Avrohom Yeshaya Karelitz
Раввин Аврахам Иешайя Карелиц | |
---|---|
![]() | |
Личный | |
Рожденный | |
Умер | 24 октября 1953 г. | (74 года)
Религия | Иудаизм |
Супруг | Баш Бей |
Родители) | Раввин Шмарьяху Йосеф Карелиц Раша Лия Катценелленбоген-Эпштейн |
Занятие | Раввин |
Авраам Иешайя Карелиц (7 ноября 1878 г. -24 октября 1953 года), также известная как Чазон Иш ( иврит : החזון איש ) после его магнума -опуса , был белорусским ортодоксальным , раввином который впоследствии стал одним из лидеров хадди -иудаизма в Израиле , в Ирдаиле, Израиль, рождественский где он провел свои последние 20 лет, с 1933 по 1953 год.
Биография
[ редактировать ]Аврахам Иешайя Карелиц родился в Косаве , в Гудно Горганице Российской империи (ныне Брест , Беларусь ), сына Шмарьяху Йосеф Карелиц, раввина Косава; Его матерью была Раша Лия, [ 1 ] : с.29 дочь Шаула Катценелбогена. [ 2 ] Аврахам Иешайя родился в честь своего старшего брата Мейр. Его младшими братьями были Ицхак и Моше. Ицхак сменил своего отца как раввина Косавы; Он и его жена и дочь были застрелены в их доме немцами в середине 1942 года. [ 2 ]
Его старшими сестрами были Хенья Чая, Бадана, Цивия и Батя. Самая младшая сестра Карелица, Пеша Мириам (Мириль), вышла замуж за раввина Яакова Исраэля Каниевского . [ 3 ] Каниевский назвал своего зятя Аврахам Ешайю своим наставником, пока последний был жив.
Будучи молодежью, Карелиц был отправлен для обучения при Chaim Soloveitchik of Brisk. Он не взял на себя метод обучения Брискера , и позже стало ясно, что он действительно выступил против этого. Через несколько дней он вернулся домой и продолжил учиться со своим отцом, который был главой местной Бет Дин . Он женился на Баш -Бей из Квхадрны [ 4 ] и развил тесную связь с Моше Розеном (Незер Хакодеш) .
Он переехал в Вилну примерно в 1920 году и сблизился с Хаймом Озером Гродзински , консультируясь с ним во всех религиозных и общинных вопросах. Воодушевленный Гродзински и с помощью Авраама Исаака Кука , Карелиц поселился в Эреце Израиле , тогдашний британский мандат Палестины , в 1933 году. Его дом в Бней -Браке стал адресом для тысяч людей, которые искали религиозные руководства.
Карелиц, его зять Каниевский и Яаков Галинский были очень близки. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Карелиц посвятил свою жизнь изучению Торы , одновременно получая знания в светских науках, таких как астрономия , анатомия , математика и ботаника . После брака он продолжал вести чрезвычайно скромную жизнь, его жена обеспечивала их потребности, пока он проводил днем и ночью, изучая Тору. У него не было детей.
Хотя он служил религиозным лидером на протяжении большей части своей жизни, он никогда не получал официального рукоположения в качестве раввина. [ 8 ]
Влияние и авторитет
[ редактировать ]Карелиц не опубликовал много ответов , но все же достиг признания в качестве ведущего авторитета галахи . Как и его зять Каниевский, Карелиц «не занимал официальную должность, но, тем не менее, стал признанной всемирной властью по многим вопросам, касающимся еврейского права и жизни». [ 9 ]
Он отказался участвовать в любом из религиозных политических движений, которые были очень активными до и во время формирования государства Израиль в 1948 году. Тем не менее, он оказал огромное влияние на иудаизм хареда в Израиле, формирующий период которого совпал с его годы в Израиле. Он сохранил антисионистскую точку зрения [ 10 ] [ 11 ] и неохотно приняли существование израильского государства. [ 12 ]
В знак признания его глубокого понимания и интереса во многих областях обучения, многие искали его руководство по социальным и политическим вопросам. Дэвид Бен-Гурион , премьер-министр Израиля, и Ицхак Бен-Зви , которые стали вторым президентом Израиля, однажды посетили его, чтобы обсудить политические религиозные вопросы. Карелиц процитировал одну из пары метафоры из дискуссии Талмуда ( синедрин 32B): один - около двух верблюдов, которые встречаются на узком горном перевале в качестве метафоры. Ожидалось, что верблюд без товара будет отложена на верблюда с товарами; Точно так же Карелиц утверждал, что светское общество должно отложить религиозное общество, которое имело «товары» традиции. [ 13 ]
Чазон Иш Этрог
[ редактировать ]Только этрог из чистого этрога, считается подходящим для фестивальной службы Суккот . Существует общая обеспокоенность тем, что любой Etrog, возможно, пришел из дерева, привитого с лимонными ветвями, практика, которая приведет к более красивой продукции, хотя и делает фрукты непригодными для фестивальной службы. существует множество балади -цитрона Во имя Карелица , которые он сертифицировал для использования в качестве чистого этрога . После одного Суккота Карелиц вручил Мишель Иегуда Лефковиц пакет семян, взятых из этрога, который он использовал для фестиваля, и поручил ему посадить их во дворе. Лефковиц, который не имел сельскохозяйственного опыта, последовал инструкциям своего наставника посадить и поливать его, а дерево росло и приносило плоды. Каждый год Карелиц приходил выбирать свой Этрог на праздник с дерева, как и его зять, Каниевский и другие старшие раввины. Lefkowitz также позволил производителям Etrog взять черенки с дерева, чтобы выращивать целые сады etgrogim, сертифицированные как Кошерский Карелиц. [ 14 ] [ 15 ]
Галахические и философские позиции
[ редактировать ]Он полагал, что галахическая позиция, занятая Шульчаном Арухом, не может быть изменена на основе нового открытия рукописей, из -за которых автор Шульчана Аруха, по -видимому, не знал. Эта позиция иногда неправильно понимается, чтобы означать, что никаких доказательств рукописей не может использоваться в галахическом процессе. [ 16 ] : 49
Опубликованные работы
[ редактировать ]В 1911 году он опубликовал свою первую работу над Орачем Чайим и другими частями Шульчана Аруха в Вильне , анонимно под названием Чазон Иш , что означает «видение человека», [ 1 ] Со словом, ссылающимся на первые буквы его двух имен ( א ברהם יש עיה), похожие на Яакова Эмдена «Яавец». перо [ 1 ] В последующие годы он стал почти исключительно известным под названием Chazon Ish .
Несмотря на то, что он по сути, академический ученый, он применил себя к практическим проблемам, посвятив больших усилий усилению религиозной жизни и учреждений. Его решения по использованию доильной машины на Шаббате и о выращивании гидропоникой в течение творческого отпуска являются двумя иллюстрациями его практического подхода. Карелиц написал более 40 книг на иврите .
В отличие от других великих аченимов, таких как Chaim Soloveitchik , Karelitz известен тем, что избегает формального или методического анализа талмудических отрывков, вместо этого предпочитая более разнообразный и интуитивный подход, аналогичный сходу ришонима . Карелиц также сбросил необходимость углубиться в Мусара в качестве формального исследования, чувствуя, что жизнь, посвященная традиционному исследованию Торы, направит его к надлежащему пути. Он особенно отверг элементы философии Novardok , такие как их крайняя самоэффективность и самостоятельность.
В одной из своих регулярных лекций Аарон Лейб Стейнман рассказал об изучении Каббалы и рассказал, что Карелиц обладал обширными знаниями в Каббале. Карелиц учился с секретным каббалистом, известным как «Бейкер Косово». [ 17 ]
Недавно на английский является его философское эссе Эмуна Убитэчон (вера и доверие), обсуждая его подход к вере и доверию к Богу.
Вымышленный портрет Карелица его бывшим учеником, поэтом и романистом и романистом Хайма Хайма , можно найти в эпическом романе класса «Атлас»: Di Yeshive , [ 18 ] Переведено на английский как иешива . [ 19 ] Карелиц появляется там как «Реб Авраам-Шей-Косвер».
Был опубликован ряд биографий с несколькими объемами о Карелице, в том числе Пеер Хадор , и более недавний Маасех Иш , оба на иврите.
Академическая биография Карелица на 1000 страниц Бенни Брауна была опубликована Magnes Press в 2011 году. [ 20 ] Содержание этой академической биографии было впоследствии обсуждать Браун и Джошуа, остроенные в журнале Yeshurun , Vol. 30 [ 21 ] В следующем издании Йешуруна , вып. 31, Envel представил свою собственную гипотезу, как систематически концептуализировать методологию Карелица. [ 22 ] Подход Envel был тогда предметом переписки с несколькими читателями в Yeshurun , Vol. 32 [ 23 ] Совсем недавно глава из книги Брауна была переведена и опубликована в Хакире , том. 24 [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в Книга о жизни его сестры Баты: Эстер Атертерн (1990). Молчание - это твоя похвала: жизнь и идеалы Раббанита Батья Карелиц . МЕСОРА ПУБЛИКАЦИИ. п. 58. ISBN 978-0-8990-65687 .
- ^ Jump up to: а беременный , Shdeour HamodiaE.
- ^ «Генеалогия семейства Карелиц» . Получено 19 июля 2020 года .
- ^ "Дом" . Karelitzfamily.com .
- ^ "Чазон Иш: государство" . 3 апреля 2016 года.
- ^ января , 23
- ^ "Рав Галинский был очень близок к Чазон и Штайплер Гаон"
- ^ «Бен-Гурион встречает религиозного лидера», The New York Times , 21 октября 1952 года,
его зовут раввин Авраам Иешайаху Карелиц. Он приехал сюда из Литвы восемнадцать лет назад. Он никогда не был рукоположен в качестве раввина, и он не занимает официальную должность, но его слово - это закон для тысяч благочестивых евреев, для которых он официальный главный раввины Израиля, слишком либеральны.
- ^ С. Финкельман. "Карелиц, Авраам Йешайаху" . Ewerishvirtuallibrary.org .
Личность, не занимающая официальных должностей, кто ...
- ^ Амнон Рубинштейн (2000). От Герцля до Рабина: меняющийся образ сионизма . Холмс и Мейер. п. 184 . ISBN 9780841914087 Полем
Раввин Авраам Иешайаха Карелиц, мудрец, известный как Чазон Иш, «энергично отвергнут сионизм, неся его ответственность за Холокост».
- ^ Монти Ноам Пенкоуэр (2010). Евреи двадцатого века: подделка идентичности в стране обещания и в Земле Обетованной . Академические исследования пресса. п. 247. ISBN 978-1-936235-20-9 Полем
А несколько лет спустя раввин Карелиц организовал бы поразительный нападение Эльхона Вассермана на сионизм, Иктвета д' -Мешиха (шаги Мессии), переведенный с идиша на иврит и опубликованного в Палпитинке.
- ^ Марк Б. Шапиро (1999). Между миром Ешивы и Современным Православием: Жизнь и работы раввина Джехиэля Якоба Вайнберга, 1884-1966 . Литтман библиотека. п. 208. ISBN 978-1-874774-52-5 Полем
... один из которых (Soloveitchik) был полным антисионистом, в то время как другой (Карелиц) предоставил государству Израиль только неохотному признанию.
- ^ Майкл Хандельсальтс (11 февраля 2010 г.). «Печка Ultimate / лучше на верблюде» . Хаарец .
- ^ Сосны, Менахем (30 сентября 2009 г.). «Волшебное дерево eSorog от Чазона» (PDF) . Мишпача . Получено 21 августа 2011 года .
- ^ Фрейнд, лучший из лучших. "Традиция Чазона Иш Эсрогим" Дополнение Hamodia Sukkos Torah, 21 сентября 2010 г., с. 9
- ^ Роль рукописей в принятии решений в галахии: Газон Иш, его предшественники и современники
- ^ Дом дворянства, скромная обитель: Рав Элиашив и его династия Торы от Носсона Вайса. Mishpacha Magazine Выпуск 159 23 мая 2007 г.
- ^ Нью-Йорк и Лос-Анджелес: идиш Натенинальн Рабочие Фарбол, 1967-1968, два тома
- ^ [ Curt Leviant , tr.] (Индианаполис: Bobbs-Merrill, 1976-1977, два тома.
- ^ «Человек видения - Бенджамин Браун » . Архивировано из оригинала 2011-11-08 . Получено 2011-11-08 .
- ^ «Иешурун - часть для Ниссана Таада - Редактор: Раввин Шломо Гэтсман (стр. 863 из 932) » .
- ^ «Иешурун - часть № - Элул Таад - редактор: раввин Шломо Гатсман (стр. 814 из 952) » .
- ^ «Иешурун - частично сердце - Nissan Nine - Редактор: Раввин Шломо Гэтсман (стр. 938 от 944) » .
- ^ Гаон Вильны, Шофер -Шатам и Шазон Иш: Минхаг и кризис современности
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чазон Иш. Вера и доверие . Перевод Й. Гольдштейна. Am Asefer.2008. ISBN 978-965-7452-00-4
- 1878 Рождения
- 1953 Смерть
- Английские раввины 20-го века
- Антисионистские харедди раввины
- Ашкенази -раввины в обязательной Палестине
- Авторы книг по еврейскому праву
- Белорусские хадди раввинов
- Хадеди раввины в Израиле
- Хадди раввинов в обязательной Палестине
- Люди из Bnei Brak
- Люди из Косавы, Беларусь
- Люди из Слолинского Уэйзда
- Раввины в Бней -Брак
- Харедди Поским