Jump to content

Сенека Старший

(Перенаправлено из «Противоречие »)
Сенека Старший
Рожденный в. 54 г. до н.э. Кордуба , Испания (современная Испания )
Умер в. 39 г. н. э. (около лет 92 )
Язык Латынь , Греческий
Жанр Риторика , Серебряный век латыни , история
Известные работы Цветовое разделение ораторов и риторические настроения
История от начала гражданских войн
Супруг Хельвия
Дети Луций Юний Галлий Аннеан
Луций Анней Сенека Младший
Маркус Аннеус Мела

Луций Анней Сенека Старший ( / ˈ s ɛ n ɪ k ə / SEN -ik-ə ; ок. 54 г. до н. э. – ок. 39 г. н. э.), также известный как Сенека Риторик , был римским писателем, родившимся в богатой всаднической семье. Кордуба , Испания . Он написал сборник воспоминаний о римских школах риторики , шесть книг из которых сохранились в более или менее законченном виде, а пять других — лишь в виде кратких изложений . Его основная работа — история римских дел с начала гражданских войн до последних лет его жизни — почти полностью утеряна для потомков. Сенека пережил правление трех выдающихся императоров; Август (правил 27 г. до н. э. – 14 г. н. э.), Тиберий (правил 14–37 г. н. э.) и Калигула (правил 37–41 г. н. э.). Он был отцом Луция Юния Галлиона Аннеана , наиболее известного как проконсул Ахайи; его вторым сыном был драматург и стоик философ- Сенека Младший ( Луций ), который был наставником Нерона , а третий сын, Марк Анней Мела, стал отцом поэта Лукана .

Биография

[ редактировать ]

Сенека Старший — первый представитель рода Аннеев , о котором имеются определенные сведения. [1] В эпоху Возрождения его имя и произведения стали путать с его сыном Луцием Аннеем Сенекой . [2] В начале 16 века Рафаэль Вольтеррский увидел, что должны быть два разных человека. Он отметил, что двух внуков старшего Сенеки звали Марк, и поскольку существовал римский обычай давать мальчикам имя деда, Рафаэль принял имя Марк для старшего Сенеки. [2] До 20 века он использовался как стандартный преномен . Однако сейчас принято считать, что этот обычай именования не был жестким, и, поскольку в рукописях он упоминается как Луций, многие ученые теперь предпочитают этот преномен , поскольку он также помог бы объяснить, почему их работы стали такими запутанными. [2]

Выросший в богатой и наезднической Испании, Сенека Старший (здесь Сенека) был молодым современником почтенного римского оратора Цицерона , чей пропагандистский голос он мог бы услышать, если бы вырос в Италии. Вместо этого он был заключен условиями военного времени «в стенах» своей «собственной колонии». [3] и там, по-видимому, он получил свое первое образование у наставника , обучавшего более двухсот учеников. [4]

Когда Рим стал безопасным после Гражданских войн, [5] Сенека путешествовал туда на длительное время. Он усердно присутствовал на публичных выступлениях учителей риторики и профессиональных ораторов — в те времена это был процесс, посредством которого молодые люди готовились к карьере в области адвокатуры и государственного управления. Однако нет никаких доказательств того, что он сам делал такую ​​карьеру. И он избегал внимания к написанию истории Рима «От начала гражданских войн» до своего времени, во время режима Калигулы . Вместо этого, по свидетельству сына Сенеки (из его De Vita Patris ), отец его всю жизнь оставался частным дворянином. Тем не менее, Сенека считал почетной политическую карьеру своих старших (двух) сыновей. [6] и он считал изучение риторики почетным делом, даже несмотря на то, что он полностью осознавал опасности, присущие такой карьере: «в которой следует опасаться самих целей, к которым стремятся». [7] И он поддерживал своего младшего сына Мелу, который остался доволен своим наследием наездника.

Работает

[ редактировать ]

Декламационная антология

[ редактировать ]

В преклонном возрасте, на основе своего опыта посещения школ и аудиторий декламаторов в Риме Августа и Тиберия , Сенека Старший (Сенека) завершил работу, на которой покоится его слава сегодня: Oratorum et Rhetorum Sententiae Divisiones Colores . Первоначально состоявший из десяти книг на тему фиктивных судебных процессов (Controversiae) и по крайней мере одной книги о фиктивных речах убеждения (Suasoriae) , его работа якобы была написана по просьбе его сыновей и якобы написана по памяти. Влияние декламации было широко распространено в культуре римской элиты как в дидактической роли, так и как перформативный жанр. На публичных декламациях присутствовали такие деятели, как Плиний Старший , Азиний Поллион , Меценат , император Август . [8] Сенека упоминал поэта Овидия как звездного декламатора; в произведениях сатириков Марциала и Ювенала и историка Тацита обнаруживается значительное декламационное влияние. [9]

Однако работа Сенеки здесь не является ни собранием его собственных декламаций, ни точными копиями выступлений других декламаторов; это антология. В нем представлены выдержки и анализ декламационного искусства, исходившего от риторических знаменитостей его (молодых) дней, проведенных в Риме. Это не теоретический трактат о декламации; Собственный вклад Сенеки ограничен портретами известных декламаторов, которых он цитирует, плюс аналитическими и критическими комментариями к их работе; и анекдотов, припомнившихся из литературной болтовни давних времен.

Декламеры Августа и Тиверийского Рима выражали восхищение Цицероном, но их ораторский стиль не был очень цицероновским; оно также не было теоретической основой их образовательного метода. Сенека утверждал, что декламация, которую они практиковали, была новым искусством, зародившимся при его жизни: ее характерная особенность заключалась в причудливом наборе воображаемых судебных процессов, известных как controversiae . Что касается Рима-города, мы должны ему верить. Если новое искусство зародилось в школах других стран грекоязычного мира (что вполне вероятно, учитывая отдаленность этих декламационных тем от реалий тогдашних римских судов), Сенека, похоже, не подозревал об этом. Однако он был хорошо знаком с деятельностью (в Городе) греческих риторов, обучающих своему искусству на греческом языке, наряду с теми, кто преподавал его на латыни.

Порций Латро был близким другом Сенеки — с детства и в одноклассниках в риторической школе Марулла в Кордове — который позже стал выдающимся среди римских риторов эпохи Августа. [10] Латро культивировал тот «пламенный и взволнованный стиль», которым особенно восхищался Сенека. [11] Антолог охарактеризовал его как человека серьезного и обаятельного, красноречивого и достойного. Другой близкий родственник сенека, оратор Юний Галлион , был, по мнению Сенеки, единственным серьезным соперником Латро среди лучших декламаторов Рима. Его дань уважения Латро иллюстрирует, как оба человека жили в литературном мире, далеком от мира Цицерона, в котором восторг от четких контрастов и парадоксов стал всепоглощающим. [12] «Никто, — писал Сенека о Латро, — не владел больше своим интеллектом: никто не был к нему более снисходителен».

В предисловиях к своим книгам Controversiae Сенека называет риторов, которые были современниками Латро, но с подходами и навыками, отличными от его латронианского идеала. Он конкретно ссылается на primum Tetradeum , то есть на четырех наиболее выдающихся декламаторов, которых он знал, среди которых были Латро, Галлион, Альбуций Сил и Ареллий Фускус . Он выражает серьезные сомнения в отношении стиля Ареллия из-за его неравномерности и описательных отрывков ( объяснений ), [13] который Сенека считал «блестящим, но трудоемким и сложным, со слишком надуманной декоративной отделкой и слишком женственным расположением слов, чтобы быть терпимым для ума, готовящегося к таким святым и смелым учениям». [14] Но нельзя было отрицать различие в Риме школы Ареллия Фуса, среди учеников которой был писатель-философ Фабиан , [15] и поэт Овидий ; [16] таким образом, даже строгий критик Ареллий получил высокую оценку. Альбуций Сил тоже оказал влияние — как автор учебника, который Квинтилиан несколько раз цитировал. [17]

Декламационная антология Сенеки представляет собой далеко идущее критическое исследование риторической основы маньеристской литературы так называемого «Серебряного века» . этого периода являются творчество Овидия и Сенеки-младшего сентенциозные исследования и драматическое искусство , а позже и пламенная эпическая поэзия Лукана Яркими примерами .

Десять книг Controversiae

[ редактировать ]

Из десяти книг Controversiae ( есть декламационные обработки около 74 судебных тем с именами отдельных риторов, а также критические комментарии Сенеки) только пять: 1, 2, 7, 9, 10 сохранились полностью или почти полностью. . Информацию из пропавших книг содержит краткое изложение , написанное несколько столетий спустя для школьного использования. Позже этот же том послужил источником рассказов для европейской литературы позднего средневековья , а именно для сборника анекдотов XIV века, известного как Gesta Romanorum .

Каждая из книг Сенеки предварялась предисловием - подход, который он сравнивал с подходом, принятым организаторами гладиаторских представлений. [18] В каждом предисловии представлены портреты известных декламаторов, написанные пером, по отдельности или парами. В десятом предисловии Сенека представил групповую презентацию декламаторов, ранее упускавшихся из виду.

После предисловий приводятся обзоры трактовки конкретных тем споров известными декламаторами. Эти обзоры, в соответствии с названием антологии — Oratorum et Rhetorum Sententiae Divisiones Colores , — обычно состояли из трех основных разделов. Первый раздел назывался «sententiae» , или «способы мышления». [19] как принято различными декламаторами по заданным темам. Второй раздел: разделения , или наброски их аргументации; и третье: цвета , или благовидные интерпретации действий их воображаемых подсудимых, с целью их оправдания или очернения.

Книги Controversiae были дополнены по крайней мере одной книгой, посвященной Suasoriae (упражнениям в совещательном ораторском искусстве), в которых исторические или мифологические персонажи представлены обдумывающими свои варианты в решающие моменты своей карьеры. В единственной сохранившейся книге своих Suasoriae Сенека приводит сентенции по цитируемым декламаторам, за которыми следуют их подразделения ; но нет цветов , которые относятся исключительно к трактовке судебной риторики и которым нет места в совещательном ораторстве.

Авторство Сенеки-старшего декламационной антологии Controversiae , обычно приписываемой его сыну в средние века , было подтверждено работами гуманистов эпохи Возрождения Рафаэлло Маффеи и Юстуса Липсиуса .

Сенека-старший (Сенека) был также автором утерянного исторического труда, в котором зафиксирована история Рима от начала гражданских войн до (почти) его смерти, после чего она была опубликована его сыном. Об этом magnum opus мы узнаем из работы Сенеки-младшего «De vita patris» (H. Peter, Historicorum Romanorum фрагмента , 1883, 292, 301) и из большого фрагмента самой «Истории» , [20] цитируется Лактанцием в Institutiones Divinae 7.15.14. Фрагмент Лактанция носит предварительный (вводный) характер и пессимистический по мировоззрению; он сравнивает историю Рима с семью веками человечества, сравнивая возвращение Рима к монархическому правлению со «вторым детством» старости. Также дошел до нас рассказ Сенеки о смерти Тиберия, цитируемый Светонием в «Тиберии 73». [21]

В 2017 году папиролог Валерия Пиано опубликовала подробное исследование P.Herc 1067, обугленного свитка папируса, собранного в Геркулануме — он был похоронен у Везувия в 79 году нашей эры. Свиток был впервые раскопан, вероятно, в 1782 году и частично развернут в начало девятнадцатого века. Фортепиано утверждает в своем исследовании (опубликованном в Cronache Ercolanesi , 47, стр. 163–250), на основании следов надписей на его последней подписи , что текст был написан неким «Л. Анней Сенека». И, исходя из того, что можно прочитать об этом повествовании, то есть об исторических и политических темах, относящихся к первым десятилетиям существования Римской империи , она предполагает, что оно, скорее всего, возникло из (старшего) Сенеки «Историй» . Далее, она считает, что следы названия книги, следующие за именем автора (в subscriptio), более совместимы с собственным « ... ab initio b[ell]orum [civilium] » Сенеки, чем с его декламационной антологией.

К сожалению, текст свитка сейчас практически не читается как непрерывное повествование, поскольку в процессе развертывания несколько слоев плотно скрученного папируса остались склеенными и неравномерно отслоились друг от друга. [20]

Издания декламационной антологии

[ редактировать ]
  1. ^ Словарь греческой и римской биографии и мифологии , Уильям Смит , редактор.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Сассман, Льюис А. (1978). Старший Сенека . Брилл. п. 19 . ISBN  9004057595 .
  3. ^ Споры 1 пр 11
  4. ^ Споры 1. пр. 2
  5. ^ Споры 1 спр. 11
  6. ^ Споры 2 спр. 3–4
  7. ^ Латынь: в ком следует опасаться того, на что надеются
  8. ^ Суссманн (1994) , с. 4
  9. ^ Суссманн (1994) , с. 5
  10. ^ Споры 1 спр. 22, 24
  11. ^ Споры 3 спр. 7; 2.2.8
  12. ^ Controversiae и пр. 13
  13. ^ Оксфордский латинский словарь, том. объяснение 4
  14. ^ Споры 2 пр 1
  15. ^ Споры 2 спр. 1
  16. ^ Споры 2.8
  17. ^ Квинтилиан 2.15.36; 3.3.4; 3.6.62. (Портрет Альбуция, написанный Сенекой, утерян, но Светоний из Реторибуса 30 ярко описывает его как более успешного декламатора, чем оратора.)
  18. ^ Споры 1 спр. 24; 4 пр. 1; Фэйрвезер 29–30
  19. ^ Оксфордский латинский словарь, sv sendentia 1, ср. 3 'мнение, высказанное в сенате в ответ на допрос /
  20. ^ Перейти обратно: а б См. рецензию М. Руссо на Марию Кьяру Скапатикчо, Сенеку Старшего и его вновь открытую «Historiae ab initio bellorum Civilium». новые взгляды на раннеимперскую римскую историографию . Берлин; Бостон: Де Грюйтер, 2020, в BMCR 23.01.2021 .
  21. ^ См. М. Уинтерботтом, издание Леба, Сенека Старший Том. 2, стр. 614–17, текст и английский перевод обоих этих фрагментов.

Источники

[ редактировать ]
  •  В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Сенека ». Британская энциклопедия . Том. 24 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 637–638.
  • Суссманн, Льюис А., изд. (1994). Декламации Кальпурния Флакка: текст, перевод и комментарий . Классическая библиотека Мнемозины Батава. Том. 133. Лейден: Брилл. ISBN  9789004099838 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бодел, Джон. (2010). «Суды кенгуру: смещенное правосудие в римском романе». В пространствах справедливости в римском мире. Под редакцией Франческо де Анжелиса, 311–329. Бостон: Брилл. [ ISBN отсутствует ]
  • Динтер, Мартин Т., Шарль Герен и Маркос Мартиньо душ Сантос, ред. (2020). Чтение Римской Декламации: Сенека Старший. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN   9780198746010 .
  • Фэйрвезер, Джанет. (1981). Сенека Старший . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. [ ISBN отсутствует ]
  • Фантэм, Элейн (1978). «Подражание и упадок: риторическая теория и практика в первом веке после Христа». Классическая филология , 73(2), 10–116.
  • Гриффин, Мириам. (1972). «Старший Сенека и Испания». Журнал римских исследований 62: 1–19.
  • Гундерсон, Эрик. (2003). Декламация, отцовство и римская идентичность: авторитет и риторическое «Я» . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Хюльзенбек, Б. (2011). «Риторический сборник старейшины Сенеки: текстовая традиция и традиционный текст». Гарвардские исследования по классической филологии , 106, 229–299.
  • Имбер, Маргарет. (2008). «Жизнь без отца: Декламация и установление отцовства в Римской империи». В «Ролевых моделях в римском мире: идентичность и ассимиляция». Под редакцией Синклера Белла и Инге Лиз Хансен, 161–169. Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета.
  • МакГилл, Скотт. (2012). «Спектр невиновности: отрицание плагиата у Сенеки Старшего». Плагиат в латинской литературе. Скотт МакГилл, 146–177. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Ричлин, Эми. (1997). «Гендер и риторика: воспитание мужественности в школах». В римском красноречии: риторика в обществе и литературе. Под редакцией Уильяма Дж. Доминика , 90–110. Лондон: Рутледж.
  • Роллер, Мэтью (1997). «Дальтонизм: смерть Цицерона, декламация и создание истории». Классическая филология , 92(2), 109–130.
  • Стоффель. (2017). Интер- и внутритекстуальность «Спора Сенеки Старшего» 6.8: Писательница-весталка и ее сложная личность. Филолог, 161 (1), 162–177.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7b53abf67f8e2e5637295b136ac71d2f__1716892980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7b/2f/7b53abf67f8e2e5637295b136ac71d2f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Seneca the Elder - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)