Государственная монополия
В экономике монополия , предоставленная государством (также называемая «монополией де-юре» или «регулируемой монополией») — это форма принудительной монополии , посредством которой правительство предоставляет частному лицу или фирме исключительную привилегию быть единственным поставщиком товара. или услуга; потенциальные конкуренты исключаются с рынка законом , регулированием или другими механизмами государственного принуждения. Как форма принудительной монополии, монополия, предоставленная государством, противопоставляется нерегулируемой монополии , при которой конкуренция отсутствует, но она не исключается принудительно. [ 1 ]
Среди форм принудительной монополии ее отличают от государственной монополии или государственной монополии (при которой юридически закрепленная монополия принадлежит государственным органам, а не частным лицам или фирмам) и от спонсируемых государством картелей (когда правительство вынуждает нескольких независимых производителей частично координировать свою деятельность) . решения через централизованную организацию). Сторонники государственных монополий часто заявляют, что они обеспечивают определенную степень общественного контроля над основными отраслями промышленности, хотя эти отрасли фактически не находятся в ведении государства. Оппоненты часто критикуют их как политическую услугу корпорациям . Предоставленным правительством монополиям могут противостоять те, кто предпочитает свободный рынок , а также те, кто предпочитает заменить частные корпорации государственной собственностью .
История
[ редактировать ]В условиях меркантилистских экономических систем европейские правительства с колониальными интересами часто предоставляли крупные и чрезвычайно прибыльные монополии компаниям, торгующим в определенных регионах, таким как Голландская Ост-Индская компания . [ 2 ]
Сегодня предоставленные государством монополии можно обнаружить в сфере коммунальных услуг, таких как дороги общего пользования , почта , водоснабжение и электроэнергия , а также в некоторых специализированных и строго регулируемых областях, таких как образование и азартные игры . Во многих странах прибыльные отрасли добычи полезных ископаемых, особенно нефтяная промышленность, контролируются монополиями, предоставленными государством. Еще одним примером являются франшизы, предоставленные правительствами для управления общественным транспортом по дорогам общего пользования.
Патент
[ редактировать ]Патент — это набор исключительных прав, предоставляемых правительством штата или страны изобретателю или его/ее правопреемнику на ограниченный период времени в обмен на публичное раскрытие изобретения .
Процедура выдачи патентов, требования, предъявляемые к патентообладателю, а также объем исключительных прав сильно различаются в разных странах в соответствии с национальным законодательством и международными соглашениями. Однако обычно заявка на патент должна включать одну или несколько формул, определяющих изобретение, которое должно быть новым , изобретательным и полезным или промышленно применимым . Во многих странах определенные предметные области исключены из патентов, например, методы ведения бизнеса и умственные действия. Исключительное право, предоставляемое патентообладателю в большинстве стран, — это право запрещать другим лицам создавать, использовать, продавать или распространять запатентованное изобретение без разрешения. [ 3 ]
Авторское право
[ редактировать ]Авторское право — это законное право, созданное законодательством страны, которое предоставляет создателю оригинального произведения исключительные права на его использование и распространение. Обычно это действует только в течение ограниченного времени. Исключительные права не являются абсолютными, но подлежат ограничениям и исключениям из закона об авторском праве, включая добросовестное использование. Основным ограничением авторского права является то, что оно защищает только оригинальное выражение идей, а не сами лежащие в их основе идеи.
Торговая марка
[ редактировать ]Торговая марка или торговая марка [ примечание 1 ] - это отличительный знак или индикатор, используемый физическим лицом, коммерческой организацией или другим юридическим лицом для идентификации того, что продукты или услуги для потребителей, с которыми появляется товарный знак, происходят из уникального источника, а также для отличия его продуктов или услуг от продуктов или услуг других лиц. .
Товарные знаки могут выступать в качестве формы защиты потребителей , которая снижает транзакционные издержки между покупателем и продавцом, которые не знакомы лично. [ 4 ]
Прямое поручение
[ редактировать ]Правительства предоставили монополию формам предотвращения копирования. в Законе об авторском праве в цифровую эпоху Например, Macrovision . для аналоговых видеорегистраторов требуется запатентованная технология защиты от копирования [ 5 ] Хотя другие формы защиты от копирования не запрещены, юридическое требование Macrovision фактически предоставляет ей монополию и препятствует разработке других, потенциально более эффективных методов защиты от копирования.
Общие сведения о роли правительства
[ редактировать ]Погоня за рентой может стимулироваться монополиями, ограничениями внешней торговли и государственными субсидиями. [ 6 ] Правительства также могут создавать монополии в попытке снизить неэффективность рынков.
Компании также могут демонстрировать поведение, направленное на получение ренты, даже если у них нет явных стимулов к этому. Например, производитель, у которого нет прямых конкурентов, может ограничить выпуск, тем самым создавая искусственный дефицит . Этот дефицит, в свою очередь, используется как оправдание повышения цен.
Создание монополии не всегда является строго рыночным явлением. Избирателей, государственных чиновников и государственных служащих можно убедить разрешить создание или защиту монополий благодаря различным стимулам, действиям групп с особыми интересами, которые могут наложить издержки на широкую общественность, или потому, что преследуются социальные цели, отличные от экономической эффективности. преследовали. Предоставляемые государством монополии составляют значительную часть монополизированных отраслей. [ 7 ]
Естественные монополии
[ редактировать ]Естественная монополия возникает, когда одна компания доминирует на рынке, предлагая самые низкие цены или продукцию, наиболее востребованную потребителями. Факторами могут быть как постоянные, так и переменные затраты. Если постоянные затраты, связанные с предоставлением услуги или продукта, очень высоки, выход на рынок новых конкурентов может не иметь экономического смысла. Например, редко бывает целесообразно строить вторую или третью трамвайную сеть в городах, где трамвайная инфраструктура уже существует. Поскольку фиксированная стоимость строительства слишком высока, ожидаемая прибыль не стоит вложений.
По мнению экономиста Арнольда Харбергера потери , безвозвратные от монополий в обрабатывающей промышленности США составляют лишь 0,1% ВНП , поэтому настоящая проблема заключается не в существовании монополий. [ 8 ] Настоящие проблемы – это социальные и альтернативные издержки. К ним относятся время и ресурсы, затраченные лоббистами, потребителями и производителями, которые в противном случае могли бы перенаправить эти ресурсы на другую, более продуктивную деятельность. [ 9 ]
В случае естественных монополий, находящихся в частных руках, может быть введено регулирование для роспуска или реструктуризации монополий. Правительство также может регулировать цены в отдельных отраслях, где развиваются естественные монополии. Это можно сделать напрямую, установив цену (например, цену на железную дорогу или газ) или регулируя доходность (например, в случае телефонных услуг). Какой бы метод ни использовался, цель состоит в том, чтобы снизить цены до уровня себестоимости. Некоторые экономисты, такие как Томас Соуэлл, Уолтер Уильямс и Уэйн Вайнгарден, утверждают, что контроль над ценами имеет катастрофические экономические последствия или аморален по другим причинам. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Альтернативная интерпретация
[ редактировать ]Деннис Томпсон отмечает: «Коррупция плоха не потому, что деньги и льготы переходят из рук в руки, и не из-за мотивов участников, а потому, что она приватизирует ценные аспекты общественной жизни, минуя процессы представительства, дебатов и выбора». [ 13 ]
Критика
[ редактировать ]Противники монополии, предоставленной государством, часто отмечают, что такая фирма может устанавливать свою ценовую и производственную политику, не опасаясь возникновения потенциальной конкуренции. Они [ ВОЗ? ] утверждают, что это приводит к неэффективности рынка, например, к неоправданно высоким ценам для потребителей на поставляемый товар или услугу. Было высказано мнение [ кем? ] что введенное правительством ценовое ограничение может предотвратить эту проблему.
Некоторые экономисты, такие как Леноард Рид, утверждают, что монополии, предоставленные государством, аморальны, тогда как монополии, основанные на принуждении, не обязательно таковы. [ 14 ]
Примеры государственных монополий
[ редактировать ]- Сауди Арамко
- Британская Ост-Индская компания
- Французская Ост-Индская компания
- Королевский театр, Друри-Лейн (ранее)
- образование до 12 лет
- Федеральная резервная система
- Общество туризма и развлечений Макао (ранее)
- Комитет по обновлению шкалы относительных значений специализированного общества и Американская медицинская ассоциация
- Система звонков
См. также
[ редактировать ]- Принудительная монополия
- Легальная монополия
- Авторское право
- Государственная монополия
- Монополия
- Естественная монополия
- Поиск аренды
- Федеральная резервная система
Примечания
[ редактировать ]- ^ Оформление товарного знака в виде одного слова преимущественно используется только в США и на Филиппинах, в то время как оформление товарного знака, состоящее из двух слов, используется во многих других странах мира, включая Европейский Союз, а также юрисдикции Содружества и бывшего Содружества ( хотя Канада официально использует товарный знак в соответствии с Законом о товарных знаках , товарный знак и товарный знак также широко используются).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кабрал, Кэрри (7 февраля 2021 г.). «Различные типы монополий и как они работают» . Короткие книги . Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ Роос, Дэйв (23 октября 2020 г.). «Как Ост-Индская компания стала самой могущественной монополией в мире» . ИСТОРИЯ . Проверено 3 марта 2022 г.
- ↑ Патенты: часто задаваемые вопросы. Архивировано 25 февраля 2013 г. в Wayback Machine , Всемирная организация интеллектуальной собственности . Проверено 22 февраля 2009 г.
- ^ Ландес, Уильям; Познер, Ричард (2003). «7». Экономическая структура права интеллектуальной собственности . п. 442. ИСБН 978-0-674-01204-2 . Проверено 18 августа 2009 г. - Подзаголовок: Экономическая функция товарных знаков , стр. 166.
- ^ «Закон об авторском праве в цифровую эпоху 1998 года» (PDF) . Авторское право.gov . Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ Таллок, Гордон (2001), «Эффективный поиск ренты», Efficient Rent-Seeking , Springer US, стр. 3–16, doi : 10.1007/978-1-4757-5055-3_2 , ISBN 9781441948663
- ^ ПУРНАНАНДАМ, АМИЯТОШ; УИГЛИ, ДЭНИЭЛ (14 января 2016 г.). «Могут ли рынки дисциплинировать правительственные учреждения? Данные рынка погодных деривативов». Журнал финансов . 71 (1): 303–334. дои : 10.1111/jofi.12366 . ISSN 0022-1082 .
- ^ Харбергер, AC (1995), «Монополия и распределение ресурсов», Essential Readings in Economics , Macmillan Education UK, стр. 77–90, doi : 10.1007/978-1-349-24002-9_5 , ISBN 9780333594520
- ^ Ньюман, Питер, изд. (1998). Новый словарь Пэлгрейва по экономике и праву . дои : 10.1007/978-1-349-14286-6 . ISBN 978-1-349-14288-0 .
- ^ Соуэлл, Томас (16 ноября 2005 г.). «Контроль цен Томаса Соуэлла | Журнал «Капитализм»» . Журнал «Капитализм» . Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ Уильямс, Уолтер (26 сентября 2012 г.). «Рынки, а не мандаты, установленные цены» . Реестр округа Ориндж . Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ Виноградник, Уэйн. «Контроль цен не является решением проблемы дорогих лекарств» . Форбс . Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ Томпсон, Деннис Ф. (июнь 1993 г.). «Опосредованная коррупция: дело пятерки Китинга». Американский обзор политической науки . 87 (2): 369–381. дои : 10.2307/2939047 . ISSN 0003-0554 . JSTOR 2939047 . S2CID 145225963 .
- ^ Рид, Леонард Э. (1 сентября 1960 г.). «Хорошая и плохая монополия | Леонард Э. Рид» . www.fee.org . Проверено 3 марта 2022 г.