Из Анбара
Примеры и перспективы в этой статье касаются главным образом Ирана и не отражают мировую точку зрения на этот вопрос . Конкретный вопрос: подобные резервуары использовались и используются в других странах. Некоторые постройки, сфотографированные на сайте Commons, относятся как к « Яхчалу », так и к «Аб-Анбару»; необходимы разъяснения. ( Август 2020 г. ) |
Аб Анбар ( персидский : آبانبار , буквально « цистерна ») — традиционный резервуар или цистерна с питьевой водой в Большом Иране в древности.
Структура
[ редактировать ]Чтобы выдерживать давление воды на емкости резервуара, само хранилище было построено ниже уровня земли. Это также обеспечивает устойчивость к землетрясениям. Многие города Ирана расположены в регионе, пострадавшем от очень сильных землетрясений. Поскольку почти все аб-анбары представляют собой подземные сооружения, едва возвышающиеся над уровнем земли, они по своей сути обладают устойчивыми структурами.
Строительный материал, используемый для аб-анбаров, был очень прочным, и широко использовался специальный раствор под названием сарудж , который изготавливался из песка, глины, яичных белков, извести, козьей шерсти и золы в определенных пропорциях, в зависимости от местоположения и климата города. Считалось, что эта смесь совершенно непроницаема для воды. Стены хранилища часто имели толщину 2 метра, и приходилось использовать специальный кирпич. Эти кирпичи специально обжигались для Аб Анбара и назывались Аджор Аб Анбари . Некоторые аб-анбары были настолько большими, что их строили под караван-сараями, например, аб-анбар Хаджа Ага Али в Кермане . Иногда их также строили под мечетями, например, аб-анбар Вазира недалеко от Исфахана .
Дно резервуаров для хранения часто заполнялось металлом по разным конструкционным причинам. Говорят, что монарх 18-го века Ага Мухаммад Хан извлек металлы со дна общественных бань Гянджали-хана, чтобы сделать пули для битвы. [ 1 ]
Резервуар для хранения
[ редактировать ]В некоторых аб-анбарах были резервуары для хранения прямоугольной формы, например, в Казвине , в отличие от цилиндрических в Йезде. [ 2 ] Существовало несколько конструкций арочной крыши складских помещений каждого аб-анбара, а именно аханг , каланбу , кажаве или их комбинации в зависимости от особенностей складского помещения.
В конкретном примере Сардар-е Бозорг аб-анбар в Казвине складское помещение было построено настолько большим, что оно стало известно как крупнейший аб-анбар с одним куполом в Иране. [ 3 ] Создание купола квадратного плана было непростой задачей, однако строительство купола не было чем-то новым для этих архитекторов, о чем свидетельствуют многочисленные куполообразные шедевры, такие как Солтания .
Некоторые источники указывают, что архитекторы сначала построили складское помещение, а затем заполнили его сеном и соломой до того места, где можно было приступить к строительству купола. После завершения строительства купола солому поджигали, тем самым очищая пространство внутри. Однако в стенах многих складских помещений, где, возможно, использовались строительные леса, можно увидеть дыры.
Складское помещение прямоугольной формы куполизировать гораздо сложнее, чем круглое. Неизвестно, почему архитекторы в определенных местах выбирали прямоугольную или круглую планировку, учитывая, что цилиндрические помещения было легче покрыть, и они считались более гигиеничными для хранения воды из-за отсутствия углов в пространстве. [ 2 ] Цилиндрические резервуары также имели то преимущество, что испытывали на стенках однородные силы, вызванные давлением грунта, в отличие от прямоугольных конструкций. Однако прямоугольные планы имеют то преимущество, что позволяют удерживать большие объемы воды в пределах прямоугольной территории. Примеры аб-анбаров с квадратным планом включают Сардар-е Бозорг аб-анбар в Казвине работы Сардара Хосейна Коли Хана Каджара и его брата Хасана Хана Каджара. Некоторые аб-анбары требовали, чтобы внутри складских помещений были построены колонны. Сардар э Кучак аб анбар в Казвине использует массивную колонну в центре, которая делит пространство на четыре смежных помещения размером 8,5 х 8,5 метров, каждое из которых имеет отдельный купол. Базар Занане аб-Анбар в Казвине использует 4 колонны внутри резервуара для хранения. Сейеда Исмаила аб-анбара в Тегеране Сообщается, что в здании было 40 колонн.
Доступ
[ редактировать ]Чтобы получить доступ к воде, нужно было пройти через вход ( сар-дар ), который всегда был открыт, пройти по лестнице и достичь дна, где были краны для доступа к воде в хранилище. Рядом с краном должно быть встроенное сиденье или платформа, слив для лишней воды и вентиляционные шахты. Температура потока воды зависит от расположения крана (т.е. глубины от поверхности). В некоторых хранилищах вдоль лестницы через определенные промежутки расположены несколько кранов. Возможное загрязнение сведено к минимуму за счет отсутствия прямого доступа ко всей хранимой воде. Вещевой отсек полностью герметичен, за исключением вентиляционных шахт и ветроуловителей. Чтобы еще больше минимизировать загрязнение, внутреннюю часть резервуара для хранения посыпали соленым составом, который образовывал поверхность поверх воды. Затем резервуар для хранения будет контролироваться круглый год, чтобы убедиться, что поверхность не была нарушена. Вода, конечно, будет забираться снизу с помощью пашира. [ 4 ]
В некоторых аб-анбарах, например, в Казвине, лестница и хранилище строились рядом друг с другом, тогда как в других, таких как Йезд, хранилище и лестница часто не имели конструктивных связей друг с другом, и лестница располагалась независимо. Чтобы предотвратить фатальное падение и, возможно, обеспечить кратковременное облегчение при прохождении по ступеням, на полпути к лестнице будет построено от одной до трех площадок. Все лестницы линейные.
Лицо, ответственное за заполнение аб-анбаров (как частных, так и государственных), называлось мирабом. По сути, он в разное время отвечал за распространение сети кяриз. Если дом хотел, чтобы его аб-анбар был заполнен, они просили мираба открыть кяриз в их аб-анбар. Ночной встречи было бы достаточно, чтобы заполнить типичный дом в Анбаре. Аб-анбар также придется раз в год очищать от осевших отложений. [ 5 ]
Сар-но
[ редактировать ]Сардар ( سردر ) — это арочный вход, спускающийся в Аб-Анбар. В нем есть встроенные платформы для пешеходов и зона отдыха после подъема по лестнице. Он декорирован и имеет надписи со стихами и датой постройки.
Ловцы ветра
[ редактировать ]Известно, что Аб-Анбары в Иране использовали от одного до шести ветроловов . Однако в аб-анбарах Казвина ловцы ветра используются не так часто, как в других частях Ирана, возможно, из-за климатических условий; В Казвине, в отличие от Йезда, очень холодная зима и мягкое лето. Большинство анбаров Казвина оборудованы только вентиляционными шахтами или полуулавливателями ветра. С другой стороны, в Аб-Анбарах в Йезде, Кашане, Наине и других городах Ирана с жарким климатом широко используются ветроуловители для целей охлаждения и вентиляции.
Принцип работы ветроуловителей заключается в том, что движущиеся воздушные массы (ветер, бриз и т. д.) вверху ветроуловителей создают градиент давления между верхом ветроуловителя и его основанием внутри, внизу шахты. Этот градиент давления высасывает поднимающийся горячий воздух изнутри шахты, в то время как более холодный плотный воздух остается. Превосходный термостойкий материал стен аб-анбара дополнительно создает изолирующий эффект, который имеет тенденцию снижать температуру внутри аб-анбара, как в пещере. Вентиляционный эффект ветроуловителей предотвращает образование застоявшегося воздуха и, следовательно, росы или влаги внутри, а общий эффект - чистая, чистая и холодная вода круглый год.
Словарь терминов для этой статьи
[ редактировать ]- Аб-анбар آبانبار : Буквальный перевод: Аб означает «вода», а Анбар означает «хранилище». Специально спроектированное подземное пространство, содержащее чистую воду, обычно использующее ветроуловители и питаемое кяризами.
- Гушвар گوشوار : нечто, что встречается в симметричной форме по обе стороны элемента, например, две маленькие комнаты по бокам зала, входа и т. д.
- Кариз Кариз : Подземный водный канал, похожий на реку.
- Лайе-руби لایهروبی : периодическое очищение Канатов, Каризов и Аб-Анбаров от отложений, которые постепенно оседают по мере прохождения воды.
- Маз-хар مظهر : первое место, где появляется Кариз или Канат.
- Меераб میراب/میرآب : Человек, который отвечал за распределение (обеспечение доступа) воды в аб-анбары через подземные каналы, такие как Канат.
- Назр نذر : тип молитвы, в которой человек просит об одолжении в обмен на обещание священному существу.
- Пашир پاشير : самая низкая точка лестницы Аб-Анбар; место, где установлен кран для подачи воды из резервуара-хранилища «аб-анбар».
- Канат قنات : Система соединенных колодцев, обычно берущих начало на возвышенностях, которые направляют воду в отдаленные места по подземным каналам в более низкий надземный маз-хар.
- Сакка-хане سقاخانه : место (обычно анклав в переулке), где зажигают свечи и совершают молитвы (или назр).
- Сар-дар سَردَر : похожий на ворота вход в здание, аб-анбар и т. д. Украшения над дверью этого входа.
- Сарудж ساروج : специальный раствор, изготовленный из песка, глины, яичных белков, извести, козьей шерсти и золы в определенных пропорциях и очень устойчивый к проникновению воды.
Время для заполнения
[ редактировать ]Время наполнения водохранилища приходилось на январь и февраль, когда не было сельского хозяйства и воду можно было хранить. Таким образом, вода хранилась в резервуаре в течение одного года. Чтобы он не гнил, в воду сверху резервуара добавляли солонец. Из-за застоя воды солонец не растворялся в воде и со временем на дне резервуара образовался плотный слой соленой воды, около метра. По этой причине кран был построен на один метр выше дна резервуара. После того, как вода в резервуаре закончилась, перед тем как наполнить его, соленую воду на дне резервуара очистили. Это была трудная и ответственная задача, требующая бригады рабочих.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пирния, МК , Мемари и Ислами и Иран . ISBN 964-454-093-Х
- ^ Перейти обратно: а б См. стр. 193 из: Мемариан, Голамхосейн. Асар: Мемари-йе аб анбар хайе шахр э Казвин . Том 35. Публикации Мираса Фарханги. Тегеран. стр187-197
- ^ Хазрати, Мохаммед Али. Казвин: Это история и культура Ирана . Публикации Саземан-и Ирангарди и Джахангарди. Казвин. 1382 (2003). ISBN 964-7536-35-6 стр.81
- ^ Пирния, МК, Мемари и Ислами и Иран . ISBN 964-454-093-X стр.214
- ^ Пирния, МК, Мемари и Ислами и Иран . ISBN 964-454-093-X стр.316
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Воспоминания, Ислам и Иран . МК Пирния . ISBN 964-454-093-Х
- Вавилонское золото Минудар . Гульриз, Мохаммед Али. Одна публикация. 3-я печать. Казвин. 1381 (2002). ISBN 964-6228-61-5
- Казвин: Это история и культура Ирана . Хазрати, Мохаммад Али. Публикации Саземана и Ирангарди ва Джахангарди. Казвин. 1382 (2003). ISBN 964-7536-35-6
- Саймаа-йи Устаан-и Казвайн . Хаджи ака Мухаммед, Аббас. Публикации Таха. Казвин. 1378 (1998). ISBN 964-6228-09-7
- Мемари-йе аб анбар хайе шахр и Казвин . Мемариан, Голамхосейн. Асар. Том 35. Публикации Мираса Фарханги. Тегеран. (стр. 187–197).
- Путешествие и история города и города Казвин . Сияги, доктор. Сайед Мохаммад Дабир. Саземан, Мирас и Фарханги. Казвин. 2002. ISBN 964-7536-29-1
- М.Дж. Штраусс. В засушливых регионах снова возникают старые способы управления водными ресурсами . Интернэшнл Геральд Трибьюн . 20 августа 2005 г.