Общество партнеров
Gesellschaft der Associierten — ассоциация любящих музыку дворян с центром в Вене , основанная бароном Готфридом ван Свитеном в 1786 году. [ 1 ] Общество спонсировало концерты, часто возрождая музыку прошлого, а также заказывало новые произведения.
История
[ редактировать ]Основатель, Готфрид ван Свитен, имел чрезвычайно сильный интерес к музыке, особенно к возрождению музыки великих композиторов прошлого, таких как И. С. Бах и Гендель . Однако сам ван Свитен был всего лишь бароном и изначально был простолюдином (его отец, Герхард ван Свитен , был личным врачом императрицы Марии Терезии и был возведен в дворянство при жизни Готфрида). Таким образом, ван Свитену не хватало огромного богатства, принадлежавшего старшей знати, владевшей большими земельными поместьями во внутренних районах Империи. Набрав группу любителей музыки из высшей знати, ван Свитен смог финансировать концертные постановки, которые были бы за пределами его личных средств.
, на самом деле существовало По словам Теофила Антоничека две организации, носившие это название. Первоначальное, основанное в 1786 году, называлось «Gesellschaft der associierten Cavaliers», «Общество ассоциированных дворян». [ 2 ] Он был распущен в 1792 году, возможно, в связи с падением барона ван Свитена от политической власти (он потерял свои основные посты 5 декабря 1791 года, в день смерти его протеже Моцарта). [ 3 ] В 1799 году общество было вновь основано под любопытным названием «Gesellschaft der Associierten» («Общество ассоциированных»). Как в более раннем, так и в более позднем воплощении группы ван Свитен был «Секретарем», секретарем.
Концерты организации сначала давались в одном из дворцов членов или в большом зале Императорской библиотеки, затем в виде публичного выступления в Бургтеатре или Яновом зале . [ 4 ]
Общество партнеров просуществовало до 1808 года, через пять лет после смерти ван Свитена. Задачу спонсирования концертов вскоре снова взяла на себя организация Gesellschaft der Musikfreunde , основанная в 1812 году. [ 5 ]
Название организации переводится на английский язык по-разному, обычно без различия двух оригинальных версий. Тимоти Белл называет это «Обществом связанных кавалеров»; [ 6 ] переводчики Дойча (1965, 330) переводят его как «Общество дворян».
Членство
[ редактировать ]Дворянином, сыгравшим самую важную роль в обществе Свитена, был принц Йозеф Шварценберг , чей дворец в центре Вены [ 7 ] служил местом проведения большинства постановок общества. [ 8 ] Шварценберг был успешным банкиром и служил обществу в качестве бизнес-менеджера. Он также платил Йозефу Гайдну сверх своих обязательств как члена общества. [ 8 ] и способствовал обращению с большими толпами людей, пришедших в его дворец на концерты, в частности, оплачивая охрану часовых/полиции, а также компенсируя торговцам мукой бизнес, потерянный из-за давки людей. [ 8 ]
В своей биографии Йозефа Гайдна (1810 г.) Георг Август Гризингер привел следующий список членов. [ 9 ]
- Принцы
- Лихтенштейн
- Эстерхази
- Шварценберг
- Лобкович
- Ауэрсберг
- Кински
- Лихновский
- Траутмансдорф
- Зинцендорф
- имеет значение
Биограф Гайдна Альберт Кристоф Дис , которого считают менее надежным, чем Гризингер, добавляет графа Маршалла и барона фон Шпильмана. [ 11 ] и опускает различные имена, данные Гризингером.
Моцарт
[ редактировать ]Вольфганг Амадей Моцарт взял на себя задачу дирижировать концертами Общества в 1788 году. [ 4 ] Помимо дирижирования, Общество поручило Моцарту подготовить четыре произведения Генделя для исполнения в соответствии с современным вкусом:
- Ацис и Галатея , исполненные (приблизительно) в ноябре 1788 года в Ян-холле . [ 12 ]
- Оратория « Мессия» , для которой Моцарт написал новые партии для флейт, кларнетов, фаготов, валторн и тромбонов, а также дополнительные ноты для литавр (1789).
- Ода ко Дню святой Цецилии (1790) [ 13 ]
- Александровский пир (1790) [ 14 ]
Концерты Gesellschaft были важным источником дохода для Моцарта в то время, когда он испытывал серьезные финансовые проблемы. [ 15 ]
Гайдн
[ редактировать ]Общество спонсировало сочинение и премьеры трех последних ораторий Йозефа Гайдна . Это были его «Семь последних слов Христа» (1795–1796), оратория, переработка более раннего оркестрового произведения; «Сотворение» (1798 г.); и «Времена года» (1801).
Gesellschaft der Associierten предоставила финансовые гарантии, необходимые Гайдну для реализации этих долгосрочных проектов. Они также наградили Гайдна значительным гонораром за завершение этих работ и организовали бенефисы, доходы от которых достались Гайдну. [ 16 ] Дайс (1810) сообщил, что пособие «Сотворение» принесло 9000 флоринов, большую сумму, и что пособие «Времена года » было «не таким прибыльным». [ 11 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дата по Браунберенсу, 1990, 320 г.
- ^ Антоничек (1972-1973, 28)
- ^ Эта гипотеза принадлежит Антоничеку (1972-1973, 28).
- ^ Перейти обратно: а б Браунберенс 1990, 320
- ^ Де Нора (1991, 318)
- ^ в его английской интерпретации (1990) биографии Моцарта Браунберенса, цитируемой ниже.
- ^ Дворец был снесен в 1894 году. Оставшийся дворец Шварценбергов в Вене — это их летний дворец на Ландштрассе .
- ^ Перейти обратно: а б с Джонс (2009:357)
- ^ Гризингер (1810, 38)
- ^ Вероятно, написание Аппони Гризингером; см. Список струнных квартетов Йозефа Гайдна.
- ^ Перейти обратно: а б Умирает (1810, 175)
- ^ Немецкий 1965, 330
- ^ Словарь музыки и музыкантов New Grove
- ^ Роща
- ^ Соломон 1995 г.
- ^ Оллесон (1963, 69)
Ссылки
[ редактировать ]- Антоничек, Теофил (1972–1973) «Прошлое должно формировать наше будущее»: патриотическое музыкальное движение в Вене и его сторонники. Revue belge de Musicologie / Belgian Tijdschrift voor Muziekwetenschap 26: 38–49.
- Браунберенс, Фолькмар (1990) Моцарт в Вене . Перевод с немецкого Тимоти Белла. Нью-Йорк: Гроув и Вайденфельд . Включает главу, посвященную Ван Свитену и его временам.
- ДеНора, Тиа (1991) Музыкальный патронаж и социальные изменения в Вене Бетховена. Американский журнал социологии 97:310-346.
- Джонс, Дэвид Вин (2009) «Шварценберг, принц Джозеф (Иоганн Непомук Антон Карл)», статья (Джонса) в книге Дэвида Вин Джонса (ред.) Oxford Composer Companions: Гайдн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Оллесон, Эдвард (1963) «Готфрид ван Свитен: покровитель Гайдна и Моцарта», Труды Королевской музыкальной ассоциации , 89-я сессия. (1962–1963), стр. 63–74. Доступно онлайн на сайте JSTOR .
- Гризингер, Георг Август (1810) Биографические заметки о Йозефе Гайдне . Лейпциг: Брайткопф и Хертель . Английский перевод Вернона Готвальса в книге «Гайдн: два современных портрета» , Милуоки: University of Wisconsin Press.