Временной поток
Поток времени или поток времени — это метафорическая концепция времени как потока , текущего водоема . В «Дивных новых словах: Оксфордский словарь научной фантастики » этот термин определяется более узко: «серия всех событий от прошлого к будущему, особенно если рассматривать ее как одну из многих таких серий». [1] Поток времени — это нормальное течение времени и его историческое развитие в данном измерении реальности. Концепция потока времени и возможность путешествовать внутри него и вокруг него являются основой жанра научной фантастики .
Эта концепция широко использовалась в мифологии и художественной литературе .
Эта аналогия полезна по нескольким причинам:
- Потоки текут только в одну сторону. Время движется только вперед.
- Ручьи текут постоянно. Время никогда не останавливается.
- Люди могут стоять в потоке, но их потянет за собой. Люди существуют во времени, но движутся вместе с ним. [2]
- Некоторые физики и писатели- фантасты предполагают, что время разветвляется — оно разветвляется на альтернативные вселенные (см. интерпретацию многих миров ). Потоки могут сходиться и расходиться.
Ученый- фантаст Эндрю Сойер пишет: «Парадоксы времени – движемся ли мы во времени, или оно движется мимо нас? Существует ли оно или это просто иллюзия нашего ограниченного восприятия? – это загадки, волнующие как физиков, так и философов. .." [3]
История
[ редактировать ]Брайан Стейблфорд пишет об исторических и философских концепциях времени (используя терминологию «потока»):
Как и пространство, это основной аспект опыта; Ранние философские трактовки этой идеи аналогичным образом колебались в вопросе о том, можно ли сказать, что время существует отдельно от объектов, проявляющих его эффекты. Однако способ восприятия времени заметно отличается от опыта пространства; время кажется «текущим» в одном направлении из прошлого в будущее, неся с собой все существование, заключенное в мгновенном настоящем.
Споры о том, является ли течение времени самой сутью реальности или простым намеком, уже были острыми в классические времена: Гераклит придерживался первой точки зрения, в то время как Парменид и Зенон были убеждены во второй. [4]
Древнегреческий философ Гераклит был известен высказыванием, которое переводилось по-разному, чаще всего как «Ни один человек никогда не вступает в одну и ту же реку дважды», что часто называют его «доктриной потока [потока]». [5] [6] [7] [8] Эссеист Стэнфордской энциклопедии философии объяснил это следующим образом: «Все находится в движении (в том смысле, что «все всегда течет в некоторых отношениях»…)…» [9]
Вымысел
[ редактировать ]В художественной литературе альтернативную непрерывность иногда называют альтернативным временным потоком. [10] [11] [12] [13] [14]
«Поток времени» , научно-фантастический роман 1946 года автора Джона Тейна (псевдоним Эрика Темпла Белла), является первым романом, в котором время рассматривается как текущий поток. [15] Первоначально он был опубликован в журнале «Чудесные истории» в четырех частях, с декабря 1931 года по март 1932 года. [16] Ученый-фантаст Э. Ф. Блейлер описал, как Тэн использовал эту метафору:
Основная концепция заключается в том, что время — это круговой поток, который течет вечно, причем далекое прошлое перетекает в далекое будущее. Некоторые люди могут мысленно войти в этот поток и двигаться в любом направлении, хотя это опасное предприятие, поскольку поток может беспорядочно унести их. ... В Сан-Франциско девять сотрудников, которых время от времени беспокоят воспоминания о [планете] Эос, объединяются, чтобы исследовать поток времени. Оба раза они переживают кризисные моменты. [17]
Еще одним романом середины века, в названии которого использовался этот термин, был «Корабль, который плыл по потоку времени» (1965) Дж. К. Эдмондсона (псевдоним Хосе Марио Гарри Ордоньеса Эдмондсона и Коттона). Джон Клют пишет, что эта книга «и ее продолжение, «Плыть по морю века» (1981), забавно и наглядно рассказывают истории о фантастическом путешествии с участием американского корабля и его непреднамеренных путешествий во времени. Они остаются его самыми успешными книгами». [18]
Среди других художественных произведений, использующих этот термин, - роман Дж. Роберта Кинга 1999 года «Потоки времени » (англ. ISBN 0-7869-1344-4 ), [19] Сборник Майкла Муркока 1993 года «Кочевник потоков времени» ( ISBN 1-85798-034-4 ) и рассказ Чарльза М. Саплака «Заводь у потока времени» ( Manifest Destiny # 1, зима 1993 г.). [20]
Обсуждая тему параллельных вселенных , в энциклопедической статье, которую можно с пользой применить к концепции временных потоков, Брайан Стейблфорд и Дэвид Лэнгфорд пишут:
«Параллельный мир — это другая вселенная, расположенная «рядом» с нашей собственной, смещенная от нее по пространственному четвертому измерению (в научной фантастике параллельные миры часто называют «другими измерениями»). Хотя в этом смысле целые вселенные могут быть параллельными, большинство историй сосредоточьтесь на параллельных Землях. Идея параллельного мира образует полезную основу для понятия альтернативной истории и часто используется таким образом...
Идея о том, что другие миры лежат параллельно нашему собственному и иногда соединяются с ним, является одной из старейших умозрительных идей в литературе и легендах; примеры варьируются от Страны фей до «астрального плана» спиритуалистов и мистиков. С этим понятием связаны две основные фольклорные темы; в одном обычный человек переносится в страну фантазий, где он/она переживает приключения и может найти любовь и удовлетворение, которые остаются недосягаемыми на Земле; в другом случае сообщение или посещение из другого мира влияет на жизнь человека в этом мире, часто раня или уничтожая этого человека. Обе модели очень очевидны в современной художественной литературе, формируя целые поджанры...
Распространенным вариантом темы является множество почти идентичных миров, существующих параллельно: альтернативных миров, в которых не произошло существенных изменений». [21]
Рик Сатклифф дает определение в кратком эссе о своей художественной литературе: «Поток времени — это механизм альтернативной истории, используемый в художественной литературе Рика Сатклиффа. Это среда, в которой существуют различные альтернативные земли, или, если кто-то предпочитает, он обеспечивает связи среди них, как в К.С. Льюиса — лесу между мирами месте между». [22]
Не обсуждая временной поток как таковой , ученый Джон Грант обсуждает связанную с ним тему — сдвиг во времени : «Обычно главные герои [возвращаются] в свои исходные точки, но частым приемом является то, что после повторяющихся сдвигов во времени «путешественник» решает остаться». в другой период, как правило, существует некая эмоциональная или психологическая связь между персонажем и более ранним временем — чаще всего любовь… Неудивительно, что сдвиги во времени являются основным продуктом поджанра любовной фантастики, называемого «Паранормальный роман», примером которого является Диана. Гэбальдсона «Чужестранка» (1991) и его продолжения». [23]
Примеры
[ редактировать ]Примеры использования timestream:
- В комиксах DC поток времени представляет собой невидимый поток, текущий через вселенную DC . Он используется такими героями, как Линейные Люди и особенно Вейверидер , чтобы путешествовать и корректировать колебания времени от путешествующих во времени суперзлодеев, которые стремятся изменить правильную реальность. Временной поток в основном использовался Вейврайдером во время событий Армагеддона 2001 , Смерти Супермена и Часа Зеро . Поток времени связан с Силой Скорости , поэтому спидстеры могут задействовать определенные точки в нем, чтобы путешествовать во времени. Вполне возможно, что Пер Дегатон , Хронос , Вандал Сэвидж , Часовой , Макс Меркьюри , Савитар и Эпоха также использовали тот же тип потока времени для путешествий во времени. [24]
- В серии игр Legacy of Kain природа временного потока (относительно того, можно ли его изменить) играет жизненно важную роль на протяжении всей истории.
- Аналогичным образом, в « Три дня до никогда книге Тима Пауэрса » различные люди и группы пытаются найти машину времени и управлять ею , надеясь путешествовать во времени, внести изменения в события и тем самым войти в параллельную вселенную, в которой они могут оказаться в счастливая жизнь. [25] [26] Пауэрс также явно связывает путешествия во времени с реками в своем романе 1983 года «Врата Анубиса» . [27] [28]
- В Терра Нова (сериал) поселение Терра Нова существует в другом временном потоке, так что это не влияет на будущее 2149 года, откуда прибывают поселенцы. Чтобы решить, где (и когда ) начать поселение, зонд времени , и, когда его невозможно отследить нигде на Земле, они чувствуют, что он достиг другого временного потока, и начинают поселение в этом временном потоке. из 2149 года отправляется
- Дэвида Р. Славитта начинается «Валлумсак» с описания реки и камней, по которым она течет; рассказчик философствует: «Какова будет тема? Мчащаяся вода, выглядящая одинаково, но всегда по-разному?» Далее в повествовании обсуждаются многие жизни и изменения.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джефф Пручер, изд. (2007). «Поток времени» . Смелые новые слова: Оксфордский словарь научной фантастики . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 242. ИСБН 978-0195305678 .
- ↑ Ученый-фантаст Пол Кинкейд комментирует: «Машина времени позволяет не перемещаться во времени (мы уже живем во времени, и писатель всегда мог перенести историю в любую будущую или прошлую эпоху), а перемещать во времени». Кинкейд, Пол (2005). «Путешествие во времени». В Гэри Вестфале (ред.). Энциклопедия научной фантастики и фэнтези Гринвуда: темы, произведения и чудеса . Том. 1. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press . п. 820. ИСБН 0-313-32950-8 .
- ^ Сойер, Энди (2005). "Время". В Гэри Вестфале (ред.). Энциклопедия научной фантастики и фэнтези Гринвуда: темы, произведения и чудеса . Том. 1. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press . п. 818. ИСБН 0-313-32950-8 .
- ^ Стейблфорд, Брайан М. (2006). "Время". Научные факты и научная фантастика: энциклопедия . Нью-Йорк: Рутледж. п. 529 . ISBN 0415974607 .
- ^ Грэм, Дэниел В. «Гераклит (ок. 500 г. до н.э.)» . Интернет-энциклопедия философии . ИЭП.
- ^ Марвин, Крис. «Гераклит Эфесский» . Тринити-колледж (Коннектикут) . Архивировано из оригинала 6 января 2015 года . Проверено 27 декабря 2014 г.
- ^ Коэн, С. Марк (2006). «Гераклит» . Университет Вашингтона . Проверено 27 декабря 2014 г.
- ^ Бобры, Энтони Ф. «Гераклит Эфесский» . Университет Эвансвилля . Проверено 27 декабря 2014 г.
- ^ Грэм, Дэниел В. (2011). «Гераклит» . Стэнфордский университет . Проверено 27 декабря 2014 г.
- ^ Геррольд, Дэвид (1973). Человек, который свернул себя . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 039447922X .
Но каждый раз, когда вы делаете изменение во временном потоке, каким бы незначительным оно ни было, вы фактически переходите в альтернативный временной поток.
- ^ Лейбер, Фриц (1950). Соберись, Тьма! . Нью-Йорк: Пеллегрини и Кудахи.
Никакого альтернативного потока времени, никаких оживших мертвецов, ничего подобного.
- ^ Макинтайр, Вонда Н. (1981). Эффект энтропии . Нью-Йорк: Карманные книги . ISBN 0-671-83692-7 .
В том виде, в каком они были сейчас, [ни один из них] не существовал в альтернативном потоке времени.
- ^ Дин, Уильям М. (2014). Пространство между мыслями . Блумингтон, Индиана: Iuniverse. ISBN 9781491752845 .
Допустим, вы возвращаетесь, убиваете своего дедушку, затем возвращаетесь, но в альтернативный поток времени, неотличимый от вашего, за исключением того, что в этом ваш дедушка был убит, а одна ваша версия никогда не существовала. Очевидная интуитивная проблема с этой теорией состоит в том, что она... предполагает, что в каждый момент спонтанно генерируется бесконечное число временных потоков, чтобы учесть все возможные расхождения.
- ^ Холлингер, Вероника (2005). «Научная фантастика и постмодернизм». У Дэвида Сида (ред.). Спутник научной фантастики . Серия: Спутники Блэквелла по литературе и культуре, вып. 34. Оксфорд, Великобритания: Блэквелл. п. 235. ИСБН 1405112182 .
Нормана Спинрада ... «Железная мечта» (1972), которая представляет читателям жестокий и бессмысленный научно-фантастический роман « Повелитель свастики» , написанный малоизвестным автором по имени Адольф Гитлер в альтернативном временном потоке, в котором началась Вторая мировая война. Войны никогда не было.
- ^ Чалкер, Джек Л .; Марк Оуингс (1998). Издательство Science-Fantasy: Библиографическая история, 1923–1998 гг . Вестминстер, Мэриленд и Балтимор: Mirage Press, Ltd., с. 125.
- ^ Анон. «Библиография: Поток Времени» . База данных спекулятивной фантастики в Интернете . Проверено 27 декабря 2014 г.
- ^ Блейлер, Эверетт Франклин и Ричард Дж. Блейлер (1998). «Описание рассказов». Научная фантастика: годы Гернсбака: полное освещение жанровых журналов Amazing , Astounding , Wonder и других с 1926 по 1936 год . Кент, Огайо: Издательство Кентского государственного университета. п. 426. ИСБН 0873386043 .
- ^ Клют, Джон ; Николлс, Питер (2014). «Эдмондсон, GC». Энциклопедия научной фантастики (версия, онлайн-изд.). Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина .
- ^ Анон. «Список публикаций» . База данных спекулятивной фантастики в Интернете . Проверено 27 декабря 2014 г.
- ^ Анон. «Библиография: Заводь потока времени» . База данных спекулятивной фантастики в Интернете . Проверено 27 декабря 2014 г.
- ^ Клют, Джон ; Николлс, Питер (2014). «Параллельные миры» . Энциклопедия научной фантастики (версия, онлайн-изд.). Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина . ISBN 978-0-312-09618-2 .
- ^ Сатклифф, Рик (2013). «Индекс временного потока» . Арджай Энтерпрайзис . Проверено 27 декабря 2014 г.
- ^ Грант, Джон (2005). «Сдвиги времени». В Гэри Вестфале (ред.). Энциклопедия научной фантастики и фэнтези Гринвуда: темы, произведения и чудеса . Том. 1. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press . п. 821. ИСБН 0-313-32950-8 .
Сдвиг во времени происходит, когда человек непреднамеренно и акаузально перескакивает из одной эпохи в другую...
- ^ Комическая лоза (2014). «Поток времени» . CBS Interactive Inc. Проверено 27 декабря 2014 г.
Во Вселенной DC поток времени — это место, на которое не влияют потоки времени, и место, используемое Наблюдателями и [путешественниками] во времени для путешествий и исправления колебаний времени.
- ^ Сантелла, Эндрю (20 августа 2006 г.). «Хроника фантастики» . Нью-Йорк Таймс . п. Воскресное книжное обозрение . Проверено 27 декабря 2014 г.
Последний триллер Пауэрса, сочетающий в себе жанры (назовите его оккультно-фэнтези-шпионажно-экзистенциальным приключением с элементами параноидальных разглагольствований), повествует о темных группах международных интриганов, стремящихся найти затерянное открытие Альберта Эйнштейна, которое может буквально изменить историю. ... Их затруднительное положение настолько ужасно, насколько это можно себе представить, но оно дает героям Пауэрса возможность противостоять своему собственному прошлому.
- ^ Вагнер, Томас М. (2006). « Три дня до никогда » . SFReviews.net . Проверено 27 декабря 2014 г.
Если бы кто-то мог почерпнуть послание из этой истории, то, возможно, как бы мы ни мечтали вернуться назад и изменить события нашего прошлого, которые причинили нам боль в той или иной степени, смысл жизни состоит в том, чтобы двигаться вперед через боль, а не задерживаться на ней, мучая себя тем, что никогда не извлекаем уроков и не развиваемся как люди.
- ^ Вагнер, Томас М. (2006). «Врата Анубиса» . SFReviews.net . Проверено 27 декабря 2014 г.
[Путешествие во времени — это] процесс, включающий врата, подобные дырам во льду над замерзшей рекой...
- ^ Вандасон, Пол (25 августа 2014 г.). « Врата Анубиса » Тима Пауэрса . Время2timetravel . Проверено 27 декабря 2014 г.
Дэрроу описывает время как реку и использует это как действительно хороший контраргумент против эффекта бабочки (т. е. того, что небольшой инцидент в прошлом (например, взмах крыла бабочки) может повлиять на будущее в гораздо большем масштабе (например, вызвать ураган); небольшие волнения в реке влияют на поток вниз по течению (т. е. в будущем)...