Эрве Телемак
Эрве Телемак | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 10 ноября 2022 г. | (85 лет)
Национальность | Французский |
Известный | Живопись, графический дизайнер |
Награды |
|
Эрве Телемак (5 ноября 1937 г. - 10 ноября 2022 г.) [ 1 ] французский . художник гаитянского происхождения, связанный с сюрреализмом и повествовательными фигуративными движениями С 1961 года жил и работал в Париже.
Биография
[ редактировать ]Телемак родился в Порт-о-Пренсе , Гаити. Из-за проблем со здоровьем ему пришлось отказаться от надежд участвовать в спортивных соревнованиях. В 1957 году, когда Франсуа Дювалье пришел к власти, он уехал с Гаити в Нью-Йорк и присоединился к Лиге студентов-художников до 1960 года, когда его учитель, художник Джулиан Леви , поощрял его художественное призвание. Во время своего пребывания в США, где он часто посещал музеи, он одновременно интеллектуально питался абстрактным экспрессионизмом , затем сюрреализмом , использованным и переосмысленным американскими художниками ( Де Кунинг , Лам и др.), и в особенности влиянием Аршила. Горький . Еще в 1959 году его картина под названием «Сирена» ( Музей Сент-Круа ) отметила его уникальность. Телемак хотел быть основанным на реальности и избежать абстракции: даже название относится к его повседневной жизни, напоминая сирены лодок, которые он слышал из своей комнаты в Бруклин-Хайтс . В L'Annonce faite à Marie (Музей изящных искусств Доля, FNAC), который напоминает о его женитьбе в том же году с Маэлем Пилие, объявляется тема сексуальности, особенно присутствующая в начале его творчества ( Сексуальная история , 1960; Ciel delit n°3, 1962, Музей современного искусства Ниццы; Чудо-женщина , 1963, Институт современного искусства Виллербана).
Он был разочарован сегрегационистской атмосферой в Соединённых Штатах¹. [ 2 ] ( Туссен Лувертюр в Нью-Йорке , 1960, Музей Доула). В 1961 году он приехал во Францию и поселился в Париже. Он часто посещал сюрреалистов там, формально не вступая в группу. Но именно в заповедях народного искусства (комикс, использование епископа , а затем, в 1966 году, использование акрила ) он действительно нашел свой особый путь, защищая европейское творчество, более критическое по отношению к обществу. С 1962 года он принял участие в приключении Narrative Figuration, объединив таких художников, как Бернар Рансильяк, Эдуардо Арройо, Петер Класен, Ойвинд Фальстрем и Жак Монори , которое критик Жеральд Гассио-Талабот собрал в 1964 году по просьбе Телемака. и Рансильяк на выставке под названием «Мифологии повседневность». С 1962 по 1964 год он создал одну из своих самых оригинальных серий, в частности, в виде диптихов , где фрагменты анатомии² сопровождались визуальными метафорами , названными «фикциями»; (крест, стрела, оружие, нижнее белье, урна, маска) и комментарии, иногда просто написанные мелом или карандашом, текут по изначально белому фону ( «Путешествие» , 1962; Семейный портрет , 1962, Фонд искусств Гандура; Этюд к карте нежности , 1963; Моя дорогая Клементина , 1963, МНАМ и др.).
«В шестидесятые годы я устраиваюсь в стриптизе, становлюсь частью движения Arte povera . Это настоящий разрыв с происходящей там нумерацией в стиле барокко. Трость появляется в моих работах в 1968 году. Особенно с Le Désert , трость, разломанная на две части, вырезанная из сферы, нелепая палка для невероятной ходьбы».
Заявление, сделанное искусствоведу Алексии Гуггемос в длинном интервью, опубликованном Somogy Editions ( «Confidence» , опубликовано в 2015 году).
Телемак намеревался составить свой собственный словарь, выйдя за рамки повествовательной речи с социально-политической целью (« Один из 36 000 морских пехотинцев» , 1963, Фонд Гандур), от которой он отходит с 1967 года, на благо внутренней поэтической и ликующей вселенной, более герметичный, обогащенный опытом собственного психоанализа, начатого в 1958 году с Жоржем Деверо, и на этот раз вдохновленный работами Де Кирико , Рене Магритт или Марсель Дюшан . Таким образом, в его картинах встречаются вызывающие воспоминания предметы повседневного быта, особенно его жизненный опыт на Гаити, и многочисленные интерпретации по желанию зрителя, сложные образы чтения, такие как загадки, которые необходимо расшифровать (беззубая голова, барона Самеди белая трость , спортивная обувь и снаряжение, походная мебель, палатки и т. д.), несмотря на толкование искусствоведа Анны Тронш в 2003 году.
«Я всегда изображал палатки. Это знак художника, который живет как изгнанник? Для меня это нет. Это
— это всего лишь строго метафизический признак человеческого жилища. По сути, это картина на человеке.
дом." [ 3 ]
В 1964 году художник принял четкую линию; вдохновленный Эрже ( Petit Célibataire un peu nègre et assez joyeux , 1964, MNAM), затем в 1966 году представил объекты на холсте в своей серии «Объединение картин», напоминающей работы Роберта Раушенберга (1953–1964) и, более того, те, современник Марсьяля Райсса ( Confidence , 1965, Fondation Gandur; Touareg, pèlerinage avec ressemblances , Lille Métropole Musée d'art Contemporarye, d'art contemporain et d'art brut, 1966. Между 1968 и 1969 годами он перестал рисовать, чтобы практиковать только ассамбляж Дюшана. со своими «худощавыми скульптурами», такими как реди-мейд скульптуры. В скульптуре, как и в живописи, речь идет о том, чтобы сделать обычные вещи или предметы удивительными. Телемак вернулся к живописи в 1970 году со своими сериями «Проходы» и «Сюиты Магритта», приняв изысканный стиль, сформированный сплошными цветами ( Caca-) . Солей ! , 1970, МНАМ, духа Дюшана), и увлекался рисованием и коллажи 1974 года, серия «Selles» в 1977 году, затем «Сельские дома» в 1980 году.
В 1973 году он впервые вернулся на Гаити, чтобы увидеть свою мать, где он нашел источник своего воображаемого. Затем, в 1976 году, он начал большие картины акрилом , в основном с новыми формами в виде эллипса или тондо , в связи с выставкой, организованной в 1976 году ARC в Музее современного искусства де ла Виль де Пари . В 1985 году он стал натурализованным гражданином Франции и, среди других заказов на государственные закупки больницы Сальпетриер в 1984 году, станции регионального экспресс-метро Музея Орсе в 1986 году), он получил заказ на монументальную фреску длиной 13 метров «Валле де л'Омо». , созданный в 1986 году для Города наук и промышленности Ла Виллетта и который также для Маман в больнице Сальпетриер. В 1986 году у него также состоялась его первая персональная выставка в Караибах, где около двадцати картин были выставлены в Каса-де-лас-Америкас во время 2-й биеннале в Гаване .
Начиная с 1990-х годов Телемак продолжил свои исследования с помощью широкоформатных рисунков углем, начатых в 1992 году, и удивительных барельефов, где лобзик заменяет карандаш. Ознаменованный болезнью, затем смертью матери в 1993 году и, несомненно, памятью о царившем на Гаити вуду , он подошел к теме траура более мрачно (летучая мышь, череп) и творил собственную магию в создании смеси, смешивающие кофейную гущу с цветными пигментами, чтобы придать им чувственную тяжесть.
После выставки «Уголь и кофейная гуща – Траур: рисунок, объект» в галерее Louis Carré & Cie в 1994 году (каталог с предисловием Ива Мишо ) Телемак выставил «Работы после натуры»; (каталог с предисловием Филиппа Курваля) в фонде Electricité de France в 1995 году. За его двойной выставкой на Международной выставке современного искусства (стенд галереи Louis Carré & Cie и стенд галереи Марвана Хосса) последовали четыре ретроспективы, сначала в Electra. – Фонд EDF в Париже, на «Электрической мастерской»; в Йоханнесбурге (Южная Африка) в 1997 году, в IVAM в Валансе (Испания) в 1998 году, затем в Центре искусств Танлай (Йонна) летом 1999 года.
В 2000-е годы произошло возвращение к африканским истокам, которые характеризуются « негритянством »; движение претендует на звание своего собственного и на свежий взгляд на французские политические события, возможно, с оттенком юмора. В 2000 году он вернулся к деятельности, которой не занимался много лет, — книжной иллюстрации. После нескольких визитов в Африку Телемак создал серию акриловых картин под названием «Trottoirs d'Afrique», представленную в 2001 году в галерее Louis Carré & Cie (каталог с предисловием Жерара Дюрозуа). Тем не менее, несмотря на карьерный путь, который, естественно, был частью эволюции и интеллектуального анализа современного искусства 20-го века, воспоминание о его стране и истоках, даже метафорически косвенное, никогда не покидало его творчества ( Afrique et Toussaint Louverture à New York , 1960). Венера Hottentote et Comics pour Harlem , 1962, Моя дорогая Клементина и магия , 1963 Черная ; «Банания-1» , 1964 год ; Порт -о-Пренс , «Вундеркинд» , 1970 год; «Молчание в Сен-Марке» (Гаити), 1975 год ; «Моя родина» , 1981 год; «Мера Африки» , 1982 год; «Путешествие Гектора Ипполита в Африку № 1» , 2000 г.; Глубокий Юг , 2001 и др.). Fonds d'actualité n°1 (в MNAM) — это косвенная дань уважения сатирическим карикатуристам Планту и Панчо с фигурой Жака Ширака , который тогда «избирался, как в Африке», с 82,21% голосов. В 2002 году IUFM Лиона организовал выставку, посвященную этой большой картине и предметам из кофейной гущи.
По случаю публикации первой монографии Анны Тронш во Фламмарионе в «La Création contemporaine»; Коллекция Louis Carré & Cie галерея представляет на своем стенде на выставке Fiac 2003 выставку, объединяющую ряд крупных работ 1960-х годов, под названием «Париж 1961». В 2005 году он создал цикл из трех монументальных фресок для зала суда Дома суда в Лавале . В 2010 году, после землетрясения на Гаити 12 января 2010 года, Télémaque спонсировал аукцион «Haiti Action Artists», целью которого было дать гаитянским художникам возможность переделывать свои работы и создавать долгосрочные решения.
Ретроспективная выставка его работ прошла в Национальном музее современного искусства в Центре Помпиду с 25 февраля 2015 г. по 18 мая 2015 г. и включала 74 картины, рисунки, коллажи, объекты и ассамбляжи. [ 4 ] тиражирован в Музее Кантини , затем в 2016 году в Фонде Клемана на Мартинике , с подборкой из около 50 картин, напрямую связанных с Вест-Индией и Африкой. [ 5 ]
МоМА ( Музей современного искусства ) приобрел картину Нью-Йоркских лет «Без названия» («Гадкий американец») 1962/64 благодаря покровительству Мари-Жозе и Генри Крависа в честь Джерри Спейера , трёх личностей, близких к Нью-Йорку. Музей. Его картина была выставлена в Галерее изящных искусств Гутткляйна в Париже в 2018 году. На этой выставке под названием «Жалон» Телемак впервые представил фреску Темуана (1998), символизирующую возвращение к его гаитянским корням. В 2019 году он устроил сюрприз в парижской галерее Rabouan Moussion, где на выставке «L’inachevée Conception» представил впечатляющее полотно длиной десять метров. (2016–18) , созданная в тишине его мастерской в Верней-сюр-Авре в Нормандии Картина «Al l'en Guinée» , напоминает о воображаемом путешествии путешественника на дальние расстояния. «Это поход по жизни», — смеялся художник, известный своими метафорическими образами, крутыми утками и отвлекающими маяками. В «рандонне»; навевает мысль о дальней поездке. Смерть или радостное возвращение на землю предков?
Коллективные выставки (избранное)
[ редактировать ]- 1962: Париж, Музей современного искусства Парижа, Латино-американское искусство в Париже , с Хорхе Камачо , Симоной Эртан, Хоакином Феррером, Эдуардо Жонкересом, Вифредо Ламом , Роберто Маттой , Хесусом Рафаэлем Сото ...
- 1964: Он участвовал в выставке «Ежедневные мифологии», организованной в Музее современного искусства де ла Виль де Пари, связывая его с повествовательной фигурацией.
- 1968: Кассель (Гессен), Documenta IV и Венеция , Венецианская биеннале ,
- 1972: Париж, Гран-Пале, выставка «Двенадцать лет современного искусства».
- 1976: Париж, MAMVP, ретроспектива в ARC,
- 1980: Исследования в области искусства и промышленности в Renault,
- 1982: Париж, Гран-Пале, Международная ярмарка современного искусства (FIAC), галерея Адриана Мэйта ,
- 1996: Международная ярмарка современного искусства, галерея Louis Carré & Cie и галерея Марвана Хосса,
- 2006: Париж, Гран-Пале, «Сила искусства» ,
- 2006: Париж, национальные галереи Гран-Пале, Жил-был Уолт Дисней. У истоков искусства студии Диснея,
- 2008: Париж, национальные галереи Гран-Пале, «Нарративная фигурация». Париж, 1960–1972 гг.,
- 2009: Париж, La Maison rouge, фонд Антуана де Гальбера, Vraoum! сокровища комиксов и современного искусства
- 2009: Париж, Музей современного искусства города Парижа, Глазами критика. Бернар Ламарш-Вадель и художники
- 2011: Париж, Лувр, зал Шапель, Музей Монд (в рамках выставки Лувр приглашает Жан-Мари Г. Ле Клецио)
- 2014: Париж, Гран-Пале, Гаити, два столетия художественного творчества, 19 ноября 2014 г. – 15 февраля 2015 г.
- 2016: Мюнхен, Haus der Kunst , Оквуи Энвезор после войны
- 2022: Париж, Музей истории иммиграции, « Париж и больше нигде »
Персональные выставки (избранное)
[ редактировать ]- 1964: Лондон, Ганноверская галерея.
- 1964: Париж, галерея Матиаса Фельса.
- 1965: Рим, Чердак
- 1967: Париж, галерея Матиаса Фельса.
- 1971: Париж, галерея Матиаса Фельса «Пассаж» (покупка работы президента Помпиду).
- 1979: Париж, Цюрих, Галерея Маэ «Селлес».
- 1981: Париж, галерея Адриана Мэйта.
- 1986: Casa de las Americas, в рамках II Гаванской биеннале .
- 1989: Париж, галерея Жаклин Муссион, первая персональная выставка, Нью-Йорк, 1960.
- 1991: Париж, галерея Жаклин Муссион, ретроспектива 1973 года и серия La Chambre noire.
- 1994: Париж, галерея Луи Карре, Уголь и кофейная гуща – Траур: рисунок, объект.
- 1995: Ретроспектива в Electra Fondation в Париже, Работы с натуры.
- 1997: Йоханнесбург , ретроспектива Электротехнической мастерской.
- 1998: Валенсия ретроспектива в Институте современного искусства Валенсии , .
- 1999: Центр искусств Танле , Эрве Телемак: des Modes & Travaux и создание оригинальной работы для марки Франции, посвященной отмене рабства , выпущенной в апреле.
- 2001: Париж, галерея Louis Carré & Cie, Trottoirs d’Afrique.
- 2005: Париж, Почтовый музей, Эрве Телемак. От петуха до осла (ретроспектива).
- 2009: Париж, галерея Louis Carré & Cie, Комбинат живописи 1965–1969.
- 2010: Бэ-Мао (Гваделупа), Эрве Телемак - почетный гость второго выпуска «Art Bemao», мероприятия современного искусства, которое представляет современный взгляд на изобразительное искусство в Гваделупе.
- 2011: Париж, галерея Louis Carré & Cie, La Canopée, коричневый бумажный пакет.
- 2013: Париж, галерея Louis Carré & Cie, Passages и другие (1970–1980).
- 2015: Париж, Центр Помпиду , 25 февраля – 18 мая. [ 6 ]
- 2015: Музей Лувье
- 2015: Марсель, Музей Кантини.
- 2016: Ле Франсуа, Мартиника, Фонд Клемента [ 5 ]
- 2018: Париж, Галерея Guttklein Fine Art, «Jalons» 1, 2
- 2019: Париж, галерея Rabouan Moussion, «Незавершенная концепция»
- 2021: Лондон, галерея Serpentine, «классики разума».
- 2023: Etats-Unis, Музей искусств д'Аспена, «классики разума».
Приобретения (выбор)
[ редактировать ]Центра Помпиду Национальный музей современного искусства владеет 18 произведениями Телемака. Среди них 8 картин и одна скульптура, добавленные в 2014 году благодаря пожертвованию художника. В МОМА хранятся три работы Телемака, в том числе «Без названия» («Гадкий американец») 1962/64.
Публикации (подборка)
[ редактировать ]- Эрве Телемак - Монография Анн Тронш, Groupe Flammarion (2003)
- Уверенность Эрве Телемака , интервью Алексии Гуггемос, Somogy Éditions d'Art (издательство) (2015)
- Телемах , Жерар Дюрозуа, Дэвид Лемэр, Алексия Гуггемос, Фламмарион (2015)
Архивы
[ редактировать ]- (на французском языке) Архивы, Эрве Телемак, список произведений с 1958 по 1978 год, Galerie Louis Carré & Cie.
Источники
[ редактировать ]- (на французском языке) Эрве Телемак , видеоинтервью, аудиовизуальная энциклопедия современного искусства
- (на французском языке) Эрве Телемак, Galerie Louis Carré & Cie , Galerie Louis Carré & Cie
- (на французском языке) Эрве Телемак, Бернар Вассёр, издания Cercle d’art, 2013, 128 страниц , Cercledart.com
- (на французском языке) Эрве Телемак, Результаты прошлых аукционов , artnet.com
- (на французском языке) Эрве Телемак, выставка в Центре Помпиду с 25 февраля по 18 мая 2015 г. Архивировано 10 декабря 2018 г., в Wayback Machine , centerpompidou.fr.
- (на французском языке) «Куратор Ясмил Рэймонд обсуждает, что было такого «уродливого» в Америке Телемака». , сайт Moma.org
- (на французском языке) Эрве Телемак , Галерея Rabouan Moussion, страница художника]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ «Смерть художника Эрве Телемака в возрасте 85 лет» . Le Parisien (на французском языке). 10 ноября 2022 г. . Проверено 10 ноября 2022 г.
- ↑ Живописная одиссея Эрве Телемака , Филипп Дажен, Le Monde, 22 января 2016 г., сайт le monde.fr
- ^ Эрве Телемак, великий деятель гаитянского искусства: Мы рисуем, чтобы существовать , Зигфрид Форстер, 19 ноября 2014 г., сайт rfi.fr.
- ↑ Пресс-кит выставки Эрве Телемака в Центре Помпиду, 28.01.2015. Архивировано 2 марта 2015 года в Wayback Machine , sur centerpompidou.fr.
- ^ Jump up to: а б Выставка Эрве Телемака, Fondation Clément, 2016 , сайт Foundation-clement.org
- ^ «ПРЕСС-КИТ: HERVÉ TÉLÉMAQUE: 25 ФЕВРАЛЯ – 18 МАЯ 2015 ГОДА» (PDF) . Centrepompidou.fr . Проверено 22 июля 2019 г.
- 1937 рождений
- 2022 смертей
- Гаитянские художники 20-го века
- Гаитянские художники-мужчины
- Художники из Порт-о-Пренса
- Гаитянские эмигранты во Франции
- Художники-сюрреалисты
- Кавалеры Почетного легиона
- Кавалеры Ордена искусств и литературы
- Французские художники 20 века.
- Французские художники-мужчины 20-го века
- Французские художники XXI века