Чинигчиникс
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2016 г. ) |
Chingichngish (also spelled Chengiichngech , [ 1 ] Чинигчиникс, Чинигчинич, Чангитчниш и т. д.), также известный как Кваоар (также Ква-о-ар , Квавар и т. д.) и под другими именами, включая Уиамот , Тобет и Саор , [ 2 ] — важная мифологическая фигура индейцев-миссионеров прибрежной Южной Калифорнии , группы такик-говорящих народов, сегодня разделенных на народы Пайомкавичум ( Луисеньо ), Тонгва ( Габриелиньо и Фернанденьо ) и Ачачемем ( Хуаненьо ).
Чинигчиникс родился или впервые появился после смерти Вийота , [ 2 ] тиранический правитель первых существ, отравленный своими сыновьями. Убийство Вийота принесло в мир смерть, и, как следствие, мужчина-создатель Ночь разделил первых предков человека на отдельные народы, назначив им языки и территории. [ 3 ]
В июне 2002 года был открыт 50000 Квавар , крупный транснептуновский объект и кольцевая карликовая планета , названная в честь этого божества. [ 4 ]
Имена
[ редактировать ]Имя Уиамот якобы похоже на Вийот (Уиот), имя другой важной фигуры, первобытного тирана, убитого незадолго до появления Чинигчиникса. Уиамот, возможно, следует понимать как Уиамот, детское имя Чинигчиникса. [ 3 ]
Название Quaoar было впервые записано Хьюго Ридом в его описании Тонгвы в 1852 году в написании Qua-o-ar . Родителями Квавара были Таку и Аузар, или, по другим сведениям, он родился от Тамаявута (Матери-Земли). По другим сведениям, «у него не было ни отца, ни матери».
И Тонгва религия , и язык записаны лишь фрагментарно. Как следствие, произношение имени Квавар достоверно неизвестно. Хьюго Рид (1852) записал его как Qua-o-ar , предполагая, что оно было трехсложным. Но испанцы [ нужен год ] переписал его Quaguar , предложив два слога ( [ˈkwawaɾ] , отражающее испанское использование gu вместо [w] ). Кребер (1925) [ 5 ] пишет это Квавар , хотя он также отмечает написание Рида: Квавар («Ква-о-ар») . Харрингтон (1933) дает наиболее точную транскрипцию K(w)áʼuwar при интерпретации перевода испанского текста 1846 года. [ 6 ]
Учитывая общее качество работы Харрингтона, можно было бы ожидать, что это также будет наиболее точным, примерно [ˈkʷaʔuwar] с тремя слогами. [ нужна ссылка ]
В английском языке это / ˈ k w ɑː w ɑːr / , состоящее из двух слогов. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Верования такиков известны лишь фрагментарно, поскольку эти народы были христианизированы рано, испанскими миссионерами , в конце 18 - начале 19 веков. Лишь скудный материал был собран этнологами от немногих оставшихся носителей языка в XIX веке. Чингичнгиш по-разному представлялся как божество-творец , культурный герой или фигура-законодатель, а также «пророк», который стал ассоциироваться с фигурой Христа после обращения такических народов.
Этот персонаж впервые был упомянут в описании верований коренных народов , связанных с миссией Сан-Хуан Капистрано, в отчетах, написанных францисканским миссионером Херонимо Босканой в 1820-х годах. Одна версия рукописи Босканы была впоследствии опубликована Альфредом Робинсоном (1846 г.), который дал ей название «Чинигчинич». Некоторые последующие ученые охарактеризовали религию Луисено в целом, или определенные ее части, или набор некоторых более широко распространенных черт как культ Чингичнгиша ( Dubois 1908; Kroeber 1925; Moriarty 1969).
Джон Пибоди Харрингтон (Боскана, 1933) думал, что Чингичнгиш мог быть исторической фигурой, но большинство ученых интерпретировали его как божество. Альфред Л. Кребер (1925) предположил, что верования Чингичнгиша были местной реакцией исторического периода на культурный шок, вызванный миссиями, а Раймонд К. Уайт (1963) полагал, что они могли возникнуть в ответ на более ранние контакты с европейскими моряками вдоль Калифорнийского побережья. побережье.
Наиболее отличительной чертой чингичнгских верований было существование группы «чингичнгишских мстителей», которые шпионили за людьми и насаждали моральный кодекс. Среди этих фигур были Ворон, Гремучая змея, Медведь, Пума и другие. Были также церемониальные предметы, посвященные Чингичнгишу, в том числе ступы и подносы для просеивания . Верования в чингичнгиш были связаны с церемониями инициации мальчиков-подростков, во время которых употреблялось в пищу галлюциногенное растение дурман (толоаче, дурман, дурман ), но элементы этих церемоний были распространены гораздо более широко, чем вера в специфический характер чингичнгиша.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эрнандес, Келли Литл (2017). Город заключенных: завоевание, восстание и рост содержания людей в клетках в Лос-Анджелесе, 1771–1965 гг . Книги прессы UNC. п. 42. ИСБН 9781469631196 .
- ^ Jump up to: а б Мориарти, Джеймс Роберт (1969). Чинигчиникс: религия коренных народов Калифорнии . Юго-Западный музей. п. 13. ISBN 9780916561147 .
- ^ Jump up to: а б Майкл Юджин Харкин , Переоценка движений за возрождение: перспективы Северной Америки и островов Тихого океана , Американская антропологическая ассоциация , Университет Небраски Press, 2004 г. ISBN 978-0-8032-2406-3 , с. 15.
- ^ Уильямс, Мэтт (27 августа 2015 г.). «Карликовая планета Квавар» . Вселенная сегодня . Проверено 2 декабря 2021 г.
- ^ Кребер, Альфред. 1925. Справочник индейцев Калифорнии , Том 2.
- ^ Харрингтон, Джон Пибоди. 1933. Чинигчинич: исправленная и аннотированная версия Альфреда Робинсона перевода исторического отчета отца Джеронимо Босканы о верованиях, обычаях, обычаях и экстравагантностях индейцев этой миссии Сан-Хуана Капистрано, называемой племенем акагчемем (1846). Ханна, изд. ( онлайн )
- Боскана, Херонимо. 1933. Чинигчинич: исправленная и аннотированная версия перевода Альфреда Робинсона исторического отчета отца Джерономи Босканы о верованиях, обычаях, обычаях и экстравагантностях индейцев этой миссии Сан-Хуана Капистрано, называемого племенем акагчемем . Подробно аннотировано Джоном П. Харрингтоном. Fine Arts Press, Санта-Ана, Калифорния.
- Боскана, Джером. 1934. Новая оригинальная версия исторического отчета Босканы об индейцах Сан-Хуан Капистрано в Южной Калифорнии . Под редакцией Джона П. Харрингтона. Разные коллекции Смитсоновского института 92 (4). Вашингтон, округ Колумбия
- Дюбуа, Констанс Годдард. 1908. «Религия индейцев луисеньо в Южной Калифорнии. Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии 8: 69-186. Беркли.
- Кребер, А. Л. 1925. Справочник индейцев Калифорнии . Бюллетень Бюро американской этнологии № 78. Смитсоновский институт , Вашингтон, округ Колумбия.
- Мориарти, Джеймс Р., III. 1969. Чинигчиникс: Религия коренных народов Калифорнии . Юго-Западный музей , Лос-Анджелес.
- Робинсон, Альфред. 1846. Жизнь в Калифорнии . Уайли и Патнэм, Нью-Йорк.
- Уайт, Раймонд К. 1963. «Социальная организация Луисеньо». Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии 48 (2). Беркли.