Делмер Дэйвс
Делмер Дэйвс | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 24 июля 1904 г. Сан-Франциско, Калифорния |
Умер | 17 августа 1977 г. | ( 73 года
Род занятий | Кинорежиссер , сценарист , кинопродюсер , актер |
Делмер Лоуренс Дэйвс (24 июля 1904 — 17 августа 1977) — американский сценарист , кинорежиссёр и кинопродюсер . [ 1 ] Он работал во многих жанрах , включая нуар и военные действия , но наиболее известен своими вестернами , особенно «Сломанной стрелой» (1950), «Последний фургон» (1956), «От 3:10 до Юмы» (1957) и «Висящее дерево » (1959). ). После болезни сердца в 1959 году ему пришлось работать исключительно над студийными фильмами, один из которых, «Летнее место» , имел огромный коммерческий успех.
Дэйвс работал с некоторыми из самых известных игроков своего времени, включая таких признанных звезд, как Хамфри Богарт , Гэри Купер , Гленн Форд , Джеймс Стюарт и Ричард Видмарк . Он также помог развить карьеру многообещающим игрокам, таким как Эрнест Боргнин , Чарльз Бронсон , Фелисия Фарр и Джордж К. Скотт .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Колледж и актерское мастерство
[ редактировать ]Дэйвс родился в Сан-Франциско и окончил Стэнфордский университет . [ 2 ] Его первой работой в киноиндустрии был реквизитор в вестерне «Крытый фургон» (1923) режиссера Джеймса Круза , а затем он работал техническим консультантом в ряде других фильмов. [ 3 ] Он попробовал свои силы в актерском мастерстве и снялся более чем в десяти фильмах, включая «Ночной летчик» (1928) (продюсер Круз), «Герцог выходит» (1929) и «Хорошие новости» (1930). [ 1 ] [ 3 ]
Сценарий
[ редактировать ]предоставила Дэйвсу возможность Пока он играл, MGM совместно работать над сценариями . Он начал свою карьеру сценариста, участвуя в создании раннего звукового комедийного фильма «Так это колледж » (MGM; 1929), снятого Сэмом Вудом . Позже, работая в MGM и других компаниях, он написал сценарии для таких фильмов, как «Соратники» (MGM; 1931), «Дамы» ( Warner Bros ; 1934), «Окаменевший лес» (Warner Bros; 1936), «Любовный роман» ( RKO Radio ; 1939) и Вы никогда не были прекраснее ( Колумбия ; 1942). [ 1 ] [ 3 ] Особого успеха Дэйвс добился в фильме «Любовный роман» , который по его оригинальному сценарию был переделан в «Незабываемый роман» ( 20th Century Fox ; 1957). [ 4 ]
Направление
[ редактировать ]В 1943 году Warner Bros попросила Дэйвса снять «Пункт назначения Токио» , приключенческий фильм военного времени с Кэри Грантом и Джоном Гарфилдом в главных ролях . Дэйвс помогал со сценарием, и для него как режиссера это стало обычной практикой. [ 1 ] [ 5 ] он снял еще три фильма Во время Второй мировой войны - «Сама мысль о тебе» (1944), «Голливудская столовая» (1944) и «Гордость морской пехоты» (1945), все для Warners. Первые два из них были беззаботными, но последний, в главных ролях Джон Гарфилд и Элеонора Паркер , изучал трудности, с которыми столкнулся американский морской пехотинец , ослепший в битве за Гуадалканал . [ 1 ] Все четыре фильма Дэйвса о войне имели коммерческий успех. [ 6 ] После войны Дэйвс обратился к нуару и снял «Красный дом» (1947) с Эдвардом Робинсоном в главной роли для Сола Лессера в United Artists . [ 1 ] Он вернулся в Warners, где написал сценарий и снял фильм «Темный проход» (1947) с Хамфри Богартом , Лорен Бэколл и Агнес Мурхед в главных ролях . [ 7 ] Позже он снял фильмы «Победителю» (1948), «Поцелуй в темноте» (1949) и «Оперативная группа» (1949). Он также написал сценарий для фильма «Оперативная группа» , в котором главную роль сыграл Гэри Купер . [ 1 ]
В феврале 1949 года Дэйвс подписал долгосрочный контракт с 20th Century Fox . [ 8 ] Он начал с постановки своего первого вестерна , получившего признание критиков «Сломанной стрелы» (1950), в котором снимались Джеймс Стюарт , Дебра Пейджет и Джефф Чендлер . [ 9 ] Чендлер сыграл Кочиза , и успех фильма вдохновил на создание других фильмов с главными героями коренных американцев . [ 1 ] Ким Ньюман написал, что своим достойным и героическим выступлением Чендлер, номинированный на Оскар, сделал Кочиза «образцом индийского героя 1950-х годов». [ 10 ] Ньюман отмечает, что фильм вызвал доброжелательность у других вождей коренных американцев, таких как Сидящий Бык , Сумасшедший Конь и Джеронимо - в результате «для вестернов стало модно быть проиндийскими». [ 11 ] Другие ученые предупреждали, что эти «проиндийские» фильмы предполагают, что мирное сосуществование коренных жителей и белых может быть достигнуто только за счет утраты индийской идентичности. «Хорошие» индейцы будут соответствовать белому обществу, а «плохие» — нет. [ 12 ]
Дэйвс решил попробовать другие жанры в приключенческих фильмах « Райская птица» (1951) и «Сокровище золотого кондора» (1953), сценарий и режиссер которых он написал. [ 1 ] Только в качестве режиссера он снял фильмы «Не отпускай меня» (1953) для MGM и «Деметриус и гладиаторы» (1954) для Fox. [ 1 ] Фильм «Никогда не отпускай меня » с Кларком Гейблом и Джином Тирни в главных ролях был полностью снят в Англии, и в нем участвовали известные британские актеры второго плана. [ 13 ]
Дэйвс стал внештатным режиссером в 1954 году и вернулся в Warners, чтобы работать над фильмом «Drum Beat» (1954), который он написал, срежиссировал, а также сопродюсировал вместе с Аланом Лэддом , сыгравшим главную роль в фильме. Одним из партнеров Лэдда был Чарльз Бронсон, который, тогда еще относительно неизвестный, показал впечатляющую игру в роли модоков вождя капитана Джека . [ 1 ] [ 14 ] К этому времени Дэйвсу надоела начатая им «проиндийская» мода, а Drum Beat был «сторонником» повешения персонажа Бронсона в финальной сцене, «восстанавливая баланс». [ 15 ] Алейсс утверждал, что «Драм Бит» на самом деле проповедовал ту же тему в своих предыдущих вестернах о хороших индейцах, соответствующих ожиданиям белых, и одновременно устраняющих плохих индейцев (капитана Джека). [ 12 ] Следующие пять лет Дэйвс работал в основном над вестернами. [ 5 ]
Написав сценарий « Белого пера» (1955) для «Фокса», Дэйвс снял три высокорейтинговых вестерна: «Джубал» (1956) для «Колумбии»; «Последний фургон» (1956) для Fox; и 3:10 Юме (1957) для Колумбии. Он был соавтором сценария первых двух из них; Холстед Уэллс адаптировал 3:10 к Юме из романа Элмора Леонарда . Фелиция Фарр сыграла значительную роль во всех трех фильмах. Гленн Форд сыграл главную роль в фильме «Джубал» и снялся вместе с Ван Хефлином в фильме «3:10 для Юмы» . Ричард Видмарк снялся в фильме «Последний фургон» . Эрнест Боргнин , Чарльз Бронсон и Род Стайгер - все были в Джубале ; Джеймс Друри сыграл небольшую роль в «Последнем фургоне» ; Ричард Джэкель и Леора Дана сыграли важную роль в матче с Юмой за 3:10 . Согласно одному обзору, «3:10 до Юмы» было вариацией фильма « Ровно в полдень» (1952), поскольку оно «заставляет фермера (Хефлина) сражаться в битве умов с пойманным убийцей» (Форд, противостоящий типу злодея) – это это «психологический вестерн», который обычно считается классикой жанра. [ 1 ]
После «Ковбоя» (1958), в котором снова снялся Гленн Форд, на этот раз с будущим мужем Фелисии Фарр Джеком Леммоном , Дэйвс решил сменить жанр и поставить «Короли идут вперед» (1958), драму о Второй мировой войне для United Artists, в которой снимались Фрэнк Синатра и Тони. Кертис и Натали Вуд . Дэйвс вернулся к вестернам ближе к концу 1958 года, когда снял «The Badlanders» (1958) для MGM. Этот фильм, по сути, был ремейком классического нуара «Асфальтовые джунгли» (1950), перезапущенного в 1890-х годах. В главных ролях снялись Алан Лэдд и Эрнест Боргнин. [ 1 ]
Затем Дэйвс снял свой последний вестерн «Висящее дерево» (1959) с Гэри Купером, Марией Шелл и Карлом Молденом в главных ролях , а Джордж К. Скотт его дебютом стал . Это считается еще одной классикой, и Дэйвс в полной мере использовал суровый пейзаж, единственной реальной особенностью которого был импровизированный золотой лагерь. [ 16 ] Сила только что отчеканенного золота приводит сообщество в безумие, и они становятся, по словам Ньюмана, «дикой сборищем буйных отбросов». [ 16 ]
У Дэйвса были проблемы с сердцем [ 17 ] во время создания «Висячего дерева» и был вынужден отойти в сторону на несколько дней; Молден занял пост директора, пока Дэйвс отсутствовал. Было предположение, что проблемы со здоровьем не позволяли Дэйвсу продолжать работу над вестернами, которые часто требовали физических усилий. [ 1 ]
Более поздние фильмы
[ редактировать ]По совету врача Дэйвс решил отказаться от вестернов и ограничиться студийным производством, которое было менее утомительным. [ 17 ] Он написал, продюсировал и поставил серию романтических драм на студии Warners, в которых снимался Трой Донахью : «Летнее место» (1959), «Пэрриш» (1961), Сьюзен Слэйд (1961) и «Римские приключения» (1962). [ 17 ] «Летнее место» было одним из его крупнейших коммерческих успехов. Основанный на романе Слоана Уилсона , в то время он вызвал споры из-за рассмотрения супружеской измены и добрачного секса. [ 1 ] [ 17 ]
Все три последних фильма Дэйвса были сняты на студии Warners. В фильме «Гора Спенсера» (1963) снимались Генри Фонда и Морин О'Хара . Он был основан на Эрла Хамнера-младшего одноименном автобиографическом романе и послужил основой для более позднего телесериала «Уолтоны» . [ 18 ] Затем Дэйвс написал, направил и продюсировал «Янгблад Хоук» (1964) и «Битва на вилле Фиорита» (1965). Он ушел в отставку после Виллы Флорита . освобождения [ 17 ]
Дэйвс был женат на актрисе Мэри Лоуренс с 1938 года до своей смерти 17 августа 1977 года. Он похоронен на кладбище Мемориального парка Форест-Лоун в Глендейле, Калифорния . [ 19 ]
Наследие
[ редактировать ]Ким Ньюман говорит о Дэйвсе и Энтони Манне , что им удалось «внести изменения» в, казалось бы, знакомые западные сюжетные линии, «обыгрывая психологически острые отражения своих персонажей» по отношению к ландшафту, а также друг к другу. По его словам, Дэйвс достиг этого в каждом из фильмов «Сломанная стрела» , «Последний фургон» , «3:10 до Юмы» и «Висящее дерево» . [ 20 ]
Несмотря на несколько высоко оцененных фильмов, Дэйв Кер считает Дэйвса недооцененным и забытым режиссером. [ 17 ] Как режиссер Дэйвс сначала заработал свою репутацию на морально сложных военных фильмах, таких как «Гордость морской пехоты» и социально прогрессивных вестернах. Например, «Сломанная стрела» считается одним из первых, кто затронул проблему расизма в послевоенных американских фильмах, и он широко считается одним из первых «проиндейских» фильмов. [ 17 ] Кер считает, что романы Дэйвса позднего периода обладают теми же достоинствами, что и его ранние боевики: «персонажи, составленные с предельной целостностью и уважением; дар создания подробного и убедительного социального фона; и сильный, ясный стиль повествования, который позволил ему управлять большим составом персонажей и несколькими одновременными уровнями драматических событий». [ 17 ]
Фильмография
[ редактировать ]Дэйвс начал свою карьеру режиссера в 1943 году, после того как работал актером и сценаристом. Ему приписывают создание 26 фильмов в период с 1943 по 1965 год, наиболее известным из которых является фильм 1957 года « 3:10 для Юмы».
- Пункт назначения Токио (1943; также писатель)
- Сама мысль о тебе (1944; также писатель)
- Голливудская столовая (1944; также писатель)
- Красный дом (1947; также писатель)
- Темный проход (1947; также писатель)
- Оперативная группа (1949; также писатель)
- Поцелуй в темноте (1949)
- Сломанная стрела (1950)
- Райская птица (1951; также писатель)
- Сокровище Золотого Кондора (1953; также соавтор сценария)
- Никогда не отпускай меня (1953)
- Drum Beat (1954; также писатель и продюсер)
- Деметрий и гладиаторы (1954)
- Последний фургон (1956; также писатель)
- Джубал (1956; также писатель)
- 3:10 до Юмы (1957)
- Ковбой (1958)
- Короли идут вперед (1958)
- Бесплодные земли (1958)
- Висячее дерево (1959)
- Летнее место (1959; также писатель и продюсер)
- Пэрриш (1961; также писатель и продюсер)
- Сьюзан Слэйд (1961; также писатель)
- Римское приключение (1962; также соавтор сценария и продюсер)
- Гора Спенсера (1963; также писатель и продюсер)
- Янгблад Хоук (1964; также писатель)
- Битва на вилле Фиорита (1965; также писатель и продюсер)
Другая работа
[ редактировать ]Как актер
- Герцог выходит (1929; актер)
- Дело об убийстве епископа (1929; актер - Рэймонд Сперлинг)
Как писатель
- Итак, это колледж (1929; писатель)
- Товарищи по кораблю (1931; адаптация и диалоги)
- Дамы (1934; писатель)
- Прогулка для флирта (1934; писатель)
- Пейдж Мисс Слава (1935; писатель)
- Окаменелый лес (1936; экранизация)
- Go Getter (1937; писатель)
- Любовный роман (1939; писатель)
- Ночь 16 января (1941; соавтор сценария с Робертом Пирошом )
- Вы никогда не были прекраснее (1942; писатель)
- Столовая у двери сцены (1943; писатель)
- Белое перо (1955; писатель)
- Дело, которое стоит запомнить (1957; писатель)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Делмер Дэйвс» . Эдинбург: Британская энциклопедия . Проверено 10 мая 2021 г.
- ^ «УСЛУГИ ЗАВТРА ДЛЯ ДЕЛМЕРА Л. ДЕЙВСА (опубликовано в 1977 г.)» . 19 августа 1977 года. Архивировано из оригинала 29 августа 2023 года . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Макканн, Ричард Дайер (11 марта 1958 г.). «Делмер Дэйвс вспоминает свой путь к вершине: Голливудское письмо». Христианский научный монитор . п. 11.
- ^ Вермили, Джерри (1973). Кэри Грант . Нью-Йорк: Книги Галахада. п. 123. ИСБН 978-08-83652-91-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Тавернье, Бертран (январь 2003 г.). «Этический романтик» . Комментарий к фильму . 39 (1). Нью-Йорк: 42–49.
- ^ Ласк, Норберт (11 января 1944 г.). «Дэйвс Кликс в качестве директора». Лос-Анджелес Таймс . п. 8.
- ^ «Послания 1940-х годов из страны Винкенов, Блинкенов и Нуара (опубликовано в 2016 г.)» . 27 мая 2016. Архивировано из оригинала 18 октября 2022 года . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ Шаллерт, Эдвин (24 февраля 1949 г.). «Вера Ралстон присоединится к Джону Уэйну в «Орлах»; 20-й знак Делмера Дэйвса». Лос-Анджелес Таймс . п. 21.
- ^ Лойнд, Рэй (27 июня 1969 г.). «Штайгерс разыгрывает распад брака: распад разыгрывает Штайгерс». Лос-Анджелес Таймс . п. д1.
- ^ Ньюман 1990 , с. 70.
- ^ Ньюман 1990 , с. 71.
- ^ Перейти обратно: а б Алайс, Анджела (2005). Создание индейца белого человека: коренные американцы и голливудские фильмы . Издательство Прагер. стр. 90–96. ISBN 978-02-75983-96-3 .
- ^ "Никогда не отпускай меня" . Классические фильмы Тернера . Проверено 12 июля 2021 г.
- ^ Шойер, Филип К. (11 ноября 1954 г.). « Высшая пограничная мелодрама «Барабанный бит». Лос-Анджелес Таймс . п. А13.
- ^ Ньюман 1990 , с. 72.
- ^ Перейти обратно: а б Ньюман 1990 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кер, Дэйв (26 января 2009 г.). «Выбор критиков — новые DVD: классика романтики» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 мая 2021 г.
- ^ Шумах, Мюррей (19 мая 1963 г.). «Литературный набор Голливуда». Нью-Йорк Таймс . п. Х7.
- ^ «Делмер Дэйвс, руководитель киноиндустрии, актер». Вашингтон Пост . 19 августа 1977 г. с. С8.
- ^ Ньюман 1990 , с. xvi.
Библиография
[ редактировать ]- Нельсон, Эндрю Патрик; Картер, Мэтью (2016). ReFocus: Фильмы Делмера Дэйвса . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1474403016 .
- Ньюман, Ким (1990). Фильмы о Диком Западе . Bloomsbury Publishing Ltd. Лондон: ISBN 978-07-47507-47-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Делмер Дэйвс на IMDb
- Делмер Дэйвс в Virtual History
- Документы Делмера Дэйвса, 1930–1965 (38,5 погонных футов) хранятся в Отделе специальных коллекций и университетских архивов библиотек Стэнфордского университета.
- 1904 рождения
- 1977 смертей
- Американские бизнесмены 20-го века
- Американские писатели-мужчины 20-го века
- Американские сценаристы XX века
- Американские сценаристы-мужчины
- Похороны в мемориальном парке Форест-Лоун (Глендейл)
- Режиссеры из Сан-Франциско
- Кинопродюсеры из Калифорнии
- Сценаристы из Калифорнии
- Выпускники Стэнфордского университета
- Режиссеры западных (жанровых) фильмов
- Писатели из Сан-Франциско