Елеазар (2 Маккавея)
Елеазар — еврейский мученик , погибший во время гонений на иудаизм в Иудее по приказу царя Антиоха IV Епифана . Вместе с женщиной, имеющей семь сыновей , он является одним из «Святых мучеников Маккавеев», прославляемых Римско-католической , Восточно-православной и Восточно-православной церквями. В восточно-православном календаре их праздник — 1 августа .
Основным источником информации об Елеазаре является книга 2-я Маккавеи , хотя вариант описания человека по имени Елеазар можно найти в 3-й книге Маккавеев .
Изображение во 2 Маккавейской книге
[ редактировать ]Те, кто руководил этим незаконным жертвоприношением, отвели этого человека в сторону из-за их давнего знакомства с ним и в частном порядке убеждали его принести мясо из своих собственных запасов, пригодное для употребления, и сделать вид, что он ест мясо жертвы. жертвенная трапеза, которую приказал царь (...) Но приняв высокое решение, достойное его лет и достоинства его старости и седых волос, которых он [Елеазар] достиг с отличием и своей превосходной жизнью даже с детства, и притом по «Святой закон, данный Богом», — быстро заявил он о себе, приказав им отправить его в ад .
— 2 Маккавея 6:21, 23. [ 1 ]
Книги Маккавеев описывают период интенсивных преследований традиционного иудаизма со стороны Антиоха IV Эпифана , царя империи Селевкидов , правившей в то время Иудеей (около 168–166 гг. до н.э.). Согласно 2 Маккавеям 6 , Елеазар был пожилым и уважаемым писцом . В рамках преследования евреям было запрещено соблюдать еврейский закон о питании ( кашрут ); Чтобы нарушить эту практику, ведущие члены сообщества были обязаны публично участвовать в представлениях поедания свинины . Ожидалось, что Елеазар устроит такое публичное выступление. Некоторые из его друзей предложили ему приготовить немного ложного мяса, приготовленного в соответствии с иудейским законом, так что Елеазар мог показаться нарушающим закон, но на самом деле не нарушил его. Елеазар резко упрекнул своих друзей и отказался от предложения, однако, желая избежать даже видимости нарушения еврейского закона. Он не хотел, чтобы молодые евреи думали, что Елеазар перешел в чужую религию просто для того, чтобы пожить еще немного и «осквернить и опозорить мою старость». Вместо этого он резко выплевывает еду. [ 2 ]
В результате Елеазара утаскивают в устройство пыток. (Греческое слово — тимпан ( τύμπανον ), обычно означающее «барабан», но в данном случае круглая барабанная стойка .) Там его замучивают до смерти, но он умирает, являя пример мужества. Следующая глава, 2 Маккавейская 7 , описывает мученическую смерть женщины с семью сыновьями и является непосредственным «ответом» на опасения Елеазара подать плохой пример: она показывает семерых еврейских юношей, остающихся твердыми в своем иудаизме. В повествовании 2 Маккавеев гнев Божий, позволивший преследование, превращается в милость после примера мучеников, что в конечном итоге приводит к успеху восстания Маккавеев . [ 2 ]
Изображение смерти Елеазара имеет некоторое сходство со смертью Сократа , поскольку оба являются образцами эллинистических идеалов благородной и надлежащей смерти. Елеазар делает окончательное заявление о своих принципах, как будто он является обвиняемым на суде и призывает Бога в качестве свидетеля. [ 3 ]
По ряду причин 2-я Маккавейская книга была сохранена как часть Септуагинты — собрания еврейских писаний на греческом языке, ставшего основой христианского Ветхого Завета , но не ставшего текстом в раввинистическом иудаизме — сохранившейся форме иудаизма. упадок эллинистического иудаизма и разрушение Второго Храма . В результате, несмотря на то, что Елеазар был замучен за соблюдение еврейского закона, он пользовался большим почетом в христианстве, где «мученики Маккавеи» считались прообразом смерти Иисуса . Средневековое и раннее современное христианство часто относилось к мученикам скорее как к протохристианам, чем как к евреям. [ 4 ] [ 5 ]
Изображение в 3 Маккавеях
[ редактировать ]Тогда некий Елеазар, известный среди священников страны, достигший глубокой старости и при жизни украшенный всякими добродетелями, велел окружавшим его старейшинам перестать призывать святого Бога и помолился.
— 3 Маккавея 6:1 [ 6 ]
Елеазар также появляется в книге « 3 Маккавеев» , хотя этой книге обычно не доверяют как надежному источнику истории. Действие происходит на десятилетия раньше правления Антиоха IV в Птолемеевском Египте, а не в Иудее, и описывает предполагаемые преследования во время правления Птолемея IV Филопатора . В нем Елеазар молится об освобождении евреев Египта, и в ответ на его молитву Бог посылает двух невидимых ангелов, которые направляют слонов Птолемея против его собственных людей, а не против евреев. Елеазар там явно не идентифицирован как тот же Елеазар из 2 Маккавеев, но описан в аналогичных терминах и, по-видимому, является литературным отсылкой (поскольку Елеазар там уже описан как старый, но он должен быть средних лет, если он действительно был одним и тем же человеком). [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ 2 Маккавейская 6:23
- ^ Jump up to: а б Шварц, Дэниел Р. (2008). 2 Маккавея . Комментарии к ранней еврейской литературе. Берлин: Вальтер Де Грюйтер. стр. 270–274. ISBN 978-3-11-019118-9 .
- ^ Доран, Роберт (2012). Аттридж, Гарольд В. (ред.). 2 Маккавея: критический комментарий . Гермения. Миннеаполис: Издательство Аугсбургской крепости. п. 154. ИСБН 9780800660505 .
- ^ Джослин-Семяткоски, Дэниел (2009). Христианские воспоминания о мучениках Маккавеях . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 1. ISBN 978-0-230-60279-3 .
- ^ Кобб, Л. Стефани (2020). «Мученичество в римском контексте». В Миддлтоне, Пол (ред.). Уайли Блэквелл, спутник христианского мученичества . John Wiley & Sons Ltd., стр. 92–93. ISBN 9781119099826 .
- ^ 3 Маккавеев 6:1
- ^ Хадас, Моисей (1953). Третья и четвертая книги Маккавеев . Нью-Йорк: Харпер и братья. п. 12; 70–71. LCCN 53-5114 . . См. 3 Маккавеи 6:1–24.