Гейрр Твейтт
![]() | Тон или стиль этой статьи могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( декабрь 2022 г. ) |
Гейрр Твейтт | |
---|---|
![]() Гейрр Твейтт | |
Рожденный | Нильс Твейт 19 октября 1908 г. |
Умер | 1 февраля 1981 г. | (72 года)
Род занятий | Классический композитор и пианист |
Дети | 2 |
Гейр Твейт (урожденный Нильс Твейт ; 19 октября 1908 — 1 февраля 1981) — норвежский композитор и пианист . Твейт был центральной фигурой национального движения в норвежской культурной жизни 1930-х годов. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Твейтт родился в Бергене , где его отец некоторое время работал учителем. Его родителями были Хоконсон Ларс Твейт (1878–1951) и Йоханна Нильсдоттер Херадствейт (1882–1966). Его семья происходила из фермеров и до сих пор сохранила за собой Твейт , свою исконную землю в Кваме – уединенной деревне на живописном Хардангер-фьорде . Семья Твейт зимой переезжала в Драммен на работу, но летом возвращалась в Хардангер, чтобы заниматься сельским хозяйством. Таким образом, Твейт наслаждался как сельской жизнью, так и городской жизнью. Первоначально Твейта звали Нильс, но из-за растущего интереса к норвежскому наследию он посчитал это имя «недостаточно норвежским» и изменил его на Гейр. Позже он добавил дополнительную букву «r» к своему имени и дополнительную букву «t» к «Tveit», чтобы более четко указать ненорвежцам желаемое произношение своего имени. Именно во время своего детства в Хардангере Твейт познакомился с богатыми традициями народной музыки этого региона. Исторически сложилось так, что относительная изоляция Хардангера позволила развить уникальную музыкальную культуру, которой увлекся Твейт. Твейт не был вундеркиндом, но обнаружил, что обладает музыкальным талантом и научился играть на скрипке и фортепиано. И, получив поддержку от норвежского композитора Кристиан Синдинг , Твейт решил попробовать свои силы в написании музыки. [ 2 ]
Лейпциг
[ редактировать ]В 1928 году Твейтт покинул Норвегию, чтобы получить образование. Он направился в Германию – в Лейпциг и его консерваторию, которая так долго была центром европейского музыкального образования и культуры. Для Твейта это было напряженное время. Он изучал композицию у Германа Грабнера и Леопольда Веннингера , а также игру на фортепиано у Отто Вайнрайха , добившись выдающихся успехов в обеих областях. Радость обучения у лучших немецких педагогов того времени часто омрачалась почти хронической нехваткой средств: Твейту приходилось полагаться на переводческую работу и пожертвования, чтобы прокормить себя. Норвежский композитор Давид Монрад Йохансен в студенческие годы. Возможно, именно эмиграция из Норвегии пробудила в Твейтте сильное желание полностью принять свое норвежское наследие. Глубокий интерес Твейта к модальным гаммам (которые составляют основу народной музыки многих стран) часто испытывал терпение Грабнера. Однако последний, должно быть, испытывал большую гордость, когда Твейт написал 12 двухчастных инвенций на лидийском, дорийском и фригийском языках. принят к публикации издательством Breitkopf & Hartel в 1930 году. В следующем году Оркестр Лейпцигского радио представил первый фортепианный концерт Твейта - композицию, отражающую поиск Твейта индивидуального норвежского голоса.
Европейские исследования и гастроли
[ редактировать ]В 1932 году Твейт отправился в Париж. Твейт все больше разочаровывался в преподавании в Лейпциге, но нашел новую свободу и вдохновение. Здесь он получил уроки от некоторых из величайших и самых известных композиторов того времени: Артур Онеггер и Эйтор Вилла-Лобос согласились увидеться с Твейтом. Далее ему удалось записаться в классы Нади Буланже . Твейтт также посетил Вену , где ему удалось некоторое время учиться у австрийского композитора Эгона Дж. Веллеша , бывшего ученика Арнольда Шенберга . Твейт сделал последнюю образовательную остановку в Париже в 1938 году, прежде чем отправиться домой в Норвегию на работу. По сравнению с другими норвежскими композиторами, современниками Твейта, у него было, пожалуй, самое разностороннее образование – и он уже начал делать себе имя. Его сочинения и сочинения произвели настоящий фурор среди истеблишмента Осло. В годы, предшествовавшие Второй мировой войне , Твейт получал большую часть своего дохода, работая музыкальным критиком в журнале Sjofartstidende (The Naval Times). Очень самоуверенные рецензии Твейта способствовали тому, что у него появились сильные оппоненты – одним из них был норвежский композитор, Полина Холл . Твейт сосредоточил свои силы на сочинении музыки. Как только Вторая мировая война закончилась, Твейт привез с собой свои партитуры в Европу, много гастролируя, часто исполняя собственные фортепианные произведения с аналогичными произведениями других композиторов, например, Грига и Шопена . Многие концерты принесли норвежскому композитору большие личные и творческие успехи, особенно концерт 1947 года в Париже. Здесь Твейт представил премьеру своих фортепианных сонат №№ 1 и 29 , некоторых своих обработок хардангерских народных песен, а также Четвертого концерта для фортепиано с оркестром – «Северное сияние» . Фортепианный концерт был исполнен в версии для двух фортепиано, Твейту ассистировала французская пианистка Женевьева Джой . По отзывам, концерт поверг парижскую публику в приступ экстаза. Яркое, блестящее, с привкусом французского импрессионизма исполнение Твейтом танца и мистического северного зимнего неба принесло ему признание его бывшей учительницы Нади Буланже в ее следующей рецензии. [ 3 ]
Спустя годы и смерть
[ редактировать ]Несмотря на блестящие успехи Твейта на международном уровне, современный норвежский истеблишмент оставался в стороне. После потрясений Второй мировой войны все, что напоминало национализм или пуризм, быстро стало пренебрегать истеблишментом. Эстетика и музыка Твейта были принципиально немодными. Твейт испытывал финансовые трудности и становился все более изолированным. Он проводил все больше и больше времени на семейной ферме в Кваме, храня свою музыку при себе – все рукописи аккуратно складывались в деревянные сундуки. Поэтому катастрофа вряд ли могла быть хуже, когда его дом сгорел дотла в 1970 году. Твейт был в отчаянии: оригинальные рукописи почти 300 опусов (включая шесть фортепианных концертов и два концерта для хардангерской скрипки с оркестром) превратились в обожженные кирпичи бумаги. – деформированные и неразделимые. Норвежский музыкальный информационный центр согласился заархивировать останки, но на самом деле 4/5 продукции Твейта пропало. Твейту теперь стало очень трудно сочинять, и он постепенно впал в алкоголизм. Некоторые комментаторы полагают, что такие условия способствовали его многочисленным невзгодам. Твейт умер в Норхеймсунд , Хардангер , подавленный и во многом озлобленный, почти не надеющийся на наследие своей профессиональной деятельности. [ 4 ]
Споры
[ редактировать ]Одной из наиболее противоречивых областей карьеры Твейта является его принадлежность к так называемому неоязыческому движению, которое сосредоточилось вокруг норвежского философа Ханса С. Якобсена (1901–1980) в 1930-х годах в Осло. Эта тема часто возвращается в норвежские общественные дебаты. Главным тезисом Якобсена, вдохновленным теориями немецкого теолога Якоба Вильгельма Хауэра , было полное опровержение христианства в пользу новой языческой системы, основанной на скандинавской мифологии и поэзии Эдды . Движение отвергло христианство и стремилось вновь ввести скандинавскую дохристианскую систему верований – поклонение Одину , Тору и Бальдру . Позже Якобсен стал членом Nasjonal Samling («Национальное собрание»), которое возглавляло временное прогитлеровское марионеточное правительство во время немецкой оккупации Норвегии . Несмотря на то, что Гейр Твейт проявлял глубокий интерес к теориям движения, он так и не стал членом «Национал Самлинг». Однако его озабоченность мыслями Якобсена проявилась самым очевидным образом; например, Твейт изобрел свою собственную нехристианскую шкалу времени, основанную на прибытии Лейф Эриксон на территории нынешней Канады . Следы антисемитизма часто встречаются в его переписке 1930-х годов. Неоязыческая система мышления нашла свое отражение в музыке Твейта; его, пожалуй, самая яркая такая композиция - это балет « Мечты Балдура» . Можно утверждать, что в нем Твейт пытается установить связь между этим миром – его творением, циклом и обитателями – и вечной битвой между доброжелательными языческими скандинавскими богами и их противниками, злыми йотунами. Твейтт начал работу над балетом во время учебы в Лейпциге, где он был впервые исполнен 24 февраля 1938 года. Там « Мечты Бальдура» имели замечательный успех, а позже спектакли были даны в Берлине, Тюбингене, Бергене и Осло.
Еще одним результатом норвежского пуризма Твейта стало развитие им теории о том, что модальные гаммы изначально были норвежскими, и он переименовал их в честь скандинавских богов. Он также разработал сложную диатоническую теорию, которая связала ладовые гаммы между собой через систему двойных ведущих нот. Эти идеи были опубликованы в его аргументе «Tonalitätstheorie des Parallellen Leittonsystems» в 1937 году . Хотя большинство музыковедов согласны с тем, что теории Твейта окрашены его личными убеждениями, его диссертация умна, сложна и заставляет задуматься.
Вопрос о бесславных отношениях Твейта с так называемыми «нацистскими идеологиями» настолько деликатный, что большинство ученых вообще избегают его. Некоторые комментаторы заметили, что один из ведущих норвежских знатоков Твейта, Халлгьерд Акснес, профессор музыки Университета Осло , не затронула этот вопрос в своей статье о Твейтте в Grove Dictionary of Music and Musicians . Связь Твейта с крайне правым немецким мышлением, возможно, является вопросом, к которому ученые еще вернутся, когда мир более полно поймет динамику тревожного периода в европейской истории. Для Твейта этот вопрос оказался разрушительным для его репутации и в значительной степени способствовал тому, что он стал персоной нон-грата в послевоенном музыкальном истеблишменте Норвегии. Однако по мере того, как самые травматические годы европейской истории становятся все более отдаленными, новое поколение ученых и музыкантов приближается к Твейту и его музыке. Большая часть оставшейся музыки Твейта теперь коммерчески доступна на пластинках. [ 5 ] [ 6 ]
Музыка
[ редактировать ]Стилистическое происхождение
[ редактировать ]Композиции Гейра Твейта характеризуются эклектичным влиянием и черпают вдохновение из самых разных музыкальных стилей и традиций. В его работах ярко выражена агрессивная энергия, присущая ранним балетам Игоря Стравинского , а также характерные ритмы и текстуры, напоминающие балеты Белы Бартока . Кроме того, музыка Твейта часто включает в себя неземные и мистические качества Клода Дебюсси и Мориса Равеля , при этом коренясь в мотивах норвежской народной музыки. К сожалению, значительная часть творчества Твейта не была опубликована или систематически заархивирована, и эта ситуация еще больше усугубилась пожаром в 1970 году. Стремясь спасти свои работы, Твейт посетил различные университеты по всей Норвегии и обратился к друзьям в поиск сохранившихся копий или частей его сочинений, хотя эти усилия дали ограниченные результаты. Однако со временем некоторые партитуры Твейта были открыты заново; некоторые реконструированы по оркестровым партиям, а также по радиопередачам и магнитным записям. [ 7 ]
Хардангерская народная музыка
[ редактировать ]Пожалуй, величайшим музыкальным проектом Твейта стал сбор и адаптация традиционных народных мелодий района Хардангер . Многие композиторы и музыковеды (в том числе всемирно признанный норвежец Эдвард Григ ) успешно исследовали и собирали музыку Хардангера задолго до Твейта. Однако с 1940 года, когда Твейт поселился на постоянной основе в Хардангере, он стал одним из местных жителей и проводил много времени, работая и играя с фолк-музыкантами. Таким образом, он наткнулся на сокровищницу неизвестных мелодий, заявив, что открыл почти тысячу мелодий и включил сотню из них в свой рабочий список; Пятьдесят народных мелодий из Хардангера для фортепиано соч. 150 и «Сто мелодий Хардангера» , соч. 151. Музыковед Дэвид Галлахер мог бы высказаться от имени многих, когда предположил, что в этих двух опусах – их вселенной, музыке и истории – обнаружены самые лучшие качества Твейта как композитора. Мелодии отражают как глубокие (на самом деле) христианские ценности, так и параллельную вселенную, в которой доминирует мистика самой природы и не только мирских, но и населяющих ее потусторонних существ – согласно традиционному фольклору. Большая часть мелодий напрямую связана с жизнью Хардангера, частью которой был Твейт. Поэтому в своих обработках он стремился передать не только саму мелодию, но также атмосферу, настроение и декорации, которым она принадлежала. Твейт использовал свои глубокие знания традиционного и авангардного использования гармонии и инструментов при написании мелодий, добиваясь индивидуальной и узнаваемой текстуры. Копии фортепианных версий и оркестровых сюит № 1, 2, 4 и 5 во время трагического пожара 1970 года находились в других местах, поэтому эти произведения сохранились. Норвежские музыковеды надеются, что сюиты №№ 3 и 6 удастся восстановить из сгоревших остатков, хранящихся в архивах Осло.
Наследие в Норвегии
[ редактировать ]Работы Твейта оставались в значительной степени неправильно понятыми и не оцененными его современным норвежским музыкальным истеблишментом. Однако Твейт завоевал сердца целой нации своими радиопрограммами о народной музыке на Норвежском национальном радиовещании (NRK) в 1960-х и 70-х годах. Твейтт работал помощником продюсера на радио, где он также представил многочисленные песни, написанные на тексты уважаемых и известных норвежских поэтов, таких как Кнут Гамсун , Арнульф Оверланд , Аслауг Ваа и Герман Вильденвей . Многие норвежцы, пожалуй, больше всего помнят Твейта за его мелодию на Аслауг Лостада Лигре « стихотворение Мы не должны спать летними ночами» . В 1980 году Твейтт был награжден премией Линдемана за работу, проделанную через NRK. Он также поставил песни Аслауг Ваа и Олава Х. Хауге .
Записи и исследования
[ редактировать ]Сегодня в Норвегии появляется новое поколение музыкантов и музыковедов, которых, кажется, в первую очередь волнует музыка Твейта, а не споры, которые он вдохновлял. Начиная с конца 1990-х годов норвежское правительство начало выделять некоторое финансирование на исследование и сохранение останков партитур Твейта, и было сделано несколько поразительных открытий. Считавшаяся навсегда утерянной книга « Мечты Балдура» появилась среди поврежденных рукописей, и ее судьба показательна. Твейт сделал множество версий балета — в Париже он представил переработанную партитуру « Танцы из снов Балдура» . Затем Твейт отправил ее хореографу Сержу Лифарю в Лондон, где в блице якобы была потеряна партитура.
Однако после того, как в 1999 году были исследованы опаленные рукописи, хранящиеся в НМИЦ, стало очевидно, что у Твейта действительно была копия оригинальной партитуры 1938 года – и благодаря утомительной реставрационной работе норвежского композитора Кааре Дивика Хусби и российского композитора Алексея Рыбникова из опаленных рукописей. , запись и фортепианная версия балета буквально восстали из пепла. Теперь он доступен на BIS-CD-1337/1338, где Оле Кристиан Рууд дирижирует Ставангерским симфоническим оркестром . Телевизионная документальная программа « Мечты Балдура» о невероятной судьбе балета транслировалась в Норвегии 15 июня 2008 года и вызвала общенациональный интерес.
Еще один проект реконструкции, о котором стоит упомянуть, — это реконструкция сольной фортепианной пьесы «Морильд» . Название отсылает к загадочному явлению фосфоресценции моря, которое было среди сокровищ, потерянных во время пожара 1970 года. К счастью, сохранилась запись произведения, сделанная Твейтом для французского национального радио в 1952 году. Впервые он был выпущен на Simax в 1994 году. Реконструкция партитуры была предпринята американским специалистом по транскрипции Крисом Эриком Дженсеном в 2005 году в сотрудничестве с пианистом Ховардом Гимзе , который впервые исполнил это произведение в день 100-летия Твейта 19 октября. В 2008 году ее впервые исполнил не композитор, а пианист.
Избранные работы
[ редактировать ]Многие партитуры Твейта публикуются Норвежским музыкальным информационным центром, а также в архивах Общества норвежских композиторов.
Этап
[ редактировать ]- «Мечты Балдура» , балет
- Dragaredokko , opera
- Да , опера
концертанте
[ редактировать ]- Фортепиано
- Концерт для фортепиано с оркестром № 1 фа мажор, соч. 5 (1927)
- Концерт для фортепиано с оркестром № 2 ми-бемоль мажор «Посвящение Равелю»
- Концерт для фортепиано с оркестром № 3 «Посвящение Брамсу»
- Концерт для фортепиано с оркестром № 4 «Северное сияние» ( Нордлюс / Северное сияние ) (фортепианная партия, реконструированная из полных оркестровых партий, двухфортепианной редукции и записи)
- Концерт для фортепиано с оркестром № 5, соч. 156 (1954)
- Вариации на тему народной песни из Хардангера для двух фортепиано с оркестром (1949)
- Хардангерская скрипка
- Хардангер Концерт для скрипки No. 1
- Хардангер Концерт для скрипки № 2 «Три фьорда»
- Арфа
- Концерт для арфы № 2
Оркестровый
[ редактировать ]- Сто мелодий Хардангера, соч. 151 – Сюита №1
- Сто мелодий Хардангера, соч. 151 – Сюита №2
- Сто мелодий Хардангера, соч. 151 – Сюита № 4
- Сто мелодий Хардангера, соч. 151 – Сюита №5
- Нюккен (Водный дух), симфоническая поэма для большого оркестра.
- Гранулы
- Симфония Бога Солнца для оркестра (сокращенная версия Baldur's Dreams )
- Симфония № 1 «Рождественская» (1958)
Вокальный/Хоровой
[ редактировать ]- Басун для тенора с оркестром (1971)
- Телемаркин – Кантата для голоса с оркестром.
- Черепаха для меццо-сопрано с оркестром. Текст из книги Стейнбека «Гроздья гнева»
Фортепиано
[ редактировать ]- Пятьдесят мелодий Хардангера, соч. 150
- Четырехчастные инвенции на лидийском, дорийском и фригийском языках, соч. 4
- Соната для фортепиано № 29, соч. 129, «Эфирная соната»
- Трехчастные инвенции на лидийском, дорийском и фригийском языках, соч. 3
- 12 двухголосных инвенций на лидийском, дорийском и фригийском языках, соч. 2 (1930)
Духовой оркестр
[ редактировать ]- Симфония Блоуэрса (1974)
- Симфониетта ди Соффиатори (1962)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гейрр Твейтт (Великий норвежский лексикон)
- ^ « Краткая биография (Рейдар Стораас)» . Архивировано из оригинала 13 июля 2006 г. Проверено 19 июля 2010 г.
- ^ Краткая биография (Джон Ховланд, 2000). Архивировано 27 декабря 2004 г. в Wayback Machine.
- ^ Гейр Твейтт рассказывает об уничтоженных партитурах (NRK)
- ^ « Квислинг ikke rasetenkende nok (Aftenposten. 18 мая 2003 г.)» . Архивировано из оригинала 25 октября 2007 года . Проверено 2 января 2007 г.
- ↑ Несущественное прошлое и божественная музыка Хальвдан Блекен, 2 июня 2003 г.)
- ^ Твейтт, Гейрр (ballade.no)
Первоисточники
[ редактировать ]- Акснес, Халлгьерд, Перспективы музыкального значения: исследование, основанное на избранных произведениях Гейра Твейта (докторская диссертация, Университет Осло, 2002 г.)
- Эмберланд, Терье, Религия и раса. Новое язычество и нацизм в Норвегии 1933–1945 (Осло: Humanist Forlag, 2003).
- Стораас, Рейдар, Тонедиктарен Гейрр Твейтт: Сонгжен и Фоссадурен (Det Norske Samlaget, Осло, 1990)
- Стораас, Рейдар, Гейр Твейт: Между триумфом и трагедией (2008)
- Твейт, Торе, Гейрр Твейтт: Нордманн и Европа: его отношение к национальному руководству в 1930-е годы (докторская диссертация, Университет Осло, 1983)
Другие источники
[ редактировать ]- Галлахер, Дэвид, «Сто мелодий Хардангера», соч. 151: Сюиты №№ 2 и 5», примечания на обложке компакт-диска NAXOS 8.555770, 2002 г., 3–4.
- Галлахер Дэвид, «Фортепианный концерт № 4 «Северное сияние», аннотации на обложке компакт-диска NAXOS 8.555761, 2002, 2–4.
- Стораас, Рейдар, «Гейрр Твейтт и Бальдур», примечания на обложке компакт-диска BIS CD-1337/1338 DIGITAL, 2003, 3–6.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1908 рождений
- 1981 смертей
- Музыканты из Бергена
- Музыканты из Квама
- Композиторы-классики XX века
- Классические пианисты 20 века
- Композиторы балета
- Норвежские композиторы
- Норвежские композиторы-мужчины-классики
- Норвежские классические пианисты
- Норвежские оперные композиторы
- Норвежские современные язычники
- Приверженцы германского неоязычества
- Исполнители современной языческой музыки
- Норвежские пианисты-мужчины
- Норвежские музыканты-мужчины 20-го века