Латеральное мышление
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2017 г. ) |
Латеральное мышление — это способ решения проблем с использованием непрямого и творческого подхода посредством рассуждений , которые не очевидны сразу. Он включает в себя идеи, которые невозможно получить, используя только традиционную пошаговую логику . [1]
Этот термин впервые был использован в 1967 году мальтийским психологом Эдвардом де Боно в его книге «Использование латерального мышления» . Де Боно приводит «Суд Соломона» как пример латерального мышления, где древний царь Израиля царь Соломон разрешает спор о происхождении ребенка, призывая разрезать ребенка пополам и вынося свое суждение в соответствии с реакциями, которые этот заказ получает. [2]
Де Боно также связывает латеральное мышление с юмором, утверждая, что оно влечет за собой переключение от знакомого шаблона к новому, неожиданному. Именно этот момент удивления, вызывающий смех и новое понимание, помогает увидеть другой образ мышления, который изначально не был очевидным. [3] [ нужен лучший источник ]
По мнению де Боно, латеральное мышление намеренно дистанцируется от стандартного восприятия творчества как «вертикальной» логики , классического метода решения проблем.
Критики охарактеризовали латеральное мышление как псевдонаучную концепцию, утверждая, что основные идеи де Боно никогда не подвергались тщательной проверке и подтверждению. [4]
Методы
[ редактировать ]Латеральное мышление следует отличать от критического мышления. [5] Критическое мышление в первую очередь связано с оценкой истинной ценности утверждений и поиском ошибок, тогда как латеральное мышление больше фокусируется на «движущей ценности» утверждений и идей. Человек использует латеральное мышление, чтобы перейти от одной известной идеи к новым идеям. Эдвард де Боно определяет четыре типа инструментов мышления:
- инструменты генерации идей, предназначенные для разрушения нынешних шаблонов мышления — рутинных шаблонов, статус-кво.
- инструменты фокусировки, предназначенные для расширения возможностей поиска новых идей
- инструменты сбора урожая, предназначенные для обеспечения получения большей отдачи от результатов генерации идей
- инструменты лечения, которые способствуют учету реальных ограничений, ресурсов и поддержки [6] [ нужна цитата для проверки ]
Генерация идей случайного входа
[ редактировать ]Мыслитель наугад выбирает объект или существительное из словаря и связывает его с областью, о которой он думает. Де Боно иллюстрирует это на примере случайно выбранного слова «нос», примененного к офисному копировальному аппарату, что привело к идее, что копировальный аппарат может издавать запах лаванды, когда в нем заканчивается бумага. [7]
Генерация провокационной идеи
[ редактировать ]Провокация — это заявление, которое, как мы знаем, неверно или невозможно, но используется для создания новых идей. Де Боно приводит пример рассмотрения вопроса о загрязнении реки и организации провокации: «фабрика находится ниже по течению от самой себя», в результате чего фабрика вынуждена брать воду из точки, расположенной ниже по течению от ее выхода, идея, которая позже стала законом в некоторые страны. [8] Провокации могут быть организованы с использованием любого из методов провокации — принятия желаемого за действительное, преувеличения , обращения вспять, бегства, искажения или возникновения. Мыслитель создает список провокаций, а затем использует самые диковинные из них, чтобы продвинуть свое мышление к новым идеям.
Техники движения
[ редактировать ]Цель техник движения — создать как можно больше альтернатив, чтобы стимулировать новые способы мышления как о проблемах, так и о решениях. Создание альтернатив имеет тенденцию создавать множество возможных решений проблем, которые, казалось бы, имеют только одно возможное решение. [9] От провокации к новой идее можно перейти следующими методами: извлечь принцип, сосредоточиться на разнице, моменте, положительных аспектах или особых обстоятельствах.
Испытание
[ редактировать ]Инструмент, предназначенный для того, чтобы без угроз задать вопрос «Почему?»: почему что-то существует или почему это делается так, как есть. Результатом является очень четкое понимание «Почему?», что, естественно, приводит к новым идеям. Цель состоит в том, чтобы иметь возможность бросить вызов чему угодно, а не только тем вещам, которые проблематичны. Например, можно было бы оспорить ручки кофейных чашек : причина появления ручки, по-видимому, в том, что чашка часто слишком горячая, чтобы ее можно было держать прямо; возможно, кофейные чашки можно было бы сделать с изолированными ручками для пальцев, или могли бы быть отдельные держатели для кофейных чашек, похожие на подставки для пива , или кофе вообще не должен быть таким горячим. [9]
Формирование концепции
[ редактировать ]Идеи воплощают концепции. Этот инструмент систематически расширяет диапазон и количество концепций, чтобы в конечном итоге получить очень широкий спектр идей для рассмотрения. [9]
Опровержение
[ редактировать ]Основан на идее, что большинство всегда неправо (по предложению Генрика Ибсена). [10] [ нужен неосновной источник ] и Джон Кеннет Гэлбрейт [11] ), воспринимайте все очевидное и общепринятое как «само собой разумеющееся», подвергайте сомнению, занимайте противоположную точку зрения и пытайтесь ее убедительно опровергнуть. Этот метод похож на «Черную шляпу» де Боно, состоящую из шести шляп мышления , которая направлена на выявление причин быть осторожным и консервативным. [ нужна ссылка ]
Фракционирование
[ редактировать ]Цель фракционирования — создать альтернативное восприятие проблем и решений, взяв банальный взгляд на ситуацию и разбив его на множество альтернативных ситуаций, чтобы оторваться от фиксированного взгляда и увидеть ситуацию под разными углами. Это позволяет генерировать множество возможных решений, которые можно синтезировать в более полные ответы. [9]
Решение проблем
[ редактировать ]- Решение проблем
- Когда что-то создает проблему, эффективность или статус-кво ситуации падает. Решение проблем заключается в выяснении причины проблемы и последующем поиске способов ее устранения. Цель состоит в том, чтобы довести ситуацию до того состояния, в котором она должна быть. Например, производственная линия имеет установленную производительность 1000 изделий в час. Внезапно производительность падает до 800 изделий в час. Необходимо подумать о том, почему это произошло, и о решениях по ремонту производственной линии, например, о повышении заработной платы работнику. Исследование способностей студентов-инженеров отвечать на очень открытые вопросы показывает, что студенты, демонстрирующие более нестандартное мышление, могли решать проблемы гораздо быстрее и точнее. [12]
- «Решение» боковой задачи
- Латеральное мышление часто приводит к решениям, которые в ретроспективе кажутся «очевидными». Часто с помощью него можно выявить проблемы, о существовании которых люди даже не подозревали, или решить простые проблемы, имеющие огромные последствия. Например, если производственная линия производила 1000 книг в час, нестандартное мышление может предположить, что падение производительности до 800 приведет к повышению качества и большей мотивации работников. Студенты продемонстрировали нестандартное мышление, применяя различные индивидуальные, уникальные концепции для решения сложных проблем. [13]
См. также
[ редактировать ]- Когнитивный исследовательский фонд
- Крушение (расстройство мышления)
- случайность
- Мысль ( схема )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Оксфордский словарь английского языка: нестандартное мышление» . Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 19 декабря 2016 г.
- ^ Диболд, Джон (18 ноября 1968 г.). «Снупи или Тигр?» . Журнал Нью-Йорк . Нью-Йорк Медиа, ООО. п. 61 . Проверено 5 июня 2017 г.
- ^ Роджерс, Крис (ноябрь 2009 г.). «Блог: Значение юмора – переключение шаблонов и нестандартное мышление» . Неформальные коалиции .
- ^ Мелечи, Антонио (11 июня 2020 г.). Вайнтрауб, Пэм (ред.). «Латеральное мышление — это классическая лженаука, производная и непроверенная» . Очерки Эона . Aeon.co.
- ^ Бертон, Джон К.; Сак, Роберт Дж. (июнь 1991 г.). «Время для нестандартного мышления». Горизонты бухгалтерского учета . 5 (2): 118–23.
- ↑ Руководство «Латеральное мышление: сила провокации» : опубликовано в 2006 году компанией de Bono Thinking Systems.
- ^ де Боно, Эдвард (2015). Серьезное творчество: как проявлять творческий подход под давлением и превращать идеи в действия . Рэндом Хаус Великобритания. п. 263. ИСБН 978-0091939700 .
- ^ Де Боно, Эдвард (1992). Серьезное творчество: использование силы нестандартного мышления для создания новых идей . ХарперБизнес. п. 145. ИСБН 9780887305665 .
- ^ Jump up to: а б с д Нагесвари, Р.; Равикумар, Б.; Джаямани, Т. Стивен (2016). «Разработка стратегий латерального мышления для развития навыков разговорной речи на английском языке» . Журнал Пертаника . 24 (2): 687–700.
- ^ В «Враге народа» , 1882.
- ^ Сиракус, Джозеф (2012). Энциклопедия Кеннеди: Люди и события, которые сформировали Америку . АВС-КЛИО. п. 269. ИСБН 978-1598845389 .
- ^ Арсад, Норхана; Сануси, Хильми; Маджид, Росада Абд; Али, Маниса Мохд; Хусейн, Хафиза (октябрь 2012 г.). «Латеральное мышление посредством эксперимента с черным ящиком среди студентов-инженеров» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 60 : 14–20. дои : 10.1016/j.sbspro.2012.09.340 .
- ^ Сяхрин, Альфи; Дауд, Дауд; Сувиньо, Хери; Приятни, Энда Три (29 мая 2019 г.). «Закономерности творческого мышления в студенческих научных работах» . Евразийский журнал образовательных исследований . 19 (81): 1–16. дои : 10.14689/ejer.2019.81.2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аткинсон, Энтони Б. (1 сентября 2011 г.). «О латеральном мышлении». Журнал экономического неравенства . 9 (3): 319–328. дои : 10.1007/s10888-010-9149-9 . S2CID 153894709 .
- Батлер, Стивен А. (1 января 2010 г.). «Решение бизнес-задач с использованием подхода нестандартного мышления». Решение руководства . 48 (1): 58–64. дои : 10.1108/00251741011014454 .
- Эрнандес, Джеймс С.; Варки, Пратибха (май 2008 г.). «Вертикальное и латеральное мышление». Исполнительный врач . 34 (3): 26–28. CiteSeerX 10.1.1.550.4364 . ПМИД 18605267 . ПроКвест 199996417 .
- Вакс, Шломо (1 декабря 1997 г.). «Латеральное мышление и технологическое образование». Журнал научного образования и технологий . 6 (4): 245–255. дои : 10.1023/А:1022534310151 . S2CID 108865906 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Цитаты, связанные с латеральным мышлением , в Wikiquote