Венцель Шольц
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2019 г. ) |

Венцель Иоганн Шольц (Венцислаус Иоганн, настоящее имя Венцель фон Плюмеке) (28 марта 1787 в Инсбруке , по другим источникам Бриксен — 5 октября 1857 в Вене) — австрийский актёр в Лайбахе , Клагенфурте , Граце и в Вене прежде всего в театре «Альт». -Винерский народный театр , прославившийся прежде всего как блестящий партнер Иоганна Нестроя в его труппах и комедиях. с.
Источник
[ редактировать ]Во многих биографиях в качестве отца упоминается Максимилиан Шольц (1744-1834). Однако его отцом был актер Леопольд Шольц (1748–1826), который, возможно, был братом или близким родственником Максимилиана. Ошибка может возникнуть из-за того, что у обоих Шольцев в качестве жены была урожденная Тилли. [ 1 ]
Дебют
[ редактировать ]Шольц был актерским ребенком, чей талант рано протестовал против принудительной профессии купца.
Дебютировал в 1811 году в возрасте 24 лет в театральной труппе матери в роли Арлекина в «Турандот» Фридриха Шиллера , «Принцессы фон Китая» , а затем выступал преимущественно в Лайбахе и Клагенфурте. В марте 1815 года он был помолвлен на несколько недель в Хофбургтеатре в Вене. Его дебют состоялся в партии Трауготта в Августа фон Коцебу пьесе «Bruderzwist oder die Versöhnung» . Поскольку его способности не были признаны и он «вскоре почувствовал гнет дворянской атмосферы», он стал Касперле , как в карательном порядке провозгласил его отец. Когда Шольц понял, что ему суждено стать комиком в местном бизнесе, он покинул Бургтеатр в сентябре 1815 года и дал гастрольный спектакль в Театре в Леопольдштадте . Поскольку, несмотря на хорошие отзывы, он там не был занят, он вернулся в Клагенфурт, где работал до 1819 года в основном в эпизодических и эпизодических ролях, а также в качестве молодого комика, но большой успех уже принес ему некоторые из его более поздних ярких венских ролей. Следующие годы Шольц провел в различных театральных труппах, с которыми играл в австрийских провинциях. Штирия и Каринтия . В 1819 году ему удалось на семь лет стать членом ансамбля театра в Граце, где он выступал в роли комика в спектаклях «Касперле», «Таддадль» и «Штаберль» .
В 1826 году Шольц снова отправился в Вену в возрасте 39 лет, чтобы выполнить ангажемент в Театре в Йозефштадте , где его первой ролью был Труффальдино Гольдони в «Слуге двух господ» . С мая 1827 года он выступал в Театре ан дер Вин и радовал публику и критиков ролью Штаберля в опере Бауэрле «Бургер в Вене» . В 1826 году Шольц добился окончательного прорыва в роли популярного народного комика в роли Клапперле в пародии Карла Мейсла « Шварцовая фрау» , в которой он доводил публику до исступления гротескно-резкой внешностью с раздутой шеей и «отсутствием голоса». И, по свидетельствам современников, после нонсенса — «Винерского куплета» ему пришлось до десяти раз появляться на сцене. Его популярность «вскоре возросла до поклонения» (Александр фон Вейлен, Allgemeine Deutsche Biography, 1891).
Шольц и Нестрой
[ редактировать ]
Режиссер театра Карл Карл перевел Шольца в Театр ан дер Вин , где с 1831 года он стал партнёром Иоганна Нестроя. С 1832 по 1852 год Шольц играл в Театре в Леопольдштадте (с 1847 — Карлтеатр ). Большой успех знаменитого дуэта стал результатом того, что Нестрой написал множество ролей для себя и своего партнера Шольца. Внешний вид Шольца, коренастая фигура, круглое, большей частью неподвижное лицо с проворными, живыми глазами и его преимущественно флегматичный темперамент, стоявший в отличие от Нестроя, главным образом способствовали комическому эффекту его пьесы. Комбинацию Шольц/Нестрой можно сравнить со знаменитыми двойными действиями , такими как Арлекино и Панталоне в «Комедии дель арте» , а затем с Карлом Валентином и Лизл Карлштадт , а также с Лорел и Харди .
Взаимодействие Шольца и Нестроя прославилось в фильме Der wöse Geist Lumpacivagabundus (1833) с Шольцем в роли Шнайдера Цвирна, режиссером Карлом Карлом в роли Тишлера Лейма и Нестроем в роли Шустера Книриема в роли «распутного Хандверкера-Клеблатта», а также в Нестроя к Уленшпигелю. адаптации (1835), в «Шляпнике и вязальщице чулок» (1837), как лорд Губ и слесарь Глухаммер в Der Zerrissene (1844), как слуга Иоганн и торговец одеждой Дамиан в Zu e er Erde und first Stock (1835), как парикмахер Слим и чистильщик одежды Хуцибуц в Das Haus der Temperamente (1837), как отец и сын Пфрим в «Хёлленангсте» , в « Унверхоффте (1845), «Незначительном» (1846, роль интригана Паффмана), «Шютцлинге» (1847), как Олоферн в «Юдифи и Олоферне» (1849) и как цирюльник-хирург Габриэль Бруннер в Кампле (1852).
В черновиках диалогов Нестроя главные герои обычно отмечаются Н. и Ш — инициалами Нестроя и Шольца.
Специально для роли глупого, глупого слуги Шольц был снят в роли флегматичного помощника садовника в «Талисмане» Нестроя (1840) или в роли домашнего слуги «Мельхиора» (роль, которую Нестрой написал для Шольца) в «Einen Jux will er sich machen» . (1842), который тупо повторяет фразу: «Das is' klasisch!» В рецензии на гастрольную постановку этой пьесы в Праге от 14 июля 1842 года было сказано:
Мельхиора исполняет давний партнер «Нестроя» Венцель Шольц. Специально для него написана роль толстого, медлительного, глупого слуги, который передвигается по сцене, как улитка, не корчит рожу и считает все «классическим». Больший контраст с быстрым, суетливым «Нестроем» едва ли мыслим, комедия вытекает не в последнюю очередь из этого обстоятельства».
Особенно, кроме острой иронии Нестроя, необходима была оригинальная безобидность Шольца, он противопоставлял ртутному приему Треймана свое добродушное спокойствие. «Иоганн Нестрой и Венцель Шольц как бы разделились в наследство Гансвурста : вся острота и подвижность досталась Нестрою, вся ширина и комфорт достались Шольцу. Нестрою всегда приходилось добиваться своего успеха, Шольц уже побеждал, когда он появлялся. Шольц был представителем ответственной, терпимой, Нестрой — представителем активной, наступательной комедии» (Шпайдель).
Пьеса «Уленшпигель», или розыгрыш о розыгрышах, была написана Нестроем в 1835 году для своего друга Шольца. Примечательно, что Нестрой не сыграл главную роль сам, а выбрал для Уленшпигеля «толстую». Он оставил за собой роль, казалось бы, простодушного мальчика Наци, который был предшественником Виллибальда в «Плохих парнях в школе .
На юмористической картине 1848 года Шольц и Нестрой изображены как «неравная пара 4848 года» Национальной гвардии , ополчения, созданного революционерами в Вене в начале революции 1848 года . Картина была намеком на политическое интермеццо Нестроя во время Революции, что отразилось в его фарсе с песней Freiheit in Krähwinkel , фоном которой были события Мартовской революции и в которой Нестрой и Шольц появились вместе.
Премьера одноактного фарса Нестроя «Поездка на паровозе» состоялась 5 декабря 1834 года в Театре «Ан дер Вин» в пользу его друга Шольца.
Виз Комика
[ редактировать ]
представителем наивной бурлеск-комедии В своей комедии Шольц был последним после Гансвурста . Лишь в поздний период Шольца радикальные комические средства были сокращены в пользу более сильной интернализации и психологического углубления, как в роли деревенского врача-идеалиста Габриэля Бруннера в позднем произведении Нестроя « Кампль» (1852), который хочет поднять вопросы любовь и наследство от высшей знати к слесарю в балансе с блестящими однострочными шутками , метафорами и обоснованиями, и как приказывающая власть сражается на стороне лояльности и хорошего характера.
Несмотря на ожирение, Шольц обладал высокой ловкостью. Современники сообщают о дерзком прыжке, пируэте , который Шольц еще в преклонном возрасте исполнил в фарсе Нестроя «Несчастная» и который вызвал у публики овации и аплодисменты.
Венский придворный актер Карл Людвиг Костенобль писал о Шольце: «Человек обладает несказанной силой! Самые пресные вещи он может повторить три-четыре раза — они никогда не приедаются, наоборот, он так декламирует одну и ту же мысль или реплику». иначе в его тональностях смех всегда усиливается» . В своем жанре Шольц не имел себе равных, пока не нашелся равный преемник в лице Йозефа Матраса .
была показана анонимная одноактная пьеса «Венцель Шольц и китайская принцесса» в Карловом театре 28 марта 1856 года по случаю его 70-летия . Шольц тщетно искал автора, который мог бы написать для него пьесу, и получил пакет, в котором были только пустые листы. С помощью нескольких бутылок вина, чтобы «воодушевить» его, он решил написать пьесу сам и заснул над ней. Мечта привела его в Китай, где он должен был жениться на принцессе и, разоблаченный как комик, погибнуть. Как раз вовремя он проснулся и получил материал, который искал.
Эта одноактная пьеса является свидетельством сотрудничества знаменитого комедийного квартета Иоганна Нестроя , Венцеля Шольца, Карла Троймана и Алоиса Гройса в Карлтеатре в переломный момент от комедии фарсового Альт-Винерского народного театра , закончившейся Шольц, к «новой» комедии после 1850 года на пути к оперетке .
Карл Гаффнер сделал Шольца героем драмы ( Венцель Шольц , жанровая картина из жизни художника с песней и танцем в трёх действиях, 1858) и народного романа.
Частная жизнь
[ редактировать ]Шольц был женат дважды. От первого брака с Антонией Рупп, дочерью печатника, родились два сына Эдуард (ум. 1844, в возрасте 34 лет), Антон (ум. 1846, самоубийство) и две дочери Жозефина Лееб и Каролина фон Франк (в браке с Альфредом Риттером). фон Франк ), оба из которых начали посредственную актёрскую карьеру. Говорят, что брак не был счастливым, поскольку его жена была расточительницей. Шесть лет спустя, после смерти первой жены в 1844 году, Шольц женился во второй раз на Терезе Миллер в преклонном возрасте. Этот второй брак остался бездетным. Внебрачный ребенок Шольца поддается проверке.
В частном порядке Шольц был серьезен и молчалив и увлекался только курением табака и карточной игрой, в которой регулярно проигрывал, но с большим хладнокровием, хотя это и повергло его в большие финансовые трудности. Директор Карл Карл умел умело компенсировать финансовые бедствия Шольца авансами, кредитами, покупкой его идей по выгодам и т. д. Только под руководством Нестроя Шольц получил соответствующее вознаграждение.
Шольц был единственным, кому директор Карл Карл посчитал в своем завещании значительную сумму в качестве пенсии. Тем не менее, это лишило его желания участвовать в kk Burgtheater , что в то время означало кульминацию актерской карьеры.
В возрасте 70 лет Шольц умер после непродолжительной болезни. Современные свидетели сообщают об огромном участии в похоронах: десятки тысяч венцев, как говорят, устроили ему похоронную процессию к старому Фридгофу в Дорнбахе , за гробом следовали сотни сотрудников. Иоганн Нестрой, его многолетний друг и партнер, приехал, однако, не для того, чтобы присутствовать на похоронах, поскольку он не мог вынести мысли о смерти. В 1900 году тело Шольца было эксгумировано по настоянию его внучки и перезахоронено в Траункирхене .
Шольц увековечен на занавесе безопасности Театра ан дер Вин рядом с Нестроем , Раймундом Моцарта и «Волшебной флейтой» .
Библиография
[ редактировать ]- Карл Хаффнер, Адольф Мюллер (Музыка): Венцль Шольц. Зарисовки из жизни художника с пением в трёх действиях . Лето (печать), Вена 1859 г. – Читать онлайн .
- Карл Хаффнер: Шольц и Нестрой. Роман из жизни художника . Три тома. Марграф, Вена, 1866 г. (цифровая копия том 1 , том 2 , том 3 )
- Константин фон Вурцбах: Шольц, Венцель. В биографическом лексиконе Австрийской империи . 31-я часть. Императорско-Королевский двор и государственная типография, Вена, 1876 г., с. 212-230
- Александр фон Вайлен (1891), « Шольц, Венцель », Общая немецкая биография (на немецком языке), том. 32, Лейпциг: Duncker & Humblot, стр. 230–231.
- Дж. Зейфрид: Венцель Шольц . В: Пауль Вертхаймер (издатель): Старый венский театр. Описания современников. Кнеплер , Вена 1920, с. 226 и далее.
- Карл Хаффнер: Нестрой и Шольц. Два юмора. Кусочек истории венского театра о Нестрое и Шольце. Гёт, Вена, 1946 г.
- Урсула Дек: Венцель Шольц и Народный театр Старой Вены. Вклад в историю венской народной комедии . Диссертация. Венский университет, Вена, 1968 год.
- Э(дгар) Марктль: « Шольц Венцель (Венцислав Иоганн) ». В: Австрийский биографический лексикон 1815–1950 (ÖBL). Том 11, Австрийская академия наук , Вена, 1999 г., ISBN 3-7001-2803-7 , с. 132–134. (Прямые ссылки на « с. 132 », « с. 133 », « с. 134 »)
- Юрген Хейн (издатель): Венцель Шольц и китайская принцесса . Куодлибет, том 5, ЗДБ ID 2266183-9 . Ленер, Вена, 2003 г., ISBN 3-901749-34-9 .
- Ральф-Гюнтер Паточка (2007), «Шольц, Венцель Иоганн» , Новая немецкая биография (на немецком языке), том. 23, Берлин: Duncker & Humblot, стр. 462–463 ; ( полный текст онлайн )
- Власта Рейтерерова: Венцель Шольц (1797–1857) – ein Wiener Komiker в Праге , ISBN 978-80-7008-355-0 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Людвиг Айзенберг: Большой биографический словарь немецкой сцены XIX века. век . Издание Пола Листа , Лейпциг, 1903 г., с. 909.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Венцель Шольц на Wiki History Wiki
