Черкесский союз и благотворительное общество
Черкесский союз и благотворительное общество | |
Adyghe : Адыгэ Зэготын ыкӀи ЗэдэӀэпыӀэн Хасэ Османский турецкий язык : единство и сотрудничество черкесского населения | |
![]() Логотип газеты организации Гуазе | |
![]() Черкесские студенты и преподаватели в черкесской школе, открытой Черкесским союзом и благотворительным обществом | |
Формирование | 4 ноября 1908 г |
---|---|
Растворенный | 5 сентября 1923 г |
Цель | Сохранить черкесскую национальную идентичность |
Расположение | |
Обслуживаемый регион | Османская империя |
Официальный язык | Турецкий , Черкесский |
Лидер | Ахмет Чавит Теркет Паша |
Прокляционное благотворительное общество ( Adyghe : audыgэ jegotyn ykiedeiepien khase ) или ittihat ( Ottoman Turkish чer ve teavün çekes союз и cemiyeti : casian stration owtramamb كس [ 1 ] [ 2 ] Оно было основано на нескольких принципах, в основном на интеллектуализме , черкесском национализме и вере в ислам . [ 3 ]
Организация вела множество мероприятий: занималась строительством школ, а также благотворительной деятельностью . В школе организации преподаются различные предметы, включая физкультуру , географию, черкесский язык, турецкий язык, французский язык, историю черкесов, историю Османской империи, живопись, музыку и многое другое. В школе преподавание ведется на адыгейском , турецком и русском языках. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Политическая ситуация
[ редактировать ]Перед окончанием русско-черкесской войны в 1864 году была начата массовая депортация оставшегося населения, пережившего черкесский геноцид . [ 5 ] Расчеты, в том числе с учетом собственных архивных данных Российского Императорского правительства, оценивают потери в 95–97%. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] черкесской нации в этом процессе. Перемещенные лица были расселены в основном в Османской империи . [ 10 ]
Черкесы, сосланные на османские земли, понесли тяжелые потери. Первоначально черкесов размещали в школах и мечетях или до переселения им приходилось жить в пещерах. Османские власти выделили черкесским поселенцам земли вблизи регулярных источников воды и зерновых полей. Многие умерли по дороге в свои новые дома от болезней и плохих условий. [ 11 ] Черкесы в Османской империи изначально держались особняком и сохраняли свою отдельную идентичность, даже имея свои собственные суды, в которых они не терпели никакого внешнего влияния. [ 12 ]
Следующее поколение черкесских интеллектуалов заняло активную роль в Османском государстве, заняв высокие посты. Большая часть влиятельных организаций, таких как Османская специальная организация , полки Хамидие и Комитет Союза прогресса, были составлены из черкесов. Черкесы на османских землях приняли свою кавказскую идентичность, сохраняя при этом основную османско-мусульманскую идентичность. После революции 1908 года в Османской империи началась черкесская культурная деятельность. Некоторые из них были менее культурными и более политическими, например, « Шимали Кафкас Джемиети» (Северо-Кавказское общество) и « Кафкас Истикляль Комитеси» (Комитет освобождения Кавказа), оба из которых стремились к независимости Черкесии и поддерживались КЕП. [ 13 ]
Формирование
[ редактировать ]В новой ситуации, когда свободы были расширены, черкесы немедленно начали организовываться. В августе 1908 года первые члены заложили фундамент Черкесского союза и благотворительного общества в особняке сына имама Шамиля Гази Мехмет-паши в Коске в Стамбуле. [ 14 ]
Наряду с несколькими генералами и пашами, организация привлекла ведущих интеллектуалов и литераторов того периода. Среди этих людей были Ахмет Чавит Теркет-паша, Абдулла-паша, Берзег Зеки-паша, Гази Мухаммед Фазиль-паша, Назми-паша, Шапли Осман-паша, Ахмет Хамди-паша, Иззет-паша, Исмаил Беркок , Ахмет Митхат Эфенди и профессор Азиз Мекер. Официально Черкесский союз и благотворительное общество было основано 4 ноября 1908 года. После закрытия первого здания организация переехала в новое здание на улице Аксарай Синекли Баккал. [ 15 ]
Ахмет Чавит Теркет-паша был избран председателем организации и занимал эту должность до своей смерти в 1916 году. Большинство членов организации были хорошо образованы, окончив ведущие школы того времени, владея как минимум одним иностранным языком в дополнение к своему родному. языки – черкесский и турецкий. Среди этих иностранных языков были французский , арабский , греческий , английский и другие.
Люди в организации придерживались самых разных идеологических убеждений, в том числе те, кто поддерживал Комитет Союза и Прогресса (CUP), и другие, кто выступал против него. Даже самые страстные сторонники и противники КЕП были объединены в организацию с одной и той же целью: положить начало черкесскому культурному ренессансу. Несмотря на то, что они придерживались противоположных убеждений и позиций, их объединила общая черкесская идентичность. [ 14 ]
План организации состоял в том, чтобы способствовать религиозным, моральным и гражданским связям среди черкесов, а также образованию. Одной из целей было изучение черкесской истории, языка и традиций. Подчеркивалось, что в каждом черкесском селе должны быть созданы неполные средние школы для обеспечения бесплатного обучения черкесских детей на черкесском языке. Было также решено учредить черкесскую газету и журналы. Газета организации «Гуазе » издается до сих пор. Для организации было предложено создать военизированное подразделение, но оно было отклонено, поскольку организация обещала абсолютную лояльность Османской империи . [ 3 ]
В целом, главной целью организации было проведение высококачественного образования и исследований, чтобы вырастить поколение высокообразованных, набожных, националистически настроенных черкесов, лояльных Османской империи, способных спасти черкесскую нацию. Чтобы продвигать этот идеал, Корана о приобретении знаний. аяты в газете организации цитировались [ 3 ]
Педагогический состав основной школы составлял: [ 4 ]
Предмет | Учитель(и) |
---|---|
Менеджер школы | г-н Ихсан |
География | г-жа Сеза |
История | Джанкат Лами, Харун Бленау |
черкесский язык | Hilmi Tsey, Shemi Time |
турецкий язык | Зекие Вендже |
французский язык | Лютфулла Шоу |
Живопись и искусство | Проф. Намик Исмаил Зейф, Мухсин бей |
Физическая культура | Знает Нексуш |
Музыка | Проф. Хеге Эффенди |
Женское отделение
[ редактировать ]18 мая 1919 года было создано Черкесское женское благотворительное общество (Çerkes Kadınları Teavün Cemiyeti) как часть Черкесского союза и благотворительного общества. [ 16 ] Основателями женского отделения стали пять женщин: Сундж Хайрие Мелех , Берзег Макбуле, Заликве Эмине Решит, Пексв Сеза Полар и Улагай Файка. [ 4 ] В манифесте женского отделения говорится: «Цель организации — оказывать помощь лицам, нуждающимся в черкесской помощи, защищать девочек и мальчиков в детских домах, школах и работных домах, а также продвигать национальную культуру. Женщины — существа сострадательные и милосердные, и это наша ответственность продвигать это во всем мире». [ 17 ] После роспуска в 1923 году женское отделение было вновь основано в 2012 году под тем же названием. [ 18 ] [ 19 ]
Растворение
[ редактировать ]В 1923 году турецкое правительство закрыло и запретило организацию. Хотя черкесы всегда были очень лояльны к правительству, с ними обращались так же, как с более мятежными курдами в новой Турецкой Республике , а черкесский язык был запрещен. В результате организацию признали незаконной, а главное здание снесли. Школы были закрыты, газета запрещена, а многие ее члены арестованы. [ 13 ] [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аксой, Зейнеп. Черкесский союз и общество «Солидарность» (1908-1923), 2008 г.
- ^ «Общество поддержки черкесов и его деятельность» , Эльмас Зейнеп Аксой , Социальная история, сентябрь 2003 г.
- ^ Jump up to: а б с Черкесское единство и солидарность «Cem'iyyeti Nizâmnâme-i Esâsiyesi». 28 января 1909 года.
- ^ Jump up to: а б с д Доктор Васфи Гусар. «Черкесское общество солидарности», журнал «Кафкася » , апрель-май-июнь 1975 г., № 1. 48.
- ^ Каземзаде 1974 г.
- ^ Ричмонд, Уолтер (9 апреля 2013 г.). Геноцид черкесов . Издательство Университета Рутгерса. п. 132. ИСБН 978-0-8135-6069-4 .
Если предположить, что средняя цифра Берже в 50 тысяч человек была близка к числу выживших и поселившихся в низинах, то от 95 до 97 процентов всех черкесов были убиты на месте, умерли во время кампании Евдокимова или были депортированы.
- ^ Россер-Оуэн, Сара А.С. Исла. Первый «исход черкесов» в Османскую империю (1858–1867) и ответ Османской империи на основе отчетов современных британских наблюдателей (тезис). п. 16.
с одной оценкой, показывающей, что коренное население всего Северо-Западного Кавказа сократилось на целых 94 процента.
Текст цитирования: «Оценки русского историка Нарочницкого, в Ричмонде, гл. 4, стр. 5. Стивен Шенфилд отмечает аналогичные темпы сокращения: осталось менее 10 процентов черкесов (включая абхазов) (Стивен Шенфилд, «Черкесы: забытый геноцид?», в). Резня в истории , стр. 154.)» - ^ «145-летие геноцида черкесов и проблема Олимпиады в Сочи» . Рейтер. 22 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 8 сентября 2012 г. . Проверено 28 ноября 2009 г.
- ^ Барри, Эллен (20 мая 2011 г.). «Грузия утверждает, что Россия совершила геноцид в 19 веке» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Ричмонд, Уолтер (2013). Геноцид черкесов . Издательство Университета Рутгерса. задняя крышка. ISBN 978-0-8135-6069-4 .
- ^ Роган 1999 , с. 73.
- ^ Уолтер Ричмонд. Геноцид черкесов . п. 118.
- ^ Jump up to: а б Беслени, Зейнель Абидин: Черкесская диаспора в Турции. Политическая история, Нью-Йорк, 2014, стр. 58–60.
- ^ Jump up to: а б Гусар, Васфи (апрель 1975 г.). «Черкесское общество солидарности». Журнал «Кавказ» . 47:29 .
- ^ Четинташ, Бурак. «Школа медсестер, дающая образование на трех языках», Hürriyet Tarih, декабрь 2002 г., стр. 22.
- ^ Эльмас Зейнеп Аксой, Социальная история, сентябрь 2003 г., №: 117, с. 101
- ↑ Документы из Зарубежья Кавказа, Сефер Э. Берзег, Типография Шафак, Анкара, 1985 г.
- ^ кадикойлифедергиси (19 мая 2021 г.). «Ассоциация солидарности черкесских женщин наградила «Матерью года»» . Кадыкёй Жизнь (на турецком языке) . Проверено 30 ноября 2021 г.
- ^ Байрам, Алааттин (2021). «Симпозиум: Черкесы в диаспоре» . Гинепс .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Роган, Юджин Л. (1999). Границы государства в Поздней Османской империи: Трансиордания, 1850–1921 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-66312-1 .