Сангита Ратнакара
« Сангита -Ратнакара» , संगीतरत्नाकर, ( IAST : Saṃgītaratnākara), буквально «Океан музыки и танца», является одним из наиболее важных музыковедческих текстов Индии. [ 1 ] [ 2 ] Написанный Шарнгадевой (शार्ङ्गदेव) на санскрите в XIII веке, как карнатическая музыка , так и хиндустанские музыкальные традиции индийской классической музыки считают ее окончательным текстом. [ 3 ] [ 4 ] Автор был придворным королем Симханой (годы правления 1210–1247) из династии Ядавов , столицей которой был Девагири , Махараштра. [ 5 ]
Текст разделен на семь глав. Первые шесть глав, Сварагатадхьяя , Рагавивекадхьяя , Пракирнакадхьяя , Прабандхадхьяя , Таладхьяя и Вадьядхьяя, посвящены различным аспектам музыки и музыкальных инструментов, а последняя глава, Нартанадхьяя, посвящена танцу. Текст средневековой эпохи - это один из наиболее полных исторических индийских трактатов о структуре, технике и рассуждениях по теории музыки, дошедший до наших дней, а также всеобъемлющий объемный текст о рагах (глава 2) и таласах (глава 5). . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Текст представляет собой всеобъемлющий синтез древних и средневековых музыкальных знаний Индии. [ 9 ] Этот текст часто цитировали более поздние индийские музыковеды в своей литературе, посвященной музыке и танцам. Важные комментарии к тексту включают «Сангитасудхакару» Симхабхупалы ( ок. 1330 г. ) и «Каланидхи » Каллинатхи ( ок. 1430 г. ). [ 10 ]
Автор
[ редактировать ]Сангита Ратнакара была написана Шарнгадевой , также пишется Сарангадева или Шарангадева. Шарнгадева родился в семье брамина в Кашмире . [ 11 ] В эпоху исламского вторжения в северо-западные регионы Индийского субконтинента и возникновения Делийского султаната его семья мигрировала на юг и поселилась в индуистском королевстве в регионе Декан недалеко от пещер Эллора (Махараштра). Шарнгадева работал бухгалтером и имел свободу преследовать свои музыкальные интересы при дворе царя Симханы (годы правления 1210–1247) из династии Ядавов. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Содержание
[ редактировать ]Индийская классическая музыка |
---|
Концепции |
Текст представляет собой санскритский трактат о Сангите ( IAST : Samgīta), или традиции исполнительского искусства, связанной с музыкой. [ 14 ] Сангита описывается в тексте как сложное исполнительское искусство, состоящее из Гиты (мелодических форм, песни), Вадьи (инструментальной музыки) и Нритты (танца, движения). [ 15 ] [ 16 ]
XIII века Сангита Ратнакара делит Сангиту на два вида: Марга-сангита и Деши-сангита. Марга относится к классическим техникам, которым учил Бхарата в Натья Шастре . Дези Сангита относится к региональным импровизациям, которые могут не следовать классическим правилам и структуре музыки и исполнительского искусства. [ 17 ] [ 18 ]
В тексте семь глав: [ 19 ]
- Сварагатадхьяя (звуковая система)
- Рагавивекадхьяя (рага)
- Пракирнакадхьяя (исполнительская практика)
- Прабандхадхьяя (сочинения, поэтический размер)
- Таладхьяя (тала)
- Вадьядхьяя (музыкальные инструменты)
- Нартанадхьяя (танец)
Первая глава состоит из восьми разделов. Он открывается благоговейными стихами, обращенными к индуистскому богу Шиве , называют «воплощением звука, воспетого всем миром» и наслаждающим , которого, согласно Ведам . [ 20 ] В первом разделе первой главы автор отдает дань уважения своим предкам, затем древним ученым, таким как Бхарата, Матанга, Даттила и Нарада, а также главным богам и богиням индуизма. Во втором разделе почти нет упоминаний о музыке или танце, скорее Сарнгадева представляет свои метафизические и физиологические убеждения, а также приписывает происхождение музыки Самаведе . [ 20 ] [ 21 ] Он представляет музыкальные темы и определения музыкальных концепций, начиная с третьего раздела первой главы, с частыми упоминаниями Шивы и индуистской богини Сарасвати . [ 20 ]
Согласно стихам Сарнгадевы 27-30 раздела 1.1, песня присутствует повсюду, в плаче младенца, в ритмах природы, в пульсе жизни, в каждом человеческом действии Дхармы , Артхи , Камы и Мокши . [ 20 ] [ 22 ] В разделах с 3 по 8 первой главы описываются нада (звук), свара (тон), шрути (микроинтервал), грамы (основные гаммы), мурччаны (производные гаммы), варна (цвет), джати (лад), аланкара (украшение). ), гити (стили пения), метры и другие основные музыкальные понятия. [ 21 ] [ 23 ]
Шуддха (чистые) свары – это свары Сама Веды , утверждается в тексте. [ 24 ]
Масса (Длинный) |
Фрукты (шестьдесят) |
Ршабха (Ришаб) |
Гандхара (Гандхара) |
Мадхьямик (середина) |
Панкама (пятый) |
धावाता (Дхаиват) |
Нисада (Нишад) |
Масса (Короткий) |
на (С) |
Ри (повторно) |
Здесь (с) |
И (м) |
Хорошо (Пятая нота музыкальной гаммы) |
Дха (й) |
В (ни) |
Шрути в Сангита Ратнакаре [ 3 ] | Тивра, Кумадванти, Манда, Чандовати | Даявати, Ранджини, Рактика | Рудри, Кродхи | Ваджрика, Прасарини, Прити, Марджани | Кшити, Ракта, Сандипини, Алапини | Маданти, Рохини, Рамья | Югра, Кшобини |
В гигантском тексте описываются 253 раги . во второй главе [ 26 ] а в главе 5 представлены все классические (марга) и 120 региональных Таласов . [ 27 ] [ 28 ] Глава 3 открывается кратким изложением практики сангиты в ведической литературе , затем представлены постведические разработки и рекомендации для практики. Оно включает описание оформления театра, грима и декораций артистов, нормативов выступления инструменталистов и певцов, а также приемов импровизации на музыкальную тему. [ 29 ] [ 30 ]
В шестой главе Саранг Дева описывает древние музыкальные инструменты Индии, существовавшие до XIII века, разделяя их на четыре класса музыкальных инструментов: хордофоны , аэрофоны , мембранофоны и идиофоны . Он упоминает физическое описание инструментов, способы игры на них и репертуар, который лучше всего сочетается с каждым музыкальным инструментом. [ 30 ] [ 31 ] В 7-й главе этого объемного текста содержится относительно краткое описание классических и региональных танцевальных форм Индии, включая Катхак . [ 32 ] В его танцевальной главе описываются выразительные стили, позы и язык тела как форма молчаливой передачи идей, теория раса , классифицированная по девяти эмоциям, и искусство индивидуальных движений танцора. [ 30 ]
По словам Питера Флетчера , профессора музыки и драмы, Сангита Ратнакара утверждает, что «от композитора ожидалось, что он будет компетентным исполнителем, но он также ясно дал понять, что композитор должен знать свою аудиторию и то, как работает ее ум, поднимаясь выше своих симпатий и антипатий, чтобы доставить радость всем». [ 33 ] Взгляды Сарангадевы на музыку, утверждает Флетчер, служат примером идей Бхагавад -гиты, касающихся непривязанности. [ 33 ]
Важность
[ редактировать ]«Сангитаратнакара» — очень важный текст, и это видно из множества написанных к нему комментариев. [ 2 ] В настоящее время он остается справочным текстом среди индийских музыковедов и музыкальных школ. [ 34 ]
Текст привлек вторичную литературу, называемую бхасья в индийской традиции . Два из многих комментариев к тексту переведены на английский язык. Это Сангитасудхакара Симбабхупалы и Каланидхи Каллинатхи. Сангитаратнакара собирает информацию, найденную в более ранних работах, таких как Натьяшастра, Даттилам, Бхаддеши, Сарасвати-хридаяланкара-хара, идеи Абхинавагупты о Натьяшастре, а также других. [ 20 ] [ 35 ] Сарангдева также расширил более древние и средневековые идеи, например, своими идеями о ласьях . [ 36 ] Текст образует полезный мост между древним, средневековым периодами истории музыки в Индии и периодами после XIII века. [ 37 ]
См. также
[ редактировать ]- Танец Индии
- Индуистские тексты
- Индийский классический танец
- Индийская классическая музыка
- Сангита Макаранда
- Музыка Индии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ренс Бод (2013). Новая история гуманитарных наук: поиск принципов и закономерностей от древности до современности . Издательство Оксфордского университета. п. 116. ИСБН 978-0-19-164294-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Эмми Нидженхейс (1977). Музыковедческая литература, Том 6, Часть 1 . Харрасовиц. стр. 12, 33–34. ISBN 978-3-447-01831-9 . , Цитата: "Самым крупным произведением, долгое время являвшимся важнейшим источником информации о древнем периоде, является знаменитая "Самгитаратнакара", написанная Сарнгадевой в первой половине тринадцатого века".
- ^ Перейти обратно: а б Реджинальд Мэсси; Джамила Мэсси (1996). Музыка Индии . Публикации Абхинава. стр. 42–43. ISBN 978-81-7017-332-8 .
- ^ Ренс Бод (2013). Новая история гуманитарных наук: поиск принципов и закономерностей от древности до современности . Издательство Оксфордского университета. п. 116. ИСБН 978-0-19-164294-4 .
- ^ SS Шастри (1943), Сангитаратнакара Сарнгадевы , Adyar Library Press, ISBN 0-8356-7330-8 , страницы vx
- ^ Роуэлл, Льюис (2015). Музыка и музыкальная мысль в ранней Индии . Издательство Чикагского университета. стр. 11–13. ISBN 978-0-226-73034-9 .
- ^ SS Шастри (1943), Сангитаратнакара Сарнгадевы , Adyar Library Press, ISBN 0-8356-7330-8
- ^ Эмми Те Нидженхейс (1974). Индийская музыка: история и структура . БРИЛЛ Академик. стр. 6–7. ISBN 90-04-03978-3 .
- ^ Эзра Гарднер Раст (1996). Музыка и танцы мировых религий . Гринвуд. стр. 64 с примечанием 525. ISBN. 978-0-313-29561-4 .
- ^ Эмми Те Нидженхейс (1974). Индийская музыка: история и структура . БРИЛЛ Академик. стр. 6 со сносками 37, 54. ISBN. 90-04-03978-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Реджинальд Мэсси; Джамила Мэсси (1996). Музыка Индии . Публикации Абхинава. стр. 41–42. ISBN 978-81-7017-332-8 .
- ^ Раманлал Чхоталал Мехта (1996), Музыкальные размышления: избранные очерки , Индийское музыковедческое общество, стр. 46
- ^ ТВ Куппусвами (1992). Карнатическая музыка и тамилы . Публикации Калинга. стр. VII–VIII. ISBN 978-81-85163-25-3 .
- ^ Гарольд Пауэрс (2001). Стэнли Сэди и Джон Тиррелл (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Издательство Оксфордского университета. стр. 87–90, контекст: 69–166. ISBN 978-0-19-517067-2 .
- ^ Тарла Мехта (1995). Производство санскритских пьес в Древней Индии . Мотилал Банарсидасс. стр. 221–222. ISBN 978-81-208-1057-0 .
- ^ Сурес Чандра Банерджи (1989). Спутник санскритской литературы: охватывающий период более трех тысяч лет . Мотилал Банарсидасс. стр. 753–760. ISBN 978-81-208-0063-2 .
- ^ Хема Говиндараджан (1992). Натьяшастра и Бхарата Натья . Издательство Харман. стр. 18–21. ISBN 978-81-85151-57-1 .
- ^ Аманда Дж. Вайдман (2006). Воспевать классику, озвучивать современность: постколониальная музыкальная политика в Южной Индии . Издательство Университета Дьюка. стр. 239–240. ISBN 9780822336310 .
- ^ Николас Кук; Марк Эверист (1999). Переосмысление музыки . Издательство Оксфордского университета. стр. 330–332. ISBN 978-0-19-879004-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сарнгадева, перевод Равиндры К. Шринги (1978), Сангита-Ратнакара Шарнгадева: санскритский текст и английский перевод с комментариями и примечаниями. Том. 1 , Ред.: Шарма Прем Лата, Мотилал Банарсидасс, ISBN 9788121505086 , страницы iii–viii, 1–14, 40, 51, 62, 79.
- ^ Перейти обратно: а б Ховард, Уэйн; Шринги, РК (1983). «Сангита-Ратнакара Сарнгадевы: санскритский текст и английский перевод с комментариями и примечаниями. Том 1: Лечение Свары». Журнал азиатских исследований . 42 (4). Издательство Кембриджского университета: 1003–1004. дои : 10.2307/2054840 . JSTOR 2054840 . S2CID 171023214 .
- ^ К. Кунхан Раджа (1945), Сангитаратнакара Сарнгадевы, Том 1 - Глава 1, Библиотека Адьяра, страницы 5-6
- ^ К. Кунхан Раджа (1945), Сангитаратнакара Сарнгадевы, Том 1 - Глава 1, Библиотека Адьяра, страницы 6–9, 45–175
- ^ Т. С. Партасарати (1993). Индийская классическая музыка – с высоты птичьего полета . Том. Журнал Музыкальной академии, Мадрас, Том 64. Музыкальная академия. п. 102.
- ^ Те Ниенхейс 1974 , стр. 13–14, 21–25.
- ^ Льюис Роуэлл (2015). Музыка и музыкальная мысль в ранней Индии . Издательство Чикагского университета. стр. 12–13. ISBN 978-0-226-73034-9 .
- ^ Льюис Роуэлл (2015). Музыка и музыкальная мысль в ранней Индии . Издательство Чикагского университета. стр. 212–213. ISBN 978-0-226-73034-9 .
- ^ Сандер ван Маас (2009). Новое изобретение религиозной музыки . Издательство Фордхэмского университета. стр. 190, примечание 28. ISBN. 978-0-8232-3057-0 .
- ^ Эмми Нидженхейс (1977). Музыковедческая литература, Том 6, Часть 1 . Харрасовиц. стр. 20–21. ISBN 978-3-447-01831-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Элисон Арнольд; Бруно Неттл (2000). Энциклопедия мировой музыки Garland: Южная Азия: Индийский субконтинент . Тейлор и Фрэнсис. стр. 33–34. ISBN 978-0-8240-4946-1 .
- ^ Эмми Нидженхейс (1977). Музыковедческая литература, Том 6, Часть 1 . Харрасовиц. стр. 14–21. ISBN 978-3-447-01831-9 .
- ^ Сунил Котари (1989). Катхак, искусство индийского классического танца . Публикации Абхинава. стр. 1–2. ISBN 978-81-7017-223-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Питер Флетчер (2001). Мировая музыка в контексте: комплексный обзор основных музыкальных культур мира . Издательство Оксфордского университета. п. 253 . ISBN 978-0-19-816636-8 .
- ^ Франсуаза Дельвуа Налини (1994). Слияние культур: вклад Франции в индо-персидские исследования . Манохар. п. 102. ИСБН 978-81-7304-092-4 .
- ^ К. Кунхан Раджа (1945), Сангитаратнакара Сарнгадевы, Том 1 - Глава 1, Библиотека Адьяра, страницы 1-9
- ^ Мандакранта Бос (2001). Говоря о танце: индийская критика . ДК Принтмир. стр. 44–49. ISBN 978-81-246-0172-3 .
- ^ Т. С. Партасарати (1993). Индийская классическая музыка – с высоты птичьего полета . Том. Журнал Музыкальной академии, Мадрас, Том 64. Музыкальная академия. п. 104.
Библиография
[ редактировать ]- Даниэлу, Ален (1949). Музыка Северной Индии, Том 1. Теория и техника; Том 2. Основные раги . Лондон: К. Джонсон. OCLC 851080 .
- Кауфманн, Вальтер (1968). Раги Северной Индии . Издательство Оксфордского и Индианского университетов. ISBN 978-0253347800 . OCLC 11369 .
- Lidova, Natalia (2014). Natyashastra . Oxford University Press. doi : 10.1093/obo/9780195399318-0071 .
- Мартинес, Хосе Луис (2001). Семиозис в музыке хиндустани . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1801-9 .
- Мехта, Тарла (1995). Производство санскритских пьес в Древней Индии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1057-0 .
- Рэндел, Дон Майкл (2003). Гарвардский музыкальный словарь (четвертое изд.). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01163-2 .
- Роуэлл, Льюис (2015). Музыка и музыкальная мысль в ранней Индии . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-73034-9 .
- РК Шринги (2007). Сангита Ратнакара из Сарнгадевы: санскритский текст и английский перевод, 2 тома . Мунширам Манохарлал. , ОСЛК 5051774
- Те Нидженхейс, Эмми (1974), Индийская музыка: история и структура , BRILL Academic, ISBN 90-04-03978-3
- Титон, Джефф Тодд; Кули; Локк; Макаллестер; Расмуссен (2008). Миры музыки: введение в музыку народов мира . Сенгаге. ISBN 978-0-534-59539-5 .