Телепатия во сне
Телепатия во сне — это предполагаемая способность телепатически общаться с другим человеком во сне. [1] Основной научный консенсус отвергает телепатию во сне как реальный феномен. Парапсихологические эксперименты по телепатии во сне не дали воспроизводимых результатов. [2] [3] Первым человеком в наше время, заявившим о документировании телепатических сновидений, был Зигмунд Фрейд . [4] В 1940-х годах это было предметом спора Эйзенбад-Педерсон-Крэг-Фодор-Эллис, названного в честь выдающихся психоаналитиков того времени, которые участвовали в нем: Жюля Эйзенбуда , Джеральдин Педерсон-Крэг, Нандора Фодора и Альберта Эллиса . [5]
История
[ редактировать ]Идея и предположение об общении посредством сновидений впервые были высказаны в психоанализе Зигмундом Фрейдом в 1921 году. [6] Он создал модель, выражающую свои идеи о телепатических сновидениях. [4] Его статья 1922 года « Сны и телепатия» воспроизведена в книге «Психоанализ и оккультизм» (1953) и была задумана как лекция для Венского психоаналитического общества, хотя он так и не прочитал ее. [6] Фрейд считал, что связь между телепатией и сновидениями не может быть ни доказана, ни опровергнута. Он отнесся к этой идее с явным подозрением, отметив, что сам он никогда не видел телепатических снов. (Два его сна, потенциально телепатические, когда ему приснилась смерть сына и невестки, которая не произошла, он назвал «чисто субъективными предчувствиями».) Его идеи не получили широкого признания в то время. время, но продолжал публично выражать свой интерес и открытия о телепатических сновидениях. Он также заметил, что не встречал у своих пациентов никаких признаков телепатии во сне. [6] [7] Фрейд заявляет о нейтральности самого феномена, утверждает, что среда сна имеет для него особые вероятные свойства, если она действительно существует, и игнорирует все представленные ему случаи на стандартных психоаналитических основаниях (например, невроз, перенос и т. д.). [8]
В 1940-х годах Жюль Эйзенбуд , Джеральдин Педерсон-Крэг и Нандор Фодор описали предполагаемые случаи телепатии во сне. Альберт Эллис считал, что их выводы основаны на ненадежных доказательствах, и считал, что их лучше объяснить предвзятостью, совпадением и бессознательными сигналами, чем телепатией во сне. Он также обвинил их в эмоциональной вовлеченности в эту идею, в результате чего их наблюдения и суждения были затуманены. [9] [10] Психолог Л. Бёрье Лёфгрен также раскритиковал эксперименты Эйзенбуда по телепатии во сне. Он заявил, что совпадение было более вероятным объяснением, и «для их объяснения нет необходимости предполагать наличие паранормальных сил». [11]
Эксперименты
[ редактировать ]Было проведено множество экспериментов, чтобы проверить достоверность телепатии во сне и ее эффективность, но с серьезными проблемами ослепления. Многие испытуемые находят способы общения с другими, чтобы это выглядело как телепатическое общение. Попытки прервать общение между агентом, отправителем и получателем информации не увенчались успехом, поскольку испытуемые находили способы обойти повязки на глазах, какими бы сложными и прикрывающими они ни были. [12] В исследованиях, проведенных в Медицинском центре Маймонида в Бруклине, штат Нью-Йорк , под руководством Стэнли Криппнера и Монтегю Ульмана , за пациентами наблюдали и пробуждали их после периода быстрого сна, а затем отделяли их для изучения заявленной способности телепатически общаться. Они пришли к выводу, что результаты некоторых из их экспериментов подтверждают телепатию во сне. [4]
Эксперименты с изображением мишени, проведенные Криппнером и Ульманом, подверглись критике со стороны CEM Hansel . По словам Гензеля, в планировании экспериментов были недостатки в том, как агент узнавал о своей целевой картине. Только агент должен был знать цель и никто другой до тех пор, пока оценка целей не будет завершена; однако экспериментатор находился рядом с агентом, когда целевой конверт был открыт. Гензель также написал, что в эксперименте был плохой контроль, поскольку главный экспериментатор мог общаться с испытуемым. [13]
Попытку повторить эксперименты с использованием изображений-мишеней предприняли Эдвард Бельведер и Дэвид Фоулкс. Выяснилось, что ни испытуемый, ни судьи не соответствовали целям с мечтами выше уровня случайности. [14] Результаты других экспериментов Бельведера и Фоулкса также были отрицательными. [3]
В 2003 году Саймон Шервуд и Крис Роу написали обзор, в котором утверждалось, что Маймонид поддерживает телепатию во сне. [15] Однако Джеймс Алкок отметил, что их обзор основан на «чрезвычайной запутанности» данных. Олкок пришел к выводу, что эксперименты по телепатии во сне в Маймониде не предоставили доказательств существования телепатии, и «отсутствие репликации процветает». [16]
Психолог и известный скептик Ричард Уайзман принял участие в эксперименте по телепатии во сне. Его провела Кэролайн Уотт в лаборатории сна в попытке повторить результаты Криппнера и Ульмана. Эксперимент оказался полным провалом. По словам Уайзмана, «после наблюдения за примерно двадцатью добровольцами в течение нескольких ночей подряд исследование не обнаружило никаких доказательств в пользу сверхъестественного». [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Криппнер, Стэнли ; Франассо, Шерил. (2011). Сны, телепатия и различные состояния сознания . Нейроквантология 9 (1): 4.
- ^ Уайзман, Ричард . (2014). Вечерняя школа: проснитесь и ощутите силу сна . Макмиллан. п. 202. ISBN 978-1-4472-4840-8 Уайзман пишет об экспериментах Криппнера и Уллмана: «За прошедшие годы многим исследователям не удалось повторить свои замечательные открытия, и в результате работа рассматривается как любопытная, но не как доказательство паранормальных явлений. "
- ^ Jump up to: а б Гензель, CE M . (1989). В поисках психической силы: новый взгляд на экстрасенсорное восприятие и парапсихологию . Книги Прометея. стр. 141-152. ISBN 0-87975-516-4
- ^ Jump up to: а б с Ульман, Монтегю (2003). «Телепатия снов: экспериментальные и клинические результаты». В Тоттоне, Ник (ред.). Психоанализ и паранормальные явления: страны тьмы . Серия справочных, информационных и междисциплинарных предметов. Карнакские книги. стр. 14–46. ISBN 978-1-85575-985-5 .
- ^ Деверо, Джордж, изд. (1953). «Спор Эйзенбуда-Педерсона-Крэга-Фодора-Эллиса». В Психоанализе и оккультизме . Оксфорд, Англия: Издательство международных университетов.
- ^ Jump up to: а б с Эшель, Офра (декабрь 2006 г.). «Где ты, моя возлюбленная?: Об отсутствии, утрате и загадке телепатических снов». Международный журнал психоанализа 87 (6): 1603–1627.
- ^ Фриден, Кен (1990). Толкование сновидения Фрейда . Серия SUNY о современной еврейской литературе и культуре. СУНИ Пресс. стр. 102-103. ISBN 978-0-7914-0124-8 .
- ^ Фрейд, С. Сборник статей, т. IV, стр. 408-435, Международная психоаналитическая библиотека № 7, Изд. 1, Basic Books, 1959 г. «Создал ли я у вас впечатление, что я тайно склонен поддерживать реальность телепатии в оккультном смысле? Если так, то я бы очень сожалел, что так трудно избежать такого впечатления. ничего об этом». п. 435. Здесь Фрейд явно ссылается на смешение телепатии как таковой с ясновидением и другими оккультными элементами.
- ^ Эллис, Альберт . (1947). Телепатия и психоанализ: критика недавних открытий . Психиатрический ежеквартальный журнал 21: 607-659.
- ^ Эллис, Альберт . (1949). Повторный анализ предполагаемого телепатического сна . Психиатрический ежеквартальный журнал: 23: 116–126.
- ^ Лёфгрен, LB (1968). Недавние публикации по парапсихологии . Журнал Американской психоаналитической ассоциации 16: 146–178.
- ^ МакБрум, Патрисия. (1967). Сны, искусство и ментальная телепатия . Новости науки 92: 424.
- ^ Гензель, CEM В поисках демонстрации экстрасенсорного восприятия . У Пола Курца . (1985). Справочник скептика по парапсихологии . Книги Прометея. стр. 97-127. ISBN 0-87975-300-5
- ^ Бельведер, Э., Фулкс, Д. (1971). Телепатия и сны: неспособность воспроизвести . Перцептивные и моторные навыки 33: 783–789.
- ^ Шервуд, SJ; Роу, Калифорния (2003). Обзор исследований экстрасенсорного восприятия снов, проведенных после программы экстрасенсорного восприятия снов Маймонида . Журнал исследований сознания, 10: 85-109.
- ^ Алкок, Джеймс . (2003). Дайте нулевой гипотезе шанс: причины сомневаться в существовании пси . Журнал исследований сознания 10: 29-50. «В своей статье Шервуд и Роу рассматривают попытки воспроизвести известные исследования сновидений Маймонида, начавшиеся в 1960-х годах. Они дают хороший обзор этих исследований телепатии и ясновидения во сне, но если из их обзора мне станет понятно что-то, дело в чрезвычайной неразберихе полученных данных. В то время как обычно можно было бы ожидать, что продолжение научного изучения явления должно привести к более сильным эффектам по мере того, как человек узнает больше о предмете и совершенствует методологию, это, по-видимому, так и есть. в данном исследовании дело обстоит иначе».
- ^ Уайзман, Ричард . (2014). Вечерняя школа: проснитесь и ощутите силу сна . Макмиллан. стр. 200-201. ISBN 978-1-4472-4840-8
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Алкок, Джеймс (1981). Парапсихология: наука или магия? Психологическая перспектива . Пергамон Пресс. ISBN 0-08-025772-0
- Деверо, Джордж, изд. (1953). «Спор Эйзенбуда-Педерсона-Крэга-Фодора-Эллиса». Психоанализ и оккультизм . Оксфорд, Англия: Издательство международных университетов.
- Эллис, Альберт (1947). «Телепатия и психоанализ: критика недавних открытий». Психиатрический ежеквартальный журнал . 21 (4): 607–659. дои : 10.1007/bf01654321 . ПМИД 18904525 . S2CID 28772668 .
- Чайлд, Ирвин (ноябрь 1985 г.). «Психология и аномальные наблюдения: вопрос экстрасенсорного восприятия во сне». Американский психолог . 40 (11): 1219–1230. дои : 10.1037/0003-066X.40.11.1219 .