Исключительное положение
( Исключительное положение нем . Ausnahmezustand ) — это концепция, введенная в 1920-х годах немецким философом и юристом Карлом Шмиттом , аналогичная чрезвычайному положению ( военному положению ), но основанная на способности суверена выходить за рамки верховенства закона в название общественного блага .
Фон
[ редактировать ]Идея о том, что государству, возможно, придется иметь дело с непредвиденными и критическими проблемами, древняя; например, республиканская римская концепция диктатуры позволяла одному человеку принимать чрезвычайные меры под строгим контролем. Мыслители эпохи Возрождения, такие как Макиавелли и Жан Боден, также обсуждали эту проблему. Однако, хотя монархия предполагает элементы неподотчетности и внезаконных полномочий, современные республиканские конституции пытаются устранить эти факторы, поднимая вопрос о том, как действовать в таких чрезвычайных ситуациях.
До двадцатого века в конституциях чрезвычайное положение не определялось подробно. Например, Конституция Соединенных Штатов допускает приостановление действия хабеас корпус , но только с согласия Конгресса ; исполнительная власть сама не имеет этой власти. Конституция Франции 1848 года гласила, что должен быть принят закон, определяющий исключительное положение, но сама по себе не определяла его. Учитывая трудные обстоятельства в Германии после Первой мировой войны , понятно, что Веймарская конституция включала статью 48 , разрешающую чрезвычайные полномочия; однако они никогда не были определены юридически. [1]
Теория
[ редактировать ]Шмитт представил концепцию «чрезвычайного положения» в своем эссе « О диктатуре» 1921 года под влиянием того, что он считал слабостью Веймарской конституции и необходимостью сильного правителя. В своем более позднем эссе «Политическая теология» он определил политический суверенитет как, по сути, способность игнорировать закон, и что это было необходимо, учитывая непредвиденный характер чрезвычайных ситуаций. «С точки зрения Шмитта», — Маша Гессен написала в книге «Выжившая автократия» (2020), — когда чрезвычайная ситуация «расшатывает общепринятый порядок вещей… суверен делает шаг вперед и устанавливает новые, внеправовые правила». [2]
Эта концепция развита в Джорджио Агамбена книге «Состояние исключения » (2005). [3] и Ахилла » «Некрополитика (2019). [4] [5] Агамбен исследует, как чрезвычайное положение может быть расширено, например, как Соединенные Штаты обращались с пленными, захваченными во время «войны с терроризмом», а Мбембе описывает, как чрезвычайное положение может быть использовано для того, чтобы довести людей до нестабильности и оправдать насилие и убийства.
Оно может быть либо основано на автономных источниках права (например, международных договорах), либо считаться внешним по отношению к правовому порядку. [6]
Примеры
[ редактировать ]Примером из нацистской Германии является пожар Рейхстага (поджог немецкого парламента), который привел к изданию президентом фон Гинденбургом указа о поджоге Рейхстага по совету Гитлера. Веймарской республики Этот указ на неопределенный срок приостановил действие большинства гражданских свобод , включая хабеас корпус, свободу выражения мнений , свободу прессы , свободу объединений и право на публичные собрания . Месяц спустя, после того как правительство использовало эти полномочия для ареста членов коммунистов и социал-демократов , рейхстаг принял Закон о полномочиях при юридической помощи Шмитта , позволяющий Гитлеру править без согласия рейхстага. Хотя чрезвычайное положение было сформулировано как временная мера, оно оставалось в силе до поражения Гитлера в 1945 году, что позволяло ему править в условиях, равносильных постоянному военному положению.
Последствия введения чрезвычайного положения могут проявляться медленно. «Даже первоначальный пожар Рейхстага не был тем пожаром Рейхстага, который мы себе представляли — исключительным событием, которое раз и навсегда изменило ход истории», — писал Гессен, указывая, что Вторая мировая война началась не раньше, чем через шесть лет после пожара Рейхстага. сгорел. [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лейн Шеппеле, Ким. «Закон во время чрезвычайного положения: исключительные ситуации и искушения 11 сентября». Журнал конституционного права . 6 (5): 1001-1083.
- ^ Jump up to: а б Гессен, Маша (2020). «Глава 2: Ожидание пожара Рейхстага». Выживающее самодержавие . Риверхед. ISBN 9780593188941 .
- ^ Состояние исключения . uchicago.edu.
- ^ «Некрополитика 2003» . Издательство Университета Дьюка.
- ^ Мбембе, Ж.-А; Мейнджес, Либби (2003). «Некрополитика 2019» . Общественная культура . 15 (1). Издательство Университета Дьюка: 11–40.
- ^ Артур Перси Шервуд, «Прослеживая американское исключительное положение на примере президентств Джорджа Буша, Барака Обамы и Дональда Трампа», (2018) 8:1 онлайн: UWO J Leg Stud 1 , стр. 2-3.
Источники
[ редактировать ]- Карл Шмитт, Диктатура. От истоков современной идеи суверенитета до пролетарской классовой борьбы , 1921 год.
- Карл Шмитт, Политическая теология. Четыре главы о доктрине суверенитета , 1922 год.