Ан-Нуман III ибн аль-Мунзир
Ан-Нуман III ибн аль-Мунзир | |
---|---|
Король государства Лахмидов | |
Царствование | н. э. 580–602 гг . |
Предшественник | Аль-Мундхир IV |
Преемник | Ияс ибн Кабиса ат-Таи (нединастический правитель) с Нахираганом (персидский правитель) |
Рожденный | в. 552 |
Умер | в. 609 (57 лет) Ктесифон , империя Сасанидов. |
Дом | Лахмиды |
Отец | Аль-Мундхир IV ибн аль-Мунзир |
Религия | Несторианское христианство |
Ан-Нуман III ибн аль-Мундхир ( араб . النعمان بن المنذر ), также переписывающий Нааман, Нухаман и Номан и часто известный под отчеством Абу Кабус ( Абу Кабус ), был последним лакхмидским царем аль-Хира (582 – ок. 602 ) и несторианский араб -христианин Его считают одним из самых важных правителей Лахмидов.
Биография
[ редактировать ]Детство и братья и сестры
[ редактировать ]Аль-Ну'ман был сыном аль-Мундхира IV ибн аль-Мунзира ( годы правления 575–580 ) и Сальмы. Она была дочерью еврейского ювелира Ваиля ибн Атийи из Фадака и была рабыней аль-Хариса ибн Хисн из племени Бану Кальб . [ 1 ] [ 2 ] Низкое и даже рабское происхождение его матери часто использовалось современными поэтами для насмешек над ан-Нуманом. [ 3 ] [ 4 ] Более того, арабские источники единодушно изображают ан-Нумана как особенно уродливого человека и отмечают его рыжие волосы, маленький рост и пеструю кожу. [ 2 ] [ 5 ]
По словам ат-Табари , его в детстве воспитывал христианский поэт Ади ибн Зайд , который вместе со своими братьями служил секретарями по арабским делам у сюзерена Лахмидов, сасанидского царя. [ 6 ] [ 7 ] У него было множество братьев — 11 или 12, согласно источникам, — но только один из них, его сводный брат аль-Асвад, воспитанный благородным кланом Бану Марина, по-видимому, был фигурой сколько-нибудь значимой. [ 6 ] [ 8 ]
Царствование
[ редактировать ]
Преемственность ан-Нумана в 580 году не встретила сопротивления, поскольку клан Бану Марина поддержал его брата аль-Асвада. Сасанидский монарх Хормизд IV ( годы правления 579–590 ) назначил Ияса ибн Кабису ат-Таи временным губернатором, а подходящего кандидата искали среди династии Лахмидов. Арабские источники сообщают, что вмешательство Ади ибн Зияда было решающим: Ади приказал другим сыновьям аль-Мундхира сначала явиться к Хормизду, который спросил их, могут ли они выполнять свои обязанности. На это все они, обученные Ади, ответили: «Мы можем контролировать для вас арабов, кроме ан-Нумана». Когда ан-Нуман пришел последним, он уверенно пообещал контролировать не только арабов, но и своих братьев и сестер, хвастаясь: «Если я не смогу справиться с ними, то я не смогу справиться ни с кем!» подарил инкрустированную золотом и жемчугом корону стоимостью 60 000 дирхамов . Довольный его ответом, Хормизд назначил его королем и в подтверждение его положения [ 9 ] [ 10 ]
Ан-Нуман был сильным и энергичным правителем. [ 1 ] но о его правлении мало что известно. [ 11 ] Он столкнулся с раздорами среди подвластных ему племен и кланов. Так, когда он попытался отобрать право вести дивизию в бой (так называемую ридафа ) у ярбу, подплемени Бану Тамим , и передать его даримам, другому подтрибу, это спровоцировало ожесточенное столкновение между двумя в Тихфе. Несмотря на поддержку, оказанную ан-Нуманом даримам, ярбу победили и даже взяли в плен брата и сына ан-Нумана, которых пришлось выкупить за тысячу верблюдов. [ 1 ] [ 12 ]
В отличие от своих предшественников, ан-Нумана почти не интересовали традиционные арабские соперники Лахмидов, Гассаниды , поскольку последние поссорились со своими византийскими повелителями в ок. 580 и был исключен как фактор мощности в регионе. [ 1 ] Единственная зарегистрированная военная деятельность ан-Нумана — нападение на византийскую крепость Цирцесий во время Византийско-Сасанидской войны 572–591 годов . [ 1 ] [ 13 ] Согласно арабским источникам, ан-Нуман предоставил убежище сыну Хормизда, Хосрову II ( годы правления 591–628 ), во время его бегства от узурпатора Бахрама Чобина в 590 году, и сражался вместе с ним в битве при ан-Нахраване против узурпаторские силы. [ 1 ] [ 14 ]
Падение, смерть и последствия
[ редактировать ]
Несмотря на помощь, оказанную Хосрову, после того, как последний был восстановлен на троне, они поссорились. Источники не приводят четкой причины для этого, объясняя свой спор отказом ан-Нумана отдать свою лошадь Хосрову или выдать одну из своих дочерей Хинд за одного из родственников Хосрова. [ 14 ] Скорее всего, это было связано с предыдущей ссорой между ан-Нуманом и его главным советником Ади ибн Зайдом, который попал под подозрение в заговоре против ан-Нумана и был казнен. Сыну Ади, который прислушивался к Хосрову, удалось затем настроить персидского правителя против ан-Нумана. [ 1 ] Обращение последнего в несторианское христианство также могло быть фактором, поскольку Хосров не доверял растущему влиянию христиан при своем дворе. [ 14 ] С другой стороны, несторианская ветвь христианства в целом воспринималась сасанидскими правителями с меньшей враждебностью, а сам Хосров был женат на христианке Ширин . [ 1 ]
Как только он узнал о враждебности Хосрова, Ан-Нуман бежал из своей столицы и искал убежища среди Бану Бакр , но в конце концов был вынужден сдаться и был казнен, будучи раздавленным слонами . [ 14 ] [ 15 ] Однако, согласно сирийской хронике, Хосров пригласил Нумана на пир, где тот был обесчещен и пойман в ловушку; [ 16 ] в другой сирийской хронике говорится, что Хосров захватил Нумана вместе с его сыновьями, которые затем были отравлены. [ 17 ]
Конец правления ан-Нумана обычно относят к ок. 602 современными учеными. [ 18 ] [ 19 ] После своего ареста Хосров полностью отстранил Лахмидов от власти и поручил правление аль-Хирой Иясу ибн Кабисе ат-Таи . [ 14 ] Это ознаменовало конец династии Лахмидов, которая эффективно защищала Персию от арабских племен на протяжении почти трех столетий. [ 14 ] [ 20 ] Очень быстро пагубные последствия этого дали о себе знать, когда Бакр, недовольный Иясом, поднял восстание и разбил персидские войска в битве при Дхи-Каре . В сочетании с растущей нестабильностью в самой Персии после падения Хосрова в 628 году, эти события ознаменовали решающую битву при Кадисии в 636 году и арабское завоевание Персии . [ 20 ] [ 21 ]
Наследие
[ редактировать ]По словам Ирфана Шахида , в более поздних историях правление ан-Нумана ибн аль-Мундхира «было самым памятным после правления его деда аль-Мунзира III ». [ 1 ] Столица Лахмидов аль-Хира продолжала оставаться крупным арабским культурным центром своего времени, особенно благодаря покровительству ан-Нумана поэтам, в первую очередь Ади ибн Зайду и панегиристу ан-Набиге . [ 1 ]
Ан-Нуман также был первым, кто открыто принял христианство, вероятно, после заключения мира с Византией в 591 году. Это повысило значение аль-Хиры как крупного несторианского христианского центра, особенно для миссионерской деятельности в Персидском заливе и Восточной Европе. Аравия , [ 1 ] и был резиденцией епископства. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Шахид 1995 , с. 119.
- ^ Перейти обратно: а б Босворт 1999 , с. 341.
- ^ Босворт 1999 , с. 341 (примечание 807).
- ^ Ротштейн 1899 , стр. 108–109.
- ^ Ротштейн 1899 , с. 108.
- ^ Перейти обратно: а б Ротштейн 1899 , стр. 109–110.
- ^ Босворт 1999 , с. 340.
- ^ Босворт 1999 , стр. 340–341.
- ^ Босворт 1999 , стр. 340–344.
- ^ Ротштейн 1899 , стр. 110–111.
- ^ Ротштейн 1899 , с. 111.
- ^ Ротштейн 1899 , стр. 112–113.
- ^ Ротштейн 1899 , стр. 111–112.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Босворт 1983 , с. 3.
- ^ Шахид 1995 , стр. 119–120.
- ^ Филип Де Соуза и Джон Франс, Война и мир в древней и средневековой истории , с. 139; Хроника Хузистана 9
- ^ Хамад Алажми, «Доисламская теория поэзии и речевого акта: Аль-Аша, Бишр ибн Аби Хазим и аль-Худжайджа» (неопубликованная докторская диссертация, Университет Индианы, 2012), стр. 4.
- ^ Ротштейн 1899 , с. 71.
- ^ Босворт 1983 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Шахид 1995 , с. 120.
- ^ Босворт 1983 , стр. 3–4.
Источники
[ редактировать ]- Босворт, CE (1983). «Иран и арабы до ислама» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана, том 3 (1): Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 593–612. ISBN 0-521-20092-Х .
- Босворт, CE , изд. (1999). История ат-Табари, Том V: Сасаниды, византийцы, Лахмиды и Йемен . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-4355-2 .
- Ротштейн, Густав (1899). Династия Лахмидов в Аль-Хире. Попытка арабо-персидской истории в сасанидский период [ Династия Лахмидов в аль-Хире. Очерк арабо-персидской истории во времена Сасанидов ] (на немецком языке). Берлин: Ройтер и Райхард.
- Шахид, Ирфан (1995). «ан-Нуман (III) б. аль-Мундхир» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 119–120. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_5979 . ISBN 978-90-04-09834-3 .
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Торал-Нихофф, Изабель (2018). «ан-Нуман III б. аль-Мунзир» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Арабские люди VI века
- Монархи Ближнего Востока VI века
- Арабские люди VII века
- Монархи Ближнего Востока VII века
- Арабские христиане в Месопотамии
- короли Лахмидов
- Люди, казненные Сасанидской империей
- Христиане в Сасанидской империи
- Вассальные правители Сасанидской империи
- Переходит в христианство из языческих религий
- Арабы из Сасанидской империи
- несториане
- Казненные монархи