Jump to content

Дело танцующих лам

Тибетские «ламы» в Лондоне , декабрь 1924 года.

«Дело танцующих лам» — англо-тибетский дипломатический спор, возникший в основном из-за визита в Великобританию в 1924–25 годах группы тибетских монахов (только один из которых был ламой ) в рамках рекламного трюка «Эпоса об Эвересте». — официальный фильм британской экспедиции на Эверест 1924 года .

13- й Далай-лама и правительство Тибета посчитали, что фильм и псевдорелигиозные представления, требуемые от монахов, высмеивают тибетскую культуру – в качестве дипломатического протеста они запретили будущие экспедиции на Эверест. За съемку фильма отвечал Джон Ноэль , фотограф экспедиции, но альпинистское сообщество было активно вовлечено в это дело и, чтобы избежать конфуза, переложило вину за запрет экспедиций на Джона де Варса Азара , другого члена команды, который отправился на разведку. с разрешенного маршрута. Истинная причина дипломатической суеты держалась в секрете, и Хазард оставался козлом отпущения более пятидесяти лет.

Исторически сложилось так, что Тибет не желал допускать в страну иностранных исследователей, но британская экспедиция 1921 года была разрешена в связи со сделкой по продаже оружия. Монашеское сопротивление оружию и экспедициям возрастало, пока к 1925 году страна не оказалась на пороге революции. Командующий тибетской армией был тесно связан с британцами, и этот разгром, вероятно, был частично ответственен за его впадение в немилость в 1925 году. Последующее снижение военного влияния внутри тибетского правительства, возможно, сделало страну более уязвимой для китайского переворота в 1950 году .

Дипломатический

[ редактировать ]
Фрэнсис Янгхасбенд, около 1905 года.
Лорд Керзон, около 1902 года.

Опасаясь военного вмешательства России в Тибет, в 1904 году британский владыка совершил военное вторжение в Тибет под руководством Фрэнсиса Янгхасбэнда . Известная иногда как «Миссия в Лхасу», она была в значительной степени инициирована лордом Керзоном , вице-королем Индии . [ 1 ] Последующий договор 1904 года и конвенция 1906 года Китая официально закрепили сюзеренитет над Тибетом, заявив, что он не допустит никакого иностранного вмешательства (в том числе со стороны России или Великобритании). В 1910 году Китай вторгся в Тибет , и, спасаясь от дикости, Далай-лама бежал в Сикким , где его приютили британцы. Сикким, зажатый между Индией и Тибетом, находился под твердой защитой Великобритании и лишь номинально был независимым государством. [ 2 ]

Чарльз Белл, Сидкеонг Тулку Намгьял и Тубтен Гьяцо , 13-й Далай-лама Тибета (слева направо), 1910 год.

После Синьхайской революции , в результате которой в 1912 году была основана Китайская Республика , Китай покинул Тибет. Далай-лама вернулся в Лхасу , и Великобритания на короткое время поставляла вооружение стране, которую она теперь считала независимой страной, но Первая мировая война в Европе привела к тому, что Великобритания потеряла интерес. [ 3 ] К 1919 году возобновившийся страх перед Россией и Китаем, который испытывали Великобритания и Тибет, привел к обоюдному стремлению к более тесным дипломатическим отношениям. Чарльз Белл , политический представитель Великобритании в Сиккиме, был отправлен в Лхасу в конце 1920 года для переговоров. Он был первым европейцем, которого пригласили в Лхасу, и пробыл там почти целый год. [ 4 ] У Белла и Тубтена Гьяцо , Далай-ламы , сложилась теплая личная дружба. [ 5 ] В 1921 году Великобритания снова начала снабжать Тибет оружием, боеприпасами, военной поддержкой и обучением. [ 4 ]

Британские стремления к Эвересту

[ редактировать ]

Во время своей военной миссии в 1904 году Янгхасбенд увидел Эверест , самую высокую гору в мире, и воодушевил Керзона идеей организовать великую британскую имперскую экспедицию с целью совершить первовосхождение на эту гору. В конечном итоге это привело к тому, что авторитетный британский альпийский клуб принял эту идею в честь своего золотого юбилея 1907 года. [ 6 ] Гора Эверест находится на границе Непала и Тибета, но ни одна из стран не разрешает въезд иностранным экспедициям. Государственный секретарь Индии отказался запросить разрешение у Тибета, а затем вмешалась война 1914–1918 годов . [ 7 ]

В 1913 году Джон Ноэль тайно проник в Тибет и подошел к горе Эверест на расстояние сорока миль, ближе, чем любой другой иностранец до него. [ 8 ] После войны, в попытке придать новый импульс, Ноэля пригласили выступить на совместном заседании Королевского географического общества и Альпийского клуба. Выступление Ноэля в 1919 году было вдохновляющим, и оба общества снова начали лоббировать. [ 9 ] Янгхасбэнд (вскоре ставший президентом КГО) написал государственному секретарю Индии, чтобы узнать, можно ли запросить разрешение у Тибета. Великобритании Даже при политической поддержке лорда Керзона, который теперь был министром иностранных дел (и который был президентом КГО с 1911 по 1914 год), Янгхасбенд получил лишь вялую поддержку со стороны Уайтхолла , но все же смог послать Чарльза Говарда-Бери в Индию, чтобы попытаться двигаться вперед. Говард-Бери встретился с вице-королем Индии лордом Челмсфордом , который выразил сочувствие, но сказал, что ничего не может сделать, пока переговоры с Тибетом продолжаются, хотя и предложил обратиться к Чарльзу Беллу. [ 5 ] По счастливой случайности Говард-Бери встретился с Беллом незадолго до дипломатического визита Белла в Лхасу. В качестве небольшого кусочка дипломатической мозаики Белл договорился о разрешении британским экспедициям в Тибет, начиная с британской разведывательной экспедиции на Эверест в 1921 году . [ 10 ] Однако в сознании тибетской элиты экспедиции на Эверест стали ассоциироваться с военным экспансионизмом внутри страны. [ 11 ]

В начале 1921 года Комитет по восхождению на Эверест для управления всеми будущими британскими экспедициями – председателем был назначен Янгхасбэнд. совместно Королевским географическим обществом и Альпийским клубом был создан [ 12 ]

Экспедиции на Эверест 1922 и 1924 годов.

[ редактировать ]
Ноэль снимал с Северного седла в 1922 году. В 1924 году он смог использовать 20-дюймовый (510 мм) объектив Кука. [ 13 ]

Джон Ноэль был фотографом экспедиции на Эверест 1922 года и был ответственным за создание последующего официального фильма « Восхождение на Эверест» . [ 14 ] Показанный в кинотеатрах по всей Британии, он имел немалый успех. Когда экспедиция 1924 года , Ноэль предложил профинансировать 8000 фунтов стерлингов из предполагаемой общей стоимости экспедиции в 9000 фунтов стерлингов, если ему будет разрешено снять второй фильм и сохранить все права на него и другие фотографии. планировалась [ 14 ] [ 15 ] Ноэль, который был настоящим шоуменом, был полон решимости добиться успеха фильма и планировал съемки таким образом, чтобы создать альпинистскую эпопею в случае успеха попытки восхождения или рассказ о путешествии по Тибету в случае неудачи. [ 14 ]

8 июня 1924 года Мэллори и Ирвин отправились на вершину и больше никогда не вернулись. [ 16 ]

Для участников экспедиции в то время потеря Мэллори и Ирвина не казалась той великолепной трагедией, которой она вскоре должна была стать. [ 17 ] Ноэль помчался обратно в цивилизацию, чтобы начать работу над своим фильмом; Джон Хазард отправился на ледник Западный Ронгбук для дальнейших исследований, но затем вышел за рамки своих полномочий, отправившись на север, к Лхаце и верховьям реки Цангпо ; остальные отправились в долину Ронгшар [ примечание 1 ] восстановить силы перед долгой дорогой домой. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] В Британии к делу отнеслись иначе – на панихиде по альпинистам в соборе Святого Павла присутствовали король Георг V , принц Уэльский и герцог Йоркский . [ 18 ]

Эпос Эвереста

[ редактировать ]

В «Таймс» был сенсационный заголовок «Эверест: последнее восхождение: надежды на то, что вершина была достигнута», а фильм Ноэля 1924 года, по словам Уэйда Дэвиса , «возвысил Мэллори… в царство Титанов». [ 21 ] фильма Ноэля «Эпос об Эвересте: бессмертный фильм об этой исторической экспедиции» Премьера состоялась в театре «Новая Скала» 8 декабря 1924 года. [ 14 ] [ примечание 2 ]

продюсерская компания Explorers' Films под председательством Янгхасбэнда. Для создания фильма была создана [ 24 ] Поскольку высоко на горе не было никакой киносъемки и неизвестно, была ли достигнута вершина, Ноэль запланировал полное театральное зрелище. Декорацией сцены стал тибетский двор с нарисованными на заднем плане мерцающими гималайскими вершинами. Чтобы обеспечить то, что Ноэль назвал «большими дозами местного колорита», перед началом фильма на сцену должна была выйти группа монахов, вооруженных этнической одеждой, и исполнить псевдорелигиозную музыку, пение и танцы. [ 25 ] [ примечание 3 ] Заголовок в газете Daily Sketch «Высокие сановники Тибетской церкви прибыли в Лондон; епископ танцует на сцене; музыка из черепов» не был сформулирован так, как хотелось бы тибетским властям. Исполнителями были настоящие монахи (несмотря на рекламу «семи лам», на самом деле их было только один), но они были откуда-то рядом с Эверестом и были вывезены из Тибета без разрешения своего начальника. [ 25 ] [ 27 ] К удовольствию прессы, когда монахи пошли в Лондонский зоопарк, им показали лам . [ 28 ] Поначалу шоу имело успех у критиков и публики. Он гастролировал по Великобритании и Германии, и его посмотрели более миллиона человек в США и Канаде. [ 25 ] Однако политические трудности усугубили ситуацию, и к концу 1925 года компания Explorers' Films обанкротилась в Коломбо , что потребовало от Комитета по горе Эверест отправить 150 фунтов стерлингов, чтобы вернуть монахов в Индию. [ 29 ] [ 30 ] Лишь немногие из них вернулись в Тибет, и те, кто это сделал, были сурово наказаны. [ 31 ]

Дипломатические представительства Тибета

[ редактировать ]
Тубтен Гьяцо, 13-й Далай-лама, около 1910 г.

Правительство Тибета заявило официальный дипломатический протест. Они считали, что фильм и сопровождающий его карнавал высмеивают Тибет. Они сочли особенно оскорбительной сцену, в которой мужчина дезинфицирует ребенка, а затем поедает вшей . [ 32 ] [ 33 ] [ примечание 4 ] Посмотрев представление, постоянный заместитель госсекретаря Индии написал, что оно было «невыразимо скучным», но не могло вызвать «больше, чем та улыбка доброго превосходства, которую мы обычно предполагаем, когда видим или слышим о странных обычаях». [ 34 ]

Царонг Дзаса , 1938 год.

Далай-лама расценил фильм и выступления монахов как прямое оскорбление его религии и призвал арестовать монахов. [ 35 ] [ 36 ] Первоначально Ноэль заявил, что получил официальное разрешение вывезти их из Тибета, но это оказалось ложью. В Великобритании официальное расследование показало: «Заявление капитана Ноэля о монахах, доставленных в Англию, прямо противоречит фактам». Комитет Эвереста был вынужден принести извинения: «Комитет очень глубоко сожалеет об унизительном положении, в котором они оказались, обнаружив, что заявления капитана Ноэля были неверными». [ 37 ] Нота премьер-министра Тибета с требованием возвращения монахов заканчивалась словами: «В будущем мы не можем дать разрешение на поездку в Тибет», и до 1933 года дальнейшие экспедиции не были разрешены. [ 35 ] [ 38 ]

В Тибете этот вопрос был чрезвычайно щекотливым, поскольку в то время эта страна была близка к революции. Внедряется модернизация и милитаризация Далай-ламой и главой армии Царонгом Дзасой , были глубоко неприемлемы для правящих религиозных консерваторов, которые выступали против любого британского присутствия или влияния. У них были веские причины для такого сопротивления – Великобритания тайно пыталась спровоцировать восстание в поддержку военных, но в конечном итоге это не удалось, и Царонгу пришлось бежать в Сикким. [ 35 ]

Это дело могло иметь долгосрочные последствия, выходящие за рамки альпинизма: когда в 1950 году Китай вторгся в Тибет, у него больше не было эффективной армии, и он не мог оказать незначительное военное сопротивление. [ 35 ]

Сокрытие и козел отпущения

[ редактировать ]

Комитет Эвереста не смог дистанцироваться от фильма – он поддержал его производство и получил финансовую выгоду. Таким образом, вину за дипломатическую катастрофу возложили на кого-то другого, и на протяжении более пятидесяти лет сокрытие имело публичный успех, создавая впечатление, что в запрете экспедиций виноват несанкционированный обход Хазарда. [ 39 ]

В 1969 году в качестве последней статьи в разделе «Несчастные случаи, оборудование и разные примечания» Альпийский клуб в своем Альпийском журнале сообщил о смерти Джона Хазарда (его имя было написано неправильно) и дал понять, что он никогда не был членом Клуба. В некрологе говорится, что он был «чем-то вроде неудачника», и лучше всего его запомнили тем, что он оставил четырех шерпов на Северном седле в 1924 году, что потребовало от других членов партии «очень рискованных спасательных операций». После экспедиции он свернул с основного маршрута с «парой носильщиков к реке Цанго По, чтобы совершить собственную прогулку». В отчете был сделан вывод, что такие обходные пути были приемлемы в 1921 году и за них были извинены в 1922 году, но в 1924 году это стало последней каплей, и Лхаса запретила экспедиции на девять лет. [ 40 ] [ примечание 5 ] В некрологе Джона Ноэля, опубликованном в журнале Alpine Journal в 1990 году , танцующие ламы вообще не упоминаются. [ 41 ]

Однако к 1996 году Alpine Journal был готов опубликовать статью Одри Салкельд , историка Эвереста, под названием «Козел отпущения». В нем она рассматривает жизнь Хазарда и его роль в отношении шерпов на Северном седле и его несанкционированное путешествие в Цангпо. Она приходит к выводу, что самая большая жалоба тибетцев связана с рекламным визитом монахов, и отдает должное Уолту Ансворту, раскрывшему «фурор танцующего ламы» в 1981 году. [ 39 ] Дипломатическое дело было скрыто более пятидесяти лет, потому что Янгхасбенд (президент КГО и председатель Комитета по восхождению Эвереста), должно быть, знал или даже был участником плана по приглашению монахов. [ 20 ]

«Дело танцующих лам»

[ редактировать ]

раскрыл В 1981 году Уолт Ансворт в своей книге «Эверест» , что «Дело танцующих лам» стало основной причиной того, что экспедиции на Эверест снова были запрещены Тибетом. [ 42 ] [ 43 ] [ примечание 6 ] Основная вина за дипломатический инцидент действительно возложена на Ноэля, а не на Хазарда, но Ансворт рассматривает позицию тибетского правительства иначе, чем в более поздних отчетах Хансена и Дэвиса, анализ которых был дан выше.

Когда в 1921 году Чарльз Белл ушел с должности фактически британской дипломатической службы в Сиккиме и Тибете, Фредерик Бейли его место занял . В то время как Белл был ученым-классиком и тибетологом , [ 45 ] [ 46 ] Бэйли был авантюристом. Он сопровождал Янгхасбанда в Лхасу во время его «миссии» 1904 года, а позже совершил длительную, трудную и нелегальную экскурсию в Тибет, чтобы исследовать ущелье Цангпо . [ 47 ] Став егерем, браконьер изо всех сил старался препятствовать экспедициям в Тибет – по крайней мере, так считало альпинистское сообщество Лондона. Унсворт говорит, что это произошло по неизвестным причинам, возможно, из-за личных амбиций, тогда как Салкельд говорит, что ему, как полагали, нужно было свести счеты с Комитетом по восхождению на Эверест. [ 48 ] [ 20 ] У него были исключительно хорошие возможности для неловкости, поскольку он был единственной точкой соприкосновения между Лондоном и Лхасой и поэтому неизбежно участвовал в передаче и составлении дипломатических нот для обеих сторон. [ 49 ] Ансворт поддерживает «точку зрения Комитета Эвереста», считая Бейли создателем большей части антипатии к экспедициям, полагаясь при этом на простое молчаливое согласие Лхасы. [ 50 ] Хансен категорически отвергает эту точку зрения и считает ее британским « ориенталистским » подходом, утверждающим, что люди в Тибете были просто примитивными и отсталыми. [ 51 ] Он критикует Ансворта (а также Комитет Эвереста и других) за отказ тибетцам в какой-либо независимой деятельности. Хансен утверждает, что Лхаса действительно была инициатором дипломатических протестов по рациональным причинам, и Бейли был склонен с ними соглашаться. [ 52 ] Авторы согласны с тем, что Индийский офис в Лондоне пришел в ярость из-за неосторожности Комитета по горе Эверест, и всем, кто был вовлечен в эту катастрофу, было выгодно сохранить все в тайне. [ 53 ] [ 54 ] [ 20 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Долина Ронгшар находится недалеко от границы с Непалом, недалеко от Нангпа Ла .
  2. ^ Трейлер можно посмотреть в Интернете, а также есть обзор 2013 года. [ 22 ] [ 23 ]
  3. ^ Кинохроника монахов в Британии доступна в Интернете. [ 26 ]
  4. Судя по всему, вопрос о том, были ли это вши или блохи , имел дипломатическое значение, но идентификация так и не была решена.
  5. Этот абзац основан на замечаниях аналогичного тона, сделанных Одри Салкельд в Alpine Journal за 1996 год. [ 39 ]
  6. В своем предисловии Ансворт благодарит Салкелда за «большую часть исследований». [ 44 ]
  1. ^ Хансен (1996) , с. 717.
  2. ^ Дэвис (2012) , стр. 118–120.
  3. ^ Дэвис (2012) , стр. 120–122.
  4. ^ Jump up to: а б Дэвис (2012) , с. 123-124.
  5. ^ Jump up to: а б Дэвис (2012) , стр. 112–113.
  6. ^ Дэвис (2012) , стр. 63–74.
  7. ^ Дэвис (2012) , стр. 74–75.
  8. ^ Дэвис (2012) , стр. 80–83.
  9. ^ Дэвис (2012) , стр. 86–100.
  10. ^ Дэвис (2012) , стр. 123–124.
  11. ^ Хансен (1996) , стр. 719.
  12. ^ Дэвис (2012) , стр. 125–126.
  13. ^ Дэвис (2012) , с. 484.
  14. ^ Jump up to: а б с д Дэвис (2012) , с. 561.
  15. ^ Ансуорт (1981) , с. 147.
  16. ^ Дэвис (2012) , с. 2.
  17. ^ Дэвис (2012) , стр. 550–554.
  18. ^ Jump up to: а б Дэвис (2012) , с. 557.
  19. ^ Ансуорт (1981) , с. 145.
  20. ^ Jump up to: а б с д Салкельд (1996) , с. 226.
  21. ^ Дэвис (2012) , стр. 557, 384.
  22. ^ Трейлеры BFI (2013) .
  23. ^ Хорелл (2013) .
  24. ^ Дэвис (2012) , с. 468.
  25. ^ Jump up to: а б с Дэвис (2012) , стр. 561–562.
  26. ^ Британский Пате (1924) .
  27. ^ «Зимний сад: Эпос об Эвересте» . Глостерширское эхо . Архив британской газеты . 20 июня 1925 г. с. 5 . Проверено 16 мая 2015 г.
  28. ^ Хансен (1996) , стр. 732.
  29. ^ Ансуорт (1981) , с. 156.
  30. ^ Конефри (2024) , с. 219.
  31. ^ Хансен (1996) , с. 738.
  32. ^ Дэвис (2012) , с. 562.
  33. ^ Ансуорт (1981) , с. 150.
  34. ^ Хансен (1996) , с. 712.
  35. ^ Jump up to: а б с д Дэвис (2012) , стр. 563–564.
  36. ^ Хансен (1996) , с. 737.
  37. ^ Хансен (1996) , с. 736.
  38. ^ Перрин (2013) , с. 154.
  39. ^ Jump up to: а б с Салкельд (1996) , стр. 224–226.
  40. ^ Альпийский журнал (1969) .
  41. ^ Хаттерсли-Смит (1990) , стр. 315–317.
  42. ^ Салкельд (1996) , с. 226, ссылка на Ансуорта (1981) , стр. 142–157.
  43. ^ Ансворт (1981) , стр. 142–157,: глава 6, «Дело танцующих лам».
  44. ^ Ансуорт (1981) , с. xi.
  45. ^ Ансуорт (1981) , с. 75.
  46. ^ Дэвис (2012) , стр. 113–114.
  47. ^ Ансуорт (1981) , с. 142.
  48. ^ Ансворт (1981) , стр. 143, 157.
  49. ^ Ансворт (1981) , стр. 142–143, 150–151.
  50. ^ Ансуорт (1981) , с. 157.
  51. ^ Хансен (1996) , стр. 713.
  52. ^ Хансен (1996) , стр. 713, 736.
  53. ^ Ансворт (1981) , стр. 155–156.
  54. ^ Хансен (1996) , стр. 736–737.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 46b3042a4b847abc9c22a309d9cb602e__1717860060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/2e/46b3042a4b847abc9c22a309d9cb602e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Affair of the Dancing Lamas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)