Диптих
Диптих ) — ( / ˈ d ɪ p t ɪ k / , ДИП -тик любой предмет с двумя плоскими пластинами, образующими пару, часто скрепленными шарниром . Например, стандартная тетрадь и школьная тетрадь древнего мира представляла собой диптих, состоящий из пары таких пластинок, содержащих углубление, заполненное воском . Письмо осуществлялось путем царапания поверхности стилусом восковой . Когда банкноты больше не были нужны, воск можно было слегка нагреть, а затем разгладить, чтобы его можно было использовать повторно. Обычные версии имели деревянные рамы, но более роскошные диптихи изготавливались из более дорогих материалов.
Этимология
[ редактировать ]Слово «диптих» заимствовано « от латинского diptycha» , которое в свою очередь происходит от позднегреческого δίπτυχα ( díptycha ) « пара письменных табличек » . δίπτυχα — среднее множественное число от δίπτυχος ( díptychos ), « двойно сложенный » . [ 1 ]
Искусство
[ редактировать ]В художественном термине диптих — это произведение искусства, состоящее из двух частей или панелей, которые вместе создают единое произведение искусства. Их можно скрепить вместе или поставить рядом друг с другом. В средние века панели часто крепились на петлях, чтобы их можно было закрыть и защитить произведения искусства. [ 2 ]
В поздней античности диптихи для тетрадей из слоновой кости с обложками, вырезанными с низким рельефом на внешних сторонах, были важной формой искусства: « консульский диптих » был создан в честь того, что человек стал римским консулом , тогда как кажется, что они были сделаны в наборах и распределены. новым консулом друзьям и последователям. Другие, возможно, были созданы для празднования свадьбы или, как, например, диптих «Поэт и муза» в Монце , просто заказаны для частного использования. Одними из наиболее важных сохранившихся произведений Поздней Римской империи являются диптихи, из которых сохранилось несколько десятков, в некоторых случаях сохранившихся путем переворачивания и повторного использования в качестве обложек книг. Самая большая сохранившаяся византийская панель из слоновой кости (428 × 143 мм) представляет собой лист из диптиха в стиле Юстиниана при дворе ок. 525–550 , на которых изображен архангел. [ 3 ]
Со времен средневековья многие панно приняли форму диптихов как небольших портативных произведений для личного пользования; Восточно-православные иконы можно назвать «путешествующими иконами ». Хотя форма триптиха была более распространена, существовали также диптихи из слоновой кости с рельефно вырезанными религиозными сценами , форма, впервые обнаруженная в византийском искусстве, а затем ставшая очень популярной в готический период на Западе, где они в основном производились в Париже. Они подходили для мобильной жизни средневековой элиты. На слоновой кости сцены, как правило, располагались в нескольких регистрах (вертикальных слоях), заполненных маленькими фигурками. На панелях картин обычно были отдельные сюжеты, причем два совпадающих, хотя к 15 веку одна панель (обычно левая) могла содержать портретную голову владельца или комиссара с Богородицей или другим религиозным предметом на другой стороне. Внешняя часть, которая часто сильно изнашивалась во время путешествий, могла иметь более простой декоративный рисунок, включая герб владельца.
Большие алтари, как правило, выполнялись в форме триптиха с двумя внешними панелями, которые можно было закрыть поперек основного центрального изображения. Это один из видов многопанельных форм живописи, известных как полиптихи .
Диптих был распространенным форматом в ранней нидерландской живописи и изображал самые разные предметы — от светских портретов до религиозных персонажей и историй. Часто и на портрете, и на Мадонне с Младенцем было по листу. Особой популярностью оно пользовалось в 15-16 веках. такие художники, как Ян ван Эйк , Рогир ван дер Вейден , Ганс Мемлинг и Хьюго ван дер Гус Эту форму использовали . Некоторые современные художники использовали этот термин в названии работ, состоящих из двух картин, которые никогда не были соединены между собой, но предназначались для подвешивания близко друг к другу как пара, например, Энди Уорхола » «Мэрилин Диптих (1962). [ 4 ] который является иконой современной поп-культуры .
«Диптих» также часто используется по отношению к фильмам или произведениям литературы, образующим дополнительную пару. Взятые вместе, они рассматриваются как освещающие друг друга и составляющие отдельное произведение искусства от отдельных частей. Примером может служить пара Алана Эйкборна пьес «Дом и Сад» .
Уличный художник Бэнкси регулярно использовал формат диптиха для множества работ своей студии, включая «Девушку с воздушным шаром» . Диптих-версия работы выполнена аэрозольной краской на холсте размером 30 х 30 см каждая и была выпущена тиражом 25 экземпляров в 2005 году. [ 5 ]
церковный
[ редактировать ]Именно в такой форме . встречается упоминание о «диптихах» в раннехристианской литературе Этот термин относится к официальным спискам живых и усопших, которые поминаются местной церковью. Живые будут начертаны на одном крыле диптиха, а усопшие — на другом. Написание имени архиерея в диптихах означает, что поместная церковь считает себя в общении с ним, удаление имени архиерея означало бы разрыв общения с ним. Имена в диптихах публично читались диаконом во время Божественной литургии ( Евхаристии ) и священником во время подготовительной литургии . Диптихи также использовались для написания имен святых. Хотя сами восковые таблички больше не используются, этот термин все еще используется в Восточной Православной Церкви и Восточно-Католической Церкви для описания содержания диптихов со всеми теми же коннотациями.
Диптих солнечные часы
[ редактировать ]На внутренней стороне каждого листа было лицо. Один лист образовывал вертикальные солнечные часы, другой — горизонтальные. Создатель теней, или гномон , представлял собой веревку между ними и калибровал, насколько далеко они должны открываться, поскольку угол имеет решающее значение. Такие солнечные часы можно настроить на любую широту, наклонив их так, чтобы их гномон был параллелен оси вращения Земли. Распространенная ошибка заключается в том, что если оба циферблата показывают одинаковое время, прибор ориентирован правильно и обращен на север (в северное полушарие). Диптих, выполненный в виде комбинированных вертикальных и горизонтальных солнечных часов со струнным гномоном, будет показывать одинаковое время на обоих циферблатах независимо от ориентации. [ 6 ] Это свойство самовыравнивания исторически справедливо только для диптихов в случае комбинации аналемматических и вертикальных солнечных часов. Двойной циферблат на плоской пластине, состоящий из горизонтального и аналемматического циферблата, также будет выровнен правильно, если оба циферблата показывают одинаковое время. [ 7 ]
Некоторые диптихи имели грубые календари в виде пелекинонов , выверенных по узлу в виде бусины или узла на веревке. Это с точностью до недели, что было достаточно для расчета времени посадки сельскохозяйственных культур.
См. также
[ редактировать ]- Полиптих
- Триптих
- Диптих Уилтона , чрезвычайно редкое сохранившееся религиозное панно позднего средневековья из Англии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "диптих, н." . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/OED/1119971632 . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ Тейт. «Диптих – художественный термин» . Тейт . Проверено 24 января 2020 г.
- ^ "Ранневизантийский диптих. Изображение: Архангел Михаил" (Рельефное панно из слоновой кости, половина диптиха.) . Исследования Британского музея . Британский музей . в. 525 [525-550 (около)]. музей № ОА.9999 . Проверено 12 августа 2016 г. • «Панель из слоновой кости с изображением архангела» . Коллекция Британского музея онлайн . Google Искусство и культура . в. 525 [525/550] . Проверено 11 августа 2016 г.
- ^ Мэрилин Диптих (1962). Архивировано 11 января 2012 г. в онлайн-магазине Wayback Machine Tate Collection.
- ^ «Картины, скульптуры и оригинальное искусство Бэнкси | Андипа» . Андипа . Проверено 11 октября 2023 г.
- ^ Альберт Э. Во (1973), Солнечные часы: их теория и конструкция , Дувр, ISBN 0-486-22947-5
- ^ Рене Дж. Рор (1996), Солнечные часы: историческая теория и практика , Дувр, ISBN 0-486-29139-1
Библиография
[ редактировать ]- Марко Кристини: Eburnei nuntii: консульские дикции и имперская дипломатия шестого века . В: Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte 68 (2019), стр. 489–520.
- Вольфганг Кермер : Этюды диптиха в священной живописи: от начала до середины шестнадцатого века: с каталогом . Дюссельдорф: Др. Штеле, 1967 (философская диссертация, Тюбинген, 1966)
- Ральф Керн: Научные инструменты своего времени. С 15 по 19 века . Издатель книжного магазина Вальтер Кёниг 2010 г., ISBN 978-3-86560-772-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Национальная галерея искусства, молитв и портретов: раскрытие нидерландского диптиха (2006)
- Рене Мэр (1913). . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Солнечные часы-диптих , Национальный морской музей.