Лотте Х. Эйснер
Лотте Х. Эйснер | |
---|---|
Рожденный | Лотте Генриетта Регина Эйснер 5 марта 1896 г. |
Умер | 25 ноября 1983 г. | (87 лет)
Национальность | немецкий Французский (натурализованный) |
Альма-матер | Университет Ростока ( доктор философии ) |
Род занятий | Писатель , кинокритик |
Награды | Орден Искусств и литературы (1982). |
Лотте Х. Эйснер (5 марта 1896, Берлин — 25 ноября 1983, Париж ) — немецко-французская писательница, кинокритик, архивариус и куратор. Сначала Эйснер работала кинокритиком в Берлине, затем в Париже, где в 1936 году она встретила Анри Ланглуа , с которым основала Французскую синематеку .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Она родилась Лотте Генриеттой Региной Эйснер в Берлине , дочери текстильного фабриканта Хьюго Эйснера и его жены Маргарет Феодоры Арон. [1] Эйснер вырос в преуспевающей еврейской среде среднего класса и в 1924 году получил степень доктора философии. из Университета Ростока . Ее диссертация была посвящена развитию греческих ваз. [1]
Карьера
[ редактировать ]В 1924 году она начала работать театральным критиком-фрилансером, пока в 1927 году Ганс Фельд, друг ее брата, не предложил ей работать на него в Film Kurier , одном из многих киноторговых агентств в Берлине. Она присоединилась к Film Kurier в качестве штатного журналиста, писала статьи и интервью, а также время от времени делала обзоры фильмов, включая премьеру фильма «Мэдхен в униформе» . Большинство премьер и крупных коммерческих художественных фильмов рецензировались сотрудниками, но иногда ей разрешалось их оценить. В 1932 году, с подъемом национал-социализма, она стала редактором-корректором и главным рецензентом, поскольку сотрудники начали покидать Германию.
В марте 1933 года, всего через три месяца после того, как Адольф Гитлер стал канцлером, Эйснер бежал из Берлина в Париж, где жила его сестра. Здесь она жила нестабильно, берясь за любую работу, которую могла найти (например, переводчицу или присматривая за детьми), и, когда это было возможно, работала внештатным кинокритиком в международных журналах и газетах. В 1940 году ее схватили в первом Rafle du billet vert и доставили в Вель д'Ив вместе с сотнями других одиноких еврейских женщин. Оттуда их перевезли в лагерь для интернированных Гюрс в Пиренеях, концентрационный лагерь, управляемый французами для немцев. Через несколько месяцев ей удалось сбежать и отправиться в Монпелье , где она ненадолго поступила студенткой, прежде чем отправиться в Родез и к пастору Эксбраяту, который помог ей получить фальшивые документы; в результате она стала Луизой Эскофье из региона Эльзас. Она поддерживала связь с Анри Ланглуа , который находился в Париже и размещал банки с пленкой в секретных местах по всей стране, чтобы не допустить их попадания в руки нацистов. [2] Одно из таких мест находилось недалеко от Фижака в центральной Франции, в подвалах Шато де Бедюэр . Ланглуа поручил Эйснеру поехать туда, чтобы сохранить фильмы (в том числе «Великого диктатора» ). Эйснер добился этого в морозных условиях в течение месяца, прежде чем у него закончились деньги. Нуждаясь в помощи, ей удалось устроиться на работу в школу для девочек в Фижаке. Из-за плохого обращения она начала преподавать немецкий язык нескольким испанским девочкам, жившим с местной школьной учительницей мадам Гитар, которая ее взяла; она оставалась там до освобождения Парижа в конце августа 1944 года.
После освобождения Парижа Эйснер вернулась в Ланглуа и стала главным куратором Французской синематеки, где в течение сорока лет она отвечала за сбор, сохранение и хранение фильмов, костюмов, декораций, художественных работ, камер и сценариев для Синематеки. . В то же время Эйснер начала в частном порядке работать над своей книгой «L'Ecran démoniaque» , позже переведенной как «Экран с привидениями» , которую она описала в письме Фрицу Лангу как «книгу о немецком немом кино». Она также публиковала эссе, статьи и обзоры фильмов в журналах, включая Revue du cinéma , который позже стал Cahiers du cinéma . [3] В 1952 году Эйснер опубликовала свою самую известную книгу « Демонический экран» — исследование влияния духа немецкого экспрессионизма на кино, переведенное на английский язык как «Экран с привидениями» в 1969 году. [3] Впоследствии Эйснер опубликовал исследования Ф. В. Мурнау (1964) и Фрица Ланга (1976) в сотрудничестве с Лангом. [3] Мурнау был награжден Призом Армана Талье в 1965 году.
В конце 1950-х годов она стала другом и наставником Вернера Херцога и других ведущих молодых немецких кинорежиссёров, включая Вима Вендерса , Фолькера Шлёндорфа и Герберта Ахтернбуша . Когда в 1974 году Эйснер тяжело заболел, Герцог шел пешком из Мюнхена зимой в Париж. Херцог прокомментировал: «Мне было ясно, что если бы я это сделал, Эйснер не умер бы». [4] Эйснер появляется в автобиографическом документальном фильме Герцога «Портрет Вернера Херцога» (1986). В своем интервью от 2 февраля 2016 года в Стэнфордском университете Херцог утверждает, что 8 лет спустя она пожаловалась ему на свои недуги и спросила: «Я насыщена жизнью. ?" Он говорит, что так и сделал, и она умерла через 8 дней. [5] фильм Вендерса « Париж, Техас» Ее памяти посвящен (1984).
Смерть и наследие
[ редактировать ]После ее смерти в 1983 году министр культуры Франции Джек Ланг заявил, что потеря Эйснера будет «большой потерей для французского кино», которую «с глубокой печалью будут ощущать ее многочисленные друзья в мире кино». [3]
опубликованы мемуары Эйснера « у меня было прекрасное Отечество» Однажды Посмертно, в 1984 году, были . Название представляет собой цитату из стихотворения «In der Fremde» (« За границей ») Генриха Гейне . [6]
Вим Вендерс посвятил свой фильм «Париж, Техас» Эйснеру в заключительных титрах. [7]
Почести
[ редактировать ]Эйснер стал гражданином Франции в 1955 году и в результате удостоился особой чести быть награжденным кавалером Национального ордена Почетного легиона и кавалером искусств и литературы в 1982 году.
Сочинения
[ редактировать ]- Мурнау , Франция, 1964 г., США и Великобритания, 1972 г.
- Фриц Ланг , Da Capo Press, новое издание 1986 г., ISBN 0-306-80271-6
- Die dämonische Leinwand , англ. Экран с привидениями: экспрессионизм в немецком кино и влияние Макса Рейнхардта , University of California Press, второе издание 2008 г., ISBN 0-520-25790-1
- Ich Hatte einst ein schönes Vaterland. Мемуары , Мюнхен: DTV, 1988, продиктованные Мартье Громанн в конце ее жизни. Эта книга представляет собой мемуары о ее жизни в Берлине, ее побеге в Париж, ее опыте военного времени и, наконец, ее работе во Французской синематеке. Она подробно рассказывает о многих замечательных режиссерах, дизайнерах и актерах, которых знала за свою долгую жизнь.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Эйснер, Лотта Х.» словарь искусствоведов.org . Проверено 5 апреля 2017 г.
- ^ Хааг, Джон. «Лотте Эйснер (1896–1983)» . Женщины в мировой истории . Проверено 5 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хааг, Джон. «Лотте Эйснер (1896–1983)» . Женщины в мировой истории . Проверено 5 апреля 2017 г.
- ^ Бейер, Ларс-Олав (11 февраля 2010 г.). «Вхождение себя в опьянение» . Шпигель, Германия . Проверено 5 апреля 2017 г.
- ^ «Вернер Херцог рассказывает книжному клубу, почему «Сапсан» — одна из его любимых книг, шедевр 20-го века | Открытая культура» .
- ^ Бил, Джейн. «Стихи Генриха Гейне» . Салон.com . Проверено 5 апреля 2017 г.
- ^ Грин, Эндрю. «Паломничество Вернера Герцога в Париж» . гвалтер . Проверено 8 июля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лотте Эйснер на IMDb
- Пабст и чудо Луизы Брукс - эссе Лотты Х. Эйснер о Луизе Брукс и ящике Пандоры (1929) в Wayback Machine
- 1896 рождений
- 1983 смертей
- Немецкие кинокритики
- Немецкие женщины-кинокритики
- Еврейские эмигранты из нацистской Германии во Францию
- Писатели из Берлина
- Люди из провинции Бранденбург
- Немецкие поэты XX века
- Немецкие историки ХХ века
- Немецкие женщины-историки
- Немецкие писательницы XX века.
- Выжившие в лагере для интернированных Гюрс
- Евреи, сбежавшие из нацистских концлагерей