Чешская Збройовка Страконице
Česká zbrojovka as ( ČZ as ) — чешская компания, производящая вилочные погрузчики Desta и комплектующие для автомобильной промышленности, бывший производитель огнестрельного оружия , также известный производством мотоциклов ČZ . Компания ČZ была основана как филиал завода Škoda Works Armament в Страконице , Чехословакия, в сентябре 1919 года. [ 1 ]
История
[ редактировать ]
Начались работы по строительству первых цехов оружейного завода, первоначально называвшегося Jihočeská zbrojovka (« Южночешский оружейный завод»). В 1922 году компания объединилась с оружейным заводом в Вейпрты и с заводом в Праге . [ 1 ] Это привело к созданию акционерного общества , название которого переводится как «Чешский оружейный завод в Праге, производственный завод в Страконице». [ 1 ] Он производил пистолеты , пневматические и автоматические пистолеты , которые стали успешной продукцией.
В 1929 году рост Чешского оружейного завода достиг поворотного момента. В связи со спадом продаж оружия после Первой мировой войны компания приобрела для велосипедов завод по производству деталей в Кралупах-над-Влтавой на реке Влтаве . [ 1 ] Экспорт велосипедов, предназначенных для нескольких стран Европы , Азии , Африки и Южной Америки, начал расширяться. [ 1 ] Производство мотовелосипедов началось в 1932 году. [ 1 ] Три года спустя на рынок вышли первые мотоциклы, произведенные в Страконице. [ 1 ] Это ознаменовало начало эры большого успеха бренда ČZ. За короткое время компания стала крупнейшим производителем мотоциклов в Чехословакии. [ 1 ] Следовательно, успехи в бизнесе привели к дальнейшему расширению производственной деятельности за счет внедрения цепного и станкостроительного производства. [ 1 ] Во время Второй мировой войны завод попал под немецкую оккупацию и был переоборудован для производства военной техники. [ 1 ]
Как и большинство крупных промышленных предприятий, это акционерное общество было национализировано в 1946 году. [ 1 ] В связи с послевоенной политической ситуацией производство огнестрельного оружия на заводе в Страконице было прекращено. [ 1 ]
Компания изменилась после того, как бренд мотоциклов прекратил производство в 1990-х годах, и начала концентрироваться на производстве автомобильных компонентов, таких как турбокомпрессоры , помимо традиционного производства цепей, инструментов, форм, отливок и станков. С 1999 года Desta вилочные погрузчики производятся на предприятии ČZ Strakonice. [ 2 ]
Разработка мотоциклов
[ редактировать ]

Разработка и производство мотоциклов, а также победы на соревнованиях 1950-х и 1960-х годов позволили бренду ČZ войти в число самых успешных в мире производителей гоночных и уличных мотоциклов. После Второй мировой войны ČZ была вторым по величине производителем мотоциклов в Европе. Именно в этот период компания добилась наибольших гоночных успехов. 250 и 350 куб.см. Гран-при на мотоциклах Он начал участвовать в шоссейных гонках в классах Эти велосипеды, хотя и технически усовершенствованные, редко могли конкурировать с велосипедами мощных итальянских заводов, таких как MV Agusta , Gilera и Mondial .
Дизайн скутера ČZ 501 Čezeta (1957 г.) стал культовым в Восточной Европе , России , Вьетнаме и на Кубе . Таким образом, Чезета стала Веспой этих республик.
Завод ČZ одержал историческую победу во время чемпионата мира по мотокроссу FIM 1963 года , когда заводской гонщик Властимил Валек на мотоцикле ČZ объемом 263 куб.см выиграл первый мотоцикл Гран-при Чехословакии по мотокроссу объемом 500 куб.см. [ 3 ] Его победа ознаменовала собой первый случай, когда мотоцикл с двухтактным двигателем выиграл высший дивизион чемпионата мира по мотокроссу. [ 3 ]
В 1969 году компания ČZ выпустила технически совершенную модель GP «Type-860» с двигателем V4 объемом 350 куб.см , разработанным инженером Франтишеком Пудилом. Этот усовершенствованный мотоцикл с двойным верхним распредвалом , 16 клапанами, 8-ступенчатой коробкой передач, Ceriani вилкой Dell'Orto SSI и карбюраторами выдавал 63 лошадиные силы (47 кВт) при 16 000 об/мин и максимальную скорость 240 км/ч. V-4 добился нескольких хороших результатов: лучший результат был в 1971 году на Гран-при Чехословакии , когда Богумил Стаса финишировал вторым после Ярно Сааринена на своей 350-кубовой Yamaha . В 1972 году мотоцикл едва не выиграл Гран-при Австрии. За несколько кругов до гонки ČZ лидировал на Джакомо Агостини, MV Agusta когда ему пришлось сойти с дистанции из-за механических проблем. В 1972 году компания ČZ отказалась от соревнований по шоссейным гонкам Гран-при, чтобы сконцентрировать свои усилия на мотокроссе , менее дорогостоящем виде соревнований.
Компания ČZ оказалась гораздо более успешной в мотокроссе и стала хорошо известна своими мощными двухтактными внедорожными мотоциклами. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Они были первой компанией, которая использовала расширительные камеры в своих выхлопных трубах. [ нужна ссылка ] В 1960-е годы они стали доминирующей силой в соревнованиях по бездорожью, выиграв семь по мотокроссу чемпионатов мира Гран-при и доминируя в международных шестидневных гонках . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
К 1970-м годам, с появлением недорогих и технически совершенных японских мотоциклов, ČZ теряла все большую долю рынка мотоциклов. По иронии судьбы, многие инновации, успешно внедренные ČZ, были скопированы японскими фабриками. В 1993 году мотоциклетное отделение ČZ было куплено итальянским производителем мотоциклов Cagiva , который намеревался использовать чешские заводы для производства мотоциклов собственной марки, а также новых моделей ČZ и Jawa. Предприятие провалилось в 1997 году из-за финансовых трудностей Cagiva, и производство мотоциклов ČZ было прекращено.
С 2018 года компания Čezeta Motors производит электросамокаты Čezeta 506. [ 8 ]
История соревнований
[ редактировать ]Чемпионат мира по мотокроссу
[ редактировать ]- 1964, мотокросс, 250 куб.см — Жоэль Робер , Бельгия
- 1965 Мотокросс 250 куб.см - Виктор Арбеков , Россия
- 1966 Мотокросс, 500 куб.см — Пауль Фридрихс , Восточная Германия
- 1967 Мотокросс, 500 куб.см - Пауль Фридрихс, Восточная Германия
- 1968 г., мотокросс, 500 куб.см - Пауль Фридрихс, Восточная Германия
- 1968, мотокросс, 250 куб.см — Жоэль Робер , Бельгия
- 1969, мотокросс, 250 куб.см — Жоэль Робер , Бельгия
Победы в международных шестидневных триалах
[ редактировать ]- Трофей 1947 года - сборная Чехословакии.
- Трофей 1952 года - сборная Чехословакии.
- Трофей 1954 года - сборная Чехословакии.
- Трофей 1956 года - сборная Чехословакии.
- Трофей 1958 года - сборная Чехословакии.
- Трофей 1959 года - сборная Чехословакии.
- Трофей 1962 года - сборная Чехословакии.
- Трофей 1970 года - сборная Чехословакии.
- Трофей 1971 года - сборная Чехословакии.
- Трофей 1972 года - сборная Чехословакии.
- Трофей 1973 года - сборная Чехословакии.
- Трофей 1974 года - сборная Чехословакии.
- Трофей 1977 года - сборная Чехословакии.
- Трофей 1978 года - сборная Чехословакии.
- Трофей 1982 года - сборная Чехословакии.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «История компании CZ» . czas.cz. 01.01.2003 . Проверено 6 июля 2017 г.
- ^ "ДЕСТА - Вилочные погрузчики - О нас" . CZas.cz. Проверено 20 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Дьюхерст, Дэвид (2022), Мотокросс «Золотые годы» , Уолсворт, Марселин, Миссури, ISBN 978-0-578-29016-4 Битвы между Холлманом и Робертом быстро стали легендой, но
самый значительный момент в десятилетии 1960-х годов наступил, когда заводской гонщик ČZ Властимил Валек проехал на велосипеде с надоевшим двухтактным однотактным двигателем объемом 250 куб.см и обыграл всех представителей высшего класса, Четырехтактные мотоциклы объемом 500 куб.см, выигравшие Гран-при Чехословакии 1963 года.
- ^ Jump up to: а б «CZ Мотокросс Девелопмент» . ahrmanwc/CZmx.htm. 01.09.2011 . Проверено 6 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Мотокросс CZ 380 1972 года» . Ultimatemotorcycling.com. 13 января 2011 г. Проверено 6 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «CZ250 Twin Port-1965» . Earlyyearsofmx.com. 01 января 2006 г. Проверено 6 июля 2017 г.
- ^ «История международного шестидневного судебного разбирательства (1949–1980)» . isdt.org. 01.11.2003 . Проверено 6 июля 2017 г.
- ^ «Чезета – роскошные электрические мотоциклетные скутеры» . Чезета Моторс . Проверено 1 июля 2019 г.