Желтый халат из бутона розы
Желтый халат из бутона розы | |
---|---|
![]() около 1927 года | |
Рожденный | 26 февраля 1907 г. Рапид-Сити, Южная Дакота |
Умер | 5 октября 1992 г. | ( 85 лет
Другие имена | Лакотавин |
Известный | Фольклорист, педагог и автор |
Родители) | Чонси Желтый Роб (отец) Лилиан Белль Спрингер (мать) |
Семья | Чаунчина и Эвелин (сестры) |
Бутон розы Желтый халат ( Лакотавин ) (26 февраля 1907 — 5 октября 1992) — индейский фольклорист , педагог и писатель, наполовину родом из племени лакота- сиу. Бутон Роуз находилась под влиянием своего отца Чонси Желтого Роба и использовала рассказывание историй, представления и книги, чтобы познакомить поколения детей с фольклором и культурой коренных американцев.
посещали Индийскую деревню в Джонс-Бич, штат Нью-Йорк лето с 1930 по 1950 год Бутон Роуз был публичной знаменитостью для тысяч детей, которые каждое . Сити и регулярно появлялся в детских программах NBC.
В последующие годы Роузбад продолжила рассказывать истории и читать лекции в Американском музее естественной истории и Библиотеке Доннелла в Нью-Йорке.
В 1994 году карьера педагога Желтого Роба была отмечена исполнением «Песни бутона розы» Национального института танца в Нью-Йорке в Мэдисон-Сквер-Гарден .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]
Роузбад Йеллоу Робб родилась 26 февраля 1907 года в Рапид-Сити, Южная Дакота , и была старшей из трех дочерей Чонси Йеллоу Робб и Лилиан Белль Спренгер. Бутон розы был назван в честь индейской резервации Бутон Роуз в Южной Дакоте. Чонси Желтый Роб («Убийства в лесу») (Кановикакте) был известным педагогом, лектором и индейским активистом. В 1905 году Желтый Роб женился на Лилиан Белль Шпренгер, швейцарско-немецкой родословной из Такомы, штат Вашингтон . Лилиан работала медсестрой-волонтером в индийской школе Рапид-Сити. «Лилли» родилась в Миннесоте в 1885 году и переехала с семьей в Такому, штат Вашингтон, где она выросла и ходила в школу. Ее семья эмигрировала в США из немецкоязычного города Нефтенбах, Швейцария , в 1854 году. [ 1 ] Индийская школа Рапид-Сити была создана в 1898 году для индейских детей с северных равнин, в том числе из племен сиу , северных шайеннов , шошонов , арапахо , кроу и плоскоголовых . Это была одна из индейских школ-интернатов за пределами резерваций, созданная Бюро по делам индейцев, и иногда ее называли «Школой холмов». В 1933 году он закрылся как школа и стал санаторием для лечения туберкулеза для сиу. [ 2 ]
Брак ее родителей вдохновил Роузбад наводить культурные мосты. [ 3 ] Чонси научил ее и ее сестер Чаунсину [ 4 ] и Эвелин [ 5 ] в традиции Лакота. Время от времени пожилые индейцы посещали территорию Индийской школы и рассказывали истории на языке лакота. Чонси просил Роузбад послушать, хотя она не понимала ни слова, а позже пересказывал истории на английском языке. Чонси решил отправить своих дочерей в государственные школы Рапид-Сити для их академической ориентации вместо Индийской школы, которая фокусировалась на профессиональных курсах по сельскому хозяйству, кузнечному делу и домашнему искусству. Роузбад понравилась библиотека и программы Индийской школы. [ 6 ] Чонси провел много часов со своими детьми, рассказывая истории, которые ему рассказывали бабушка и дедушка. [ 7 ]
Бутон розы Желтый халат был одним из первых студентов коренных американцев в Университете Южной Дакоты в Вермиллионе, Южная Дакота . Роузбад учился в университете с 1925 по 1927 год и принимал участие в постановках и презентациях, посвященных танцам коренных американцев. 6 апреля 1927 года мать Роузбад Лилли умерла в возрасте сорока двух лет, по словам Чонси, «в расцвете сил и прекрасной женственности». Бутон Роуз предложил ей взять на себя заботу о двух своих младших сестрах. [ 8 ]
Президент США Кэлвин Кулидж
[ редактировать ]
4 августа 1927 года президент США Кэлвин Кулидж и его жена посетили Блэк-Хиллз в Южной Дакоте. Во время визита Кулидж был принят в качестве почетного члена племени сиу в знак признания его поддержки Закона об индейском гражданстве 1924 года , предоставляющего полное гражданство США всем американским индейцам и позволяющего им сохранять племенные земли и культурные права. Церемонию вели вождь Чонси Желтый Мантия и Бутон Розы. Чонси присвоил президенту Кулиджу прозвище «Ведущий орел» ( Вамбли-Токаха ), а Роузбад надел на голову президента военный чепчик лакота ручной работы. [ 9 ] В то время Роузбад была студенткой Университета Южной Дакоты. Образ Бутона Роуз широко освещался в прессе, и она мгновенно стала национальной знаменитостью. «Грация и красота Бутона розы не остались незамеченными репортерами, которые комментировали «красивую индийскую девушку»». [ 10 ] После этого ее начали искать агенты кино и театра. В 1928 году Сесил Б. Демилль пытался убедить ее сыграть главную роль в его фильме «Рамона» , но она отказалась. Друзья Роузбад говорили, что она была точной копией звезды немого кино Долорес Дель Рио , которая в итоге получила роль героини в «Индийской любовной лирике». [ 11 ] Это событие и огласка также подогрели интерес Чонси к политике.
Жизнь в Нью-Йорке
[ редактировать ]После общенациональной огласки усыновления президента Кулиджа Желтая мантия в возрасте 20 лет переехала в Нью-Йорк, чтобы продолжить театральную карьеру. Бутон Роуз разработал танцевальный номер и выступал в костюмах американских индейцев на сценах театров и отелей. Она была очень популярна, и многие узнавали ее по кинохронике и газетным репортажам. [ 12 ] Под влиянием своего отца Чонси Желтого халата Роузбад выразила сожаление по поводу неточных изображений и изображений, предлагаемых радиошоу и немыми фильмами. Желтая Мантия считала, что большинство англосаксов совершенно не знают, на что способны индейцы, и использовала рассказывание историй, представления и книги, чтобы познакомить поколения детей с фольклором и культурой коренных американцев. [ 13 ] Роузбад прожила в Нью-Йорке шестьдесят пять лет. [ 3 ]
Артур Сеймур
[ редактировать ]В 1927 году «Желтый халат» привлек внимание газетного репортера и журналиста Артура (де Синк Марс) Сеймура (AE Seymour), освещавшего визит президента Кулиджа в Блэк-Хиллз. Сеймур был искушенным жителем Нью-Йорка, который был на 25 лет старше Роузбад. Он и Желтый халат ухаживали, они полюбили друг друга, поженились в 1929 году и поселились в Нью-Йорке. В том же году у Сеймура и Бутона Роуз родилась дочь, которую они назвали Тахкавин де Синк-Марс Мой (называемый «Бадди» или «Таки») в честь бабушки по отцовской линии Бутона Розы в Желтом халате, Тачкавин (Женщина-олень). Сеймур воспитал младшую сестру Роузбад Эвелин вместе с «Бадди» и выступал в качестве публициста Роузбад, планируя презентации о культуре лакота в Американском музее естественной истории и других общественных местах. [ 14 ] Сеймур умер в 1949 году.
Индийская деревня на Джонс-Бич, Нью-Йорк
[ редактировать ]

В 1930 году планировщик парка Роберт Мозес нанял Желтого Роба директором индийской деревни в государственном парке Джонс-Бич. Желтый халат стал знаменитостью среди тысяч детей, которые посещали Индийскую деревню каждое лето с 1930 по 1950 год. [ 15 ]
Индийская деревня на Джонс-Бич была создана как индейская деревня для детей на равнинах с тремя большими типи . В большом Типи Совета хранились музейные шкафы с артефактами, позаимствованными у Американского музея естественной истории . Другие типи служили клубами для детей.
«Желтый халат» научил десятки тысяч школьников и несколько поколений жителей Нью-Йорка истории и культуре коренных американцев. [ 16 ] В основном она рассказывала истории и фольклор лакота и местных племен Восточного Леса . [ 17 ] Роузбад вспоминала: «Когда я впервые читала лекции в государственных школах Нью-Йорка, многие дети помладше прятались под партами, потому что из фильмов знали, что с ними может сделать кровожадный индеец, снимающий скальпы». [ 18 ] [ 19 ]
Желтая мантия, одетая в костюм индейца Лакота XIX века: платье из оленьей шкуры, леггинсы и мокасины, а также военный чепчик с перьями, который женщины обычно не носят. [ 20 ] Дети слушали истории и легенды Роузбад и ее сестер, услышанные от ее отца, рассказывая им о культуре коренных американцев посредством рукоделия, игр и песен. Каждый год заканчивался ежегодной выставкой искусства американских индейцев, на которой демонстрировались и оценивались проекты, над которыми работали дети. Победители были награждены подлинными индейскими артефактами, которые затем были выставлены в участвующих местных школах.
Зимой, одетый в племенные костюмы, Желтый Мантия посещал школы и публичные библиотеки, чтобы рассказывать истории и легенды лакота. [ 20 ] Летом 1932 года «Бутон Роуз» устроил церемонию, получившую название «Огонь Совета мира», которая собрала толпу численностью около 1000 человек, в том числе 300 детей. [ 17 ]
Бутон Роуз и Гражданин Кейн
[ редактировать ]
В конце 1930-х годов Желтый Роб и Орсон Уэллс работали в Центре вещания CBS в Нью-Йорке, транслируя знаменитостей в различных радиопрограммах. Уэллс, возможно, позаимствовал имя Желтого Роба для сценария своего классического фильма «Гражданин Кейн» (1941), в котором предсмертное слово главного героя — «Бутон розы». Кинокритик Дэвид Томсон заявил, что происхождение названия «Бутон розы» — величайшая тайна кинематографа». [ 21 ] Знаменитый фильм превратил детские сани в символ американской культуры, и было много спекуляций по поводу происхождения названия. В 1991 году Эдвард Касл, репортер The Las Vegas Sun , утверждал, что именно имя Роузбад Желтая мантия вдохновило Уэллса после того, как он обнаружил ежедневные регистрационные листы для радиосети CBS, где и Уэллс, и Роузбад работали над драматическими шоу в одно и то же время. период времени. [ 22 ] «На CBS каждый радиоактер расписывался в ежедневном журнале прибытия и ухода из студии. Подпись Бутона Роуз появляется в этих журналах на тех же страницах, что и подпись Уэллса, и хотя они не были знакомы, они, должно быть, видели друг друга в студии». [ 23 ] В 1961 году Бутон розы в желтом халате и ее муж Альфред А. Франц подарили сани лакота конца XIX века, сделанные из восьми ребер буйвола, Национальному музею американских индейцев в Нью-Йорке. Хотя точное происхождение саней неизвестно, предполагается, что это были детские санки отца Роузбад, Чонси. [ 24 ] Уэллс, умерший в 1985 году, так и не раскрыл источник названия «Бутон розы». [ 25 ] Желтая Мантия ответила на «неизбежный вопрос: «Вас назвали в честь саней?» с «Почему бы и нет, сани назвали в мою честь». [ 26 ]
Альфред А. Франц
[ редактировать ]В 1951 году Бутон Роуз вышла замуж за фотографа и публициста Альфреда А. Франца, который также поддерживал и поощрял ее цели. Франц родился в 1908 году, вырос в Су-Фолс, Южная Дакота , и учился в Университете Южной Дакоты. Будучи молодым человеком в 1930-х годах, он отправился в Нью-Йорк, чтобы продолжить свою карьеру. В 1938 году, когда Францу понадобились люди, чтобы поприветствовать норвежский лайнер MS Oslofjord , он нанял своего товарища из Южной Дакоты Желтого халата из бутона розы, чтобы тот приветствовал молодых американцев на причалах. Хотя эти двое одновременно учились в Университете Южной Дакоты, они никогда не встречались. Франц продолжал писать до своей смерти в 1993 году.
Сломанная стрела
[ редактировать ]В 1950-х годах «Желтый халат» регулярно появлялся в детских программах NBC и был показан в программе « Роберт Монтгомери представляет» . [ 27 ] наняла Rosebud Yellow Robe В 1950 году компания Twentieth-Century Fox для проведения национального рекламного тура фильма « Сломанная стрела» . В фильме режиссера Делмера Дэйвса снимались Джеймс Стюарт в роли Тома Джеффордса , Джефф Чендлер в роли Кочиза и Джей Сильверхилс в роли Джеронимо . Фильм основан на исторических личностях, но их история представлена в театрализованной форме. «Сломанная стрела» была номинирована на три премии «Оскар» и получила премию «Золотой глобус» за лучший фильм, способствующий международному взаимопониманию. Историки кино сообщили, что этот фильм стал одним из первых крупных вестернов после Второй мировой войны, изображались в котором индейцы с сочувствием. [ 28 ] [ 29 ]
Во время тура Роузбад дала интервью газетам и объяснила, что индийских принцесс не существует, и что миф начался, когда Покахонтас уехала в Англию, и англичане назвали ее «Леди Ребекка». Американцы решили, что она должна быть королевской особой, и сделали ее «принцессой». Это старый английский, а не старый индийский обычай». Роузбад выразил жалобы на изображение индейцев на радио, экране и телевидении «новому поколению детей, изучающих старые стереотипы о кричащих, враждующих индейцах, как будто не было ничего другого. интересно о нас». [ 30 ]
Автор детских книг
[ редактировать ]Бутон розы Желтый халат является автором двух детских книг. Альбом американских индейцев , опубликованный в 1969 году, освещает столетия индейской истории, изображая повседневную жизнь семи различных индейских племен до контакта с европейцами. Вторая книга « Тонвейя и орлы и другие сказки индейцев лакота» , опубликованная в 1979 году, содержит подлинные индейские народные сказки для детей, основанные на историях из ее собственного детства и рассказанные ее отцом. В рассказах рассказывается о маленьком мальчике по имени Чано (сокращение от Canowicakte или «Убить в лесу»), ее отце Чонси. Работы Роузбад были внесены в главный список премии Texas Bluebonnet за 1981 год и получили награды на выставке искусства американских индейцев в Скоттсдейле, штат Аризона. [ 31 ]
Почести и последующие годы
[ редактировать ]В более поздние годы Роузбад продолжала рассказывать истории и читать лекции в Американском музее естественной истории и Библиотеке Доннелла в Нью-Йорке. В 1984 году музей WH Over в Вермиллионе, Южная Дакота , заказал портрет Желтой мантии в натуральную величину, выполненный маслом. [ 32 ] В мае 1989 года Желтая мантия была в центре внимания трехдневного празднования и празднования «Дня желтой мантии бутона розы» в Университете Южной Дакоты. Бутон Роуз получил дань уважения и почетную докторскую степень в области гуманитарных писем, пересекающих мосты и культуры и обеспечивающих более точное понимание коренных американцев.
5 октября 1992 года Роузбад умерла от рака в возрасте 85 лет.
В 1994 году карьера педагога Желтого Роба была отмечена исполнением «Песни бутона розы» Национального института танца в Нью-Йорке в Мэдисон-Сквер-Гарден . На мероприятии был представлен танец под музыку фолк-певицы Джуди Коллинз и хора из 1000 детей со всего мира. Спектакль был посвящен Бутону розы Желтой мантии за то, что она «посвятила свою жизнь детям, а также сохранению и передаче историй и культуры коренных американцев». Также в 1994 году Университет Южной Дакоты создал «Общество желтой мантии бутона розы» и «Стипендию желтой мантии бутона розы». [ 33 ]
Библиография
[ редактировать ]- Марджори Вайнберг, «Настоящий бутон розы: триумф женщины лакота», University of Nebraska Press (2004) [ 34 ]
- Кэтлин Дель Монте, Карен Бахман, Кэтрин Кляйн, Бриджит МакКорт, «Прославление женщин-антропологов» [ 35 ]
- Желтый халат из бутона розы, Альбом американских индейцев , 1969 год. ISBN 0803789734
- Желтое одеяние из бутона розы, «Тонвейя и орлы» и другие сказки индейцев лакота , 1979. ISBN 0803789734
- «От А до Я женщин коренных американцев», под редакцией Лиз Зоннеборн, Facts on File, Inc., 1998 г.
- Барнетт, Карен Бахман и Кэтрин Дайер Кляйн, «Американская национальная биография: Приложение 2», под редакцией Марка К. Карнса, Oxford University Press, 2005 г.
- Марковиц, Харви, «Настоящий бутон розы: триумф женщины лакота (обзор)», Исследования литературы американских индейцев , Project Muse, [ 36 ] 5 января 2006 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Марджори Вайнберг, «Настоящий бутон розы: триумф женщины лакота» (далее «Вайнберг»), University of Nebraska Press (2004), стр. 26.
- ^ «Индийская школа Rapid City | Обучение | FamilySearch.org» . Семейный поиск . Архивировано из оригинала 22 марта 2014 года . Проверено 21 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Вайнберг, стр.1.
- ^ Чаунчина Желтый халат (28 января 1909 - 13 июня 1981), также занялась шоу-бизнесом, путешествовала по родео и циркам, работала в сфере продажи рекламы для «Желтых страниц». Позже она стала представителем индейской общины Чикаго и работала в Службе здравоохранения индейцев Чикаго. Чаунчина вдохновила на создание проекта устной истории американских индейцев в библиотеке Ньюберри. Чаунчина похоронена на католическом кладбище Святой Агнессы (Мандерсон), округ Шеннон, Южная Дакота. Вайнберг, стр.53.
- ^ Эвелин Ю. Роб Финкбайнер (25 декабря 1919–) окончила с отличием колледж Маунт-Холиок, получив докторскую степень в Северо-Западном университете по патологии речи. Она работала на факультете Маунт-Холиок и колледже Вассар. Эвелин была стипендиатом Фулбрайта и в конце концов поселилась в Германии со своим мужем, доктором Хансом Финкбайнером, акушером и гинекологом. Вайнберг, стр.53.
- ^ Вайнберг, стр.32.
- ^ «Кановицакте провел много часов в типи своих дедушки и бабушки. Они были его наставниками по легендам и истории племени. Ожидалось, что он запомнит все эти истории, чтобы, в свою очередь, иметь возможность рассказывать их своим детям. Его учили уважению и почитанию Вакан-танка, Великой Тайны. Он узнал о великих и вдохновляющих подвигах знаменитых вождей, воинов и знахарей. Его обучали старинным обычаям изготовления луков и стрел для охоты и войны. Он научился охотиться на оленей и буйволов. Ему нравилось заниматься борьбой, плаванием и бегом со своими товарищами». Желтая мантия «Бутон розы», «Тонвейя и орлы: и другие сказки лакота», стр. 12.
- ^ Вайнберг, стр.32-34.
- ^ «Для племени сиу Южной Дакоты это величайшая честь вручить вам эмблему нации сиу в военном головном уборе и приветствовать вас в нашем племени. Мы называем вас Ведущим Орлом, Вамбли-Токаха. Этим именем ты должен быть известен как король и величайший вождь, что обозначается шляпой и именем, которое ты носишь. Я поздравляю тебя от имени нации сиу и выражаю надежду, что ты и дальше будешь руководить ею. воля этой нации к ее великой судьбе». Вайнберг, стр.35.
- ^ Шэрон Малиновски и Джордж Х. Дж. Абрамс, «Известные коренные американцы», (1995), стр. 470.
- ^ «Один из показательных отрывков - это то, где Рамона обнаруживает, что она наполовину индианка. Ее радость умело выражена, когда она переходит от одного к другому и кричит, что она индианка». Мордаунт Холл, «Индийская любовная лирика» , New York Times , 15 мая 1928 г., по состоянию на 1 февраля 2011 г.
- ^ Вайнберг. стр.37.
- ^ «Среди многих непреднамеренных последствий ассимиляционистской индийской политики девятнадцатого века была ее тенденция к расколу коренных общин на… противостоящие фракции…. [Там] были люди, которых федеральные чиновники называли «полными индейцами» из-за их стойкого сопротивления всем усилиям правительства по «цивилизация и христианизация».… [и] так называемые «прогрессивные» индейцы, которые отказались от своей родной культуры и ценностей в пользу культур и ценностей евроамериканского общества». Биография Вайнберга, Харви Марковиц, Литература американских индейцев, 2005.
- ^ Вайнберг, стр.37.
- ^ «Некролог: преподаватель бутон розы в желтом халате Франц» . Нью-Йорк Таймс . 8 октября 1992 года. Архивировано из оригинала 20 июля 2015 года . Проверено 16 июля 2015 г.
- ↑ Благодаря [ее] работе десятки тысяч детей получили новое и реалистичное изображение американских индейцев». Приложение Барнетта и Кляйна к американской национальной биографии за 2005 год.
- ^ Jump up to: а б Вайнберг, Марджори; Желтый халат, Люк (2004). Настоящий бутон розы: триумф женщины лакота . Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски. п. 43. ИСБН 0803248083 .
- ^ Интервью 1975 года для Rapid City Journal.
- ^ Стин, Джомай (16 октября 2004 г.). «Обзор: Желтый халат из бутона розы сыграл роль в разрушении стереотипов об американских индейцах» . Журнал Рапид-Сити . Проверено 16 июля 2015 г.
Желтая мантия принесла свое понимание зрителям, которые никогда не видели индейцев нигде, кроме как в фильмах категории B», - сказал он. «Она сломала этот стереотип.
- ^ Jump up to: а б Вайнберг, Марджори; Желтый халат, Люк (2004). Настоящий бутон розы: триумф женщины лакота . Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски. п. 2. ISBN 0803248083 .
- ^ Томсон, Дэвид. Биографический словарь кино, 3-е изд. Альфред А. Кнопф (1998), с. 801
- ^ "Бутон розы, желтый халат Франца", The New York Times, 8 октября 1992 г.
- ^ Вайнберг, с. XIII, 15–16, 71.
- ^ Оуэн Эдвардс (январь 2007 г.). «Собирая бутоны роз: индейская актриса вдохновила один из самых знаменитых символов Голливуда?» . Смитсоновский журнал . стр. 15–16, 71. Архивировано из оригинала 13 декабря 2012 года . Проверено 21 марта 2014 г.
- ↑ Бутон розы в желтом халате Франца, The New York Times , 8 октября 1992 г.
- ^ Вайнберг, Марджори (1 января 2004 г.). Настоящий бутон розы: триумф женщины лакота . Издательство Университета Небраски . ISBN 0803248083 . Проверено 25 января 2022 г. - через Google Книги.
- ^ Американская национальная биография: Приложение 2 , под редакцией Марка К. Карнса, (2005), стр.605.
- ^ Джон Х. Ленихан, Разборки: Противостояние современной Америке в западном фильме , Урбана: University of Illinois Press, 1980, стр. 55–89.
- ^ Анджела Алейс, Делая белого человека индейцем: коренные американцы и голливудские фильмы , Вестпорт, Коннектикут: Praeger, 2005, стр. 90-94.
- ^ Вайнберг, стр. 51.
- ^ «О премии Texas Bluebonnet» . Txla.org . Проверено 25 января 2022 г.
- ^ «WH Over Museum of Natural and Culture History – крупнейшая коллекция естественной и культурной истории Южной Дакоты!» . Whoevermuseum.org . Проверено 25 января 2022 г.
- ^ «Заявитель должен быть зачислен и иметь финансовую потребность в помощи с такими расходами, как уход за детьми, транспорт, одежда, медицинские, стоматологические и другие неакадемические расходы. Право на участие имеют студенты и аспиранты» . Usd.edu . Проверено 25 января 2022 г.
- ^ Вайнберг, Марджори; Роб, Люк Йеллоу (25 января 2004 г.). Настоящий бутон розы: триумф женщины лакота . Издательство Университета Небраски . ISBN 9780803204034 . Проверено 25 января 2022 г. - через Project MUSE.
- ^ «Бутон розы в желтом халате Франца» . Архивировано из оригинала 2 декабря 2008 года . Проверено 21 марта 2014 г.
- ^ [1] [ мертвая ссылка ]
- 1907 рождений
- 1992 смертей
- Американские фольклористы
- Американские рассказчики
- Бутон розы Сиу
- Женщины-рассказчицы
- Американские женщины-фольклористки
- Американские писательницы XX века
- Женщины-писатели Сикангу
- Писатели Сикангу
- Женщины коренных американцев 20-го века
- Коренные американцы 20-го века
- Писатели из Южной Дакоты