Jump to content

Латеральное мышление

(Перенаправлено из «Латерального мышления» )

Мальтийский психолог Эдвард де Боно (на фото 2009 года) ввел термин «латеральное мышление» в 1967 году.

Латеральное мышление — это способ решения проблем с использованием непрямого и творческого подхода посредством рассуждений , которые не очевидны сразу. Он включает в себя идеи, которые невозможно получить, используя только традиционную пошаговую логику . [1]

Этот термин впервые был использован в 1967 году мальтийским психологом Эдвардом де Боно в его книге «Использование латерального мышления» . Де Боно приводит «Суд Соломона» как пример латерального мышления, где древний царь Израиля царь Соломон разрешает спор о происхождении ребенка, призывая разрезать ребенка пополам и вынося свое суждение в соответствии с реакциями, которые этот заказ получает. [2]

Де Боно также связывает латеральное мышление с юмором, утверждая, что оно влечет за собой переключение от знакомого шаблона к новому, неожиданному. Именно этот момент удивления, вызывающий смех и новое понимание, помогает увидеть другой образ мышления, который изначально не был очевидным. [3] [ нужен лучший источник ]

По мнению де Боно, латеральное мышление намеренно дистанцируется от стандартного восприятия творчества как «вертикальной» логики , классического метода решения проблем.

Критики охарактеризовали латеральное мышление как псевдонаучную концепцию, утверждая, что основные идеи де Боно никогда не подвергались тщательной проверке и подтверждению. [4]

Латеральное мышление следует отличать от критического мышления. [5] Критическое мышление в первую очередь связано с оценкой истинной ценности утверждений и поиском ошибок, тогда как латеральное мышление больше фокусируется на «движущей ценности» утверждений и идей. Человек использует латеральное мышление, чтобы перейти от одной известной идеи к новым идеям. Эдвард де Боно определяет четыре типа инструментов мышления:

  1. инструменты генерации идей, предназначенные для разрушения нынешних шаблонов мышления — рутинных шаблонов, статус-кво.
  2. инструменты фокусировки, предназначенные для расширения возможностей поиска новых идей
  3. инструменты сбора урожая, предназначенные для обеспечения получения большей отдачи от результатов генерации идей
  4. инструменты лечения, которые способствуют учету реальных ограничений, ресурсов и поддержки [6] [ нужна цитата для проверки ]

Генерация идей случайного входа

[ редактировать ]

Мыслитель наугад выбирает объект или существительное из словаря и связывает его с областью, о которой он думает. Де Боно иллюстрирует это на примере случайно выбранного слова «нос», примененного к офисному копировальному аппарату, что привело к идее, что копировальный аппарат может издавать запах лаванды, когда в нем заканчивается бумага. [7]

Генерация провокационной идеи

[ редактировать ]

Провокация — это заявление, которое, как мы знаем, неверно или невозможно, но используется для создания новых идей. Де Боно приводит пример рассмотрения вопроса о загрязнении реки и организации провокации: «фабрика находится ниже по течению от самой себя», в результате чего фабрика вынуждена брать воду из точки, расположенной ниже по течению от ее выхода, идея, которая позже стала законом в некоторые страны. [8] Провокации могут быть организованы с использованием любого из методов провокации — принятия желаемого за действительное, преувеличения , обращения вспять, бегства, искажения или возникновения. Мыслитель создает список провокаций, а затем использует самые диковинные из них, чтобы продвинуть свое мышление к новым идеям.

Техники движения

[ редактировать ]

Цель техник движения — создать как можно больше альтернатив, чтобы стимулировать новые способы мышления как о проблемах, так и о решениях. Создание альтернатив имеет тенденцию создавать множество возможных решений проблем, которые, казалось бы, имеют только одно возможное решение. [9] От провокации к новой идее можно перейти следующими методами: извлечь принцип, сосредоточиться на разнице, моменте, положительных аспектах или особых обстоятельствах.

Испытание

[ редактировать ]

Инструмент, предназначенный для того, чтобы без угроз задать вопрос «Почему?»: почему что-то существует или почему это делается так, как есть. Результатом является очень четкое понимание «Почему?», что, естественно, приводит к новым идеям. Цель состоит в том, чтобы иметь возможность бросить вызов чему угодно, а не только тем вещам, которые проблематичны. Например, можно было бы оспорить ручки кофейных чашек : причина появления ручки, по-видимому, в том, что чашка часто слишком горячая, чтобы ее можно было держать прямо; возможно, кофейные чашки можно было бы сделать с изолированными ручками для пальцев, или могли бы быть отдельные держатели для кофейных чашек, похожие на подставки для пива , или кофе вообще не должен быть таким горячим. [9]

Формирование концепции

[ редактировать ]

Идеи воплощают концепции. Этот инструмент систематически расширяет диапазон и количество концепций, чтобы в конечном итоге получить очень широкий спектр идей для рассмотрения. [9]

Опровержение

[ редактировать ]

Основан на идее, что большинство всегда неправо (по предложению Генрика Ибсена). [10] [ нужен неосновной источник ] и Джон Кеннет Гэлбрейт [11] ), воспринимайте все очевидное и общепринятое как «само собой разумеющееся», подвергайте сомнению, занимайте противоположную точку зрения и пытайтесь ее убедительно опровергнуть. Этот метод похож на «Черную шляпу» де Боно, состоящую из шести шляп мышления , которая направлена ​​на выявление причин быть осторожным и консервативным. [ нужна ссылка ]

Фракционирование

[ редактировать ]

Цель фракционирования — создать альтернативное восприятие проблем и решений, взяв банальный взгляд на ситуацию и разбив его на множество альтернативных ситуаций, чтобы оторваться от фиксированного взгляда и увидеть ситуацию под разными углами. Это позволяет генерировать множество возможных решений, которые можно синтезировать в более полные ответы. [9]

Решение проблем

[ редактировать ]
Решение проблем
Когда что-то создает проблему, эффективность или статус-кво ситуации падает. Решение проблем заключается в выяснении причины проблемы и последующем поиске способов ее устранения. Цель состоит в том, чтобы довести ситуацию до того состояния, в котором она должна быть. Например, производственная линия имеет установленную производительность 1000 изделий в час. Внезапно производительность падает до 800 изделий в час. Необходимо подумать о том, почему это произошло, и о решениях по ремонту производственной линии, например, о повышении заработной платы работнику. Исследование способностей студентов-инженеров отвечать на очень открытые вопросы показывает, что студенты, демонстрирующие более нестандартное мышление, могли решать проблемы гораздо быстрее и точнее. [12]
«Решение» боковой задачи
Латеральное мышление часто приводит к решениям, которые в ретроспективе кажутся «очевидными». Часто с помощью него можно выявить проблемы, о существовании которых люди даже не подозревали, или решить простые проблемы, имеющие огромные последствия. Например, если производственная линия производила 1000 книг в час, нестандартное мышление может предположить, что падение производительности до 800 приведет к повышению качества и большей мотивации работников. Студенты продемонстрировали нестандартное мышление, применяя различные индивидуальные, уникальные концепции для решения сложных проблем. [13]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Оксфордский словарь английского языка: нестандартное мышление» . Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 19 декабря 2016 г.
  2. ^ Диболд, Джон (18 ноября 1968 г.). «Снупи или Тигр?» . Журнал Нью-Йорк . Нью-Йорк Медиа, ООО. п. 61 . Проверено 5 июня 2017 г.
  3. ^ Роджерс, Крис (ноябрь 2009 г.). «Блог: Значение юмора – переключение шаблонов и нестандартное мышление» . Неформальные коалиции .
  4. ^ Мелечи, Антонио (11 июня 2020 г.). Вайнтрауб, Пэм (ред.). «Латеральное мышление — это классическая лженаука, производная и непроверенная» . Очерки Эона . Aeon.co.
  5. ^ Бертон, Джон К.; Сак, Роберт Дж. (июнь 1991 г.). «Время для нестандартного мышления». Горизонты бухгалтерского учета . 5 (2): 118–23.
  6. Руководство «Латеральное мышление: сила провокации» : опубликовано в 2006 году компанией de Bono Thinking Systems.
  7. ^ де Боно, Эдвард (2015). Серьезное творчество: как проявлять творческий подход под давлением и превращать идеи в действия . Рэндом Хаус Великобритания. п. 263. ИСБН  978-0091939700 .
  8. ^ Де Боно, Эдвард (1992). Серьезное творчество: использование силы нестандартного мышления для создания новых идей . ХарперБизнес. п. 145. ИСБН  9780887305665 .
  9. ^ Jump up to: а б с д Нагесвари, Р.; Равикумар, Б.; Джаямани, Т. Стивен (2016). «Разработка стратегий латерального мышления для развития навыков разговорной речи на английском языке» . Журнал Пертаника . 24 (2): 687–700.
  10. ^ В «Враге народа» , 1882.
  11. ^ Сиракус, Джозеф (2012). Энциклопедия Кеннеди: Люди и события, которые сформировали Америку . АВС-КЛИО. п. 269. ИСБН  978-1598845389 .
  12. ^ Арсад, Норхана; Сануси, Хильми; Маджид, Росада Абд; Али, Маниса Мохд; Хусейн, Хафиза (октябрь 2012 г.). «Латеральное мышление посредством эксперимента с черным ящиком среди студентов-инженеров» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 60 : 14–20. дои : 10.1016/j.sbspro.2012.09.340 .
  13. ^ Сяхрин, Альфи; Дауд, Дауд; Сувиньо, Хери; Приятни, Энда Три (29 мая 2019 г.). «Закономерности творческого мышления в студенческих научных работах» . Евразийский журнал образовательных исследований . 19 (81): 1–16. дои : 10.14689/ejer.2019.81.2 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аткинсон, Энтони Б. (1 сентября 2011 г.). «О латеральном мышлении». Журнал экономического неравенства . 9 (3): 319–328. дои : 10.1007/s10888-010-9149-9 . S2CID   153894709 .
  • Батлер, Стивен А. (1 января 2010 г.). «Решение бизнес-задач с использованием подхода нестандартного мышления». Решение руководства . 48 (1): 58–64. дои : 10.1108/00251741011014454 .
  • Эрнандес, Джеймс С.; Варки, Пратибха (май 2008 г.). «Вертикальное и латеральное мышление». Исполнительный врач . 34 (3): 26–28. CiteSeerX   10.1.1.550.4364 . ПМИД   18605267 . ПроКвест   199996417 .
  • Вакс, Шломо (1 декабря 1997 г.). «Латеральное мышление и технологическое образование». Журнал научного образования и технологий . 6 (4): 245–255. дои : 10.1023/А:1022534310151 . S2CID   108865906 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4a74c1d7b463b44cc0a9c9d31314651b__1719095220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/1b/4a74c1d7b463b44cc0a9c9d31314651b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lateral thinking - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)