Фортуна (работает)
«Фортунио» — лирическая комедия или опера в четырёх действиях (первоначально пяти) и пяти картинах французского композитора Андре Мессажера . Либретто » Гастона Армана де Кайяве и Робера де Флера основано на комедии Альфреда де Мюссе 1835 года «Люстра .
Впервые он был исполнен Комической оперой в зале Фавар в Париже 5 июня 1907 года и оставался частью регулярного репертуара до 1940-х годов. В последние годы он был возрожден в нескольких постановках во Франции и других странах.
Опера не имеет устного диалога и состоит из полностью спетых речитативов и арий . Фортунио, секретарь адвоката мэтра Андре, становится приманкой для романа между Жаклин, женой адвоката, и Клаварошем, армейским офицером. Фортунио влюбляется в Жаклин, прежде чем узнает, что происходит между ней и офицером. В конце концов она влюбляется в невинное обаяние Фортунио и прогоняет Клавароша.
Фон
[ редактировать ]Альфреда Мюссе Пьеса «Подсвечник». [ н 1 ] был опубликован в 1835 году в « Revue des deux Mondes» , но был поставлен только тринадцать лет спустя. Он был поставлен в Историческом театре в Париже в 1848 году и был возрожден в 1850 году, но его тема супружеской измены возмутила некоторых театралов среднего класса, что привело к запрету постановок со стороны французского правительства. [ 2 ] Это не помешало двум композиторам до Мессагера использовать пьесу как источник вдохновения для написания опер. Обера » В 1840 году « Занетта провела 35 представлений в зале Фавар. Действие было перенесено из Франции 17-го века в Палермо 18-го века, но сюжет практически не изменился. [ 3 ]
Оффенбах , написавший песню в качестве музыкального сопровождения к возрождению пьесы Мюссе в 1850 году, использовал ее в качестве центрального элемента одноактной комической оперы « Песнь Фортунио » с сюжетом, изображающим Фортунио как старика, с которым обращаются так же, как и он нанес удар своему пожилому работодателю в оригинальной драме. [ 4 ] Впервые пьеса была представлена в Театре Буфф-Парижан в 1861 году. [ 5 ] Лирика песни Фортунио, поставленная Оффенбахом, была переведена на русский язык Чайковским в 1875 году, но предназначалась для концертного или домашнего, а не сценического исполнения. [ 6 ]
Либреттисты Мессажера, Гастон Арман де Кайяве и Робер де Флер , расширили оригинальную пьесу, добавив первый акт, устанавливающий сцену, и более позднюю картину (в конечном итоге вырезанную из финальной четырехактной структуры оперы), изображающую ночную вечеринку. [ 2 ] Постановку поставил Альбер Карре , директор Комической оперы, который стремился развивать французский репертуар в театре. [ 2 ]
История выступлений
[ редактировать ]Премьера «Фортунио» состоялась 5 июня 1907 года в Комической опере в зале Фавар в Париже. Композитор дирижировал, а среди слушателей были его коллеги-композиторы Клод Дебюсси , Рейнальдо Хан , Габриэль Пьерне и Габриэль Форе , последний из которых рецензировал произведение для Le Figaro :
Если есть какая-то тема, которая должна была соблазнить музыканта, так это тема Ле Люстры , особенно если этот музыкант обладает, как Мессаже, даром элегантности и ясности, остроумия, игривой грации в сочетании с самым совершенным знанием музыки. техника своего искусства, редчайшие качества эмоциональности и деликатности. [ 2 ]
В первоначальном виде произведение имело пять действий. Оно было возрождено в переработанной четырехактной версии в Комической опере в 1910 году. За первые 50 лет работы произведение получило более 70 представлений в Париже, при этом композитор дирижировал спектаклями в 1915 и 1920 годах, а Виллетт пел Гертруду до 1946 год. [ 7 ]
Фортунио производился в Ла Монне в Брюсселе в 1908, 1931 и 1944 годах. [ 8 ] Опера была поставлена в Бордо в ноябре 1984 года и в Лионе в мае 1987 года. Британская премьера состоялась в 2001 году в Grange Park Opera . [ 9 ] Совместная постановка Фрибура, Безансона и Дижонской оперы была показана в 2008 году. В декабре 2009 года Комическая опера поставила шесть спектаклей новой постановки под управлением Луи Лангри . В 2013 году Оперный театр Сент-Этьена представил новую постановку в Большом театре Массне. [ 10 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьерный состав, [ 11 ] 5 июня 1907 г. (Дирижер: Андре Мессагер) |
---|---|---|
удача | тенор | Фернан Франселл |
Жаклин, жена мэтра Андре | сопрано | Маргарита Жиро-Карре |
Лэндри | баритон | Жан Перье |
Гийом | бас | Гюстав Юбердо |
Мадлон, служанка | сопрано | Беатрис Ла Пальм |
Мастер Андре | баритон | Люсьен Фужер |
Клаварош, капитан | баритон | Гектор Дюфранн |
Гертруда, служанка | сопрано | Маргерит Виллетт |
Тонкий мастер | тенор | Морис Казенев |
Лейтенант Вербуа | баритон | Поль Гиймамат |
Лейтенант д'Азенкур | тенор | Гастон де Пумайрак |
Хор: Горожане, приказчики, солдаты |
Краткое содержание
[ редактировать ]Акт 1
[ редактировать ]На площади перед церковью толпятся люди и идут игры в петанк. Ландри, веселый клерк мэтра Андре, поднимает тост за своего хозяина, прекрасного адвоката и мужа молодой и красивой Жаклин. Входят мэтр Субтиль и его племянник Фортунио, только что приехавшие из деревни; Субтил только что получил должность у своего коллеги мэтра Андре. Лэндри, старший двоюродный брат Фортунио, дает советы относительно его новой карьеры, но Фортунио, застенчивый и мечтательный, не слушает.
Входит полк во главе с новым капитаном, лихим Клаварошем, который расспрашивает о потенциальных женских завоеваниях. Обнаружив, что Жаклин нет рядом, он, естественно, решает, что попытается соблазнить ее, и вскоре видит, как она выходит из церкви. Он завоевывает доверие ее мужа, впечатленный его униформой, открывающей двери дома Андре. Фортунио тоже был в восторге от вида Жаклин и изливает свои эмоции, когда опускается занавес.
Акт 2
[ редактировать ]Несколько дней спустя рано утром мэтр Андре встревоженно будит жену: один из его клерков видел, как ночью через окно в ее комнату вошел мужчина. Чтобы отвлечь мужа, Жаклин в слезах, отвергая обвинение, обвиняет мужа в пренебрежении ею. Мэтр Андре робко уходит, а Клаварош вылезает из шкафа, где он прятался.
Пара решает, что им нужна приманка, чтобы отвлечь подозрения мэтра Андре. Решение будет в виде «люстры»: молодой человек будет флиртовать с ней, скрывая при этом личность настоящего любовника. Когда молодые клерки отдают ей утреннее почтение, она тронута преданным ответом застенчивого Фортунио: «люстра» найдена. После того, как она отослала остальных, он показывает свою застенчивость и быстро обещает Жаклин непоколебимую преданность.
Акт 3
[ редактировать ]Узнав, что Гийом видел, как мужчина пробрался в спальню Жаклин, Фортунио мечтает стать защитником ее сердечных дел. Это лишь вызывает насмешки со стороны других клерков, но Фортунио это не волнует: он предпочитает свои мечты суровой реальности.
Мэтр Андре знакомит Жаклин с Фортунио, которому позволяет сопровождать жену, чтобы доказать, что он не ревнует. За ужином на четверых (жена, муж, любовник и невинный поклонник) Фортунио открывает свое сердце песней, красота и невинность которой сеют сомнение в сознании Жаклин, которая нежно приветствует страсть молодого человека, пока двое пожилых мужчин играют карты. Клаварош сообщает Жаклин, что мэтр Андре все еще с подозрением относится к ней после очередного отчета Гийома, и в тот вечер под ее окном будет стоять охрана, одним из которых будет он, Клаварош, стремясь поймать Фортунио в ловушку. Подслушивая этот разговор, Фортунио понимает, какую роль он играет.
Акт 4
[ редактировать ]Узнав, что мэтр Андре устроил ловушку любовнику своей жены, Клаварош указал пальцем на Фортунио, отправив молодому человеку записку, предположительно от Жаклин, с приглашением присоединиться к ней. Чтобы противостоять угрозе, Жаклин послала свою горничную Мадлон предупредить молодого человека, но было слишком поздно; Фортунио входит в логово льва и говорит, что бросится в засаду от отчаяния, что его использовали. Однако Жаклин уверяет его: его не просто любят – его обожают!
Когда приближаются шаги мэтра Андре и Клавароша, она торопливо прячет молодого человека в нише, не в том же месте, где находится ее любовник-военный. Итак, ревнивому мужу приходится извиняться за свои необоснованные подозрения, а капитан не находит никого, кто прячется в шкафу; она отсылает обоих прочь, давая разъяренному Клаварошу подсвечник [ н 2 ] чтобы осветить ему путь, оставив ее таким образом наедине с Фортунио, который выходит и падает в ее объятия.
Записи
[ редактировать ]Джон Элиот Гардинер провел полную запись для Erato в 1987 году с Колетт Аллио-Лугаз , Мишелем Тремпон и Тьерри Драном. В 1961 году французская EMI записала отрывки с Лилиан Бертон , Мишелем Сенешалем , Мишелем Денсом и Жаном-Кристофом Бенуа . [ 13 ]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Камю и др., с. 8
- ^ Jump up to: а б с д Камю и др., с. 7
- ^ Летелье (2010), с. 342
- ^ Летелье (2015), с. 125
- ^ Летелье (2015), стр. 124–125
- ^ Сильвестр, стр. 94–95
- ^ Винольф, стр. 78–80.
- ^ "Фортунио" , Ла Монне, получено 19 апреля 2018 г.
- ^ Фортунио", The Guardian , 14 июля 2001 г., стр. H17.
- ^ Камю и др., с. 3
- ^ Казалья, Герардо (2005). « Фортунио , 5 июня 1907 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- ^ Larousse de la Langue Française - Lexis, 1979, стр.309.
- ^ ОСЛК 34378542
Источники
[ редактировать ]- Камю, Давид; и др. (2013). Фортунио: Учебный файл (PDF) . Сент-Этьен: Опера Сент-Этьена.
- Летелье, Роберт Игнатиус (2010). Даниэль-Франсуа-Эспри Обер: Человек и его музыка . Ньюкасл-апон-Тайн: Кембриджские ученые. ISBN 978-1-4438-2597-9 .
- Летелье, Роберт Игнатиус (2015). Оперетта: Справочник, Том I. Ньюкасл-апон-Тайн: Кембриджские ученые. ISBN 978-1-4438-6690-3 .
- Сильвестр, Ричард (2002). Полное собрание песен Чайковского: Сопровождение с текстами и переводами . Блумингтон, Индиана. ISBN 978-0-253-21676-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Вольф, Стефан (1953). Полвека Комической оперы (1900-1950) . Париж: Андре Бонн. OCLC 250469567 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Партитура в 5-актной версии (1907 г.) в Интернет-архиве.
- Либретто 4-х актной версии в Интернет-архиве.
- Либретто 4-х актной версии в Интернет-архиве.