Да
Тоба-э ( 鳥羽絵 ) — стиль японской живописи , основанный на произведениях XII века, приписываемых Тоба Содзё . Эти изображения в стиле Тоба представляли собой карикатуры, иногда изображающие животных, выполняющих человеческие задачи. середины восемнадцатого века Изображения в стиле Тоба-э приобрели популярность в качестве коммерческого средства в Эдо . Хотя их популярность не оставалась высокой, изображения Тоба-э до сих пор оказывают неизгладимое влияние, особенно в манге .
Стиль
[ редактировать ]Картины в стиле Тоба-э, популярные в период Эдо , отличаются своей комедийностью, а не только визуальным содержанием. Изображения должны быть веселыми и непринужденными, но в то же время юмористическими. Чувство сарказма понятно. Цвет используется светлый и консервативный. [ 1 ] В центре внимания изображения — простота и точность манеры письма, образующей контуры. Штрихи контуров и деталей нанесены с очень четкими краями, но формы, которые принимают эти контуры, чрезвычайно игривы и органичны.
История
[ редактировать ]Тоба Содзё
[ редактировать ]Тоба-э получил свое название потому, что стилистически он основан на произведениях, приписываемых священнику XII века Тоба Содзё . Самым известным из этих произведений является « Тёдзю-дзинбуцу-гига» , или «Свиток резвящихся животных и людей». Исторические отчеты и письменные указания указывают на то, что Тоба Содзё был автором этих работ, но существует много предположений относительно того, действительно ли рассматриваемые работы принадлежали ему. Тем не менее, по названию стиль повторяет его имя. [ 2 ]
Чоджу-джинбуцу-гига
[ редактировать ]Большая часть стиля тоба-э основана на Тёдзю-дзинбуцу-гига . Это серия из четырех длинных свитков, предназначенных для чтения справа налево. Первый и самый популярный изображает животных, ведущих себя по-человечески, в очень сатирической манере. [ 3 ] Эта работа считается первой мангой и считается источником вдохновения для чтения современной манги справа налево. Кажется, что свиток движется как во времени, так и в пространстве при просмотре, создавая синоптическое повествование , или идзи-дозу , что означает «разное время, та же иллюстрация». Животные используют луки и удочки, ездят на мулах, занимаются торговлей, участвуют в буддийских практиках и многое другое. Цель изображений обсуждается и остается загадкой, но в них есть ощущение причудливости и веселья, чего мы и сейчас ожидаем от карикатуры .
Визуально Тёдзю-дзинбуцу-гига берет начало отоко-э , известного как «мужской стиль» живописи, в отличие от онна-э , женского стиля, который практиковался при императорских дворах. В изображениях в этих стилях используются тяжелые контуры, сильное чувство жеста, акцент на создании драмы и изображении взаимодействия между объектами, а также акцент на индивидуализации персонажей друг от друга, чего не было сделано в других стилях. Линии нарисованы очень четко, без каких-либо предварительных зарисовок для планирования. Штрихи первого свитка очень плавные и игривые. Они помогают придать причудливый и беззаботный тон, соответствующий беззаботной и сатирической теме. В то же время признание формы и постоянный уровень натурализма , хотя и мультяшный, не приносятся в жертву, как это часто бывает, в ущерб эмоциям и характеру. Анимация до сих пор основывает некоторые визуальные стили на основе Тёдзю -дзинбуцу-гига из- за того, насколько эффективна работа линий.
Тоба-е в Эдоме
[ редактировать ]В XVIII веке в Эдо изображения Тоба-э стали очень популярны. Более ранние коллекции гравюр, объединенные для продажи, открыли дверь для создания книги в стиле комиксов . Toba-e был создан с использованием книг в стиле аккордеона, чтобы представить большое количество изображений в компактном и удобном формате. [ 4 ] Это позволило художникам создавать более длинные, чем раньше, повествования в воспроизводимом размере. В этом отличие от более ранних книг с картинками, которые представляли собой не что иное, как набор случайных или уже существовавших гравюр без повествования или со слабым повествованием, добавленным постфактум. [ 5 ] Эти непрерывные повествования перетекут в другие среды, такие как панельные комиксы , и продолжатся, даже если Тоба-э вымрет. Эти повествования сохранили многие черты Тоба Содзё более ранних работ . В целом они сохраняли стиль просмотра справа налево, но содержали очень мало текста или вообще не содержали его. Эти книги также сохранили большую часть визуального стиля Тоба-э. Для изображения форм использовались четкие контуры, очень плавные мазки, сохранялась та же игривость, но внимание к драматургии. С точки зрения тематики «Тоба-э» действительно сильно отличался от работ, приписываемых Тобе. Эти книги продавались в развлекательных кварталах, и поэтому они были выбраны для изображения предметов, которые были бы привлекательны для людей, которые посещали бы их, например, изображения звезды кабуки или горожан, а не совершенно причудливые, изображенные в Чоуджу-джинбуцу-гига .
Манга Кацусики Хокусая
[ редактировать ]Кацусика Хокусай сделал заметную карьеру как гравёр по дереву как в Японии , так и во всём мире. Он вывел медиум на совершенно новый уровень и представил его такой широкой аудитории благодаря своему интересу к западным художественным стилям и способности адаптироваться к ним. Даже сегодня люди, не имеющие никакого опыта в искусстве, могут узнать его знаменитую «Большую волну у Канагавы » из серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи» . Однако, хотя он и не получил широкого признания за это, он также сыграл важную роль в зарождении манги и распространении стилей Тоба-э. Его заметка как художника по гравюре на дереве привлекла к его работам большое внимание, когда он выпустил свою мангу в 1814 году. «Манга» была, по сути, вымышленным словом Хокусая для обозначения искусства в стиле Тоба-э. [ 6 ] Хокусай в своей манге сосредоточился в первую очередь на технических аспектах стиля, а не на построении повествования. Коллекция представляла собой в основном коллекцию клипартов , состоящую из самых разных типов изображений, которые можно было использовать в качестве справочного материала. В любом случае манга имела огромный успех. Слава Хокусая привлекла внимание к менее известному, но очень интересному стилю и помогла распространить его по всему миру. Манга Хокусая была переиздана на западе, а также вызвала влияние в Китае и других странах. Тот факт, что он придумал термин «манга», может заставить некоторых поверить, что Хокусай был основателем манги в целом, но это было не так. Однако он очень помог в ее распространении.
Распространение влияния на Китай
[ редактировать ]Отказ Японии от своей изоляционистской политики не только позволил ей попасть под влияние иностранных держав, но и позволил ей влиять и на других. Поэт и художник Фэн Цзикай некоторое время учился в Японии, где познакомился со многими различными стилями искусства. На него повлияли японские художники, на которых повлияли более живописные стили искусства Запада, такие как Такехиса Юмэдзи , но, что более важно, он познакомился с работами Хокусая и его мангой. Это вдохновило Зикая работать в гораздо более свободном, игривом и причудливом стиле, таком как Тоба-э и произведения искусства, вдохновленные вестерном, а также вдохновило его на работу с некоторыми комиксами. Зикай называл свои изображения « маньхуа », ответвление слова « манга ». Маньхуа определяли как рисунки и зарисовки, которые выполняются импульсивно и без планирования. Это чувство спонтанности было ключевым элементом в живописи в стиле Тоба со времен, казалось бы, идеальных, хотя и незапланированных, мазков Тобы «Тёдзю-дзинбуцу-гига» . Фэн Цзыкай отошел от более легких тем, которые были более обычным явлением для Тоба-э и его потомков, и столкнулся с мрачными реалиями бушующей мировой войны. Это было одно из первых погружений ранней манги в очень мрачную тему, которая стала почти обычным явлением в современной манге. комиксы . В 1940-х годах Зикай перешёл на комиксы с несколькими панелями . Этот переход будет очень важен для того, чтобы манга и комиксы стали такими, какими мы видим их сегодня.
Ляо Бинсюн включил в себя интересное сочетание новых воплощений стилей, подобных Тоба-э, и традиционных образов оригинальных свитков Тёдзю-дзинбуцу-гига . В своей серии под названием « Кошачье королевство » он использовал антропоморфизированные версии животных, играющих роли людей в своих мрачных и глубоко политических многопанельных комиксах. Бинсюн использовал свои комиксы как политические карикатуры, чтобы указать на коррупцию и другие подобные недостатки в правительстве. Политические карикатуры были объявлены вне закона в Китае , поэтому он не мог публиковать свои работы и должен был выставлять их как произведения искусства в галерее, чтобы люди могли их увидеть. Он использовал фигурки животных, чтобы создать ощущение хаоса и потрясений, что-то похожее на радостное резвование в Чоудзю-дзинбуцу-гиги ощущении животной жизненной силы Бинсюн был вынужден прекратить создавать искусство более чем на 20 лет . В конечном итоге во время культурной революции , несмотря на его попытки пройти через лазейки.
Влияние на современную мангу
[ редактировать ]![]() | Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( Май 2009 г. ) |
Стиль Тоба-э претерпел множество воплощений на пути к влиянию на современную мангу, но многие ключевые оригинальные элементы все еще присутствуют. Начиная с Чоджу-дзинбуцу-гига , использование антропоморфизированных животных и существ все еще присутствует. Это не жесткое правило, но чувство общения и взаимопонимания с животными или существами кажется обычным явлением. Антропоморфизация также чрезвычайно распространена в американской анимации как возможное продолжение. Это также играет роль в причудливости и легкости Тоба-э. Современные аниме и манга могут быть очень мрачными, но суперплоский идеал каваи , или милости, прекрасно вписывается в такую сцену, как резвящиеся животные. В современной манге причудливый мир тоба-э доведен до крайнего, почти непередаваемого уровня. Ощущение движения и сосредоточенность на нем также остались. Тоба-э запечатлел несколько драматических изображений животных, движущихся и прилагающих силу, и то же стремление к динамизму можно увидеть в некоторых современных мангах, например, в драматических изображениях путешествий по Нео-Токио в Акире .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Британский музей — Шуточные картинки и стихи (тоба-э), картина с прокруткой» . www.britishmuseum.org . Архивировано из оригинала 4 августа 2008 г.
- ^ Тода, Кенджи. Японская живопись свитков. Нью-Йорк: Greenwood Press, 1969. стр. 48.
- ^ Окудайра, Хидео. Чоджу гига. Свитки карикатур на животных. Гонолулу, East-West Center Press, 1969.
- ^ «Каковы были ранние истоки японских комиксов?» .
- ^ Греш, Луи Х., Вайнберг, Роберт. Наука аниме. Беговая пресса, 2005.
- ^ Греш, Луи Х., Вайнберг, Роберт. Наука аниме. Беговая пресса, 2005.