Диаблада
Жанр | Народный танец |
---|---|
изобретатель | Доколумбовая Андская боливия, цивилизации |
Год | 1500-е годы |
Источник | Регион Альтиплано , Боливия, Южная Америка |
Диаблада « , также известная как Danza de los Diablos (англ. Танец дьяволов »), — это андский народный танец, исполняемый в Боливии, регионе Альтиплано в Южной Америке, для которого исполнители носят маски и костюмы, изображающие дьявола и других персонажей доисторических времен. -Колумбийское богословие и мифология. [ 1 ] [ 2 ] в сочетании с испанскими и христианскими элементами, добавленными в колониальную эпоху . Многие ученые пришли к выводу, что танец произошел от танца ламы в честь Уру бога Тиу , [ 3 ] и аймаранский ритуал демону Анчанчу , оба зародившиеся в доколумбовой Боливии. [ 4 ] [ 5 ]
Хотя танец исполнялся в Андском регионе еще в 1500-х годах, его название возникло в 1789 году в Оруро, Боливия , где исполнители одевались как дьяволы на парадах под названием Диабладас. Первая организованная группа Диаблада с четкой музыкой и хореографией появилась в Боливии в 1904 году. [ 2 ] [ 6 ] Есть также некоторые свидетельства того, что танец зародился среди шахтеров в Потоси, Боливия . [ 7 ] в то время как региональные танцы в Перу и Чили, возможно, также повлияли на современную версию.
История
[ редактировать ]Доколумбовое происхождение
[ редактировать ]
Боливийские историки утверждают, что Диаблада возникла в этой стране и что Оруро следует назвать местом ее происхождения в соответствии с политикой «Шедевры устного и нематериального наследия человечества», продвигаемой ЮНЕСКО ; Боливия также заявила, что исполнение танца в других странах является культурным присвоением . [ 8 ] [ 9 ] Боливийские историки в настоящее время утверждают, что Диаблада восходит к 2000-летнему периоду ритуалов цивилизации Уру , посвященных мифологическому персонажу Тиву , который защищал пещеры, озера и реки как места убежища. Считается, что танец « Лама-лама» зародился в древнем поселении Оруро, которое было одним из главных центров цивилизации Уру. [ 10 ] [ 11 ] Танец включает в себя отсылки к животным, появляющимся в мифологии Уру, таким как муравьи, ящерицы, жабы и змеи. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Боливийский антрополог Милтон Эйзагирре добавляет, что древние культуры боливийских Анд практиковали культ смерти, называемый купай , и этот термин в конечном итоге превратился в супай или фигуру дьявола в современной Диабладе. [ 15 ]
Из-за синкретизма , вызванного испанским влиянием в последующие века, Тив в конечном итоге стал ассоциироваться с дьяволом; Испанские власти также объявили вне закона некоторые древние традиции, но включили другие в христианское богословие. [ 16 ] Местные и региональные фестивали Диаблада возникли во время испанского колониального периода и в конечном итоге были объединены в Карнавал де Оруро в современном городе с таким названием. [ 10 ]
...Испанцы запретили эти церемонии в семнадцатом веке, но они продолжались под видом христианской литургии: андские боги были скрыты за христианскими иконами, а андские божества стали святыми. Фестиваль Ито превратился в христианский ритуал, отмечаемый на Сретение (2 февраля). Традиционная лама-лама или диаблада в поклонении богу Уру Тив стала главным танцем на карнавале Оруро....
- Провозглашение «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» «Карнавалу Оруро», ЮНЕСКО, 2001 г.
Чилийские и перуанские организации предполагают, что, поскольку танец имеет корни в андских цивилизациях, существовавших до формирования нынешних национальных границ, он должен в равной степени принадлежать трем странам. [ 17 ] Некоторые чилийские историки признают, что Диаблада возникла в Боливии и была принята для чилийской Фиесты де Ла Тирана в 1952 году, хотя на нее также повлияла аналогичная чилийская традиция 16-го века под названием Diablos sueltos . [ 18 ]
Некоторые перуанские историки также признают, что танец зародился в Боливии, но на него повлияли более ранние традиции, практиковавшиеся в регионе Альтиплано, в том числе некоторые, характерные для Перу. [ 19 ] [ 20 ] Перуанская версия, Diablada puneña , возникла в конце 1500-х годов среди народа Лупака в регионе Пуно , который, в свою очередь, находился под влиянием иезуитов ; этот танец слился с боливийской версией начала 1900-х годов. [ 21 ] [ 22 ] Ученые, защищающие происхождение Диаблады в Перу, ссылаются на традиции аймара, окружающие божество Анчанчу , которые были задокументированы историком инков 16-го века Гарсиласо де ла Вега. [ 4 ] [ 23 ] В Эквадоре также существует версия Диаблады, называемая пилленья. Диаблада [ 24 ]
Испанское влияние
[ редактировать ]
Некоторые историки предполагают, что современная Диаблада испытывает влияние испанских танцевальных традиций. В своей книге La Danza de los Diablos Джулия Елена Фортун предложила связь с каталонскими entremés под названием Ball de diables , исполняемыми в каталонских общинах Пенедес и Таррагона . Этот танец изображает борьбу между Люцифером и архангелом Михаилом . Впервые известно, что он был исполнен в 1150 году. [ 25 ] [ 26 ] Каталонский ученый Хорди Риус и Меркаде также обнаружил сходство между Балом диаблей аналогичной тематики и несколькими андскими танцами, включая Baile de Diablos de Cobán в Гватемале и Danza de los Diablicos de Túcume в Перу. [ 25 ]
Эти теории противоречат более распространенной теории, согласно которой на современную Диабладу больше всего повлияла испанская практика autos sacramentales, во время которой колонизаторы привили христианство аборигенам Анд из-за различных представлений о дьяволе и его искушениях. [ 27 ] Процесс autos sacramentales был упомянут как фактор, повлиявший на появление Diablada puneña в Перу, вскоре после испанского завоевания Империи инков , как считал Гарсиласо де ла Вега. [ 28 ] Перуанский ученый Никомедес Санта-Крус и боливийский антрополог Фредди Арансибия Андраде предположили аналогичный процесс: танец зародился среди шахтеров, восставших против испанцев в Потоси в 1538 году, сочетая древний ритуал Тинку с христианскими отсылками. [ 7 ] [ 29 ] Андраде также предложил аналогичный процесс среди бастующих шахтеров в 1904 году как источник современной версии Диаблады. [ 7 ]
Период после обретения независимости
[ редактировать ]Хотя традиции Диаблады были слиты с христианством в колониальный период, значения первоначальных традиций были возрождены и переоценены во время латиноамериканских войн за независимость . Регион Альтиплано, особенно вокруг озера Титикака , стал центром признания доколумбовых танцев и музыки. [ 30 ] Во время боливийской войны за независимость главный религиозный праздник в честь Сретения Богородицы был заменен карнавалом , что позволило добиться большего признания дохристианских традиций, включая Диабладу. Нынешний ежегодный фестиваль Диаблада был основан в Оруро в 1891 году. [ 31 ]
Первым официальным танцевальным коллективом Диаблада была Gran Tradicional y Auténtica Diablada Oruro, основанная в Боливии в 1904 году Педро Пабло Корралесом. [ 32 ] В 1918 году этот отряд основал в Перу аналог под названием «Лос Вапоринос». [ 33 ] Команда из Боливии была приглашена на Фиесту де ла Тирана в Чили в 1956 году, и первая сформированная команда этой страны называлась Primera Diablada Servidores Virgen del Carmen с центром в Икике . [ 34 ] В 2001 году Карнавал Оруро был объявлен одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества наряду с Диабладой и 19 другими танцами, представленными на фестивале. [ 35 ] В 2004 году правительство Боливии наградило выставку Gran Tradicional y Auténtica Diablada Oruro высокой национальной наградой в честь ее 100-летия. [ 36 ]
Хореография
[ редактировать ]
В своей первоначальной форме танец исполнялся под музыку оркестром сикурис, игравшим на сику . В наше время танец сопровождается оркестром. Танцоры часто выступают на улицах и площадях, но ритуал также можно проводить в закрытых театрах и на аренах. Ритуал начинается с креве, изображающего Люцифера и Сатану, а также нескольких китайских Супай , или женщин-дьяволов. За ними следуют олицетворенные семь смертных грехов гордыни, жадности, похоти, гнева, чревоугодия, зависти и лени. После этого выходит отряд дьяволов. Их всех возглавляет Святой Михаил в блузке, короткой юбке, мече и щите. Во время танца ангелы и демоны непрерывно движутся. Это противостояние между двумя сторонами затмевается, когда появляется Святой Михаил и побеждает Дьявола. Хореография имеет три версии, каждая из которых состоит из семи движений. [ 37 ]
Музыка
[ редактировать ]
Музыка, связанная с танцем, состоит из двух частей: первая известна как Марш , а вторая известна как Мекапакенья Дьявола . Некоторые отряды играют только одну мелодию или начинают Мекапакенью в четвертой части «на четыре». [ 37 ] Со второй половины 20 века диалоги опускаются, поэтому основное внимание уделяется только танцу. [ 38 ]
Региональные вариации
[ редактировать ]Диаблада Пуненья (Перу)
[ редактировать ]
Диаблада Пуненья зародилась в современном Перу вместе с народом Лупака в 1576 году, когда они объединили догмы христианства из autos sacramentales с древними традициями аймара. В следующем столетии добавились некоторые дополнительные влияния культа Девы Марии. Перуанская версия Диаблады сильно отличалась от боливийской версии, основанной на Уруро, пока они не объединились на Фиеста де ла Канделария в 1965 году. Однако в перуанских версиях по-прежнему присутствуют доморощенные фигуры, такие как Супермен, американские индейцы, древние мексиканцы и персонажи. из популярных фильмов.[39]
Костюмы, используемые в перуанской Диаблате, также включают в себя влияние Тибета, а также элементы доколумбовых перуанских культур, таких как Сечин, Чавин, Наска и Мочика. Домашние маски производились и продавались в Перу, начиная с 1956 года. Музыка для танца изначально исполнялась на сику,[41] но позже ее заменили перкуссионисты, известные как сику-моренос.[39]>
Фестиваль Ла Тирана (Чили)
[ редактировать ]В Чили Диаблада исполняется во время Фиесты де Ла Тирана в северном регионе этой страны. Фестиваль ежегодно привлекает более 100 000 посетителей в небольшую деревню Ла-Тирана . [ 39 ] Фестиваль произошел от празднования Девы Кармен , начавшегося в 1540 году. [ 39 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Картоми, Маргарет Дж.; Блюм, Стивен (1994). Музыкальные культуры в контакте: конвергенции и столкновения . п. 63. ИСБН 9782884491372 .
- ^ Jump up to: а б Королевская испанская академия (2001). «Diccionario de la Lengua Española – Двадцать второе издание» [Словарь испанского языка – 22-е издание] (на испанском языке). Мадрид, Испания . Проверено 30 ноября 2009 г.
Типичный танец из региона Оруро в Боливии, названный так из-за маски и костюма носят танцоры дьявола, которые ).
- ^ «Боливия (Многонациональное Государство) – Информация, касающаяся нематериального культурного наследия» . ЮНЕСКО . 2001 . Проверено 3 октября 2009 г.
Город Оруро, расположенный на высоте 3700 метров в горах западной Боливии и когда-то являвшийся местом проведения церемоний доколумбовой эпохи, был важным районом добычи полезных ископаемых в девятнадцатом и двадцатом веках. Переселенный испанцами в 1606 году, он продолжал оставаться священным местом для народа уру, который часто путешествовал на большие расстояния, чтобы совершить свои ритуалы, особенно во время главного фестиваля Ито. Испанцы запретили эти церемонии в семнадцатом веке, но они продолжались под видом христианской литургии: андские боги были скрыты за христианскими иконами, а андские божества стали святыми. Фестиваль Ито превратился в христианский ритуал, отмечаемый на Сретение (2 февраля). Традиционная лама-лама или диаблада в честь бога Уру Тив стала главным танцем на карнавале Оруро.
- ^ Jump up to: а б Блондинка Туфля, Майкл (осень 2007 г.). «Танцующие дьяволы в Пуно, Перу» [Танцующие дьяволы в Пуно, Перу] ReVista, Гарвардский обзор Латинской Америки (на испанском языке). VII (1): 66–67. Архивировано из оригинала 1 апреля . Получено 24 октября.
- ^ Моралес Серруто, Хосе (3 августа 2009 г.). «La Diablada, яблоко раздора на Альтиплано [Диаблада, яблоко раздора на Альтиплано]» (Интервью) (на испанском языке). Пуно, Перу: Коррео . Проверено 27 сентября 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ http://www.carnavaldeoruroacfo.com/documentos/FORMULARIO%20DE%20CANDIDATURA.pdf . Архивировано 4 ноября 2009 г. в Wayback Machine. Сборник историков, антропологов, исследователей и фольклористов о карнавале Оруро и Ла Дьяблада.
- ^ Jump up to: а б с Аранчибия Андраде, Фредди (20 августа 2009 г.). «Следователь утверждает, что диаблада появилась в Потоси [Следователь утверждает, что диаблада появилась в Потоси]» (Интервью) (на испанском языке). Ла-Пас, Боливия. Архивировано из оригинала 4 сентября 2009 года . Проверено 2 октября 2009 г.
- ^ «Перу говорит, что Диаблада не является исключительной территорией Боливии . » Ла Пренса (на испанском языке). Ла-Пас, Боливия: Editores Asociados SA, 14 августа 2009 г. Проверено 10 декабря 2009 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Эчеверс Торрес 2009
- ^ Jump up to: а б ACF, О. 2001 , стр. 10–17.
- ^ Гуаман Пома де Айала 1615 , стр.235.
- ^ Клур Коваррубиас, Хавьер (январь 2009 г.). «Эль Тио де ла мина» [Дядя шахты] (на испанском языке). Стокгольм, Швеция: Arena y Cal, информационный литературный и культурный журнал . Проверено 13 января 2010 г.
- ^ Риверс, Эдвин (2009). «Андская мифология Уруса» [Андская мифология Уруса] Мой карнавал (на испанском языке). Архивировано из оригинала 24 декабря . Получено 13 января.
- ^ Риверс, Эдвин (2009). «Дьявол зародился в Оруро, Боливия» [ Дьявол зародился в Оруро, Боливия] Мой карнавал (на испанском языке). из оригинала 15 августа. Архивировано Получено 13 января.
- ^ «La diblada orureña восходит к временам доколумбовых Урусов . » Ла Разон (на испанском языке). Ла-Пас, Боливия. 9 августа 2009 года. Архивировано из оригинала 13 августа 2011 года . Проверено 9 апреля 2010 г.
- ^ ACF, О. 2001 , стр.3.
- ^ Моффетт, Мэтт; Козак, Роберт (21 августа 2009 г.). «В этой ссоре между Боливией и Перу все детали от дьявола» . Уолл Стрит Джорнал . п. А1 . Проверено 4 октября 2009 г.
- ^ «Memoria Chilena Diabladas» (на испанском языке).
- ^ Америка Валенсия Чакон (3 сентября 2015 г.). «Канделария — предложение, сопряженное с большой ответственностью» (на испанском языке).
- ^ Луис Вальверде Кальдас. «Диаблада как танец» (на испанском языке).
- ^ Отчеты Ормахеи, 1986 г. , стр. 35–36, 45.
- ^ Моралес Серруто, Хосе (3 августа 2009 г.). «La Diablada, яблоко раздора на Альтиплано [Диаблада, яблоко раздора на Альтиплано]» (Интервью) (на испанском языке). Пуно, Перу: Коррео . Проверено 27 сентября 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Макфаррен, Питер; Столкновение, Сикст; Гисберт, Тереза (2009) [1993]. Макфаррен, Питер (ред.). Маски Боливийских Анд [ Маски Боливийских Анд ] (на испанском языке). Индиана, США: редакция Quipus . Проверено 24 октября 2009 г.
- ^ «Муниципалитет обновляет оценку на 2016-2017 гг.» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 19 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Реки и рынок 2005 г.
- ^ Фортуна 1961 , с. 23.
- ^ Фортуна 1961 , с. 24.
- ^ Де ла Вега, Гарсиласо ; Серна, Мерседес (2000) [1617]. «ХXVIII» . Королевские [комментарии Castalia Classics (на испанском языке). Том 252 (изд. 2000 г.). Мадрид, Испания: Редакция Castalia. стр. 226–227. ISBN 84-7039-855-5 . OCLC 46420337 .
- ^ Санта-Крус, 2004 , с. 285.
- ^ Саллес-Риз 1997 , стр. 166-167.
- ^ Харрис 2003 , стр. 205-211.
- ^ «La diblada orureña восходит к временам доколумбовых Урусов . » Ла Разон (на испанском языке). Ла-Пас, Боливия. 9 августа 2009 года. Архивировано из оригинала 13 августа 2011 года . Проверено 9 апреля 2010 г.
- ^ Отчеты Ормахеи, 1986 г. , стр. 35–36, 45.
- ^ «El foclor de Chile y sus tres grandes raíces» [Фольклор Чили и его три великих корня] (на испанском языке). Мемориалы Чиленас. 2004. Архивировано из оригинала 11 сентября 2008 года . Проверено 9 декабря 2009 г.
- ^ «Боливия (Многонациональное Государство) – Информация, касающаяся нематериального культурного наследия» . ЮНЕСКО . 2001 . Проверено 3 октября 2009 г.
Город Оруро, расположенный на высоте 3700 метров в горах западной Боливии и когда-то являвшийся местом проведения церемоний доколумбовой эпохи, был важным районом добычи полезных ископаемых в девятнадцатом и двадцатом веках. Переселенный испанцами в 1606 году, он продолжал оставаться священным местом для народа уру, который часто путешествовал на большие расстояния, чтобы совершить свои ритуалы, особенно во время главного фестиваля Ито. Испанцы запретили эти церемонии в семнадцатом веке, но они продолжались под видом христианской литургии: андские боги были скрыты за христианскими иконами, а андские божества стали святыми. Фестиваль Ито превратился в христианский ритуал, отмечаемый на Сретение (2 февраля). Традиционная лама-лама или диаблада в честь бога Уру Тив стала главным танцем на карнавале Оруро.
- ^ «Ла Диаблада Де Оруро, языческий танец в маске» [ Диаблада Оруро, языческий танец в маске] (на испанском языке). 2009. Архивировано из оригинала 14 июля. Получено 9 декабря.
- ^ Jump up to: а б Фортун, Юлия Елена (1961). «Актуальная хореография танца дьяволов» . дьяволов ( Танец DOC ) . Современные боливийские авторы (на испанском языке). Том 5. Ла-Пас, Боливия: Министерство образования и изящных искусств, мэрия национальной культуры. OCLC 3346627 .
- ^ Гисберт 2002 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б «Церемониальные танцы северного культурного ареала» (на испанском языке). Чили: Гамайкан. Архивировано из оригинала 9 июня 2009 года . Проверено 8 апреля 2010 г.
Статьи:
- Экелс, Шарлин (17 октября 2013 г.). «Танец Дьяволов» [Танец Дьяволов]. Дааа . Нью-Йорк, Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 27 октября 2013 г.
- Кахиас, Фернандо (23 августа 2009 г.). «La diblada orureña уже была новостью в 19 веке» [ Диаблада Оруро уже была новостью в 19 веке]. Ла Разон (на испанском языке). Ла-Пас, Боливия. Архивировано из оригинала 27 сентября 2009 года . Проверено 10 декабря 2009 г.
- Счета Ормачеа, Энрике (март 1986 г.). «La Diablada: хореографическое выражение смешанной расы Альтиплано в Коллао » . Лимский бюллетень (на испанском языке). 8 год (44). Лима, Перу: Редакция Los Pinos. ISSN 0253-0015 . Архивировано из оригинала (PNG) 16 июня 2010 года . Проверено 24 ноября 2009 г.
- Эчеверс Торрес, Диего (3 октября 2009 г.). , говоря о предвзятых толкованиях «О чертях и Диабладах » . Родина (на испанском языке). Оруро, Боливия . Проверено 8 января 2010 г.
- Гисберт, Тереза (декабрь 2002 г.). «Эль контроль над воображаемым: театрализация вечеринки» [Контроль над воображаемым: театрализация партии] (PDF) . Модуль: Тематические исследования – Занятие 14, Лекция 3 (на испанском языке). Лима, Перу: Институт перуанских исследований. Архивировано из оригинала (PDF) 19 июля 2011 года . Проверено 8 апреля 2010 г.
- Риус и Меркаде, Хорди (18 января 2008 г.). и Диабладами Южной Америки» «Сопутствие между Балом дьяволов ( на каталонском языке). Таррагона, Испания: Junta del Ball de Diables www.balldediables.org . Проверено 10 декабря 2009 г.
- Томас М. Лэнди, «Танцы ради Богородицы в Ла Тиране» , «Католики и культуры», обновлено 17 февраля 2017 г.
Книги
- Ассоциация фольклорных ансамблей Оруро (2001). ЮНЕСКО (ред.). провозглашение Карнавала Оруро шедевром устного и нематериального наследия человечества ) Форма кандидатуры на ] ( PDF ( на испанском языке). Оруро, Боливия. Архивировано из оригинала (PDF) 4 ноября 2009 года . Проверено 11 января 2010 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Фортун, Юлия Елена (1961). дьяволов Танец Современные боливийские авторы (на испанском языке). Том 5. Ла-Пас, Боливия: Министерство образования и изящных искусств, мэрия национальной культуры. OCLC 3346627 .
- Гуаман Пома де Айала, Фелипе (1980) [1615]. Библиотечный фонд Аякучо (ред.). Первая новая хроника и хорошее правительство [ El Primer Nueva Corónica y Buen Gobierno ] (на испанском языке). Том 2. Каракас, Венесуэла. ISBN 84-660-0056-9 . OCLC 8184767 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Харрис, Макс (2003). «Грехи Карнавальной Девы (Боливия)» . Карнавал и другие христианские праздники: народное богословие и народное представление . Джо Р. и Тереза Лозано Длинная серия статей об искусстве и культуре Латинской Америки и Латинской Америки. Остин, США: Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-70191-5 . OCLC 52208546 .
- Саллес-Риз, Вероника (1997). От Виракочи до Богородицы Копакабаны: изображение священного на озере Титикака (1-е изд.). Остин, США: Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-77713-2 . OCLC 34722267 .
- Санта-Крус, Никомедес (2004). ЛибросЭнРед (ред.). Полное собрание сочинений II. Исследования (1958-1991) [ Полное собрание сочинений II. Расследование (1958-1991) . Полное собрание сочинений, Никомедес Санта-Крус (на испанском языке). Том 2. ISBN. 1-59754-014-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Министерство культуры Боливии. Архивировано 11 октября 2009 г. в Wayback Machine (на испанском языке).
- Ассоциация фольклорных групп - Оруро (на испанском языке)
- Институт национальной культуры - Перу (на испанском языке)