Археология ритуалов и магии
![]() Обложка первого издания книги, изображающая колдовскую бутылку Беллармин 17-го века, найденную в старом ручье мельницы на Грейт-Колледж-стрит в Лондоне. | |
Автор | Ральф Меррифилд |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Археология Магия |
Издатель | БТ Бэтсфорд |
Дата публикации | 1987 |
Место публикации | Великобритания |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
Страницы | 224 |
ISBN | 0-7134-4870-9 |
«Археология ритуалов и магии» — это археологическое исследование материальных свидетельств ритуальных и магических практик в Европе, в котором особое внимание уделяется Лондону и Юго-Восточной Англии. Она была написана английским археологом Ральфом Меррифилдом , бывшим заместителем директора Лондонского музея , и впервые опубликована издательством BT Batsford в 1987 году.
Меррифилд открывает «Археологию ритуалов и магии», обсуждая, как археологи понимали магию и ритуальные практики в прошлых обществах, полагая, что в целом это была область исследования, которой пренебрегали. Рассматривая археологические свидетельства ритуальной деятельности в доримский железный век и римский железный век Британии, он обсуждает животных и жертвоприношения людей , а также принесение вотивных отложений в реках и других водоемах. Он переходит к исследованию ритуалов, связанных со смертью и погребением, предлагая области, где эта ритуальная деятельность видна в погребальных записях различных обществ. Меррифилд продолжает обсуждать археологические свидетельства ритуальных практик в христианской Европе, подчеркивая области продолжения ритуалов с более ранних языческих периодов, в частности, захоронение металлических изделий в воде. Глядя на свидетельства отложений фундамента европейских зданий, которые, вероятно, имели магико-религиозное назначение, он затем рассматривает несколько примеров письменных заклинаний и заклинаний, которые сохранились в археологических записях.
После публикации «Археология ритуалов и магии» получила преимущественно положительные отзывы в академических рецензируемых журналах, таких как «Фольклор» и «The Antiquaries Journal» . В последующие годы эта книга широко цитировалась учеными как влиятельный и новаторский текст в изучении археологии ритуалов и магии.
Фон
[ редактировать ]Ральф Меррифилд (1913–1995) родился и вырос в Брайтоне и, получив образование в Варндинской гимназии , работал в Брайтонском музее . Получив в 1935 году лондонскую степень по антропологии , он на протяжении всей жизни проявлял интерес к религиозным и магическим верованиям Англии. После службы в Королевских ВВС во время Второй мировой войны он вернулся к работе в Брайтонском музее, но в 1950 году был назначен помощником хранителя музея Ратуши в лондонском Сити . В течение шести месяцев в 1956 и 1957 годах он находился в Аккре , Гана, где работал в Национальном музее Ганы , организуя коллекцию в рамках подготовки к независимости страны от Британской империи в марте 1957 года. Вернувшись в Ратушу Музей Меррифилд составил первое за 35 лет подробное исследование римского Лондона, которое было опубликовано под названием «Римский Сити Лондон» (1965). После создания Лондонского музея в 1975 году он стал его заместителем директора и занимал эту должность до выхода на пенсию в 1978 году. [ 1 ]
В предисловии к «Археологии ритуалов и магии » Меррифилд отметил, что книга ориентирована на археологию Лондона, и что это особенно очевидно в использовании иллюстраций. [ 2 ] Он посвятил книгу памяти Х.С. Томса, бывшего куратора Брайтонского музея и бывшего помощника археолога Огастеса Питта Риверса ; в своем посвящении Меррифилд отметил, что Томс был его «первым наставником в области археологии и народных исследований». [ 3 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]«Ритуалы и магия раньше были частью повседневной жизни, но из-за ассоциации с фантастической фантастикой и оккультизмом они теперь приобрели ауру сенсационности, которая препятствовала исследованиям. Несмотря на большой интерес к этому аспекту человеческого поведения, до сих пор не было проведено никакого синтеза. Здесь сделана попытка широкого обзора ритуальных обычаев Европы».
Ральф Меррифилд, 1987 год. [ 4 ]
В своем предисловии Меррифилд отметил, что, хотя археологи, изучающие доисторические периоды, уделяли все больше внимания свидетельствам ритуалов и магии в археологических записях, их коллеги, работавшие в более поздние исторические периоды, не смогли последовать их примеру. Представляя эту книгу как исправление, он излагает свои намерения и ограничения исследования. [ 5 ]
Первая глава, «Ритуал и археолог», начинается с описания ритуальных отложений из памятников доримского железного века — замка Кэдбери и Дейнбери , городищ на холмах на юге Британии. Меррифилд сетует на тот факт, что большинство археологов, особенно тех, кто изучает грамотные исторические периоды, избегают ритуальных объяснений необычных явлений в археологических записях; он считает, что у них проявляется «ритуальная фобия». Он противопоставляет эту точку зрения тем археологам, изучающим Британию эпохи неолита и бронзового века , которые широко приняли ритуальное использование гробниц с камерами и каменных кругов . Он дает конкретные определения таким словам, как «ритуал», «религия» и «суеверие», утверждая, что такие термины должны использоваться археологами с точностью. Предлагая тематическое исследование, он описывает, как неолитические каменные топоры были приняты в качестве амулетов или талисманов в позднем римском железном веке в Британии, и поэтому археологам следует ожидать их обнаружения в не доисторических контекстах. [ 6 ]

Во второй главе «Подношения земле и воде в доримские и римские времена» Меррифилд исследует различные формы археологических свидетельств ритуальных отложений доримского железного века и римского железного века Британии. Он предоставляет обзор доказательств жертвоприношений животных и людей , а также доказательств в поддержку ритуальных подношений в водоемах, таких как река Темза . Меррифилд занимается вотивными отложениями на суше, в частности изучает свидетельства отложений в рвах, валах и колодцах. Он завершает главу, исследуя свидетельства ритуалов железного века, которые имели место в начале и в конце строительства зданий. [ 7 ] Третья глава «Ритуалы смерти» посвящена религиозным ритуалам, сопровождающим смерть и погребение, а также их видимости в археологических записях. Он объясняет три основных способа, которыми человеческие сообщества обращались с трупами умерших: подвергая их воздействию стихий и мусорщиков, посредством ингумации и кремации . Рассматривая верования, связанные с загробной жизнью , Меррифилд обсуждает способы, которыми эти верования могут быть видны в археологических записях, например, посредством захоронения погребального инвентаря . Обсуждая свидетельства ритуалов отделения, посредством которых умерший отделяется от мира живых, в том числе тех, которые связаны с обезглавливанием тела, Меррифилд затем рассматривает влияние христианства на захоронения в Европе, утверждая, что оно принесло новую близость. с умершими посредством сбора реликвий , что противоречило языческим верованиям Римской империи, изображавшим умерших нечистыми. [ 8 ]
Четвертая глава «От язычества к христианству» исследует продолжающуюся ритуальную практику в христианской Европе. Обсуждая демонизацию языческих божеств ранней Римско-католической церковью, Меррифилд заявляет, что церковь продолжала пропагандировать форму политеизма через «культ блаженных мертвых», почитание святых и мучеников, на протяжении всего средневековья. Обсуждая ритуальное использование христианских реликвий, он также рассматривает вотивные подношения, которые преподносились в христианском контексте в святынях и церквях, уделяя особое внимание традиции подношения гнутых монет святыням в позднесредневековой Англии. Исследуя строительство церквей на местах более ранних языческих ритуалов, он имеет дело с свидетельствами разрушения языческих статуй ранними христианами. [ 9 ]

Глава пятая, «Переживания, возрождения и реинтерпретации», продолжает исследование Меррифилдом ритуальных практик в христианской Европе. Он исследует предметы позднего и постсредневековья, захороненные в реках, в том числе мечи и сувениры паломничества, предполагая, что их захоронение может представлять собой пережиток языческой традиции бросать вотивные приношения в воду. Он предполагает, что современная практика бросать монету в фонтан на удачу является дальнейшим пережитком этого обычая. Затем он обсуждает доказательства ритуальных закладок фундамента под зданиями, отмечая широко распространенное в Средневековье закладывание головы или челюсти животного в фундамент постройки, предположительно в защитных магических целях. Продолжая рассматривать размещение горшков под фундаментом в позднем и постсредневековом периоде, он рассматривает их место в церквях, где считалось, что они улучшают акустику. Продолжая эту тему, он обсуждает британский народный обычай закапывать голову лошади под пол для улучшения акустики здания, размышляя о том, было ли это пережитком языческого обычая закладывать фундамент. Завершая главу, Меррифилд исследует магические предметы, которые намеренно размещались в стенах, дымоходах и крышах зданий в Британии, в частности широко распространенное использование дохлых кошек и старой обуви. [ 10 ]
В шестой главе «Письменные заклинания и чары» Меррифилд обсуждает использование письменного слова в магическом контексте. Выделяя археологические примеры из древнего греко-римского мира , он рассматривает надписи на свинцовых табличках, которые были захоронены на кладбищах и амфитеатрах — обоих местах, связанных с мертвыми. Переходя к использованию магических квадратов , Меррифилд выделяет различные примеры квадрата Сатора в археологическом контексте, а затем обсуждает квадраты, содержащие числовые данные, имеющие астрологическое значение. Он завершает главу исследованием постсредневековых проклятий и заклинаний, содержащих письменное слово, цитируя примеры, найденные археологами по всей Британии и спрятанные внутри различных частей зданий. [ 11 ] В седьмой главе «Заклинания против колдовства» он рассматривает археологические свидетельства различных заклинаний раннего Нового времени и современного британского периода, предназначенных для отражения злонамеренного колдовства. После краткого обсуждения роли каменных амулетов с отверстиями он рассматривает свидетельства существования колдовских бутылок , ссылаясь на их связь с представлениями о фамильярах ведьм . Продолжая сосредотачиваться на примерах 19-го и 20-го веков, Меррифилд обсуждает случай Джеймса Мюррелла , английского хитрого человека , и его причастность к традиции использования ведьминских бутылок. [ 12 ] Последняя глава Меррифилда «Ритуал суеверий: признание и потенциал для изучения» представляет собой обзор всей книги, подчеркивая доказательства преемственности ритуалов от дохристианских периодов до наших дней. Указывая на то, что он считает областями дальнейших исследований для археологов, он призывает к «систематическому исследованию» этого предмета. [ 13 ]
Прием и признание
[ редактировать ]Академические обзоры
[ редактировать ]Рецензия на книгу «Археология ритуалов и магии» была написана Джоном Хатчингсом для журнала «Фольклор» , издаваемого отделения Фольклорного общества . Он подчеркнул, что эта работа принесет пользу фольклористам , поскольку различные амулеты, бывшие тогда в музейных экспонатах, — такие как мертвые кошки, закопанная обувь и ведьмины бутылки — будут помещены в более широкий контекст ритуальной деятельности. Он выразил мнение, что «немного разочаровывает» тот факт, что почти все примеры были из Лондона и графств происхождения , но описал книгу как «ясно написанную, тщательно аргументированную и хорошо иллюстрированную». [ 14 ]
В коротком обзоре для The Antiquaries Journal историк религии Хильда Эллис Дэвидсон похвалила «осторожные и взвешенные аргументы» работы Меррифилда. Она высказала мнение, что каждый археолог должен прочитать его как поправку к тому, что, по ее мнению, было их широко распространенным незнанием фольклора, отметив, что широкий спектр свидетельств ритуального поведения в археологических записях удивит «многих читателей». [ 15 ]
Более широкое признание
[ редактировать ]Написав некролог Меррифилда для газеты The Independent , археолог Лондонского музея Питер Марсден описал «Археологию ритуалов и магии» как «мастерское исследование необычного предмета». [ 1 ] Важность книги Меррифилда обсуждалась англичанином Брайаном Хоггардом, независимым исследователем, написавшим в 2004 году научную статью под названием «Археология противодействия колдовству и народной магии». Опубликованная в антологии Beyond the Witch Trials под редакцией историков Оуэна Дэвиса и Виллема де Блекура , Хоггард рассказал, что «Археология ритуалов и магии» была «заметным исключением» из тенденции, согласно которой археологические исследования магии ограничивались небольшими журналами. , журналы и газетные статьи. [ 16 ]
Влиятельный характер работы Меррифилда был также признан средневековым археологом Робертой Гилкрист из Университета Рединга . В научной статье, опубликованной в журнале Medieval Archeology за 2008 год , Гилкрист сослался на исследование Меррифилда, отметив, что оно внесло «редкий вклад» в археологию ритуалов и магии в Британии. В частности, она подчеркнула его убежденность в том, что многие археологи, занимающиеся письменными культурами, справедливо продемонстрировали «ритуальную фобию». [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Марсден 1995 .
- ^ Меррифилд 1987 . п. VII.
- ^ Меррифилд 1987 . ненумерованная страница.
- ^ Меррифилд 1987 . п. xiii.
- ^ Меррифилд 1987 . стр. xiii–xiv.
- ^ Меррифилд 1987 . стр. 1–21.
- ^ Меррифилд 1987 . стр. 22–58.
- ^ Меррифилд 1987 . стр. 59–82.
- ^ Меррифилд 1987 . стр. 83–106.
- ^ Меррифилд 1987 . стр. 107–136.
- ^ Меррифилд 1987 . стр. 137–158.
- ^ Меррифилд 1987 . стр. 159–184.
- ^ Меррифилд 1987 . стр. 185–195.
- ^ Хатчингс 1989 .
- ^ Эллис Дэвидсон 1988 .
- ^ Хоггард 2004 . стр. 167–186.
- ^ Гилкрист 2008 . п. 119.
Библиография
[ редактировать ]- Эллис Дэвидсон, Хильда (1988). «Обзор археологии ритуалов и магии ». Журнал антикваров . Том. 68. Лондон: Лондонское общество антикваров. п. 129.
- Гилкрист, Роберта (2008). «Магия мертвых? Археология магии в погребениях позднего средневековья» (PDF) . Средневековая археология . 52 . Лондон: Общество средневековой археологии: 119–160. дои : 10.1179/174581708x335468 . S2CID 162339681 .
- Хоггард, Брайан (2004). «Археология противоколдовства и народной магии» . За пределами судов над ведьмами: колдовство и магия в Европе эпохи Просвещения . Манчестер и Нью-Йорк: Издательство Манчестерского университета. стр. 167–186 . ISBN 978-0-7190-6660-3 .
- Хатчингс, Джон (1989). «Обзор археологии ритуалов и магии ». Фольклор . Том. 100, нет. 1. Лондон: Фольклорное общество. п. 128.
- Марсден, Питер (13 января 1995 г.). «Некролог: Ральф Меррифилд» . Независимый . Лондон: Independent Print Limited.
- Меррифилд, Ральф (1987). Археология ритуалов и магии . Лондон: BT Бэтсфорд. ISBN 978-0-7134-4870-2 .