Jump to content

Венцель Шольц

Венцель Шольц, литография Йозефа Крихубера , 1857 г.

Венцель Иоганн Шольц (Венцислаус Иоганн, настоящее имя Венцель фон Плюмеке) (28 марта 1787 в Инсбруке , по другим источникам Бриксен — 5 октября 1857 в Вене) — австрийский актёр в Лайбахе , Клагенфурте , Граце и в Вене прежде всего в театре «Альт». -Винерский народный театр [ де ] , прославившийся прежде всего как блестящий партнер Иоганна Нестроя в его труппах и комедиях. [ ru ] с.

Источник

[ редактировать ]

Во многих биографиях в качестве отца упоминается Максимилиан Шольц (1744-1834). Однако его отцом был актер Леопольд Шольц (1748–1826), который, возможно, был братом или близким родственником Максимилиана. Ошибка может возникнуть из-за того, что у обоих Шольцев в качестве жены была урожденная Тилли. [ 1 ]

Шольц был актерским ребенком, чей талант рано протестовал против принудительной профессии купца.

Дебютировал в 1811 году в возрасте 24 лет в театральной труппе матери в роли Арлекина в «Турандот» Фридриха Шиллера , «Принцессы фон Китая» , а затем выступал преимущественно в Лайбахе и Клагенфурте. В марте 1815 года он был помолвлен на несколько недель в Хофбургтеатре в Вене. Его дебют состоялся в партии Трауготта в Августа фон Коцебу пьесе «Bruderzwist oder die Versöhnung» . Поскольку его способности не были признаны и он «вскоре почувствовал гнет дворянской атмосферы», он стал Касперле , как в карательном порядке провозгласил его отец. Когда Шольц понял, что ему суждено стать комиком в местном бизнесе, он покинул Бургтеатр в сентябре 1815 года и дал гастрольный спектакль в Театре в Леопольдштадте . Поскольку, несмотря на хорошие отзывы, он там не был занят, он вернулся в Клагенфурт, где работал до 1819 года в основном в эпизодических и эпизодических ролях, а также в качестве молодого комика, но большой успех уже принес ему некоторые из его более поздних ярких венских ролей. Следующие годы Шольц провел в различных театральных труппах, с которыми играл в австрийских провинциях. Штирия и Каринтия . В 1819 году ему удалось на семь лет стать членом ансамбля театра в Граце, где он выступал в роли комика в спектаклях «Касперле», «Таддадль» и «Штаберль» .

В 1826 году Шольц снова отправился в Вену в возрасте 39 лет, чтобы выполнить ангажемент в Театре в Йозефштадте , где его первой ролью был Труффальдино Гольдони в «Слуге двух господ» . С мая 1827 года он выступал в Театре ан дер Вин и радовал публику и критиков ролью Штаберля в опере Бауэрле «Бургер в Вене» [ de ] . В 1826 году Шольц добился окончательного прорыва в роли популярного народного комика в роли Клапперле в пародии Карла Мейсла « Шварцовая фрау» , в которой он доводил публику до исступления гротескно-резкой внешностью с раздутой шеей и «отсутствием голоса». И, по свидетельствам современников, после нонсенса «Винерского куплета» [ де ] ему пришлось до десяти раз появляться на сцене. Его популярность «вскоре возросла до поклонения» (Александр фон Вейлен, Allgemeine Deutsche Biography, 1891).

Шольц и Нестрой

[ редактировать ]
Иоганн Нестрой с Карлом Карлом и Венцелем Шольцем в фильме «Злой дух Lumpacivagabundus [ de (1834)

Режиссер театра Карл Карл перевел Шольца в Театр ан дер Вин , где с 1831 года он стал партнёром Иоганна Нестроя. С 1832 по 1852 год Шольц играл в Театре в Леопольдштадте (с 1847 — Карлтеатр ). Большой успех знаменитого дуэта стал результатом того, что Нестрой написал множество ролей для себя и своего партнера Шольца. Внешний вид Шольца, коренастая фигура, круглое, большей частью неподвижное лицо с проворными, живыми глазами и его преимущественно флегматичный темперамент, стоявший в отличие от Нестроя, главным образом способствовали комическому эффекту его пьесы. Комбинацию Шольц/Нестрой можно сравнить со знаменитыми двойными действиями , такими как Арлекино и Панталоне в «Комедии дель арте» , а затем с Карлом Валентином и Лизл Карлштадт , а также с Лорел и Харди .

Взаимодействие Шольца и Нестроя прославилось в фильме Der wöse Geist Lumpacivagabundus [ de ] (1833) с Шольцем в роли Шнайдера Цвирна, режиссером Карлом Карлом в роли Тишлера Лейма и Нестроем в роли Шустера Книриема в роли «распутного Хандверкера-Клеблатта», а также в Нестроя к Уленшпигелю. адаптации (1835), в «Шляпнике и вязальщице чулок» (1837), как лорд Губ и слесарь Глухаммер в Der Zerrissene [ де ] (1844), как слуга Иоганн и торговец одеждой Дамиан в Zu e er Erde und first Stock [ de ] (1835), как парикмахер Слим и чистильщик одежды Хуцибуц в Das Haus der Temperamente [ de ] (1837), как отец и сын Пфрим в «Хёлленангсте» [ де ] , в « Унверхоффте [ де (1845), «Незначительном» [ де ] (1846, роль интригана Паффмана), «Шютцлинге» [ де ] (1847), как Олоферн в «Юдифи и Олоферне» [ де ] (1849) и как цирюльник-хирург Габриэль Бруннер в Кампле (1852).

В черновиках диалогов Нестроя главные герои обычно отмечаются Н. и Ш — инициалами Нестроя и Шольца.

Специально для роли глупого, глупого слуги Шольц был снят в роли флегматичного помощника садовника в «Талисмане» Нестроя (1840) или в роли домашнего слуги «Мельхиора» (роль, которую Нестрой написал для Шольца) в «Einen Jux will er sich machen» . (1842), который тупо повторяет фразу: «Das is' klasisch!» В рецензии на гастрольную постановку этой пьесы в Праге от 14 июля 1842 года было сказано:

Мельхиора исполняет давний партнер «Нестроя» Венцель Шольц. Специально для него написана роль толстого, медлительного, глупого слуги, который передвигается по сцене, как улитка, не корчит рожу и считает все «классическим». Больший контраст с быстрым, суетливым «Нестроем» едва ли мыслим, комедия вытекает не в последнюю очередь из этого обстоятельства».

Особенно, кроме острой иронии Нестроя, необходима была оригинальная безобидность Шольца, он противопоставлял ртутному приему Треймана свое добродушное спокойствие. «Иоганн Нестрой и Венцель Шольц как бы разделились в наследство Гансвурста : вся острота и подвижность досталась Нестрою, вся ширина и комфорт достались Шольцу. Нестрою всегда приходилось добиваться своего успеха, Шольц уже побеждал, когда он появлялся. Шольц был представителем ответственной, терпимой, Нестрой — представителем активной, наступательной комедии» (Шпайдель).

Пьеса «Уленшпигель», или розыгрыш о розыгрышах, была написана Нестроем в 1835 году для своего друга Шольца. Примечательно, что Нестрой не сыграл главную роль сам, а выбрал для Уленшпигеля «толстую». Он оставил за собой роль, казалось бы, простодушного мальчика Наци, который был предшественником Виллибальда в «Плохих парнях в школе » [ de ] .

На юмористической картине 1848 года Шольц и Нестрой изображены как «неравная пара 4848 года» Национальной гвардии , ополчения, созданного революционерами в Вене в начале революции 1848 года . Картина была намеком на политическое интермеццо Нестроя во время Революции, что отразилось в его фарсе с песней Freiheit in Krähwinkel [ de ] , фоном которой были события Мартовской революции и в которой Нестрой и Шольц появились вместе.

Премьера одноактного фарса Нестроя «Поездка на паровозе» состоялась 5 декабря 1834 года в Театре «Ан дер Вин» в пользу его друга Шольца.

Виз Комика

[ редактировать ]
Карл Тройман с Венцелем Шольцем и Иоганном Нестроем , литография Йозефа Крихубера , 1855 г.

представителем наивной бурлеск-комедии В своей комедии Шольц был последним после Гансвурста . Лишь в поздний период Шольца радикальные комические средства были сокращены в пользу более сильной интернализации и психологического углубления, как в роли деревенского врача-идеалиста Габриэля Бруннера в позднем произведении Нестроя « Кампль» (1852), который хочет поднять вопросы любовь и наследство от высшей знати к слесарю в балансе с блестящими однострочными шутками , метафорами и обоснованиями, и как приказывающая власть сражается на стороне лояльности и хорошего характера.

Несмотря на ожирение, Шольц обладал высокой ловкостью. Современники сообщают о дерзком прыжке, пируэте , который Шольц еще в преклонном возрасте исполнил в фарсе Нестроя «Несчастная» и который вызвал у публики овации и аплодисменты.

Венский придворный актер Карл Людвиг Костенобль писал о Шольце: «Человек обладает несказанной силой! Самые пресные вещи он может повторить три-четыре раза — они никогда не приедаются, наоборот, он так декламирует одну и ту же мысль или реплику». иначе в его тональностях смех всегда усиливается» . В своем жанре Шольц не имел себе равных, пока не нашелся равный преемник в лице Йозефа Матраса .

была показана анонимная одноактная пьеса «Венцель Шольц и китайская принцесса» в Карловом театре 28 марта 1856 года по случаю его 70-летия . Шольц тщетно искал автора, который мог бы написать для него пьесу, и получил пакет, в котором были только пустые листы. С помощью нескольких бутылок вина, чтобы «воодушевить» его, он решил написать пьесу сам и заснул над ней. Мечта привела его в Китай, где он должен был жениться на принцессе и, разоблаченный как комик, погибнуть. Как раз вовремя он проснулся и получил материал, который искал.

Эта одноактная пьеса является свидетельством сотрудничества знаменитого комедийного квартета Иоганна Нестроя , Венцеля Шольца, Карла Троймана и Алоиса Гройса в Карлтеатре в переломный момент от комедии фарсового Альт-Винерского народного театра [ де ] , закончившейся Шольц, к «новой» комедии после 1850 года на пути к оперетке .

Карл Гаффнер сделал Шольца героем драмы ( Венцель Шольц , жанровая картина из жизни художника с песней и танцем в трёх действиях, 1858) и народного романа.

Частная жизнь

[ редактировать ]

Шольц был женат дважды. От первого брака с Антонией Рупп, дочерью печатника, родились два сына Эдуард (ум. 1844, в возрасте 34 лет), Антон (ум. 1846, самоубийство) и две дочери Жозефина Лееб и Каролина фон Франк (в браке с Альфредом Риттером). фон Франк ), оба из которых начали посредственную актёрскую карьеру. Говорят, что брак не был счастливым, поскольку его жена была расточительницей. Шесть лет спустя, после смерти первой жены в 1844 году, Шольц женился во второй раз на Терезе Миллер в преклонном возрасте. Этот второй брак остался бездетным. Внебрачный ребенок Шольца поддается проверке.

В частном порядке Шольц был серьезен и молчалив и увлекался только курением табака и карточной игрой, в которой регулярно проигрывал, но с большим хладнокровием, хотя это и повергло его в большие финансовые трудности. Директор Карл Карл умел умело компенсировать финансовые бедствия Шольца авансами, кредитами, покупкой его идей по выгодам и т. д. Только под руководством Нестроя Шольц получил соответствующее вознаграждение.

Шольц был единственным, кому директор Карл Карл посчитал в своем завещании значительную сумму в качестве пенсии. Тем не менее, это лишило его желания участвовать в kk Burgtheater , что в то время означало кульминацию актерской карьеры.

В возрасте 70 лет Шольц умер после непродолжительной болезни. Современные свидетели сообщают об огромном участии в похоронах: десятки тысяч венцев, как говорят, устроили ему похоронную процессию к старому Фридгофу в Дорнбахе , за гробом следовали сотни сотрудников. Иоганн Нестрой, его многолетний друг и партнер, приехал, однако, не для того, чтобы присутствовать на похоронах, поскольку он не мог вынести мысли о смерти. В 1900 году тело Шольца было эксгумировано по настоянию его внучки и перезахоронено в Траункирхене .

Шольц увековечен на занавесе безопасности Театра ан дер Вин рядом с Нестроем , Раймундом Моцарта и «Волшебной флейтой» .

Библиография

[ редактировать ]
  • Карл Хаффнер, Адольф Мюллер (Музыка): Венцль Шольц. Зарисовки из жизни художника с пением в трёх действиях . Лето (печать), Вена 1859 г. – Читать онлайн .
  • Карл Хаффнер: Шольц и Нестрой. Роман из жизни художника . Три тома. Марграф, Вена, 1866 г. (цифровая копия том 1 , том 2 , том 3 )
  • Константин фон Вурцбах: Шольц, Венцель. В биографическом лексиконе Австрийской империи . 31-я часть. Императорско-Королевский двор и государственная типография, Вена, 1876 г., с. 212-230
  • Александр фон Вайлен (1891), « Шольц, Венцель », Общая немецкая биография (на немецком языке), том. 32, Лейпциг: Duncker & Humblot, стр. 230–231.
  • Дж. Зейфрид: Венцель Шольц . В: Пауль Вертхаймер (издатель): Старый венский театр. Описания современников. Кнеплер , Вена 1920, с. 226 и далее.
  • Карл Хаффнер: Нестрой и Шольц. Два юмора. Кусочек истории венского театра о Нестрое и Шольце. Гёт, Вена, 1946 г.
  • Урсула Дек: Венцель Шольц и Народный театр Старой Вены. Вклад в историю венской народной комедии . Диссертация. Венский университет, Вена, 1968 год.
  • Э(дгар) Марктль: « Шольц Венцель (Венцислав Иоганн) ». В: Австрийский биографический лексикон 1815–1950 (ÖBL). Том 11, Австрийская академия наук , Вена, 1999 г., ISBN   3-7001-2803-7 , с. 132–134. (Прямые ссылки на « с. 132 », « с. 133 », « с. 134 »)
  • Юрген Хейн (издатель): Венцель Шольц и китайская принцесса . Куодлибет, том 5, ЗДБ ID   2266183-9 . Ленер, Вена, 2003 г., ISBN   3-901749-34-9 .
  • Ральф-Гюнтер Паточка (2007), «Шольц, Венцель Иоганн» , Новая немецкая биография (на немецком языке), том. 23, Берлин: Duncker & Humblot, стр. 462–463 ; ( полный текст онлайн )
  • Власта Рейтерерова: Венцель Шольц (1797–1857) – ein Wiener Komiker в Праге , ISBN   978-80-7008-355-0 .
  1. ^ Людвиг Айзенберг: Большой биографический словарь немецкой сцены XIX века. век . Издание Пола Листа , Лейпциг, 1903 г., с. 909.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 643c1e5ee0a7ba68f74bb6096ed04773__1723311480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/64/73/643c1e5ee0a7ba68f74bb6096ed04773.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wenzel Scholz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)