Ама-архуш
Ама-архуш | |
---|---|
Богиня-исцелительница или эпитет, подчеркивающий сострадание | |
Главный культовый центр | Урук |
Ама-архуш была месопотамской богиней , связанной с состраданием и исцелением, или эпитетом богинь, обозначавшим их как сострадательных.
Имя и характер
[ редактировать ]Ама-архуш можно перевести с шумерского как «сострадательная мать». [ 1 ] Также засвидетельствован вариант Нин-ама-аркусшу, «сострадательная женщина-мать». [ 2 ] Спорадическое добавление знака НИН к ранее существовавшим именам божеств в качестве префикса является хорошо засвидетельствованным явлением в месопотамских источниках, с другими примерами, включая Нин-Айя , Нин-Аруру и Нин-Азимуа . [ 3 ] фраза Также известна аккадская , аналогичная Ама-аркусу, ummu rēmi или rēmēnītu . [ 1 ] Дина Кац отмечает, что термин архуш имел широкое значение, относясь к таким эмоциям, как жалость, сочувствие и милосердие, но в то же время он встречается преимущественно в текстах, связанных с божествами. [ 4 ] Помимо буквального значения, имя Ама-архуш также должно было подчеркнуть связь с целительством и акушерством . [ 1 ] Поскольку arḫuš также имел значение « матка », Ирен Сиббин-Плантолт утверждает, что его можно интерпретировать как указание на «знание женского тела». [ 5 ] Кац утверждает, что знаки, используемые для логографической передачи, GA 2 ✕SAL, соответственно «дом» и «вульва», могут указывать на то, что значение «матка» (или, возможно, « плацента ») было первичным, и использование его для обозначения эмоции было вторичным развитием. [ 4 ]
В качестве эпитета
[ редактировать ]Ама-архуш засвидетельствован как эпитет Нинисины в гимне Нинисина D второго тысячелетия до нашей эры. [ 5 ] и продолжал использоваться для ее описания в первом тысячелетии до нашей эры. [ 6 ] Кроме нее, Бау [ 1 ] а в первом тысячелетии до нашей эры к Гуле и Нинкарраку можно было обращаться под тем же названием. [ 7 ] В так называемом Большом звездном списке — астрономическом сборнике. [ 8 ] известен из ряда неоассирийских и нововавилонских фрагментов, [ 9 ] Ама-архуш - одна из «семи Гул» наряду с Бау, Ниншуддой, Дукургалом, Гунурой , Нинасагом и Нин-умма-сигой, и к ней обращаются как «Гула храма Э -эшбар». [ 10 ] В списке богов Ан = Анум плохо подтвержденное второстепенное божество Энанун описывается как ама-архуш Гулы. [ 11 ] Само слово аркуша использовалось как эпитет или компонент эпитетов множества других божеств, как мужского, так и женского пола, например Азимуа, Нинмах или Нанна , в то время как галла- демоны характеризовались как лишенные его. [ 4 ]
Поклонение
[ редактировать ]Ама-архушу поклонялись в Уруке , где она упоминается в текстах периода Селевкидов как одно из недавно появившихся божеств, наряду с Амасагнуди , Шаррахиту и другими. [ 12 ] Она засвидетельствована теофорными именами Арад-Ама-аркус (мужской род) и Амат-Ама-аркус (мужской род), которые встречаются в текстах между 211 и 149 годами до нашей эры; четверо из шести известных особей, носящих каждый из них, принадлежали к местным консервативным аристократическим семьям. [ 13 ] В остальном это имя не встречается в месопотамском ономастиконе. [ 1 ] Юлия Крул предполагает, что, поскольку Гула отсутствует в поздних теофорных названиях этого города, несмотря на то, что ей в нем активно поклоняются, [ 14 ] возможно, что Ама-архуш рассматривалась как ее проявление или синоним, поскольку в Уруке она не засвидетельствована иным образом. [ 15 ] Ирен Сиббин-Плантолт также считает возможной идентификацию с Гулой. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 104.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 327.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 7.
- ^ Перейти обратно: а б с Кац 2022 , с. 743.
- ^ Перейти обратно: а б Сиббин-Плантхольт 2022 , с. 130.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 161.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 138.
- ^ Кох 1995 , стр. 93–94.
- ^ Кох 1995 , стр. 187.
- ^ Кох 1995 , стр. 205.
- ^ Сиббин-Плантолт, 2022 , с. 52.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 131.
- ^ Крул 2018 , с. 354.
- ^ Крул 2018 , стр. 353–354.
- ^ Крул 2018 , с. 359.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Nin-amaʾarḫuššu» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 13 марта 2022 г.
- Кац, Дина (2022). «Сострадание, жалость и сочувствие в шумерских источниках» . В Сонике, Карен; Штайнерт, Ульрика (ред.). Справочник Рутледжа по эмоциям на древнем Ближнем Востоке . Рутледж. ISBN 978-0-367-82287-3 .
- Кох, Улла Сюзанна (1995). Месопотамская астрология: введение в вавилонские и ассирийские небесные гадания . Музей Тускуланум Пресс. ISBN 87-7289-287-0 .
- Круль, Юлия (2018). «Некоторые наблюдения о поздних урукских теофорических именах» . Пересекая границы Исследования по истории культуры Древнего Востока: Фестиваль Ганса Неймана к его 65-летию 9 мая 2018 года . Мюнстер: Зафон. ISBN 3-96327-010-1 . OCLC 1038056453 .
- Сиббин-Плантолт, Ирен (2022). Образы месопотамских божественных целителей. Богини-исцелители и легитимизация профессиональных асу на месопотамском медицинском рынке . Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-51241-2 . OCLC 1312171937 .