Восточноевропейское еврейство
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2018 г. ) |
Выражение «восточноевропейское еврейство» имеет два значения. Его первое значение относится к нынешней политической сфере стран Восточной Европы, а второе значение относится к еврейским общинам в России и Польше . Фраза «восточноевропейские евреи» или «евреи Востока» (от немецкого: Ostjuden ) была введена в 20 веке в Германской империи и в западных провинциях Австро-Венгерской империи с целью отличить интегрирующихся евреев в Центральной Европе. Европа из тех евреев, которые жили на Востоке. Эта особенность касается второго значения понятия восточноевропейского еврейства — еврейских групп, проживавших в Польше, Украине , Белоруссии , Латвии , Литве , Эстонии , России, Румынии , Венгрии и современной Молдавии в коллективном поселении (от ивр.: Кибуц- קיבוץ), многие из которых говорили на идише .
В начале 20 века более 6 миллионов евреев в Восточной Европе проживало . Они были организованы в большие и малые общины, проживавшие в больших городах, таких как Варшава (с населением около 300 000 евреев), а также в маленьких городах с населением всего в десятки или сотни евреев.
До 18 века
[ редактировать ]В начале 16 века число евреев, проживавших в Восточной Европе, оценивалось от 10 000 до 30 000. [ 1 ] В некоторых частях Восточной Европы, до прибытия евреев-ашкенази из Центральной Европы, присутствовали некоторые евреи-неашкенази, которые говорили на лешон-кнаане и придерживались различных других неашкеназских традиций и обычаев. [ 1 ] Еще в начале 17 века было известно, что в городах Литвы жили евреи, говорившие на «русском» (от иврита רוסיתא ) и не знавшие «ашкеназского языка», т. е. немецко-идиш. В 1966 году историк Сесил Рот поставил под сомнение отнесение всех евреев, говорящих на идиш, к ашкеназам по происхождению, предполагая, что к моменту прибытия евреев-ашкенази из Центральной Европы в Восточную Европу, от средневековья до 16 века, их уже было значительное количество. евреев, которые позже отказались от своей первоначальной культуры в пользу культуры ашкенази. [ 2 ] [ 3 ] Однако, согласно более поздним исследованиям, массовые миграции евреев-ашкенази, говорящих на идиш, произошли в Восточную Европу с запада, которые увеличились из-за высокого уровня рождаемости и поглотили и / или в значительной степени заменили предыдущие неашкеназские еврейские группы Восточной Европы (последние численность групп, по оценкам демографа Серджио ДеллаПерголы , была небольшой). В середине 18 века число евреев увеличилось примерно до 750 000. В этот период только одна треть восточноевропейских евреев жила в районах с преимущественно польским населением. Остальные евреи жили среди других народов, преимущественно в украинской и русско-литовской среде. Численный рост был обусловлен массовой миграцией евреев-ашкенази, говорящих на идиш, из Центральной Европы в Восточную Европу, начиная со средневековья до 16 века, а также высокой рождаемостью среди этих иммигрантов. [ 4 ] Генетические данные также указывают на то, что восточноевропейские евреи, говорящие на идиш, в основном произошли от евреев-ашкенази, которые мигрировали из Центральной Европы и впоследствии испытали высокий уровень рождаемости и генетическую изоляцию. [ 5 ]
В середине XVIII века две трети еврейского населения Восточной Европы проживало в городах и поселках, а треть — в деревнях — уникальное явление, почти не существовавшее в Западной Европе. В каждой деревне, где жили евреи, в среднем было всего две еврейские семьи, и каждая семья обычно состояла не более чем из десяти евреев. В большинстве городских поселений, в которых они проживали, еврейское население составляло в среднем половину численности жителей. Отсюда следует, что во многих городах было еврейское большинство. Эта реальность с годами усилилась, процент евреев в городах и поселках увеличился, и, таким образом, был создан феномен « штетла » - «еврейского города», большая часть которого была еврейской, и чей еврейский культурный характер был видный.
Экономика и коммерция
[ редактировать ]Евреи занимались торговлей и различными ремеслами, такими как портняжное дело, ткачество, обработка кожи и даже земледелие. Экономическая деятельность восточноевропейского еврейства отличалась от экономической деятельности евреев Центральной и Западной Европы: в Восточной Европе у евреев сложились специализации в торговле, аренде и ремеслах, которые почти не встречались в Западной Европе. Восточноевропейское еврейство также активно участвовало в экономических вопросах, которыми евреи Центральной и Западной Европы вообще не занимались.
До середины 17 века, когда в 1648 году произошли казачьи беспорядки против еврейского населения, восточноевропейские евреи жили в относительно комфортной среде, которая позволяла им процветать. Евреи, по большей части, пользовались обширной экономической, личной и религиозной свободой. Так, например, депортации, лишение права выкупа еврейской собственности и списание финансовых долгов неевреев перед евреями, которые были обычными в Западной Европе, почти не существовали на Востоке. Несмотря на привилегии, имели место и проявления ненависти по отношению к евреям. Это явление описал еврейский мудрец по имени Шломо Маймон:
«Вполне возможно, что нет другой страны, кроме Польши, где свобода религии и ненависть к религии встречаются в равной мере. Евреям разрешено сохранять свою религию с абсолютной свободой, а остальные гражданские права были переданы И напротив, вы обнаружите, что религиозная ненависть там настолько велика, что слово «еврей» является мерзостью».
Традиционная жизнь
[ редактировать ]Объем изучения Торы среди восточноевропейских евреев в начале их поселения был небольшим. В результате многие галахические (от иврита: הלכתיות) вопросы и проблемы были адресованы близким им раввинам и знатокам Торы в Германии и Богемии. С 16 века роскошные учебные центры создавались в Восточной Европе, где также начало развиваться хасидское движение.
Социальная структура
[ редактировать ]Еврейская социальная структура в Восточной Европе была построена на общинах, и с середины XVI века по 1764 год в Восточной Европе действовали центральные институты, в том числе общинные, самоуправления. Двумя основными институтами были Комитет четырех государств и Государственный совет Литвы. Роль комитетов заключалась в сборе налогов с еврейских общин и передаче их властям. Позже они взяли на себя задачу представлять еврейскую общину перед иностранными правителями этих стран. Кроме того, комитет обладал судебной властью над внутренними законами и Галахот (от иврита: הלכות) внутри еврейских общин.
Совет Четырех Земель был высшим учреждением среди комитетов. Комитет состоял из семи судей-раввинов, главой которого всегда был представитель люблинской общины. Другими членами комитета были представители городов Познани, Кракова и Львова. Исторические документы, имеющие подпись комитета, свидетельствуют о том, что в определенные периоды комитет расширялся и представлял все важные общины королевства, а затем число представителей приближалось к тридцати. Сначала комитет собрался в Люблине, что придало городу статус первоклассного еврейского центра. Конференция, продолжавшаяся около двух недель, проводилась раз в год зимой, когда координировалась крупнейшая в городе торговая ярмарка. В более поздний период конференция проводилась дважды в год: зимняя встреча в Люблине и летняя конференция в городе Ярославе в Галичине.
С конца 18 века до начала 20 века.
[ редактировать ]В конце 18 века евреи Восточной Европы были разделены на два основных географических региона: поселение, контролируемое Российской империей , и Галиция, находившаяся под контролем Австро-Венгерской империи .
Поселение
[ редактировать ]Три раздела Польши (сначала в 1772 г., затем в 1793 г. и, наконец, в 1795 г.) оставили арийскую часть польского еврейства под властью Российской империи. Российское правительство оказалось менее терпимым к евреям, и на евреев было наложено больше ограничений, чем на остальной польский народ. В 1791 году царица Екатерина Великая основала область Поселения («Мошав») на западной окраине империи, где разрешалось жить только евреям. Мошав включал в себя большую часть бывших территорий Польши и Литвы, населенных евреями. Ограничение этих границ привело к изгнанию и депортации московских и петербургских евреев к восточной границе страны, что было одной из главных целей властей. Позднее евреям Киева также было запрещено жить в собственном городе, хотя сам Киев входил в «область Городища».
В начале 20 века в царской России проживало более пяти миллионов евреев, причём 90% из них концентрировалось в районе Городища и около трёх миллионов евреев проживало в бывших границах Польши. По разным оценкам, восточноевропейское еврейство в начале XX века составляло 80% мирового еврейства.
Галисия
[ редактировать ]Другой крупной еврейской общиной в Восточной Европе была Галиция , территория, отданная Австрии при разделе Польши. К концу XIX века император Франц Иосиф намеревался «аккультурировать» евреев, создав сеть общеобразовательных школ. Некоторые евреи поддержали эту цель, но большинство из них выступили против. Дальнейшее сопротивление возникло, когда была предпринята попытка расселить евреев на этой земле.
Евреи Галиции были известны своим религиозным благочестием и упорно боролись против Просвещения и против попыток «ассимилировать» их культурно. Произошло также резкое противостояние между сторонниками хасидизма и противниками него ( миснагдим ). В конце концов хасидизм победил и стал доминирующим движением среди евреев Галиции.
В 1867 году евреям Галиции было предоставлено полное равноправие, и, таким образом, они стали первыми среди евреев Восточной Европы, получившими эмансипацию. В Галиции процветало сионистское движение. В XIX и начале XX веков, перед Первой мировой войной, в Галиции процветала еврейская община. Здесь было издано большое количество книг и стихов, этим занимались многие мудрецы Торы, а также возникли сионизм и культура идиш. В начале 20 века число евреев в Галичине достигло более 800 тысяч. [ нужна ссылка ]
Антисемитизм
[ редактировать ]Антисемитизм в Швейцарии в годы между Первой и Второй мировыми войнами был в основном направлен против так называемых остюденов , которые считались носителями иностранной одежды и культуры. Фактически, Остюден был прямо упомянут Генрихом Ротмундом , главой Швейцарской федеральной полиции по делам иностранцев : «...в конце концов, мы не такие уж ужасные монстры. Но мы не позволяем никому ходить по нам, особенно восточным евреям, которые, как известно, пробуйте и пытайтесь еще раз сделать именно это, потому что они считают прямую линию кривой, здесь наша позиция, вероятно, полностью согласна с нашим швейцарским народом». [ 6 ]
Поскольку антисемитизм в Германии усилился после Первой мировой войны, немецкие евреи разделились во мнениях относительно того, как они относились к восточноевропейским евреям, говорящим на идише. Некоторые немецкие евреи, которые боролись с представлением о своей немецкой идентичности, стали более миролюбиво относиться к общей идентичности с восточным еврейством. Австрийский писатель Йозеф Рот изобразил несчастья восточноевропейского еврейства после Первой мировой войны в своем романе «Блуждающие евреи» . После принятия Нюрнбергских законов в 1935 году Рот заявил, что архетип « странствующего еврея » теперь распространился и на немецких евреев, которых он описал как «более бездомных, чем даже его двоюродный брат в Лодзи ». [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]- Ашкеназские евреи
- История евреев в Польше
- История евреев в России.
- История евреев в Украине
- Совет Четырех Земель
- Штетл
- Черта расселения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Исраэль Барталь , « Восточноевропейские евреи до прибытия ашкенази» , Израильская академия наук и гуманитарных наук , 29 мая 2016 г.
- ^ Сесил Рот , Всемирная история еврейского народа. Том. XI (11): Темные века. Евреи в христианской Европе 711-1096 [Вторая серия: Средневековый период. Том. Два: Темные века , Издательство Университета Рутгерса , 1966. Стр. 302-303.
- ^ Эдгар К. Поломе, Вернер Винтер, Реконструкция языков и культур , Вальтер де Грюйтер, 24 июня 2011 г., ISBN 978-3-11-086792-3 .
- ^ Серджио ДеллаПергола , « Некоторые основы еврейской демографической истории », в статьях по еврейской демографии, 1997 г. , Иерусалим, Еврейский университет, 2001 г.
- ^ Гладштейн А.Л., Хаммер М.Ф. (март 2019 г.). «Субструктурный рост населения евреев-ашкенази, полученный с помощью приближенных байесовских вычислений» . Молекулярная биология и эволюция . 36 (6): 1162–1171. дои : 10.1093/molbev/msz047 . ПМИД 30840069 .
- ^ Уоллес, Макс (2018). Во имя человечества . Нью-Йорк: Пингвин. ISBN 978-1-5107-3497-5 .
- ^ «Конец немецко-еврейской жизни: Остюден как метафора для всех евреев» . Библиотека Чикагского университета .
Источники
[ редактировать ]- Джаред Даймонд (1993). «Кто такие евреи?» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 июля 2011 г. Проверено 8 ноября 2010 г.
- Хаммер, МФ; Редд, Эй Джей; Вуд, ET; и др. (июнь 2000 г.). «Еврейское и нееврейское население Ближнего Востока имеет общий пул двуаллельных гаплотипов Y-хромосомы» . Труды Национальной академии наук . 97 (12): 6769–6774. дои : 10.1073/pnas.100115997 . ЧВК 18733 . ПМИД 10801975 .
- Уэйд, Николас (9 мая 2000 г.). «Y-хромосома является свидетелем истории еврейской диаспоры» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 10 октября 2012 г.
- «Германия: виртуальный тур по еврейской истории» . Сайт Jewishvirtuallibrary.org . Проверено 19 июля 2013 г.
- Интернет-энциклопедия Microsoft Encarta, 2007. Европа . Архивировано из оригинала 28 октября 2009 года . Проверено 27 декабря 2007 г.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рот, Джозеф (1927). Juden Auf Wanderschaft ( «Блуждающие евреи ») в переводе Михаэля Хофмана . Нью-Йорк: WW Norton & Company, 2001.
- Цвейг, Арнольд (1920). Das Ostjüdische Antlitz ( «Лицо восточноевропейского еврейства ») с рисунками Германа Штрука в переводе Ноя Изенберга . Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, 2-е изд., 2004 г.