Йосеф Шломо Каханеман
Йосеф Шломо Каханеман | |
---|---|
יוסף שלמה כהנמןЙосеф Шломо Канеман | |
![]() | |
Персональный | |
Рожденный | |
Умер | 3 сентября 1969 г. | ( 83 года
Религия | иудаизм |
Национальность | Литовская, Израильская |
Дети | Авраам Канеман |
Альма-матер | Telshe yeshiva , Novardok yeshiva , Raduń Yeshiva |
Позиция | rosh yeshiva |
Yeshiva | Поневежская иешива |
Позиция | лидер |
Организация | Агудат Исраэль |
Шломо Каханеман ( иврит : Йосифас еврейским Йосеф раввином Шлейме . также известный , Каханеманас как Поневежер Рав ), был Православный раввин и Рош- Поневежской ешива ешивы Он был известным знатоком Торы и Талмуда , выдающимся членом Совета мудрецов Торы Агудат Исраэль .
Биография
[ редактировать ]Раввин Каханеман родился 13 мая 1886 года в Ковенской Куляе губернии Российской империи (современная Литва ), небольшом городке с населением около 300 человек, из которых около трети были евреи . [ 1 ]
В детстве он посещал иешиву в Плунге под руководством раввина Хаима Ицхака Хакоэна Блоха , которому приписывают развитие потенциала Каханемана. [ 2 ] В 14 лет он пошел изучать Талмуд в иешиву Тельше , где изучал Тору до двадцати лет под руководством раввина Элиэзера Гордона и раввина Шимона Шкопа . Затем он провел полгода в иешиве Новардок , после чего провел три года в иешиве Радунь, обучаясь у Хофеца Хаима и раввина Нафтоли Тропа .
Он женился на дочери раввина Виджа и стал там раввином в конце 1911 года, когда его тесть стал раввином Вилкомира ( Укмерге ). Его племянником был Дэниел Канеман , психолог и экономист. [ 3 ]
После кончины раввина Ицхака Яакова Рабиновича в 1919 году новым раввином Поневежа был назначен Каханеман . Он построил там три иешивы, а также школу и приют. Все эти учреждения были разрушены, а многие из его учеников и членов семьи погибли во время Второй мировой войны .
Он был избран в парламент Литвы . Он также был членом автономного Национального совета литовских евреев и активным членом и лидером Агудат Исраэль .
Начало Второй мировой войны застало его во время визита в Палестину, находящуюся под британским мандатом , после чего он намеревался посетить Соединенные Штаты. Узнав об оккупации Литвы Красной Армией, он решил остаться в Палестине. Он продолжал на расстоянии курировать поневежскую иешиву. После прихода гитлеровцев в Поневеж иешива была разрушена, а все студенты убиты. Несколько лет спустя, в 1944 году, Каханеману удалось восстановить Поневежскую иешиву в Бней-Браке. После безуспешных попыток спасти европейских евреев Каханеман сосредоточился на развитии общин в Палестине, построив Кирьят Ха-Ешива («Город ешивы») в Бней-Брака и Батей Авот приютах . Он также много путешествовал по диаспоре , чтобы обеспечить финансовую поддержку ешивы, которую он постоянно улучшал и расширял. С помощью давнего друга рава Моше Окуна Каханеману удалось превратить воссозданную поневежскую иешиву в одну из крупнейших в мире — ведущую среди литвишей.
Он стремился позаботиться о многих сиротах, особенно о Ялдей Тегеране («Детях Тегерана») – детях, сбежавших из нацистской Европы пешком через Европу в Тегеран, – а также о других беженцах, среди них Ребе Бяла – раввин Бен Цион Рабиновиц . [ 4 ] Он называл свои многочисленные действия «21 пальцем» — пальцами рук (10), ног (10) и перстом Бога (1). [ 5 ]
Каханеман умер 3 сентября 1969 года в Бней-Браке, Израиль. После его смерти община Поневежской ешивы разделилась на две части из-за конфликта вокруг руководства. [ 6 ]
Каханеман написал комментарии к Талмуду и толкование Пасхальной Агады , хотя они - вместе с стенограммами его уроков - были опубликованы только после его смерти.
Мнение о Государстве Израиль и сионизме
[ редактировать ]В отличие от преобладающей харедимской оппозиции сионизму , Каханеман продемонстрировал признаки поддержки Государства Израиль . Он считал создание Государства Израиль имеющим религиозное значение, особенно после опыта Холокоста , полагая, что это был Божий план. Он известен тем, что настаивал на том, чтобы флаг Израиля вывешивался возле Поневежской ешивы в День независимости Израиля (практика продолжается и по сей день). [ 7 ] Он также воздержался от произнесения молитвы Таханун – ежедневной покаянной молитвы – в этот день в знак праздника. [ 8 ] [ 9 ]
К Каханеману также обратился - среди некоторых других - Давид Бен-Гурион , премьер-министр Израиля, чтобы помочь ответить на вопрос об определении понятия «еврей» для государства Израиль. В своем ответе Каханеман написал: «Я рассматриваю видение возвращения в Сион в нашем поколении как откровение света божественного провидения, который укрепляет нашу руку и сопровождает нас сквозь злые воды, поднявшиеся против нас… Я вижу чудеса каждое мгновение, каждый час! Я уверен, что Его Честь [т. е. Бен-Гурион] видит эти вещи так же, как и я, так же, как эти чудеса видит капитан корабля, стоящий за штурвалом своего корабля». [ 10 ]
После военных побед Израиля во время Шестидневной войны он опубликовал статью, в которой назвал их «очевидными чудесами», добавив, что «даже слепые люди могут чувствовать ощутимые чудеса... чудеса, чудеса, спасения... утешения и сражения» [ 11 ] и призвал признать их таковыми и наблюдать «дивный период».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Лита (Литва)» . Еврейский ген . Проверено 9 августа 2017 г.
- ^ Закон Б'доро .
- ^ «Интервью с Дэниелом Канеманом» . Макс Раскин . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ «ЙИВО | Каханеман, Йосеф Шеломо» . www.yivoencyclepedia.org . Проверено 4 января 2019 г.
- ^ «Каханеман, Джозеф» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 4 января 2019 г.
- ^ «Смерть раввина стала редким моментом единения литовских харедим» . Гаарец . 25 февраля 2009 г. Проверено 4 января 2019 г.
- ^ Исраэль Эйзен, « Нетурей Карта прибыла в Поновеж », TOG - Новости и еврейский контент, 21 апреля 2010 г.
- ↑ Когда его спросили о его очевидном лицемерии, когда он не произнес молитву Халель - молитву активного празднования, - он в шутку ответил, что следует практике Давида Бен-Гуриона , который также не читал молитву Халель или Таханун в тот день.
- ↑ Причина, по которой Бен-Гурион не произносил молитвы Халель и Таханун, заключалась в том, что он был стойко светским человеком. Хадар Марголин, День радости или день траура: правда о Дне независимости Израиля. Архивировано 25 февраля 2011 г., в Wayback Machine , Айш.
- ^ «Каханеман, Джозеф» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 4 января 2019 г.
- ^ «HebrewBooks.org Подробности Сефера: Бейт Яаков № 100 Элул 5727 - Левин, Пинхас Яаков Ха-Коэн» . 14 ноября 2011 г. Архивировано из оригинала 14 ноября 2011 г. Проверено 4 января 2019 г.
- 1886 рождений
- 1969 смертей
- Люди из самоуправления Плунгенского района
- Жители Тельшевского уезда.
- Евреи из Российской Империи
- Литовские раввины-харедим
- Литовские эмигранты в Подмандатную Палестину
- Ашкеназские раввины в Подмандатной Палестине
- Израильтяне литовско-еврейского происхождения
- Раввины-харедим в Израиле
- Члены Сейма
- Поневежская рош иешива
- Поневежская иешива
- Выпускники Радуньской ешивы
- Раввины в Бней-Браке
- Выпускники ешивы Новардок