Мордехай Беннетт

Мордехай бен Авраам Бенет ( ивр .: Мордехай бен Авраам Бенет , также Марк Бенедикт ; 1753—1829) — талмудист и главный раввин Моравии .
Биография
[ редактировать ]Он родился в Чурго , небольшой деревне в графстве Штульвайсенбург , Венгрия . Поскольку родители Бенета были очень бедны и, следовательно, не могли нанять учителя, они отправили своего сына, когда ему было всего 5 лет, к его бабушке в Никольсбург . Там Габриэль Маркбрейтер обеспечил обучение одаренного ребенка сроком на 6 лет, а затем отправил его к раввину Якобу Пинхасу Кацеленбогену , служившему раввином в Эттингене , Бавария , который также был родственником Маркбрайтера. Последний стал учителем Бенета и очень радовался чудесному развитию своего ученика. Бенета На праздновании бар-мицвы (религиозное большинство) его учитель, к их великому удивлению, показал гостям три рукописи мальчика — комментарий к Пятикнижию , комментарий к Пасхальной Агаде и новеллы к Талмуду .

С тринадцати до пятнадцати лет Бенет посвятил себя исключительно изучению Библии с помощью еврейских комментариев и Агады в Талмуде и Мидраше ; свое строго галахическое обучение он завершил позже в ешиве раввина Йозефа Штайнхардта в Фюрте , где пробыл три года. Затем он отправился в качестве « хабера » (старшего студента) в Прагу , где Меир Карпелес частный « клаус » открыл для него ; хотя Иезекииль Ландау (Нода бихуда) руководил большой ешивой в том же городе, несколько способных талмудистов ежедневно приходили послушать речи Бенета. Пробыв в Праге два года, он женился на Саре Финкель (умерла в 1828 г.), дочери известного зажиточного гражданина Никольсбурга. Здесь он поселился в 1773 году и через год был назначен аббатом бет-дином (церковным асессором).
Тринадцать лет спустя он принял раввинат в Лунденбурге в Моравии , который занимал в течение шести месяцев, после чего подал в отставку и стал раввином в Шоссберге , Венгрия . Его пребывание на родине было недолгим, и в 1789 году он был назначен раввином Никольсбурга и главным раввином Моравии. Позже он получил предложения также из Прессбурга и Кракова , но, уступив настояниям своей общины, остался в Никольсбурге. Переучивание, однако, вызвало у него в юности нервное заболевание, которое преследовало его на протяжении всей жизни и стало причиной его смерти, наступившей в Карловых Варах 12 августа 1829 года, куда он отправился на лечение. Его тело было временно похоронено в Лихтенштадте, недалеко от Карловых Вар, но семь месяцев спустя было окончательно предано земле в Никольсбурге в соответствии с его завещанием. Общины Лихтенштадта и Никольсбурга боролись за честь похоронить его останки, а спор, который позже возник по поводу эксгумации тела, велся с помощью оружия науки и фигур в литературе того времени.
Хотя Бенет был независим в своих взглядах, его ученость и высокий характер приобрели для него много верных друзей среди молодых и старых. Его уважали даже хасиды , а Довбер Шнеури , «средний раввин» Хабада , высоко отзывается о нем в своем письме. [ 1 ] Сравните также Вайс , Зикронотай, стр. 77–81. Его друг, знаменитый Хасам Софер , очень уважал его; восхвалял его и называл «бен яхид леКудша Берих Ху» (единственный ребенок Бога ); это означает, что никто не был ему равным.
Отношение к реформе
[ редактировать ]Более того, отношение Бенета к строгой ортодоксальности своих друзей и коллег было исключительным и может быть объяснено его знанием современной мысли (сравните его письмо Теби Хиршу Левину в Literaturblatt des Orients, т. 54). Эти характеристики давали ему независимую позицию в борьбе между православием и так называемым «духом просвещения».
Часто Бенет проявлял проницательность, которой не хватало его оппонентам. В своем мемориале правительству об образовании раввинов [ 2 ] он заметил, что если бы от кандидата в раввины требовался курс обучения, который гимназия требовала от кандидатов всех других профессий, последний был бы пригоден для чего угодно, кроме раввината. Тем не менее, он был далек от того, чтобы возражать против светского образования для раввинов, как его считали, [ 3 ] он одобрял это; но он считал, что раввин прежде всего должен обладать достаточными знаниями в раввинских вопросах; и он предложил, чтобы кандидат в раввины до восемнадцати лет посвящал свое время преимущественно еврейской тематике. Его мнения относительно обязанностей раввина, особенно в отношении обучения детей, показывают сильное влияние, которое оказали на него современные взгляды. Он написал катехизис для религиозного обучения и представил его в рукописи правительству. Судя по приложенному к нему письму, взгляды Бенета на воспитание молодежи были разумными и соответствовали духу времени.
Тем не менее Бенет, сознательно выступая против новой тенденции , объявлял любую реформу в соблюдении религиозных обрядов неправильной и вредной. Так, в письме правительству по поводу введения немецкого языка в богослужение, [ 4 ] он писал в пользу сохранения иврита. Его позиция значительна, поскольку много лет спустя Захариас Франкель использовал те же аргументы на съезде раввинов во Франкфурте-на-Майне в 1845 году; и события подтвердили истинность пророчества Бенета о том, что, если молитвы будут произноситься на другом языке, немногие евреи захотят изучать иврит, и знакомство с Еврейскими Писаниями постепенно прекратится.
Его работы
[ редактировать ]Хотя работы Бенета не являются ни многочисленными, ни исчерпывающими, они относятся к классическим произведениям талмудической литературы XVIII века. Они есть:
- Биур Мордехай (Комментарий Мордехая), Вена, 1813 г., комментарий к Мордехая бен Гиллеля . сборнику
- Маген Авот (Щит Отцов), Золкиев, 1835 г., трактат о тридцати девяти действиях, запрещенных в субботу.
- Хар хаМор (Гора Мирры), респонса, с намеком на раввинское объяснение имени «Мордехай» словом «Мара дакья» (= чистая мирра)
- Парашат Мордехай (Объяснения Мордехая), Сигет, 1889 г., респонса
- Техелет Мордехай (Пурпурная одежда Мордехая), Лемберг, 1892 г., галахические и агадические беседы
Все эти работы ясно показывают проницательность Бенета, широкое знание раввинской литературы и, что еще важнее, его логичный и строго научный метод. В отличие от своих друзей Моисея Софера и Акибы Эйгера , которые были казуистами , Бенет избегал казуистики при обсуждении сложных галахических вопросов, достигая своих целей посредством чисто критического объяснения и систематической постановки дела. Прекрасным примером критики Бенета является его письмо главному раввину Берлина Цви Хиршу Левину , которого он пытается убедить в ложности сбора респонса Бесамим Рош. Этот сборник был опубликован Саулом Берлином , сыном Левина, как произведение Ашера бен Иехиэля . [ 5 ] Сравнение критики произведения Бенетом с . замечаниями Цунца по этому поводу [ 6 ] не может не вызвать восхищения методом Бенета.
Работы Бенета и в других отношениях отличаются от произведений его современников. Его стиль ясен и элегантен, а язык — чистый иврит .
Ссылки
[ редактировать ] В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Бенет, Мардохей бен Авраам» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Его библиография:
- Ж. А. Бенет , Толедот Мордехай Бенет , Будапешт, 1832 г.
- Бердищевский , в Ха-Асифе , 1887, iv. 61-65
- Эрентейль , Картины еврейских персонажей , 1867 г.
- Дэвид Кауфманн , в Ха-Асифе , v. 129 и след.
- Фюрт, Сиппурим , ii. 201-208