZX Spectrum , где растровое изображение используется для выбора между цветом бумаги и чернил из двух групп по восемь цветов. Используемая группа выбирается флажком «яркость». Цветовой блок также можно настроить на «мигание», то есть попеременно использовать два цвета, используемые для бумаги и чернил.
Бит 7 | Бит 6 | Бит 5 | Бит 4 | Бит 3 | Бит 2 | Бит 1 | Бит 0 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Вспышка | Яркий | Бумага 2 | Бумага 1 | Бумага 0 | Чернила 2 | Чернила 1 | Чернила 0 |
Аппаратная палитра
[ редактировать ]
на основе палитр Во всех режимах используются таблицы поиска цветов , выбирающие из палитры из 128 цветов . Значения палитры состоят из 2 битов для каждого из красного, зеленого и синего компонентов, а также дополнительного бита, который увеличивает интенсивность всех трех компонентов на полшага (бит «яркости»).
Бит 7 | Бит 6 | Бит 5 | Бит 4 | Бит 3 | Бит 2 | Бит 1 | Бит 0 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
- | Зеленый 1 | Красный 1 | Синий 1 | полуяркий | Зеленый 0 | Красный 0 | Синий 0 |
ASIC . можно настроить на генерацию прерываний при появлении строки на дисплее, что позволяет без особых усилий синхронизировать видеоэффекты с определенными строками дисплея По умолчанию он генерирует прерывание для каждого кадра. Обычно это прерывание используется для двойной буферизации кадра, считывания состояния клавиатуры/мыши и вывода музыки.
Состояние прерывания также можно получить непосредственно из регистра состояния ASIC.
Видеокодер Motorola MC1377P RGB в PAL / NTSC . создает композитный видеосигнал устройства RGB и синхронизации из сигналов [ 14 ] (выход ASIC) для радиочастотного модулятора . [ 15 ] [ 11 ]
Нестандартный разъем дисплея SCART включает в себя как композитный, так и RGB-выход, а также сигналы для управления 16-цветным TTL- монитором.
Доступ к внутренней оперативной памяти был разделен между дисплеем и ЦП, при этом доступ к ЦП приводил к снижению скорости ( конфликт за память ), поскольку он был вынужден ждать ASIC завершения изохронного доступа к памяти . В результате процессор SAM Coupé эффективно работал лишь примерно на 14% быстрее, чем процессор ZX Spectrum, но ему приходилось выполнять гораздо больше работы в режимах SAM с высоким разрешением, чтобы воспроизвести аналогичное движение на дисплее. Экран режима 3 или режима 4 использует в четыре раза больше оперативной памяти, чем дисплей ZX Spectrum Mode 1, поэтому при его обновлении за одно и то же время приходилось выполнять в четыре раза больше работы.
Небольшой компенсацией стало простое расположение цветных пикселей в этой памяти вместо более ограниченного дисплея и памяти атрибутов ZX Spectrum. Операции низкоуровневого графического программного обеспечения могут быть намного проще, чем их эквиваленты Spectrum, и, следовательно, выполняться несколько быстрее.
Наказание за задержку из-за конфликта памяти применяется ко всем обращениям к оперативной памяти, а не только к памяти, связанной с видеосхемой (как в случае с ZX Spectrum). Аппаратные спрайты и прокрутка значительно улучшили бы производительность игр, но, к сожалению, ASIC не было достаточно на VLSI места для включения такой схемы.
Пока отрисовывалась основная область экрана размером 256×192, процессор мог обращаться к памяти только в одном из каждых 8 t-состояний. В пограничной зоне это было одно из каждых 4 t-состояний, что не влияло на многие инструкции, тайминги которых были кратны 4. В режимах 3 и 4 дисплей можно было полностью отключить, устраняя эти задержки из-за конкуренции за память на некоторое время. полная рабочая скорость 6 МГц. Конкуренция не затронула код, работающий в ПЗУ или внешней ОЗУ, хотя любой доступ к ОЗУ, выполняемый ими к общей внутренней ОЗУ, все равно будет затронут.
Набор символов
[ редактировать ]Набор символов включает блочную графику и международные символы . Размер шрифта можно изменить, чтобы текст отображался в 32, 64 или 85 столбцах, также возможны символы двойной высоты. [ 13 ] [ 16 ] Пользователи могут свободно определять своих персонажей, создавая пользовательскую графику (UDG). Для этой цели доступно большое количество кодов символов (от 144 до 255). Блочную графику (коды от 128 до 143) можно отключить, чтобы освободить больше символов для UDG . [ 16 ]
В BASIC курсор состоит из символов Blocks Off (128/129) для нижнего и верхнего регистра соответственно, независимо от текущих настроек блоков, поэтому перезапись этих позиций также приведет к изменению курсора. Если это нежелательно, то системной переменной (SVAR) 1 можно присвоить 2-значное значение для новых символов курсора в нижнем и верхнем регистре, которые будут использоваться.
Дисковые носители операционной системы Utility Tapes и SAMDOS включали в себя загрузчик международных символьных шрифтов, позволяющий загружать дополнительные символы в графическую область блока, начиная с 128 (0x80). Это означало, что символы курсора были перезаписаны, поэтому прилагаемый загрузчик BASIC установил курсор на * и + для нижнего и верхнего регистра соответственно. [ 17 ]
В следующей таблице показано предопределенное расположение набора символов: [ 13 ] [ 16 ]
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | А | Б | С | Д | И | Ф | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
0 | |||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||
2 | ! | " | # | $ | % | & | ' | ( | ) | * | + | , | - | . | / | ||
3 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | : | ; | < | = | > | ? | |
4 | @ | А | Б | С | Д | И | Ф | Г | ЧАС | я | Дж | К | л | М | Н | ТО | |
5 | П | вопрос | Р | С | Т | В | V | В | Х | И | С | [ | \ | ] | ↑ | _ | |
6 | £ | а | б | с | д | и | ж | г | час | я | дж | к | л | м | н | тот | |
7 | п | д | р | с | т | в | v | В | х | и | С | { | | | } | ~ | © | |
8 | Блокируется | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Блокирует | ![]() |
![]() |
и | ||||||||||||||
Блокируется, международные символы | И | ой | Ой | Зонтик | он | ò | и | ты | ÿ | ОН | О | ¢ | £ | ¥ | ₧ | ƒ | |
9 | Блокируется | ||||||||||||||||
Блокируется, международные символы | на | в | от | ты | н | С | й | й | ¿ | ||||||||
А | |||||||||||||||||
Б | |||||||||||||||||
С | |||||||||||||||||
Д | |||||||||||||||||
И | |||||||||||||||||
Ф |
Примечания:
- Коды символов от 0 до 31 (от 0x00 до 0x1F): управляющие коды.
- Коды символов от 32 до 168 (от 0x20 до 0xA8): предопределенный набор символов.
- Коды символов от 128 до 143 (от 0x80 до 0x8F): блочная графика /иностранные символы или пользовательская графика ( UDG ).
- Коды символов от 144 до 255 (от 0x90 до 0xFF): пользовательская графика ( UDG ).
Аудио
[ редактировать ]Шесть каналов 8- октавного стереозвука обеспечиваются микросхемой генератора звука и шума Philips SAA1099 . Машина позволяет воспроизводить звуковые сэмплы под управлением программного обеспечения, а также поддерживает четырехканальные модули Amiga Tracker с 3-битным разрешением семпла 10,4 кГц. [ 18 ] и 4-битный с частотой 15,625 кГц. [ 19 ]
Чтобы обеспечить обратную совместимость с ZX Spectrum , SAM также предоставляет однобитовый канал «бипера», который можно использовать для воспроизведения простых тонов путем включения и выключения бита, как в исходном Spectrum.
Прошивка и DOS
[ редактировать ]
Машина поставлялась с 32 КБ ПЗУ, содержащим код для загрузки машины, и интерпретатором BASIC ( SAM BASIC ), написанным Эндрю Райтом и находящимся под сильным влиянием его более ранней бета-версии BASIC для ZX Spectrum. ПЗУ содержали только код начальной загрузки, а вместо этого DOS загружалась с диска с помощью BOOT
команда, или F9 ключ. Большинство дисков поставлялось с SAMDOS, первой DOS системы, так что их можно было загружать напрямую. Также была разработана улучшенная замена, MasterDOS, предлагающая более быстрый доступ к диску, больше файлов и поддержку часов реального времени для предоставления временных меток файлов, среди многих других улучшений.
BASIC был очень продвинутым и включал код для рисования спрайтов и базовых векторных форм, таких как линии и круги. Система координат экрана для них была переменной и могла произвольно масштабироваться и центрироваться. Была предусмотрена возможность «записи» последовательностей графических команд, чтобы их можно было позже повторить без потери скорости интерпретатора BASIC между ними.
На машине можно использовать CP/M 2.2 с использованием программного обеспечения Pro-Dos с поддержкой как 720 килобайт дисков формата IDE . , так и дисков [ 20 ]
Дисководы
[ редактировать ]
Первоначально в SAM использовались тонкие 3,5-дюймовые накопители Citizen , которые располагались под клавиатурой, образуя слоты на передней панели. Как и жесткие диски IDE , эти корпуса содержали не только диски, но и контроллеры дисков WD1772-02 , благодаря чему SAM мог использовать оба диска одновременно.
Из-за недостатка конструкции купе перезагрузка машины, когда диск остается в приводе, может привести к повреждению данных на этом диске, поскольку, пока линия RESET удерживается на низком логическом уровне, ASIC (который генерирует тактовую частоту 8 МГц) останавливается, поэтому тактовый сигнал не отправляется на контроллеры привода. [ 22 ]
Диски двойной плотности использовали формат с двумя сторонами, 80 дорожек на стороне и 10 секторов на дорожку, по 512 байт на сектор. Это дало общую емкость 800 КБ, хотя стандартный каталог занимал 20 КБ, оставляя 780 КБ свободными для пользовательских файлов. Файлы хранились в той же структуре, что и исходный интерфейс +D MGT , но с дополнительными кодами, используемыми для типов файлов SAM Coupé. Кодирование диска (NRZ), стратегия кодирования (линейная угловая скорость), а также форматы заголовков дорожек и секторов были совместимы с теми, которые использовались на IBM PC и Atari ST , и были доступны программы для чтения дисков в формате FAT . [ 23 ] [ 24 ]
Порты расширения
[ редактировать ]
Был предоставлен большой набор портов расширения, в том числе:
- Два внутренних отсека для дисков .
- Нестандартный разъем SCART , обеспечивающий композитное видео, цифровое и линейное RGB, а также вход питания.
- 64-контактный евроразъем [ 12 ] для расширения аппаратного обеспечения общего назначения.
- Разъем для мыши (собственный формат, хотя позже появился конвертер для мышей в стиле Atari ST).
- Световое перо / световой пистолет и выход стереозвука через 5-контактный разъем DIN .
- Порты MIDI IN/OUT (и THROUGH через программный переключатель).
- Сеть с использованием порта MIDI (можно соединить до 16 машин).
- в стиле Atari 9-контактный порт джойстика (двойная возможность с разветвителем, хотя из-за недостатка два джойстика будут мешать друг другу).
- 3,5-мм монокассетный разъем (двойного назначения для загрузки и сохранения).
К порту Euroconnector купе можно было подключить до четырех устройств с помощью SAMBUS, который также имел встроенные часы. При использовании более энергоемких периферийных устройств SAMBUS требовался дополнительный источник питания. [ 25 ]
Власть
[ редактировать ]Источник питания SAM представлял собой модифицированный блок модулятора Amstrad CPC MP1/MP2 со встроенным радиочастотным модулятором, подключенным через общую розетку питания/ТВ к компьютеру. сигнала Это сделало помехи от преобразователя переменного/постоянного тока обычным явлением, и это была популярная, но совершенно неофициальная модификация, заключавшаяся в удалении модулятора и сохранении его как отдельного устройства. [ 26 ]
Совместимость с ZX Spectrum
[ редактировать ]
Эмуляция ZX Spectrum была ограничена 48K и достигалась либо с помощью прилагаемой утилиты и скелетного образа ПЗУ (не содержащего исходного кода), либо путем загрузки полной копии ПЗУ ZX Spectrum ( полученной из ZX Spectrum). Чтобы соответствовать скорости обработки ZX Spectrum (3,5 МГц), SAM Coupé вводит дополнительные состояния ожидания в режиме отображения 1 (графический режим, совместимый с ZX Spectrum), чтобы замедлить процессор, чтобы примерно соответствовать скорости этой системы.
Карта памяти модели 128K была несовместима с моделью памяти купе, и машина имела совершенно другой звуковой генератор. Некоторые игры и демоверсии можно было конвертировать, напрямую взломав код 128 КБ или используя программный патчер с расширением ОЗУ на 1 мегабайт для обеспечения адресного пространства. [ 27 ]
Поскольку Coupé не работало с той же скоростью, что и Spectrum, даже в режиме эмуляции, многие антипиратские загрузчики ленты не работали на оборудовании Coupé. Это привело к разработке MGT специального аппаратного интерфейса под названием Messenger , который мог фиксировать состояние подключенного ZX Spectrum к диску SAM Coupé для последующего воспроизведения без подключения Spectrum. Messenger подключается к сетевому порту купе и слоту расширения Spectrum. Из-за неподходящих встроенных кнопок прерывания ( NMI ) (необходимых для активации программного обеспечения Messenger) также была предоставлена неработающая карта кнопки прерывания, которая подключалась к слоту расширения купе.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оуэн, Крис (2003). «Локи, Янус, Пандора — неизданные компьютеры Sinclair» . Планета Синклер . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ Всегда, Робин (август 1990 г.). «Так что же на самом деле случилось с SAM Coupe?» (PDF) . Ваш Синклер : 40.
- ^ Пиллар, Джон (сентябрь 1992 г.). «САМ-Центр – Новости» . Ваш Синклер : 38.
- ^ «МГТ» . Мир СЭМ . 14 мая 2018 года . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ Доре, Дэн (14 мая 2018 г.). ООО «Сэм Компьютерс» . Мир СЭМ . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ Доре, Дэн (14 мая 2018 г.). «Компьютеры Западного побережья» . Мир СЭМ . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ «Алан Майлз | Мир СЭМ» . www.worldofsam.org . Проверено 13 июля 2024 г.
- ^ «SAM Coupé — SinclairFAQ» . Синклер Вики . Проверено 14 февраля 2019 г.
- ^ Доре, Дэн (июль 2018 г.). «Именование» . Мир СЭМ . Проверено 14 февраля 2019 г.
- ^ Доре, Дэн (24 июня 2021 г.). «Машина развития» . Мир СЭМ . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Браун, Адриан (15 мая 2018 г.). «АСИК» . Мир СЭМ . Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кольер, Эндрю (2018). «ЕвроКоннектор» . Мир СЭМ .
- ^ Перейти обратно: а б с "По сути" . Крушение . № 74. Март 1990. с. 13.
- ^ Кодер цветного телевидения RGB в PAL/NTSC MC1377 (PDF) . Моторола. 1995.
- ^ Краучер, Мел (1989). Руководство пользователя SAM Coupé (PDF) . МАЙЛЗ ГОРДОН ТЕХНОЛОДЖИ plc. п. 170.
- ^ Перейти обратно: а б с Краучер, Мел (1989). Руководство пользователя SAM Coupé (PDF) . МАЙЛЗ ГОРДОН ТЕХНОЛОДЖИ plc. стр. 87–89.
- ^ Доре, Дэн. «Шрифты» . www.worldofsam.org . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Дриссен, Стефан (14 апреля 2023 г.), игрок SAM MOD , получено 17 апреля 2023 г.
- ^ SAM Coupé: Peace Droid — 15,6 кГц — вид стереоосциллографа, 4K , получено 15 февраля 2024 г.
- ^ «Главная страница» . Страницы ресурсов SAM Coupè Pro-DOS [CP/M 2.2] . Проверено 1 марта 2019 г.
- ^ Доре, Дэн (май 2021 г.). «Прототип» . Мир СЭМ . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ Браун, Адриан (май 2018 г.). «ДПУ» . Мир СЭМ . Проверено 13 февраля 2019 г.
- ^ Доре, Дэн. «КЭДиск» . www.worldofsam.org . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ Дриссен, Стефан. «ПК-Сюита» . www.worldofsam.org . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ Доре, Дэн. «СамБус» . www.worldofsam.org . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ Доре, Дэн (июнь 2018 г.). «Внешняя модификация БП» . Мир СЭМ . Проверено 13 февраля 2019 г.
- ^ «СЭМ Купе — ZX128 — СНЕЙПЕР» . ВЕЛЕСОФТ-ZX SAM TIMEX SPRINTER .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Мир СЭМ
- Квазар
- Эмулятор симкупе
- Страницы ресурсов SAM Coupe Pro-DOS [CP/M 2.2]
- Усовершенствованная машина Spectrum
- ЗРК-купе для MiSTer
- SAM Coupé для MIST Board