Святилище Геркулеса Виктора (Тиволи)
Геркулес Виктор | |
![]() Модель святилища Геркулеса Виктора | |
Расположение | Тиволи , столица Рима , Лацио , Италия |
---|---|
Координаты | 41 ° 57'52 "с.ш. 12 ° 47'36" в.д. / 41,964312 ° с.ш. 12,793397 ° в.д. |
Тип | Религиозное святилище |
Область | Первоначально 3000 квадратных метров (32 000 квадратных футов). |
История | |
Строитель | римляне |
Основан | в. 120-82 гг. до н.э. |
Периоды | Римская республика |
Культуры | Древний Рим |
Примечания к сайту | |
Веб-сайт | Святилище Геркулеса Виктора |


Святилище Геркулеса Виктора (итал. Ercole Vincitore ) в Тиволи (Италия) было одним из крупнейших комплексов римской республиканской эпохи, построенным на волне эллинистического культурного влияния после окончательного римского завоевания Греции (146 г. до н.э.). [ 1 ] Он был построен недалеко от древнего города Тибур и является крупнейшим из италийских святилищ, посвященных Геркулесу (например, Храм Геркулеса Курина ), и вторым во всем Средиземноморье после Кадиса в Испании. [ 2 ] Он был построен примерно между 120 и 82 годами до нашей эры и представлял собой шедевр римской инженерии со множеством инноваций. [ 3 ] Дальнейшее строительство велось в период Августа, особенно в районе театра. Август неоднократно отправлял правосудие здесь, под аркадами святилища. [ 4 ]
Это место использовалось с момента строительства Виллы д'Эсте в 1570 году до 1993 года для промышленности: литейные заводы, затем гвоздевые и винтовые заводы, бумажные фабрики и, наконец, электростанции.
В 2008/2009 году началось восстановление и благоустройство святилища, особенно театра. В результате работ была обнаружена часть первоначальных построек, что привело к открытию комплекса для публики в июне 2011 года.
История
[ редактировать ]

После окончания Второй Пунической войны (212 г. до н. э.) торговля в римском мире резко возросла, а затем снова после завоевания Греции (146 г. до н. э.). Возможно, не случайно после этих событий родилась необходимость построить за стенами Тибура огромный, по сравнению с размерами города, комплекс. В частности, необходимость на втором этапе строительства (в первом десятилетии первого века до н.э.) проложить дорогу внутри святилища можно соотнести с изменением политического статуса Тибура на римский муниципалитет в 87 г. до н.э. в конце Социальной войны, но необходимость была очевидна уже в предыдущие десятилетия: фактически, и когда он был независимым городом, и когда, с 4-го века до нашей эры, он стал Civitas Foederata , Тибур сохранял контроль важного торгового пути и мог взимать плату за мост (или мосты) через Аньене , расположенный прямо перед водопадом. Но когда Тибур вошел в состав Республики и начал терять свою административную автономию, осуществлять этот вид контроля уже было невозможно, поэтому было решено его «освятить», устранив плату за проезд по мостам и перенеся вниз по течению по Виа. Тибуртина, которая, что уникально для общественной дороги большого значения, была проложена внутри Святилища с покрытием «via tecta» до 89 г. до н.э. Здесь пошлина в различных формах будет заменена подношением божеству с огромным потоком «десятинных» денег. В любом случае Тибур все более тесно связан с культом Геракла.
Связь святилища со стратегическим положением Тибура
[ редактировать ]Тибур был расположен в истоке долины Аниены, где река впадает на 160 м в римскую сельскую местность и которая была перевалом на главном пути торговли и человеческих путешествий между Апеннинским плато Абруццо и Апулией , богатым скотом и плодородными плодородными землями. Римская Кампанья . [ 5 ] Благодаря укреплениям на окружающих хребтах перевал определил функционирование и процветание города с 9 века до нашей эры. [ 6 ]
Большая часть этого важного маршрута усеяна местами поклонения Геркулесу: от Сульмоны до Альбы Фуценс , от храмов вдоль верхней долины Аниены до храмов ниже по течению от Тибура у источников Аква-Альбуле , Сеттекамини , района Сан-Лоренцо , [ 7 ] к храму Геракла в Остии Антике , конечной станции торговли солью. [ 8 ] Это потому, что Геракл был божеством-покровителем тяжелого труда, верности в торговле (как в 10-м подвиге , поимке быков Гериона, во время которого герой «отвоевал» Бычий форум у Какуса), а также коммерческих и финансовых сделок. .
Культ Геркулеса
[ редактировать ]Тиволи отождествлялся с культом Геркулеса в силу своего стратегического положения и почитался как бог-воин (Геркулес Победитель или Непокоренный) за победу над эквами . [ 9 ] как Геркулес Саксан (как защитник добычи травертина ), а также как защитник торговли и стад, что является фундаментальной деятельностью для первоначальной городской экономики. [ 10 ]
Культ был одним из самых важных в Лациуме и общим для многих цивилизаций Средиземноморья. В отличие от греческого Геракла, почитаемого прежде всего как полубога, италийский Геркулес — это главным образом божество, покровитель всей цивилизаторской деятельности, связанной с веками урбанизации (8-7 вв. до н. э.), от освоения земель до вырубки лесов, регулирования вод и для бизнеса со всеми вытекающими отсюда последствиями. Он также имел функцию хтонического божества. [ 11 ] типичен для территорий, богатых колодцами, воронками и поднимающимися источниками, например, возле Тибура.
Поскольку культ, возможно, зародился в Тиволи, традиция гласит, что культ Геркулеса Виктора был экспортирован в Рим в конце республиканской эпохи легендарным Марком Октавиусом Гереннием . [ 12 ] богатый торговец нефтью, возможно, отождествляемый с тем Гереннием, который был музыкантом ( tibicinus ), а затем с Магистратом Геркуланеем в тибуртинском святилище. Он построил круглый Храм Геркулеса Победителя или Непокоренного (или Геркулеса Оливария) на Бычьем форуме в Риме.
Строительство
[ редактировать ]Судя по недавним исследованиям и раскопкам, первое святилище, начатое в 160-х годах до нашей эры, имело террасы, похожие на святилище Фортуны Примигении в соседней Пренесте , с трапециевидным планом, похожим на храм Юпитера Анксура в Террачине . Обрушение конструкции привело к приостановке работ, которые возобновились через несколько десятилетий уже совсем по другому плану. На втором этапе основными изменениями были:
- Вся задняя часть известнякового холма и террасы была выровнена путем удаления огромного количества земли, и на образовавшемся пространстве был построен театр. [ 13 ]
- Участок «clivus tiburtinus» (последний участок Виа Тибуртина ), который в первоначальном проекте огибал боковую часть комплекса, был включен в туннель, via tecta , который соединяет старейшее сооружение с величественным комплексом второй фазы. на северной стороне, сооружения которого возвышаются более чем на 40 м над берегом Аниены и представляют собой наиболее сохранившуюся часть святилища.
Функционирование и богатство Святилища
[ редактировать ]
В поздние республиканские и имперские времена движение транспорта, пересекавшее город Тибур (и, следовательно, святилище), возросло до такой степени, что возникла необходимость создать лагеря для отдыха и сортировки повозок и стад с соответствующей помощью и службами медицинского контроля вверх по течению. и ниже по течению от моста (римский мост, вероятно, упал во время великого наводнения 105 г. н.э.). [ 14 ] ), переправившийся через Аниену возле храмов Акрополя (тоже построенного в начале великолепия города, II-I века до н. э.). Остальные лагеря отдыха вверх по течению (в сторону Абруццо ), вероятно, находились в Крочетте, примерно в 2 км от города; те, что ниже по течению от Clivus tiburtinus, почти доходили до моста Лукан. Все эти земли принадлежали святилищу.
Святилищу также предлагалась « десятина » за каждую сделку, совершаемую в нем. Обмены, которые происходили внутри него, и, следовательно, движение денег или стад внутри него были огромными. «Десятина» выплачивалась деньгами или натурой (10% стад). В последнем случае специализированные рабочие держали стада или стада в больших помещениях на северной стороне улицы Виа Текта, перепродавая их как можно скорее по конкурентоспособным ценам. Помимо этой коммерческой части, сердцем комплекса был Храм. Ведь одной из причин многочисленных построек святилищ в различных городах Лацио (Тибур, Пренесте, Террачина, Габии и др.) и других местах центральной Италии было как раз привлечение паломников, которые также приносили богатство. Паломники приносили подношения в деньгах и ex-voto, которые, часто в золоте и серебре, периодически вынимались и переплавлялись, а терракотовые пожертвования забивали в вотивные ямы. Паломникам требовалось жилье и питание или кредиты наличными, и для этого комплекс предлагал платные услуги гостиницы и банковские услуги.
Еще одним источником дохода святилища были тезаурусы или ящики для подаяния, расположенные в стратегических точках на выездах из города, особенно на тропах, которые позволяли путешественникам не проходить через via tecta для входа или выхода из Тибура.
Более того, по мере того как богатство и власть Святилища возрастали, богатые купцы или политики, сенаторы, проконсулы, генералы стремились делать пожертвования, чтобы завоевать благосклонность священников и божеств, потому что их можно было бы причислить к благотворителям «Святилища». fanum », завоевали престиж или просто запомнились.
Богатство, накопленное за несколько десятилетий, означало, что Октавиан использовал сокровища святилища, которые все еще были частью общественной казны, для подготовки армии к битве при Филиппах . Тем не менее, богатство Тибуртинского святилища продолжало увеличиваться, в том числе благодаря функциям кредитования денег (которые были закреплены за «хранителем Фани», единственным, кто мог заниматься ростовщичеством, не совершая кощунства) и прямой торговлей, особенно нефтью. торговля с островом Делос , одним из самых мощных торговых центров Средиземноморья.
Взлет и падение
[ редактировать ]Престиж и богатство святилища достигли своего пика в эпоху империи, вероятно, при Адриане (117–138 гг. Н.э.), у которого неподалеку находился правящий дворец.
(380 г.) указами В IV веке, между Миланским (313 г.) и Фессалоникским активность святилища снизилась. Набеги на долину Аниене, направленные на разрушение языческих храмов и святынь бандами василианских монахов, базировавшимися над виллой Нерона в Субиако, также нанесли ущерб. Кодекс Феодосиана (391–392) прекратил всю языческую религиозную деятельность, даже если гражданские власти поддерживали социальную и организационную деятельность в святилище (местные праздники, социальные и развлекательные мероприятия, спорт и т. д.).
Вероятно, в V веке начались грабежи, о чем свидетельствует то, что многие статуи были спрятаны часто далеко от своего первоначального местоположения (например, в яме авлеума театра).
В течение V и VI веков имущество святилища было захвачено, узурпировано, пожертвовано, оккупировано и в конечном итоге стало собственностью Тибуртинской церкви, которая, начиная с X века, использовала Корнутианскую хартию V века, недавно признанную подделкой. [ 15 ] требовать права собственности.
Сайт
[ редактировать ]


Святилище имеет много общего с близлежащим современным святилищем Фортуны Примигении в Палестрине, с его театром, расположенным на холме, над которым возвышается священная площадь, даже если оно отличается размером теменоса, расположением зрительного зала театра, двойной портик и наличие via tecta.
Как и другие святилища, он был разделен на три основные части: театр, храм и большой двор с колоннадой. Также он был разделен на два основных уровня: подземный, по которому проходила улица Тибуртина, посвященная торговле, и верхний, посвященный религиозному культу Геракла.
Святилище имело прямоугольный план (188 х 144 метра) с пятью уровнями этажей в самой глубокой северной части, которые постепенно уменьшались в направлении СЗ-ЮВ до двух этажей в самой мелкой части у известнякового берега. Основание платформы, состоящее из засыпки, по крайней мере частично, определило выживание частей комплекса, особенно Виа Текта и многочисленных прилегающих помещений. От via tecta и прилегающих помещений осталось чуть более 50%, поскольку те, что находились в северо-западной части, были разрушены.
Виа Текта находится на третьем уровне снизу и пересекает строение по диагонали с северо-востока на юго-запад, а большие помещения вдоль ее маршрута, выходящие на северный гребень, постепенно увеличиваются в площади.
На 4-м уровне находится верхний двор с теменосом или священным пространством, на котором стоял храм. Теменос с трех сторон был окружен перекрывающимися двухэтажными портиками, заполненными статуями и почетными скульптурами римских и местных благотворителей с надписями, многие из которых были найдены при раскопках конца XIX века (в том числе знаменитая статуя Генерала Тиволи (в музее Палаццо Массимо в Риме ) и надпись «Кваттуорвиров», позаботившихся о крыше «Виа текта»). Сохранилось около половины восточной части нижнего портика, та, что находится на длинной стороне за подиумом храма, и около половины северной стороны представляет собой серию арок, обрамленных дорическими полуколоннами в opus incertum , с травертином. капители и цилиндрический свод. На южной стороне сохранились следы верхнего этажа с такими же, но двойными арками, с внутренней колоннадой (так называемый дуплексный портик).
Верхний же портик находился на 5-м уровне, немного отступал от нижнего и имел по сравнению с нижним почти вдвое увеличенные арки, выходящие на большую террасу с балюстрадой и оградами. Это позволило создать дорожку длиной около 550 м, включая дорожку, проходящую по верху подиума вокруг храма, а также на 5-м уровне.
В задней части нижнего и верхнего портиков открывались другие помещения, большей частью прекрасно сохранившиеся, которые выходили на северную сторону большими окнами и соединялись внутренней лестницей с нижележащим via tecta и с прилегающими к нему помещениями. Эти помещения на трех уровнях (третьем, четвертом и пятом) соединялись с via tecta, нижним портиком и верхним портиком соответственно и были построены в opus caementicium . Особенностью является сложная конструкция сводов и разгрузочные арки помещений третьего уровня, выходящих на via tecta, что позволило поднять четвертый и пятый уровни с консольными стенами, соединив вес конструкции только с огромными арками из травертина на обочине дороги, две из которых до сих пор прекрасно сохранились. Эта смелая техника строительства является одним из элементов, который предполагает разные периоды для двух сторон via tecta и является еще одним подтверждением двухэтапного строительства. Помещения представляли собой настоящий многофункциональный центр: склады, конюшни, торговые залы, гостиницы, жилые помещения, склады, банки, столовые, гостевые дома, школы, колледжи, конференц-залы, магазины, фабрики ex-voto и т. д.
На участке, обращенном к южному портику, обнаружено круглое ограждение диаметром около 30 м, вымощенное гидравлическим цементом. По мнению ученых, это, вероятно, бассейн для оракула , ответы которого давались через движения предметов, брошенных в источник. Эту гипотезу подтверждает также тот факт, что доступ к бассейну осуществлялся через специальный вход, открытый на южной стороне Святилища, и что проход из Статия и надпись относятся к оракулу.
Храм
[ редактировать ]

В задней части теменоса в центре находится храм с подиумом, который частично сохранился только в южной части. Храм имел высоту 18,5 м, а его высокий подиум имел общую высоту 25 м и доминировал над ландшафтом; с остроконечной крышей, выкрашенной в желтый цвет, его было видно из Рима. [ 16 ] Это октастиль, « peripteral sine postico», то есть целла была окружена с трех сторон колоннадой с восемью колоннами на главном фасаде и десятью с обеих сторон. Сзади экседра обрамляла колоссальную статую Геркулеса.
Подиум имел высоту 6,50 м и был полностью покрыт снаружи изящно отформованным травертином, как это видно на сохранившейся части с левой стороны храма, где ступени из травертина, гладкие и длиной до 24 м, верхняя из которых отформована. как рама, раскрывает величие храма. Рядом с базой также был найден древний «тезаурус» (ящик для подношений). Две доступные подземные комнаты подиума, в одну из которых можно было попасть по лестнице (как видно из рельефов Тьерри 1863 года), возможно, использовались как вотивное хранилище и прорицательная комната.
На фасаде, обращенном на запад, в сторону Рима, теменос с храмом соединяла лестница с двумя пролетами. По обе стороны лестницы располагались монументальные фонтаны (правый довольно хорошо сохранился), внутри которых располагался круг миниатюрных статуй героя, от которого осталась красивая статуэтка юного Геракла, изображенного сидящим на камне, покрытым своим львом. кожа.
С западной стороны, между этой лестницей и стеной театра напротив, было пространство менее 2 м, необычное для такого большого сооружения, особенно в случае возможного скопления людей на теменосе. Эту аномалию можно объяснить обрушением конструкции, изначально более короткой и крутой, что заставило строителей реконструировать над обрушившейся частью более длинную и пологую лестницу с опорными арками.
Театр
[ редактировать ]Театр имеет необычные особенности: его наклон довольно пологий по сравнению с греческими театрами и тем, который Витрувий указал в своем «О архитектуре» , до такой степени, что некоторые археологи предположили, что это не театр, а полукруглая лестница, которая использовалась для распределения паломники по теменосу. А вот наличие 3-х вомиторий (выходов для зрителей), лобовых сцен и ямы аулеума ( занавес из ткани и деревянных реек, который опускался в начале спектакля), а также двух адитусов , входы для публики, развеяли все сомнения по этому поводу. Таким образом, аномальный наклон объясняется необходимостью построить пещеру с учетом двух этажей, которые остались свободными от оползней: этажа сцены (первоначально последней террасы основания) и теменоса и подиума храма. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Д'Алессио, А. «Пространство, функции и ландшафт в итальянских террасных святилищах поздней республиканской эпохи. Примечания к системному подходу к языку великой архитектуры» [Пространство, функции и ландшафт в итальянских террасных святилищах поздней республиканской эпохи. возраст. Заметки к системному подходу к языку великой архитектуры] (на итальянском языке) . Проверено 16 декабря 2022 г.
- ^ «Святилище Геракла Виктора» . Вилла Адриана и Вилла д'Эсте . Проверено 5 января 2023 г.
- ^ «Тиволи — Строение святилища Геркулеса» . www.tibursuperbum.it . Проверено 5 января 2023 г.
- ^ Светоний, Август, 72 года.
- ^ М.Г. Корсини, Гипотеза о месте и городе Тиволи , Рим, 1982 г.
- ^ CF Джулиани, Тибур , том. Я, Рим, Де Лука, 1970, стр. 7–21
- ^ Томас Асби, La Via Tiburtina, AMSTSA 1923
- ^ Карло Паволини, Остия, Бари, Латерца , 2006 г.
- ^ Кайроли Фульвио Джулиани, Тиволи Святилище Геркулеса Виктора, Тиволи, Tiburis Artistica 2004, стр.87-89
- ^ Нисио, Разрыв между мифом, историей и легендой, Mem. Карта Геол. - XCVI (2014), стр. 271-296.
- ^ Нисио, Разрыв между мифом, историей и легендой, в Mem Decr. Карта Геол. д'Ит, XCVI, н. 2014, стр. 271-296
- ^ Анна Мария Реджани, Тиволи: Святилище Геркулеса Виктора, Mondadori Electa, 1998, стр. 12, ISBN 978-88-435-6839-0
- ^ CF Джулиани, Святилище Тиволи , соч. цит., с. 27–32
- ^ Плиний, Письма , 8, 17, 3-5.
- ^ М.Л. Ангрисани, Примечания к вкладу, касающиеся проблемы подлинности и датировки «Харты Корнутианы», сохранившейся в Regestum Tiburtinum , «AMSTSA 1999, стр. 49–100
- ^ CFGiuiani, Тиволи, Santuario op.cit, стр. 74–76.
- ^ A.Ten, Sanctuary op.cit. AMSTSA 2010, стр. 7–20.
