Приливы Манаунауна

«Приливы Манаунауна» — короткая фортепианная пьеса си ♭ минор американского композитора Генри Коуэлла (1897–1965). Публичная премьера состоялась в 1917 году и стала прелюдией к театральной постановке «Здание Банбы» . «Приливы Манаунауна» пьес Коуэлла - самая известная из многих тональных кластерных .
Фон
[ редактировать ]Здание Банбы , для которого были написаны «Приливы Манаунауна» , было основано на ирландских мифологических поэмах теософа Джона Осборна Вариана . строительство Банбы как «театральное представление» или «спектакль», а сам Коуэлл (более пятидесяти лет спустя) — как «оперу». Некоторые ученые описали [ нужна ссылка ] Спектакль был поставлен летом 1917 года на съезде теософского сообщества Халкион в прибрежном округе Сан-Луис-Обиспо, Калифорния; Вариан был лидером группы, которой он познакомил 20-летнего Коуэлла. [1] Позже Коуэлл утверждал, что «Приливы Манаунауна» были написаны в 1912 году или даже раньше. [2] В 1944 году Коуэлл аранжировал эту песню для оркестра и группы – предположительно для исполнения по радио – но партитура была утеряна, и не было найдено никаких записей, подтверждающих радиопередачу. Эта песня посвящена «BWW», Бланш Уэтерилл Уолтон (1871–1963), главной покровительнице и приверженце Коуэлла на протяжении многих лет, а также покровительнице Чарльза Сигера и Рут Кроуфорд Сигер . В период с 1924 по 1961 год Коуэлл посвятил ей еще пять работ: «Ансамбль, как получилось?», «Эйфория», «Счастливого Рождества для Бланш» и «Мелодия дня рождения Бланш».
Это произведение является самым известным и широко исполняемым из произведений Коуэлла , состоящих из тональных кластеров , которые он исполнял во время турне по Северной Америке и Европе с начала 1920-х до середины 1930-х годов. Исполнение « Белы Бартока» Коуэлла настолько вдохновило великого венгерского композитора, что он попросил у Коуэлла разрешения использовать кластеры тонов в своем собственном произведении. Барток представит их в своей Сонате для фортепиано (1926) и сюите «На улице» (1926), его первых значительных произведениях после трех лет небольшого сочинения.
Другие ранние произведения Коуэлла с участием тональных кластеров включают атональное, диссонансное «Динамическое движение» (1916) и пять его «выходов на бис» — « Что это?» (1917), «Дружественный разговор» (1917), «Реклама» (1917), «Антиномия» (1917, ред. 1959; часто пишут с ошибками «Сурьма») и «Таблица времени » (1917). В «Приливах Манаунауна» кластеры величественно звучат, а затем медленно затихают, передавая не диссонанс, а трансцендентную тайну. Как описывает Коуэлл в последнем повествовательном треке альбома Folkways, на котором присутствуют его последние фортепианные записи:
В мифологии ирландской Манаунаун был богом движения и морских волн. И согласно мифологии, в то время, когда строилась Вселенная, Манаунаун раскачивал все материалы, из которых строилась Вселенная, с помощью мелких частиц, которые распространялись повсюду по космосу. И он поддерживал их ритмичное движение, чтобы они оставались свежими, когда придет время их использовать в построении вселенной. [3]
В течение первых двух десятилетий своей композиторской карьеры Коуэлл продолжал часто ссылаться на ирландскую мифологию в названиях своих фортепианных пьес. «Арфа жизни » (1924), по словам Коуэлла, «является еще одной сюитой, основанной на ранней ирландской мифологической опере», как, как он объяснил, «Голосом Лира» (1920) и «Трубой Ангуса Ога» (1918–24). . [4] На дополнительные мифические традиции ссылаются «Герой Солнце» (1922), «Банши» (1925) и «Лепрекон» (1928). Коуэлл также написал песни аналогичного мифологического характера, в том числе «Ангус Ог» («Дух молодости») (1917) и «День рождения Манаунауна» (1924).
Записи
[ редактировать ]Песня «Приливы Манаунауна» была впервые записана примерно в 1925 году Маргарет Николорич для фортепиано . Эдвин Хьюз играл ее для президента Франклина Д. Рузвельта в Белом доме, а Перси Грейнджер часто ее исполнял. (В 1940 году Грейнджер пришел на помощь Коуэллу, наняв его в качестве помощника, когда Коуэлл был условно-досрочно освобожден после отбытия четырех лет тюремного заключения по «моральному» обвинению.) Под названием « Глубокие приливы » Леопольд Стоковский организовал «Приливы Манаунауна » как первый из четырех «Сказок о нашей сельской местности» (также известных как «Четыре ирландских сказки »), которые он записал в 1941 году. Сам Коуэлл записал оригинальную версию как минимум дважды — для фортепианного ролла Плейеля в 1920-х годах и для Folkways в 1960-х. [5] Последний раз это было зафиксировано Штеффеном Шлейермахером (1993, отн. 1994), Соррелом Хейсом (1997, отн. 1999) и Стефаном Литвином (1999).
Альбомы, включая The Tides of Manaunaun
[ редактировать ]- Американские фортепианные концерты: Генри Коуэлл (col legno 20064) - в исполнении Стефана Литвина (также включает оркестрованную версию в исполнении Симфонического оркестра радио Саарбрюккена, Майкла Штерна - режиссера, Стефана Литвина - фортепиано)
- Плохие парни!: Джордж Антейл, Генри Коуэлл, Лео Орнштейн (hatHUT 6144) — в исполнении Штеффена Шлейермахера
- Генри Коуэлл: Фортепианная музыка (Smithsonian Folkways 40801) — в исполнении Генри Коуэлла
- Новая музыка: фортепианные композиции Генри Коуэлла (Новый Альбион 103) в исполнении Соррел Хейс
Прослушивание
[ редактировать ]- Искусство Штатов: Генри Коуэлл исполняет шесть произведений композитора, в том числе «Приливы Манаунауна».
Примечания
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Барток, Питер, Мозес Аш, Мэриан Дистлер и Сидни Коуэлл; отредактировано Соррелом Хейсом (1993 [1963]). Примечания к Генри Коуэллу: Фортепианная музыка (Smithsonian Folkways 40801).
- Коуэлл, Генри (1993 [1963]). «Комментарии Генри Коуэлла: Композитор описывает каждый отрывок в том порядке, в котором они появляются». Трек 20 Генри Коуэлла: Фортепианная музыка (Smithsonian Folkways 40801).
- Хикс, Майкл (2002). Генри Коуэлл, Богема». Урбана: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 0-252-02751-5
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джонсон, Стивен (1993). «Генри Коуэлл, Джон Вариан и Халцион». Американская музыка (весна 1993 г.).
- Лихтенвангер, Уильям (1986). Музыка Генри Коуэлла: описательный каталог . Бруклин, Нью-Йорк: Институт исследований американской музыки Бруклинского колледжа. ISBN 0-252-02582-2 .
- Смит, Джозеф, изд. (2001). Американская фортепианная классика: 39 произведений Готшалка, Гриффса, Гершвина, Копленда и других . Минеола, Нью-Йорк: Курьер Дувр. ISBN 0-486-41377-2 . с описанием Коуэллом его особого метода записи Включает партитуру «Приливов Манаунауна» .