Нехватка людей
Общая численность населения | |
---|---|
147,000 (2022) [1] | |
Языки | |
Манджак , французский , португальский | |
Религия | |
Большинство: католицизм , Меньшинство: ислам |
Народ манджак или манджако ( манджак : манджаку; французский : манджак; португальский : манджако; волоф : Ньяаго; джола : манджаго) — западноафриканская этническая группа, которая в основном проживает в Гвинее-Бисау с небольшими общинами в Гамбии и Сенегале . Манджако составляют около 14% населения Гвинеи-Бисау. В Гвинее-Бисау люди в основном проживают в районах Басарель и Бабок в северном прибрежном регионе Кашеу . [2] [3]
Язык
[ редактировать ]Язык манджак классифицируется как часть бакских языков , которые являются ветвью Нигера-Конго .
История
[ редактировать ]До колонизации
[ редактировать ]Судя по ранним португальским записям и наблюдениям, структура власти и общество Манхако были прочными и устоявшимися. Люди жили в полуфеодальной системе, где деревни находились под властью лидера, и этот лидер подчинялся королю областей Бассарель и Бабок, которого называли королем Бассареля. Король Басареля возглавлял федерацию территорий, некоторые из которых были более процветающими и имели большее население, чем Бассарель, но, тем не менее, все еще подчинялись королю. Король и аристократия поддерживали более высокий уровень жизни за счет относительно высоких налогов своих подданных, поскольку большинство людей участвовало в производстве риса. [4] [5]
Манджако вместе с другими группами разработали уникальную систему сельского хозяйства, уникальную для Западной Африки, называемую Боланьяс по- португальски . Система включает в себя ряд дамб, дренажных каналов и рисовых полей в мангровых болотах для выращивания риса. Ранние португальские исследователи этого региона были очень впечатлены сложностью и эффективностью этих сельскохозяйственных систем. [5]
Португальская колонизация
[ редактировать ]Хотя португальские колонисты, скорее всего, вступили в контакт с манджако еще в конце 15 века, колонисты не заходили во внутренние земли Гвинеи-Бисау и, следовательно, не имели обширных контактов с манджако на протяжении большей части колониальной истории . Однако в этот начальный период португальские власти, проживающие в Кашеу, отдали дань уважения лидерам Манхако. Манджако сохраняли свою автономию до 1913 года, когда военная группа солдат Фула и Мандига во главе с португальскими офицерами атаковала и завоевала территорию Манхако. В течение следующего года другие этнические группы, часто возглавляемые португальскими солдатами, разрушили многие фермы и дома, прежде чем был установлен более надежный португальский колониальный контроль. [6]
В период 1914–1974 годов португальцы сохраняли полный контроль над регионом с помощью военных и активно не любили манджако из-за того, насколько сложно их контролировать. Португальцы считали манджако превосходящими другие группы Западной Африки из-за их превосходной трудовой этики, богатой родины, заполненной рисовыми полями и пальмовыми лесами, а также арахисовых ферм, но свободный дух и общее упрямое отношение манджако разозлили колонизаторов. В колониальные времена манджако голосовали против своих вождей и португальцев за большие свободы, а когда им это не удавалось, они, как правило, предпочитали работать в качестве рабочих-мигрантов во французском Сенегале или британской Гамбии , где были превосходные экономические возможности. К 1940-м годам около пятой части всех манджако работали за пределами Португальской Гвинеи , и это привело к упадку инфраструктуры рисовых полей, которая имела решающее значение для португальской колониальной экономики. [6] К 1950-м годам это число рабочих-мигрантов увеличилось до трети всего Манхако трудоспособного возраста. [7] Португальские власти преследовали цель подчинить манхако и превратить их в продуктивных работников экономики, но так и не добились успеха в этом начинании. [6]
Независимость и современность
[ редактировать ]Одно из событий, послуживших катализатором движения за независимость, произошло в 1959 году, когда докеры в Бисау объявили забастовку, и во время беспорядков было убито более 50 африканцев, многие из которых были Манхако. Это событие известно как резня в Пиджигити и привело к формированию одной из основных групп, выступающих за независимость, — националистической партии или ПАИГК . [8] Несмотря на убийство жителей Манхако в этом случае, группа очень мало участвовала в борьбе за независимость. Вместо того, чтобы воевать на стороне португальцев или ПАИГК, многие молодые мужчины из Манхако предпочли бежать в соседний Сенегал в поисках лучших возможностей для работы и более стабильной жизни. Исход мужчин Манхако в сочетании с длительным периодом засухи во время борьбы с колониальным правлением, многие рисовые поля пришли в запустение и были уничтожены морской водой.
Как только независимость была достигнута, новое правительство радикально изменило структуру власти в обществе Манхако. Во время колонизации португальские власти использовали традиционные структуры власти, чтобы попытаться реализовать свою политику, и эти структуры стали ассоциироваться и быть привязанными к колониальному правительству. На основании их связи с колонистами новое правительство лишило короля Манхако власти и аристократию их титулованных рисовых полей и передало поля людям, которые их обрабатывали. Это действие нового независимого правительства по существу лишило короля его власти. [6]
Политическая история
[ редактировать ]Исторические политические структуры
[ редактировать ]Исторические политические структуры были сосредоточены вокруг производства риса на влажных полях и, следовательно, владения этими полями. Люди, как правило, жили группами и арендовали рисовые поля у своих соседей, которые их контролировали. Эти местные землевладельцы затем сообщили вышестоящим людям, которым они заплатили частью урожая риса. Эта группа, стоявшая непосредственно над непосредственным производством риса, затем подчинялась ряду лидеров, которые руководили районами Бассарель. Лидеры присягнули на верность королю Басареля. В этот период до колонизации система была относительно стабильной и независимой от внешнего контроля. Кроме того, эмиграция жителей Манхако была значительно меньше. [9]
Текущие политические взгляды и действующие организации
[ редактировать ]Манджако, как правило, относительно апатичны к политике и, как правило, не участвуют в политике. Политические отношения во время колонизации и во время независимости оставались относительно стабильными, и манджако имели тенденцию сосредотачиваться на нескольких ключевых элементах правительства. Манхако, как правило, передвигаются по стране и за рубежом в поисках лучших возможностей для трудоустройства и делают это с начала 20 века, поэтому правительственная система рассматривается либо как позитивная система, предоставляющая документы для поездок, либо как негативная система, препятствующая передвижению. Следующий аспект управления, который, как правило, волнует манджако, — это услуги, которые правительство может предоставить, такие как образование и здравоохранение. Такое отношение означало, что манджако, как правило, не имели большого мнения о движении за независимость и скорее поддерживали то правительство, которое принесет больше пользы им и их образу жизни. [4]
Клуб развития культуры
[ редактировать ]Клуб развития культуры – это уникальная группа социальных изменений, созданная в 1980-х годах в регионе Басарель. Группа сформирована из молодых мужчин Манхако, преследующих две явные цели. Во-первых, они хотели обратить вспять тенденцию ухода молодых людей из деревенской жизни и, следовательно, сделать жизнь молодых людей привлекательной, демонстрируя определенные элементы культуры Манджако. Другая их цель — избавиться от некоторых аспектов культуры Манхако, которые группа считала отсталыми и способствовали исходу молодых людей из деревенской жизни. Важно отметить, что группа не рассматривает свою работу как новую концепцию, вместо этого они верят, что выполняют роль, которую раньше выполняли молодые мужчины Манхако, или работают над улучшением деревенской жизни. Однако эта молодежь, хотя и оказывает влияние, представляет собой небольшую секту общества, и большинство их сверстников по-прежнему предпочитают переезжать за границу или за пределы родины в поисках лучших возможностей.
Организация берет свое начало в старых практиках Манджако, связанных с банджу , или в местах, где молодые неженатые мужчины могли жить и обсуждать деревенскую жизнь, а также в католических миссионерах, которые поощряли молодежь разыгрывать культурные сценки. Затем клуб трансформировался после революции и стал поддерживать революционную политику, поддерживающую независимость, но вскоре после того, как португальские силы покинули группу, разошедшуюся с националистической партией, поскольку Манджако оставались неприсоединившимися во время конфликта. [7]
Группа проделала значительную работу в регионе для достижения своих целей. Например, члены клуба помогали пожилым фермерам в общине по сниженной ставке, чтобы помочь им собрать урожай и поддержать ферму. Чтобы помочь матерям и их детям в деревне, группа выращивала сельскохозяйственные культуры и предлагала матерям семена по более низкой цене с целью, чтобы они могли начать выращивать свои собственные участки для еды. Кроме того, деньги, заработанные от этих предприятий, пошли на закупку школьных принадлежностей для местных детей и проведение клубных мероприятий. [10]
Камбач 1986 года выпуска.
[ редактировать ]Камбач — это традиция жителей Манхако, которая возникает каждую четверть века. Во время этой церемонии мужчин приглашают в группу и они участвуют в обсуждении в правительственном стиле того, какие обычаи и традиции следует пересмотреть, изменить или отменить. На Камбатче 1986 года мужчины решили изменить две вещи в обществе Манхако: практику услуг жениха и существование культа гадания.
В обществе Манхако услуги жениха были практикой молодых мальчиков или мужчин, собиравшихся работать на полях семьи своей будущей невесты. Обычно за несколько лет до свадьбы подростки Манхако начинали работать на полях будущего партнера. В этот период будущие мужья будут жить в общей жилплощади исключительно для молодых людей. Однако, когда эта практика была официально отменена, она уже широко вышла из практики в пользу побега, эмиграции или уплаты штрафа в местном храме, чтобы избежать этой практики. В Камбатче мужчины решили использовать новую практику согласия обеих сторон в качестве критерия вступления в брак.
Культ гадания представлял собой группу женщин Манхако, которые утверждали, что являются человеческими сосудами для злых духов. Лидеры группы утверждали, что духи внутри них могут предоставить информацию о том, почему некоторые женщины были бесплодны или решили совершить детоубийство. Во время Камбатча мужчины решили, что у женщин нет доказательств того, что они вынесли приговоры другим женщинам, и мужчины полагали, что некоторые из этих приговоров могли быть вынесены ради личной выгоды. [10]
Религиозные и духовные практики
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]Большинство жителей Манхако исповедуют две религии, при этом большинство придерживается христианства, в частности католицизма , а небольшое меньшинство исповедует ислам. Однако многие молодые люди стали скептически относиться к анимизму и выдающейся роли, которую духи играют в обществе. [11]
Предки
[ редактировать ]Во многих семьях Манхако на традиционной родине есть святилище предков, состоящее из резных деревянных столбов, которые символизируют людей, их называют питчап . Резные столбы, хотя и кажутся символами отдельных людей, как их интерпретируют португальские колонисты, на самом деле являются коллективистскими изображениями предков в целом. Когда Манджако делают подношения, они относятся к одному предку, несмотря на то, что святыни представляют предков коллективно. Важное различие, которое следует сделать, заключается в том, как манджако относятся к своим предкам по сравнению с другими культурами. Вместо того, чтобы почитать предков и относиться к ним как к проводникам морального превосходства, манджако склонны подчинять своих предков и возвращать их в общество как относительных равных.
Во время подношений и вопросов предкам манджако начинают с того, что поливают святилища водой, а затем пальмовым вином. Разговор не может быть инициирован женщиной, и женщины должны попросить мужчину начать разговор, прежде чем они смогут поговорить со святилищем предков. Мужчины и женщины также различаются в том, что необходимо передать и сообщить предкам. Мужчины, как правило, просят мира в доме и делают короткие замечания, в то время как женщины склонны обсуждать повседневные события и держать предков в курсе деревенской и семейной жизни посредством длительных разговоров.
Несмотря на известные общины манхако за пределами регионов Басарель и Бабок, храмы такого типа очень редки за пределами родины. Когда Манхако умирают за границей или за пределами своего сообщества, они возрождаются дома как предки в своем городе в святилище. [12]
Практики модификации тела
[ редактировать ]Женское шрамирование
[ редактировать ]До 1960-х годов практика скарификации женщин была довольно распространена среди манджако, но эта практика в значительной степени исчезла по мере увеличения присутствия португальцев в регионе, и португальские этнографы того времени связывали это с тем, что манджако видели более цивилизованный образ жизни и отказывались от старых. жизни. Женская скарификация — это процесс нанесения замысловатых рубцов на туловище женщин. Другие члены общества часто рисовали узоры на женщинах, и узоры, как правило, сосредотачивались на женской груди. Этнографическое исследование, проведенное в 1936 году тогдашним губернатором Португальской Гвинеи Антониу де Карвалью Вьегасом, и последующее исследование, проведенное в 1960 году А. Мартиншем де Мейрелешем, пришло к выводу, что в скарификации практически нет смысла. Португальские чиновники считали, что шрамирование — это просто украшение женского тела. В исследовании 1960 года Мейрелеш опросил более 42 224 жителей Манхако (18 452 мужчин и 23 772 женщины), или около 56% предполагаемого на тот момент населения Манхако. Он искал среди людей женское шрамирование, чтобы заявить об этом, и обнаружил, что оно значительно более распространено среди женщин старшего поколения. Практика женского шрамирования хорошо задокументирована австрийским фотографом Хьюго Бернациком, который путешествовал по региону, фотографируя людей, но сделал много фотографий женщин с обнаженной грудью, чтобы задокументировать шрамирование. [13]
Известные люди
[ редактировать ]- Ансу Фати — испанский футболист.
- Ансумане Фати - футболист Бисау-Гвинеи.
- Антониу Батика Феррейра , Бисау-гвинейский поэт
- Альфред Гомис — футболист Сенегала.
- Чирлидеры , французский футболист.
- Кафетьен Гомис — французский прыгун в длину.
- Александр Менди , футболист Бисау-Гвинеи
- Арно Менди - футболист Бисау-Гвинеи.
- Бенжамен Менди — французский футболист.
- Бернар Менди — французский футболист.
- Эдуард Менди — сенегальский футболист.
- Эммануэль Менди — футболист Бисау-Гвинеи.
- Ферлан Менди — французский футболист.
- Фредерик Менди — футболист Бисау-Гвинеи.
- Джейкоб Менди — футболист Гамбии.
- Нампалис Менди — футболист Сенегала.
- Сана Гомеш
- Бубакар Ханне
- Джанио Бикель
- Джефферсон Энкада
- Карлос Мендес Гомеш — испанский футболист.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Манджак» . Этнолог . Проверено 5 ноября 2023 г.
- ^ «Гвинея-Бисау (20.01.12)» . Суперинтендант документов . 2012. ProQuest 1026789318 – через ProQuest.
- ^ Юфферманс, Каспер; МакГлинн, Кэролайн (2009). «Социолингвистический профиль Гамбии» (PDF) . Проверено 11 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Гейбл, Эрик (1990). «Современный Манхако: этос власти в западноафриканском обществе» . ProQuest 303922462 – через ProQuest Dissertations Publishing.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б Конерт, Дирк (1988). «Социализм без освобождения: проекты мелиорации земель в Гвинее-Бисау» . Сельская социология . 28 (2–3): 161–175. дои : 10.1111/j.1467-9523.1988.tb01036.x . hdl : 10419/118630 . ISSN 0038-0199 . S2CID 46574753 .
- ^ Jump up to: а б с д Гейбл, Эрик (2003). «Правители Манхако после революции» . Африка . 73 (1): 88–112. дои : 10.3366/апр.2003.73.1.88 . ISSN 1750-0184 . S2CID 145123833 – через Cambridge Core.
- ^ Jump up to: а б Гейбл, Эрик (2000). «Клуб развития культуры: молодежь, нео-традиции и построение общества в Гвинее-Бисау» (PDF) . Антропологический ежеквартальный журнал . 73 (4): 195–203. дои : 10.1353/anq.2000.0010 . ISSN 1534-1518 . S2CID 145088413 .
- ^ Гейбл, Эрик (2002). Образы и империи: визуальность в колониальной и постколониальной Африке . Пол Стюарт Ландау, Дебора Д. Каспин. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 294–319. ISBN 978-0-520-92729-2 . OCLC 55857417 .
- ^ Гейбл, Эрик (1997). «Общий секрет: полевые работы и зловещее в западноафриканской деревне» . Культурная антропология . 12 (2): 213–233. дои : 10.1525/can.1997.12.2.213 . ISSN 0886-7356 . JSTOR 656583 .
- ^ Jump up to: а б Гейбл, Эрик (1 июня 2010 г.). «Суета в глухих местах» . Кадернос де Эстудос Африканос (18/19): 75–90. дои : 10.4000/cea.1026 . hdl : 10071/2593 . ISSN 1645-3794 .
- ^ Гейбл, Эрик (февраль 2002 г.). «За гранью веры? Игра, скептицизм и религия в западноафриканской деревне» . Социальная антропология . 10 (1). дои : 10.1017/S0964028202000046 . ISSN 0964-0282 .
- ^ Гейбл, Эрик (1996). «Женщины, предки и инаковость среди манджако Гвинеи-Бисау» . Журнал религии в Африке . 26 (2): 104–121. дои : 10.1163/157006696X00028 . ISSN 0022-4200 .
- ^ Гейбл, Эрик (1998). «Соответствующие тела: Я через другого в Манхако и португальском представлении, 1946–1973» . Обзор визуальной антропологии . 14 (1): 3–18. doi : 10.1525/var.1998.14.1.3 – через Anthrosource.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Теодор Гомис (ред.). Ле Манжак (на французском языке).
- Амаду Диоп (1981). Традиции и адаптация в сенегальской миграционной сети: сообщество манджаков Франции (на французском языке). Парижский университет. п. 337.
- АМ Диоп. Обряд посвящения и религиозная система манжаков (на французском языке).
- Ф. Галиберт (сентябрь 1887 – январь 1888). «В стране манжаков». Анналы Дальнего Востока и Африки (на французском языке): 65–74, 143–149, 180–185.
- Мария Тейшейра (1995). «Верования и религиозные обряды манджаков в Гвинее-Бисау». Ле Манджак (на французском языке) (3): 7–9.
- Мария Тейшейра (1996). Социальные изменения и контрженское колдовство среди манджаков Канчунго, эмигрировавших в Зигинчор: ответы Бепене и Касары (на французском языке).
- Мария Тейшейра (1997). «Динамика магико-религиозных сил женщин-манджаков из Канчунго (Гвинея-Бисау), эмигрировавших в Зигинчор». Журнал Соронды гвинейских исследований (на французском языке). 1 (1). Сенегал: 121–157.
- Мария Тейшейра (1998). «Социальные потрясения и борьба с колдовством Манджака. Гвинея-Бисау/Сенегал». Cahiers de Sociologie Economique et Culturelle (на французском языке) (30): 63–87.
- Мария Тейшейра (2001). Гадательные и лечебные ритуалы у манджаков Гвинеи-Бисау и Сенегала (на французском языке). Париж: L'Harmattan.
- Мария Тейшейра (2001). «Истоки и трансформация культа владения среди манджаков Гвинеи-Бисау и Сенегала». Знакомство с Богами. Транс и одержимость в Черной Африке, Реюньоне, Мадагаскаре (на французском языке). Издательство Университета Блеза Паскаля, Коллекция антропологии. стр. 223–248.
- Мария Тейшейра (2001). «Ритуал очеловечивания младенцев: кабуата манджак». Journal des Africanistes (на французском языке). Гвинея-Бисау/Сенегал: 7–31.
- Мария Тейшейра (2001). «Современное развитие культа заботы: касара манджак». Cahiers de Sociologie Economique et Culturelle (на французском языке) (35). Гвинея-Бисау, Сенегал: 75–90.
- Мария Тейшейра (2004). «Круговорот жидкостей и трансформация существ». Тело и аффекты (на французском языке). Париж: Издания Одиль Жакоб: 187–203.
- Мария Тейшейра (2007). «Под сомнение смерть ради сохранения жизни: Манджак королевства Бабок, Гвинея-Бисау». Прогнозирование и предсказание болезней (на французском языке). Париж: Aux Places d’être: 49–66.
- Мария Тейшейра (2007). «Маймуна и Мери: прорицатели-целители в миграционной сети». Фигуры современных целителей. Неотрадиционализм в биографиях (на французском языке). Париж: Картала.
- Мария Тейшейра (2007). «Завершение человечества. Туалет, массаж и уход за детьми-манджаками (Гвинея-Бисау, Сенегал)». От заботы к обряду в детстве (на французском языке). Париж: Издания Эрес.
- Мария Тейшейра (2008). «Колдовство и противодействие колдовству: постоянная корректировка мира. Манджак Гвинеи-Бисау и Сенегала». Тетради по Африке . 1-2 (на французском языке). XLVIII (189–190): 59–79.
- Мария Тейшейра; Ндиасс Тиам. Коммуникационная стратегия и лингвистические установки группы меньшинства: случай сенегальского манджака (на французском языке).
- Антониу Каррейра (1947). Общественная жизнь манджако (на португальском языке). Лиссабон: Центр изучения Португальской Гвинеи, Бисау. п. 185.
- Артур Мартинс де Мейрелеш (1960). Этнические увечья манджако (на португальском языке). Центр изучения Португальской Гвинеи, Бисау. п. 172.