Англо-ирландский большой дом
Термин «большой дом» ( ирландский : Teach mór ) относится к загородным домам , особнякам или поместьям исторического землевладельческого класса в Ирландии , который сам известен как англо-ирландский класс. Дома стали символическим центром англо-ирландского политического доминирования в Ирландии с конца 16 века, и многие из них были разрушены или подверглись нападениям во время ирландского революционного периода .
Большой Дом
[ редактировать ]Термин «большой дом» возник благодаря простому сравнению арендаторами поместий своих жилищ со сравнительно большими и роскошными резиденциями англо-ирландской аристократии. Их называли «большими» как из-за их размера, так и из-за их влияния на окружающую территорию. Элизабет Боуэн писала о большом доме: [ 1 ]
«Именно ли высота — в этой стране с невысокими зданиями — дала этим англо-ирландским домам «большое» имя? Или их называли «большими» с небольшой интонацией — враждебности, иронии? Можно назвать человека «большой» именно с таким оттенком, потому что он, кажется, думает о себе до чёртиков».
История
[ редактировать ]Англо-ирландцы стали правящим классом в Ирландии из-за феномена протестантского господства , когда один класс контролировал почти всю политическую власть в Ирландии в течение нескольких сотен лет. Представители англо-ирландского класса получили от британской короны огромные участки земли и быстро стали лидерами как в экономической, так и в политической жизни Ирландии. Большие дома, построенные этим классом, служили демонстрацией их власти и «предназначались для того, чтобы вызывать трепет среди равных и уважение в низших классах». [ 2 ] [ нужна страница ] Таким образом, дома были символами, демонстрирующими элитарный социальный статус землевладельческого класса. Большой дом был ядром более крупного поместья, обычно называемого поместьем , и выполнял ключевые функции во многих ирландских общинах. Владыка владений не только контролировал земли общины, но и часто оказывал на нее большое политическое влияние. С 17 века сыновья англо-ирландских землевладельцев обычно вступали в политику путем выборов в ирландскую Палату общин , тем самым повышая уровень политического контроля над Ирландией со стороны этих элитных семей, многие из которых имели места в парламенте. Палата лордов Ирландии . Несмотря на такое влияние на сообщество, в котором они существовали, Большие Дома часто мало инвестировали в них, кроме сбора арендной платы. Поместье было спроектировано так, чтобы обеспечить достаточное количество еды для поддержания Большого Дома и его жителей, а также приносить прибыль. Это предоставило ему уровень автономии, который сделал его все более независимым и отрезанным от сообщества.
С середины 1700-х годов ирландское националистическое движение поощряло коренных ирландцев-католиков рассматривать Большой дом и его жителей как изолированные от окружающего ирландского ландшафта. Так было часто, поскольку разрыв между англо-ирландцами и их сообществом ощущался не только географически, но и социально. Разрыв между семьями землевладельцев и арендаторами увеличился из-за отсутствия серьезного взаимодействия между ними. Англо-ирландцы занимали социальное пространство, где они были в Ирландии, но не были полностью ирландцами и были англичанами по манере и происхождению, но были далеки от жизни в Англии. Социальное и экономическое неравенство между англо-ирландцами и местным населением, которым они управляли, для многих олицетворялось Большим домом.
Дизайн
[ редактировать ]
Англо-ирландская элита приложила немало усилий в процессе проектирования своих домов, а также их обустройства. Они почти исключительно обращались к Великобритании и всему континенту в поисках стиля и дизайна, утверждая, что «вернут культуру в ирландские дома». [ 2 ] [ нужна страница ] и подчеркивая их отделение от культуры и вкусов коренных ирландцев. Многие из больших домов сегодня известны своей огромной архитектурной ценностью, а некоторые являются единственными сохранившимися работами известных ирландских и европейских архитекторов. Стиль Регентства стал модным видом архитектуры элитного дома в Ирландии середины-конца девятнадцатого века. Особенности дизайна эпохи регентства включают знаменитые колонны Скальолы итальянского влияния, выполненные из импортного камня, а также штукатурку во французском стиле и расписные потолки. Предметы в доме также были явно иностранными и могли варьироваться от коллекций ценных фламандских картин эпохи Северного Возрождения до люстервайбленов , австрийских светильников из рогов и резного дерева. Приобретение этих предметов часто представляло собой значительную задачу и служило для того, чтобы подчеркнуть покупательную способность элиты и ее способность жить в условиях упадка.
В Большом доме были обширные части, посвященные отдыху и развлечениям, включая бальные залы , гостиные и гостиные, а также внешние территории поместья, где можно было охотиться или заниматься модными видами спорта, такими как крикет . Этим местам уделялось много времени, поскольку у элиты были средства для активного отдыха. Фотография стала основным видом досуга среди англо-ирландцев в конце 19 века, и сегодня фотографии служат одним из основных справочных материалов для историков большого англо-ирландского дома.
Большой дом в письменной форме
[ редактировать ]Умение читать и писать было признаком привилегии. Мария Эджворт — одна из первых англо-ирландских писательниц «Большого дома», которая часто писала сатирические рассказы об упадке поместий из-за неправильного обращения с часто отсутствующими членами семьи. Говорят, что большая часть ее художественной литературы отражает ее собственную жизнь и семью. Тот факт, что она была писательницей девятнадцатого века, подчеркивает ее статус привилегированной женщины. [ нужна ссылка ]
Другой более поздней писательницей «Большого дома» была Элизабет Боуэн . Боуэн много писал о шатком положении элиты, поскольку власть, которой она владела на протяжении поколений, постепенно отбиралась у нее в период великих социальных и политических перемен, когда католикам больше не было отказано во власти, а также земельной агитации и национализма. росли. В ее произведениях описывается упадок Большого дома, наблюдаемый изнутри. [ 3 ]
Отклонить
[ редактировать ]Последовательные социальные и политические изменения, произошедшие в XIX веке в Ирландии, такие как отмена Уголовных законов и Акта о Союзе 1801 года , а также различные земельные законы и реформы , послужили уравниванию привилегий землевладельческого класса с землевладельческими. ранее бесправного и в основном римско-католического ирландского населения. Великий голод в Ирландии в середине девятнадцатого века также повлиял на многие, хотя и не на все, большие дома и землевладельческие семьи. Неспособность арендаторов платить арендную плату и высокие показатели выселений во время голода привели к огромной задолженности по арендной плате, что серьезно повлияло на доходы арендодателей. В сочетании с депрессией в сельском хозяйстве , усилением земельной агитации и Земельными законами 1885 и 1891 годов «конец девятнадцатого века стал свидетелем значительного ухудшения состояния «больших» домов и великих поместий в Ирландии». [ 2 ] : 102 Для большинства эти факторы «привели к задолженности домовладельцев, что привело к распродаже домашнего имущества, такого как предметы искусства и мебель, а также к разделению и продаже земельных владений». [ 2 ] : 107 Попытки положить конец землевладению в Ирландии с помощью Закона о покупке земли (Ирландия) 1903 года привели к тому, что землевладельцам были предоставлены финансовые стимулы для продажи своих поместий, что привело к «продаже поместий в революционном масштабе». [ 2 ] : 274
Ко времени ирландского революционного периода Большой Дом утратил большую часть своего исторического контроля и влияния на ирландское общество. Тем не менее, дома оставались важным символом разделенного общества, и коренные ирландцы относились к ним с большой враждебностью. Это привело к нападениям на Большие дома во время ирландской войны за независимость и гражданской войны в Ирландии со стороны Ирландской республиканской армии . [ 4 ] В ходе Войны за независимость было разрушено около 275 «больших» домов, причем примерно 199 домов были сожжены и разрушены с 1920 по 1923 год. [ 5 ] : 157 В то время как многие республиканские настроения утверждали, что эти дома должны были быть сожжены, поскольку они символизировали ирландское угнетение, уравнивание землевладельческого класса также осуществлялось в рамках социалистической риторики. Революционер-республиканец Эрни О'Мэлли заявил, что «при республике вся промышленность будет контролироваться государством в интересах рабочих и фермеров... все банки будут управляться государством... земли аристократии будут схвачен и разделен». [ 6 ] : стр.152-153 Многие из Больших домов были заброшены после нападения, и лишь небольшая часть была перестроена или восстановлена.
После того, как Амброуз Конгрив умер в 2011 году в возрасте 104 лет, гора Конгрив была описана как «последний Большой дом», то есть последний, в котором проживал член восходящей семьи. [ 7 ] [ 8 ] Киллегар-хаус был описан аналогичным образом и является домом вдовы Джона Годли, 3-го барона Килбракена , который умер в 2006 году. [ 9 ] [ 10 ]
Сегодняшний день
[ редактировать ]
Судьба Большого дома до сих пор остается нерешенной, поскольку перед ним стоят новые задачи, чтобы привести его в порядок или сохранить. В работе Теренса Дули о пятидесяти таких домах очерчены различные категории «больших» домов, их современные функции и статусы собственности, будь то частные или государственные. В работе говорится о желании сохранить и целесообразности такой практики. Дули утверждает, что «будущее ирландских исторических домов ни в коем случае не является безопасным. Если не будут предприняты согласованные действия, основной компонент архитектурного, исторического и культурного наследия страны, как на местном, так и на национальном уровне, окажется под угрозой существенной утраты навсегда». ирландскому народу». [ 11 ] : 6 После массового упадка и разрушения в конце девятнадцатого и начале двадцатого века время стало главным виновником упадка этих домов, поскольку уцелевшие поместья продолжают приходить в запустение и приходить в упадок.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Боуэн, Элизабет (1986). «Большой дом». В Ли, Гермиона (ред.). Тутовое дерево . п. 26.
- ^ Jump up to: а б с д и Дули, Теренс (2001). Упадок большого дома в Ирландии: исследование ирландских землевладельческих семей, 1860-1960 гг . Дублин: Mountjoy Press. ISBN 0863278507 .
- ^ Вурц, Джеймс Ф. (2010). «Элизабет Боуэн, модернизм и призрак англо-Ирландии». Ирландские студии (5): 119–128. дои : 10.24162/EI2010-2247 . S2CID 150475843 .
- ^ Дорни, Джон (21 июня 2011 г.). «Большой дом и ирландская революция» . Ирландская история .
- ^ Мартин, Питер (2002). «Юнионизм: ирландское дворянство и революция 1919–23». В Огюстене, Йост (ред.). Ирландская революция . Пэлгрейв . п. 157. ИСБН 0333982258 .
- ^ О'Мэлли, Кормак (2007). Здесь нет капитуляции, Документы Эрни О'Мэлли о гражданской войне, 1922–1924 гг . Лилипут Пресс. стр. 152–153. ISBN 9781843511274 . ОЛ 16915311М .
- ^ Парсонс, Майкл (5 июля 2012 г.). «В последнем «Большом доме» гаснет свет » . Ирландские Таймс . Проверено 4 апреля 2017 г.
- ^ Коллинз, Лиам (15 июля 2012 г.). «В Большом доме за кусочек истории приходится платить» . Ирландская независимая газета . Проверено 4 апреля 2017 г.
- ^ «Дом Киллегар — леди Килбрекен» . Вдохновляющие дома в Ирландии . Архивировано из оригинала 4 марта 2017 года . Проверено 4 апреля 2017 г.
- ^ МакНелли, Фрэнк (10 октября 2013 г.). «Если ты пойдешь в лес на этих выходных» . Ирландские Таймс . Проверено 4 апреля 2017 г.
- ^ Дули, Теренс (2003). Будущее ирландских исторических домов? Исследование пятидесяти домов . Спонсор: Ирландско-грузинское общество и Департамент окружающей среды, наследия и местного самоуправления.