Леведи
Леведи | |
---|---|
первый венгров воевода | |
![]() Современный портрет Тамаша Тюлипана | |
Царствование | начало 9 века (?) |
Преемник | сонный (?) |
Супруг | Хазарская дама |
Проблема | никто |
Levedi , or Lebed , [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Levedias , Lebedias , and Lebedi [ 4 ] ( греческий : Луидиас ) [ 5 ] был венгерским вождем, первым известным лидером венгров. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Согласно книге Константина VII Багрянородного « De administando imperio» , из-за союза и мужества, проявленного венгерским народом во всех войнах, которые он вел с хазарами, Леведи, «первый воевода» (« protos voevodos », греческий : πρώτος βοέβοδος ) венгров, который также славился своей доблестью, был пожалован хазарским дворянином дама замужем, «чтобы иметь от него детей». [ 10 ] Однако, как выяснилось, потомства от этой дамы Леведи не произвел.
Позже, после того как хазары разгромили печенегов и заставили их переселиться на земли венгров, которых они разгромили и раскололи надвое, хазары выбрали Леведи, «первого среди венгров». [ 10 ] и стремился сделать его князем венгерских племен, чтобы он «можл быть послушен слову [хазар] и [их] приказам». Таким образом, по мнению Константина, хазарский каган инициировал централизацию управления венгерскими племенами с целью укрепления собственного сюзеренитета над ними. [ 11 ] [ 12 ] Леведи, однако, отказался, поскольку он «недостаточно силен для этого правила». Вместо этого, как утверждает Константин, Леведи предложил другого венгерского воеводы, Алмоша или его сына Арпада , в качестве принца венгров.
Мадьярское горами поселение между рекой Волгой и Уралом и называлось Лебедиа , вскоре ставшее Леведией , в честь Леведи. [ 13 ] [ 1 ] [ 14 ] [ 15 ]
Имя и титул
[ редактировать ]Единственным источником жизни Леведи является « De административное империо» . [ 16 ] книга, написанная византийским императором Константином Багрянородным около 950 года. [ 17 ] По одной из версий, название произошло от общеславянского слова «лебедь», лебедь. [ 18 ] По словам историка Омеляна Прицака , имя Леведи, которое на самом деле было титулом, произошло от тюркского выражения «алп эди» , или «храбрый господин». [ 16 ] [ а ] Венгерский историк Дьюла Кристо , отвергающий теорию Прицака, говорит, что имя Леведи связано с венгерским глаголом «lesz» («быть»). [ 16 ] Другие ученые сходятся во мнении, что происхождение названия, вероятно, финно-угорское . [ 24 ] [ 25 ] Оно происходит от «причастия старого глагола lesz («будет») lës (что означает levő - «бытие») с уменьшительным суффиксом -di ». [ 25 ] Аналогичное имя собственное (Леведи) зафиксировано в венгерской грамоте, изданной в 1138 году. [ 26 ]
Высказывалось также мнение, что земля Лебеди получила свое название не от вождя, а наоборот. Таким образом, воевода получила свое имя от этой земли. [ 18 ] Однако Кристо говорит, что это противоречило бы источнику и венгерской практике присвоения имен. [ 18 ]
Леведи носил титул « воевода », имеющий славянское происхождение. [ 27 ] Используя этот титул, Багрянородный всегда имел в виду глав семи венгерских племен . [ 28 ] Историк Дежё Пайзс говорит, что Леведи был главой именно племени мегьер (одного из семи исконных венгерских племен), но его теория не получила широкого признания. [ 29 ]
В управлении империей
[ редактировать ]В « О администрировании империи» Леведи упоминается как один из воевод одного из семи кланов венгров, который какое-то время жил вместе с хазарами. Говорят, что они сражались в союзе с хазарами во всех их войнах. Тогда, из-за храбрости венгров и их союза, каган-князь (хазарский хан) выдал замуж знатную хазарскую даму (т.е. не из ханской семьи) за своего первого воеводу Леведи. Венгры, жившие вместе с хазарами, как отдельное образование, и доблестно сражавшиеся с ними, показали кагану величие и храбрость своего народа, и он первым из них выдал замуж принцессу. Однако детей от нее у Леведи не было. Перченг, которого, по словам Константина, ранее называли Кангаром (Κάγγαρ), после того, как он был побежден хазарами и вытеснен на землю венгров, начал войну против венгров, и, продолжает Константин, венгры потерпели поражение и были вынуждены покинуть свою родину. (фактически это было вмешательство мадьяр в конфликт между Первая Болгарская империя и Византийская империя , вызвавшие совместное контрвторжение булгар и печенегов. [ 30 ] ). Затем он говорит, что венгры (которых Константин повсюду ошибочно называет тюрками) разделились на две части: одна ушла в Персию (Περσία), а другая вместе со своим вождем Леведи расселилась на запад. Хазарский хан направил венграм послание. Он потребовал, чтобы к нему прислали Леведи. Леведи согласился и пошел к хану. Он спросил кагана, почему тот послал за ним, и тот ответил: «Мы пригласили тебя для того, чтобы, поскольку ты благороден, мудр и доблестен и первый среди [венгров], мы могли назначить тебя князем ваш народ, и вы можете быть послушны нашему слову и нашему приказу». Но тот в ответ ответил кагану: «Ваше уважение и намерение ко мне я высоко ценю и выражаю вам соответствующую благодарность, но так как я недостаточно силен для этого правила, то не могу подчиняться вам; с другой стороны, однако, кроме меня есть воевода по имени [Алмос], и у него есть сын по имени [Арпад]; пусть лучше один из них, либо [Алмос], либо его сын [Арпад] станет князем, и будь послушен своему слову». Каган был удовлетворен этим предложением и отправил его обратно с некоторыми из своих людей. Обсудив этот вопрос со своим народом, они вместе выбрали Арпада своим принцем. Они выбрали его, потому что он обладал превосходными способностями и восхищался его мудростью. Они подняли его на щите и сделали своим принцем. Спустя годы перченеги напали на венгров и изгнали их вместе со своим принцем Арпадом. В свою очередь, венгры изгнали жителей Великой Моравии и поселились на их земле. По его словам, до того времени, когда Константин пишет, они больше не подвергались нападениям со стороны своих врагов перченегов. [ 10 ]
Константин отмечает, что венгры подняли Арпада на щите на манер хазар. Действительно, историческая социальная структура венгров имела тюркское происхождение. [ 22 ] Венгерский язык изобилует словами тюркского происхождения, и венгры действительно имеют некоторое тюркское генетическое и культурное влияние. Однако они не являются тюркским народом . [ 31 ] С другой стороны, по выражению Константина, они жили среди хазар, сражаясь во всех их войнах, и первый из них, Леведи, был выдан замуж за хазарскую знатную даму.
Исторические интерпретации
[ редактировать ]Что касается его личности и его роли, в венгерской историографии за последние двести лет появилось множество теорий. Антал Барта считал Леведи вымышленной мифической фигурой. [ 32 ] Тамаш Хёлблинг утверждал, что Константин выдумал свою личность («фигуру-призрак») из топонима Леведия. [ 5 ] Иштван Катона, Карой Сабо, Дьюла Паулер, Игнац Аксади , Балинт Хоман и Дьёрдь Дьерфи отождествляли его с Элодом , который появляется как отец Алмоса в Симона Кезы «Gesta Hunnorum et Hungarorum» . [ 33 ] Геза Фехер утверждал, что в более поздних венгерских хрониках действия Леведи в связи с завоеванием Карпатского бассейна приписывались Алмошу, но его имя сохранилось в форме «Элод». [ 34 ] Напротив, лингвист Каталин Фехертой подчеркнула фонетическую несовместимость имен Леведи и Элод. [ 32 ] Дьерфи утверждал, что первоначальная форма имени Леведи была « Эльведи », которая затем была изменена в результате славянского усыновления. [ 34 ] Основываясь на лингвистических соображениях, Шандор Ласло Тот выдвинул возможность идентичности между Леведи и Люнтикой , сыном Арпада, однако работа Константина противоречит этой возможности, когда включены оба человека. [ 32 ]

Основываясь на его имени, тюрколог Дьюла Немет утверждал, что Леведи происходил из аристократической семьи, имеющей корни из Великой Венгрии . [ 35 ] Дьюла Кристо считал, что Леведи — первый венгерский принц (« фееделем », т.е. верховный вождь), известный по имени. [ 33 ] Макк утверждал, что Леведи был верховным вождем венгерских племен. [ 36 ] Хоман утверждал, что Леведи (Элод) носил титул кенде , в то время как Геза Фехер считал, что он служил гьюлой , приписывая систему двойной монархии политической ситуации в Леведии, а затем в Этелькезе оба историка. Что касается отставки Леведи от власти, Дьерфи не считал правдоподобным, что Леведи добровольно поднимет к власти главу другого племени (Алмоса). [ 37 ] По словам Ивана Урмана, император неправильно понял сообщение, и Леведи только подчеркнул, что Алмос больше подходит для этой должности из-за его плодовитости. [ 38 ] Дьерфи утверждал, что Куршан был сыном Леведи, и оба они носили титул кенде . [ 39 ] Кристо сказал, что Леведи первоначально действовал как «первый воевода», затем он был повышен до статуса кенде как хазарский доверенный правитель (позже историк изменил эту точку зрения). [ 40 ] Шандор Ласло Тот утверждал, что Леведи, вероятно, обладал достоинством гьюла и отвечал за иностранные дела племенной федерации. [ 41 ]
По мнению Иштвана Зимони, 38-ю главу, повествующую историю Леведи, можно очертить по двум хронологическим концепциям: реальной (интервал 20–70 лет) и мифической (интервал 150–230 лет). [ 42 ] Принадлежащий к последним Йожеф Дир считал, что Леведи жил во второй половине VIII века. По его словам, Константин назвал Арпада своим современником, потому что потомки первого, сообщившие об этом императору, уже сознательно хотели преувеличить роль своего предка в организации государства. Таким образом, венгерские информаторы намеренно ввели в заблуждение императора и его византийский двор. [ 37 ] Дезсо Дюммерт даже утверждал, что Леведи жил в VII веке. Он утверждал, что Константин получил информацию от венгерской миссии во главе с Булчу и Термаксу (правнуком Арпада) в Константинополь около 948 года. Ено Сыч также отнес продолжительность жизни Леведи к рубежу VII и VIII веков. [ 43 ] Дьердь Сабадос подчеркнул непримиримый контраст между двумя отрывками текста: сначала Леведи предстает как воевода, первый среди равных, в аристократическом независимом протогосударстве, являющемся равноправным союзником Хазарской империи, а во второй главе говорится о его как назначенного архонта монархической организации, предназначенного для подчинения, который в конце концов не вступил в должность. [ 44 ] Понимая это противоречие, лингвист Йенё Унгвари отделил Леведи, «первого воеводу» (то есть самого раннего) венгров, от одноименного вождя, который был современником Алмоша и Арпада. По словам Унгвари, Леведи (II) привел большинство венгров в Этелкёз в середине IX века, а Алмош возглавил савардских венгров (группу, которая переселилась через Кавказ на территорию Персии ). Принимая во внимание формулировку оригинального источника на греческом языке, Ференц Макк эффективно выступил против этой теории. [ 36 ] Сабадош утверждал, что венгры не были порабощены хазарами, но были союзниками всего три года (некоторые историки продлили этот период до столетий). Вслед за Диром и Дюммертом Сабадос утверждал, что Леведи мог жить в любое время, с 630-х по 830-е годы. [ 45 ] Существуют также аргументы (например, Карлайл Эйлмер Макартни , Анри Грегуар и Шандор Ласло Тот), что De administando imperio из-за небрежной компиляции рассказывает одну и ту же историю дважды, только опираясь на другой источник информации. [ 46 ]
Представляя «настоящую хронологическую концепцию», Дьюла Кристо представил 38-ю главу как единую и связную историю. По его словам, Леведи родился около 800 года. Венгры переселились из Башкирии в Леведию около 830 года. Примерно в этом же году Леведи был выдан замуж за хазарскую даму и назначен главой ( кенде хазарами ) венгров. Под его руководством венгры жили в Леведии примерно до 850 г., когда были разгромлены кангарами (или печенегами). Вскоре после этого они переехали в Этелкёз. Леведи был вызван к хагану, чтобы назначить его принцем, но он отказался от этого в пользу Алмоса или Арпада. Его сменил Алмос в 850-х годах. [ 47 ] Ференц Макк и Лоранд Бенко разделили эту точку зрения. По словам Габора Векони , статус венгров под властью хазар и их жизненное пространство в Леведии на самом деле длилось всего три года, что произошло в 840-х годах. Они бежали в Этелькёз после нападения печенегов до 850 г. Дьюла Паулер, а затем Дьюла Немет считали, что Леведи правил венграми в течение 50–60 лет, и его отставка произошла только около 889 г., незадолго до завоевания венграми Карпатского бассейна (895 г.). Карой Чегледи утверждал, что Леведы были союзниками хазар с 886 по 889 год, и они воевали друг с другом против печенегов. После своего поражения венгры бежали в Этелькёз. Леведи хотел избежать участи жертвоприношения после военной неудачи, поэтому подал в отставку со своей должности в пользу Алмоса. Дьёрдь Дьёрфи считал, что Леведи, как кенде , возглавлял венгерские племена в период между 870 и 893 годами. После этого на этой должности его сменил Курсан – сын Леведи, по мнению Дёрфи. Янош Харматта положил лидерство Леведи на 880-е годы. [ 48 ]
Балаж Судар проанализировал политический контекст брака Леведи с хазарской дамой. Он подчеркнул, что – несмотря на необоснованные утверждения ряда историков – в работе Константина не упоминается о том, что вышеупомянутая дама была родственницей хагана или хазарской царской династии. Так что Леведи явно находился на более низком уровне по социальному статусу, чем каган, и не может считаться главой всех венгров. [ 49 ] Брак явно был инициирован хазарами. Шандор Ласло Тот утверждал, что хаган хотел этим шагом обеспечить лояльность Леведи и формирование прохазарской правящей венгерской династии. [ 50 ] Однако брак остался бездетным. Ссылаясь на параллели со степными кочевниками, Судар считал, что, возможно, Леведи не собирался основывать «совместную» династию с хазарами, поэтому он мог сознательно воздерживаться от рождения детей от своей жены. [ 51 ] Что касается второй части повествования, Тот подчеркивал, что Леведи выступает как подчиненная сторона, когда хазары зовут его на переговоры с Атилем , но его важность отражается в том, что его принял сам хаган, а не бека или исада. Тот считал, что хаган стремился назначить главой венгерских племен князя, который зависел от него и подчинялся ему. [ 52 ]
До начала 20-го века большинство историков (например, Паулюс Стефан Кассель , Карой Сабо, Хенрик Марцали и Дьюла Паулер) утверждали, что Константин VII и его двор были проинформированы о венграх хазарскими (и, возможно, печенежскими) посланниками, поэтому его повествование не является достоверным. достоверно относительно состояния зависимости Леведи от хазар. [ 53 ] Иштван Капитанфи считал, что информация от примерно современных византийских посланников также была включена в материалы о венграх, но Кристо отверг эту теорию. [ 46 ] В результате исследований лингвистов (например, Золтана Гомбоча, Йенё Дарко, Гезы Фехера) венгерская историография ХХ века вместо предыдущих десятилетий расширила миграцию венгров на запад до столетий, начиная с реки Волги. Они также утверждали, что информация Константина о венграх была основана на рассказах послов Булчу и Термаксу около 948 года, затмевая текст, показывающий преувеличенное хазарское влияние. В своей монографии 2022 года Адам Боллок и Янош Б. Сабо вернулись к мейнстриму XIX века. Соответственно, венгры прибыли в Леведию только около 840-х или 850-х годов. «Леведия» лежала к северо-востоку или северо-западу от Хазарской империи. Каган предпринял попытку интегрировать венгров в свою федеративную систему. Леведи был принят в качестве их клиента и интегрирован в их политическую структуру благодаря женитьбе на хазарской даме. В результате нашествия венгры прожили на территории хазар три года. Под давлением печенегов в 860-870-х годах в Этелкёз переселились венгры. По мнению двух историков, Леведи предложил Алмоса или Арпада при дворе хагана, потому что их семья имела большую внутреннюю легитимность, а Алмос был избран самими венграми. [ 54 ] Основываясь на противоречивых сообщениях в De adminiстрандо империо , историк Сабольч Полгар предположил, что в Леведи было два жилых района, оба назывались «Леведия». Первый находился в Поволжье, а после переезда в первой половине 9 века другой располагался в районе Южного Побуга (между реками Кодыма и Ингул ). Полгар утверждал, что византийские работы сбивают с толку информацию о прежней родине и Этелькезе. Леведия не была всем государством мадьяр, а лишь местом обитания Леведи и его племени, причем последняя область существовала в то же время, что и Этелькёз. [ 55 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Северный Магилл, Фрэнк (1998). Словарь мировой биографии, том 2 . Издательство Фицрой Дирборн . п. 86. ИСБН 9781579580414 .
- ^ Лукинич, Имре (1968). История Венгрии в биографических очерках . Книги для библиотек Пресса. стр. 7–9. ISBN 9780836906356 .
- ^ Барта, Антал (1976). Венгерское общество в 9-м и 10-м веках, том 85 . Академическое издательство. п. 48. ИСБН 9789630503082 .
- ^ Надь, Шандор (1973). Забытая колыбель венгерской культуры Родина Паб. п. 136. ИСБН 9780919368040 .
- ^ Перейти обратно: а б Тот 2015 , с. 84.
- ^ Поп, Иоан Аурел; Чорваши, Вероника (1996). Румыны и венгры с IX по XIV век. Генезис трансильванского средневекового государства . Центр трансильванских исследований ; Румынский культурный фонд . стр. 62, 227. ISBN 9789735770372 .
- ^ Но Бен-Цви не отдал Ицш.ак. Бен-Цеви (Йерусалаим) (2007). Мир хазар в новых перспективах . Брилл . п. 274. ИСБН 9789004160422 .
Рассказывают, что когда-то ранее хазарский правитель хотел назначить венгерского вождя Леведи первым архонтом среди венгров.
- ^ Фрэнк Нозерн Мэгилл (2007). Великие события из истории: Серия «Древние и Средневековые»: 951–1500 гг . Салем Пресс. п. 1212.
[...] временные поселения Леведия и Этелкёз. Первый назван в честь Леведи, первого венгерского вождя, упомянутого по имени.
- ^ Дьюла Моравчик, Константин Порфирогенитус де Администрандо Империо , Центр византийских исследований Думбартон-Оукс, 1967, стр. 171
- ^ Перейти обратно: а б с Константин Багрянородный: Об управлении империей (гл. 38), с. 171
- ^ Кристо 1996 , стр. 160–161.
- ^ Spinei 2003 , с. 33.
- ^ «Традиционные рекурсивные луки Grozer, Венгрия» .
- ^ Кланичай, Габор (2002). Династические культы святых правителей и блаженных принцесс в средневековой Центральной Европе . Книги реакции . п. 435. ИСБН 9780521420181 .
- ^ Кланичай, Габор (2002). Пироска и династическая память Пантократора, исцеление и спасение в Комненском Константинополе . Издательство Центральноевропейского университета . п. 146. ИСБН 9789633862971 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кристо 1996 , с. 112.
- ^ Энгель 2001 , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б с Кристо 1996 , стр. 107.
- ^ Дь Ранки, Дьёрдь Ранки, изд. (1984). Венгерская история – всемирная история . Академик К VIII. п. 10. ISBN 9789630539975 .
- ^ Поп, Иоан Аурел; Чорваши, Вероника (1996). Румыны и венгры с IX по XIV век. Генезис трансильванского средневекового государства . Румынский культурный фонд ; Центр трансильванских исследований . п. 62. ИСБН 9789735770372 .
Большинство названий венгерских племен имели тюркское происхождение и во многих случаях обозначали определенный ранг.
- ^ Перейти обратно: а б Маркантонио, Анджела; Нумменахо, Пирджо; Сальваньи, Микела (2001). «Угорско-тюркская битва»: критический обзор» (PDF) . Уральское языкознание . 2 . Проверено 8 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Копечи, Бела; Маккай, Ласло; Мочи, Андраш; Кирали, Бела К.; Ковриг, Беннетт; Сас, Золтан; Барта, Габор (2001). Трансильвания в средневековом Венгерском королевстве (896-1526) (Том 1 «Истории Трансильвании» под ред.). Нью-Йорк: Монографии социальных наук, Мичиганский университет, Издательство Колумбийского университета, Восточноевропейские монографии. стр. 415–416. ISBN 0880334797 .
- ^ Дженкинс, Ромилли Джеймс Хилд (1967). Об управлении империей Константина VII Багрянородного. Корпус источников по истории Византии (Новое, переработанное изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Центр византийских исследований Думбартон-Оукс. стр. 65. ISBN 978-0-88402-021-9 . Проверено 28 августа 2013 г.
- ^ Альфред Вичорек , Ханс-Мартин Хинц [на немецком языке] , изд. (2000). Центр Европы Около 1000 года нашей эры . Тайсс . п. 370. ИСБН 9783806215496 .
- ^ Перейти обратно: а б Коса, Ласло [на венгерском языке] (1999). Компаньон по венгерским исследованиям . Академическое издательство . п. 43. ИСБН 9789630576772 .
- ^ Кристо 1996 , стр. 370.
- ^ Кристо 1996 , с. 115.
- ^ Кристо 1996 , с. 114.
- ^ Кристо 1996 , с. 9.
- ^ Spinei 2003 , стр. 51–52.
- ^ ИМЕНИ ВЕНГРИЙ-ТУРКОВ В РАБОТАХ КОНСТАНТИНОСА ДЕ АДМИНИСТРАНДОИМПЕРИО, РОДИЛСЯ В БИБОРЕ - Балинт Золтан Такач, УВЕДОМЛЕНИЕ О МУЗЕЯХ ОКРУГА САВАРИА ВАС 28 СОМБАТЕЛИ, 2004, стр. 317–333 [1]
- ^ Перейти обратно: а б с Макк 1999 , стр. 189–190.
- ^ Перейти обратно: а б Сабадос 2011 , стр. 63–64.
- ^ Перейти обратно: а б Тот 2015 , стр. 85.
- ^ Тот 2015 , с. 87.
- ^ Перейти обратно: а б Макк 1999 , стр. 191–195.
- ^ Перейти обратно: а б Сабадос 2011 , стр. 75–76.
- ^ Сабадос 2011 , стр. 81–82.
- ^ Тот 2015 , с. 93.
- ^ Кристо 1996 , стр. 136–137.
- ^ Тот 2015 , с. 94.
- ^ Тот 2015 , с. 96.
- ^ Тот 2015 , с. 97.
- ^ Сабадос 2011 , с. 95.
- ^ Сабадос 2011 , с. 113.
- ^ Перейти обратно: а б Тот 2015 , с. 77.
- ^ Кристо 1996 , стр. 159–167.
- ^ Тот 2015 , стр. 100–101.
- ^ Судар 2018 , с. 500.
- ^ Тот 2015 , с. 147.
- ^ Судар 2018 , с. 502.
- ^ Тот 2015 , стр. 149–150.
- ^ Боллок и Б. Сабо, 2022 , стр. 114–117.
- ^ Боллок и Б. Сабо, 2022 , стр. 201–209, 212–214.
- ^ Гражданин 2023 , с. 176.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Независимо от его происхождения, ученые предостерегают от использования этимологии имени как автоматического указания этнической принадлежности носителя. Венгры веками сосуществовали с тюркскими народами, которые дали им значительный генетический, языковой и культурный вклад. Около 10% корней венгерских слов являются тюркскими; пастырские термины имеют преимущественно тюркское происхождение, а сельскохозяйственные термины на 50% являются р-тюркскими. Многие венгерские имена, а также названия животных и растений. [ 19 ] имеют тюркское происхождение, и племенные названия не были исключением. Действительно, большинство названий племен имели тюркское происхождение. [ 20 ] На протяжении XVIII и XIX веков обсуждались вопросы о том, следует ли классифицировать венгерский язык как тюркский. [ 21 ] Сама историческая социальная структура венгров имела тюркское происхождение. [ 22 ] Точно так же славянский язык также оказал влияние на венгерский. [ 21 ] Несмотря на все это, мадьяры не являются ни тюркским, ни славянским народом. [ 23 ]
Источники
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Константин Багрянородный: De Administando Imperio (греческий текст под редакцией Дьюлы Моравчика, английский перевод Ромилли Дж. Дженкинса) (1967). Центр византийских исследований Думбартон-Оукс. ISBN 0-88402-021-5 .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Беренд, Нора; Урбанчик, Пшемыслав; Вишевский, Пшемыслав (2013). Центральная Европа в эпоху высокого средневековья: Богемия, Венгрия и Польша, ок. 1300 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-78156-5 .
- Боллок, Адам; Б. Сабо, Янош (2022). народ Арпада Император и (на венгерском языке). BTK Венгерская исследовательская группа по предыстории, Источники и исследования 8., Центр гуманитарных исследований ELKH. ISBN 978-963-416-304-6 .
- Картледж, Брайан (2011). Воля к выживанию: история Венгрии . К. Херста и Ко ISBN 978-1-84904-112-6 .
- Энгель, Пал (2001). Царство святого Стефана: история средневековой Венгрии, 895–1526 гг . Издательство ИБ Таурис. ISBN 1-86064-061-3 .
- Кристо, Дьюла (1996). Венгерская история в девятом веке . Средневековый Мухели Сегеда. ISBN 963-482-113-8 .
- Макк, Ференц (1999). «Леведи, главный воевода [ Леведи, главный воевода ]». В Кланичае, Габор; Надь, Балаж (ред.). Любовь Средневековья. Исторические исследования №. В честь Илоны Йонас (на венгерском языке). ЭЛТЕ БТК Кафедра истории среднего и раннего Нового времени. стр. 189–196. ISBN 963-463-348-Х .
- Полгар, Сабольч (2023). « Два жилых массива Леведи ». В Деаке, Агнес; Юхас, Кристина; Мартон, Эрно Геллерт (ред.). Мемориальный том Йожефа Сипоса (на венгерском языке). Шрифты и библиотеки. Исследования, SZTE BTK, кафедра истории Венгрии средневековья и раннего Нового времени. стр. 165–177. ISBN 978-963-306-962-2 .
- Рона-Тас, Андраш (1999). Венгры и Европа в раннем средневековье: введение в раннюю венгерскую историю (перевод Николаса Бодочки) . ЦЭУ Пресс. ISBN 978-963-9116-48-1 .
- Спинеи, Виктор (2003). Великие миграции на востоке и юго-востоке Европы с девятого по тринадцатый век (перевод Даны Бадулеску) . ISBN 973-85894-5-2 .
- Судар, Балаж (2018). «Хазарская невеста [ Хазарская невеста ]». В Кинчесе, Каталин Мария (ред.). Война и другие известные истории. Этюды в честь Ласло Веспреми (на венгерском языке). Военно-исторический институт и музей Ее Величества. стр. 500–505. ISBN 978-963-7097-87-4 .
- Сабадос, Дьёрдь (2011). Основы венгерского государства в IX-X веках. [ Основы венгерских государств в IX–X веках] (на венгерском языке). Сегедская средневековая мастерская. ISBN 978-963-08-2083-7 .
- Тот, Ласло Шандор (2015). Венгерской племенной федерации Политическая биография (на венгерском языке). Бельведер Меридионале. ISBN 978-615-5372-39-1 .