Луис Сепульведа
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на испанском языке . (Декабрь 2020 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Луис Сепульведа | |
---|---|
![]() Сепульведа в 2014 году | |
Рожденный | Овалье , провинция Лимари , Чили | 4 октября 1949 г.
Умер | 16 апреля 2020 г. | (70 лет)
Альма-матер | Университет Чили |
Род занятий | Писатель, журналист |
Луис Сепульведа Кальфукура (англ. Испанское произношение: [ˈlwis seˈpulβeða kalfuˈkuɾa] ; 4 октября 1949 — 16 апреля 2020) — чилийский писатель и журналист. и Воинствующий коммунист ярый противник режима Аугусто Пиночета , он был заключен в тюрьму и подвергнут пыткам во время военной диктатуры в 1970-х годах. [ 1 ] Сепульведа был автором сборников стихов и рассказов; Помимо испанского, его родного языка, он также говорил на английском, французском и итальянском языках. В конце 1980-х он получил признание критиков за свой первый роман Старик, « который читал любовные истории» . [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Луис Сепульведа родился в Овалье , провинция Лимари , Чили , в 1949 году. [ 3 ] Его отец, Хосе Сепульведа, был активистом Коммунистической партии Чили ; а его мать, Ирма Калфукура, была медсестрой мапуче . После средней школы в Сантьяго он изучал театральное производство в Национальном университете Чили.
Луис Сепульведа был политически активен сначала как лидер студенческого движения, а также в администрации Сальвадора Альенде в отделе по делам культуры, где он отвечал за серию дешевых изданий классических произведений для широкой публики. Он также выступал посредником между правительством и чилийскими компаниями.
После чилийского переворота 1973 года , приведшего к власти генерала Аугусто Пиночета, он был заключен в тюрьму на два с половиной года, а затем усилиями немецкого отделения Amnesty International освобожден условно и содержался под домашним арестом.
Ему удалось бежать, и он почти на год ушел в подполье. С помощью друга, который возглавлял Французский Альянс в Вальпараисо, он создал драматический кружок, который стал первым культурным очагом сопротивления. Его повторно арестовали и приговорили к пожизненному заключению (позже сокращенному до двадцати восьми лет) за государственную измену и подрывную деятельность.

Немецкое отделение Amnesty International снова вмешалось, и его тюремный срок был заменен восемью годами ссылки, а в 1977 году он покинул Чили, чтобы полететь в Швецию, где он должен был преподавать испанскую литературу. При первой остановке в Буэнос-Айресе он сбежал и сумел проникнуть в Уругвай. Поскольку политическая ситуация как в Аргентине, так и в Уругвае была аналогична ситуации в его родной стране, Сепульведа отправился в Сан-Паулу в Бразилии, а затем в Парагвай. Ему снова пришлось уехать из-за местного режима, и он, наконец, поселился в Кито в Эквадоре в гостях у своего друга Хорхе Энрике Адума . Он руководил театром «Альянс Франсез», основал театральную труппу и принял участие в экспедиции ЮНЕСКО по оценке воздействия колонизации на народ Шуар .
Во время экспедиции он в течение семи месяцев разделял жизнь шуаров и пришел к пониманию Латинской Америки как многокультурного и многоязычного континента, где марксизм, которому его учили, неприменим к сельскому населению, которое зависело от окружающей его природной среды. Он работал в тесном контакте с организациями коренных народов и разработал первый план обучения грамоте для крестьянской федерации Имбабура в Андах.
В 1979 году он присоединился к Международной бригаде Симона Боливара , воевавшей в Никарагуа, а после победы революции начал работать журналистом, а через год уехал в Европу.
Он поехал в Гамбург в Германии из-за своего восхищения немецкой литературой (он выучил язык в тюрьме), особенно такими романтиками, как Новалис и Фридрих Гёльдерлин , и работал там журналистом, много путешествуя по Латинской Америке и Африке.

В 1982 году он вступил в контакт с Гринпис и до 1987 года работал членом экипажа на одном из их кораблей. Позже он выступал в качестве координатора между различными подразделениями организации. Его экологическая активность продолжилась и после того, как он покинул Гринпис. Например, он был ярым сторонником защиты окружающей среды в своей любимой Патагонии, которой посвящены некоторые из его самых популярных работ. [ 4 ]
В 1988 году он получил премию Тигре Хуана за роман «Старик, читавший любовные романы» . [ 5 ] а в 2009 году он получил премию Primavera de Novela за свой роман «Тень того, чем мы были ». [ 6 ] Он писал романы, детские книги и путеводители. Он также был сценаристом и режиссером. [ 7 ]
1 марта 2020 года, после возвращения с конференции в Португалии , он был признан первым человеком в испанском регионе Астурия , заразившимся COVID-19 . [ 8 ] К 11 марта стало известно, что Сепульведа находится в критическом состоянии, что он находится в искусственной коме с искусственным дыханием из-за полиорганной недостаточности в больнице Овьедо . [ 9 ] Он умер 16 апреля от вируса. [ 10 ]
Критический прием
[ редактировать ]Работа Сепульведы привлекла особое внимание благодаря ее вкладу в обсуждение экологических проблем в Латинской Америке. Лаура Барбас-Роден утверждает, что «Старик, который читал любовные истории» критикует экологически разрушительные неоколониальные схемы модернизации. [ 11 ] Скотт М. ДеВрис утверждает, что несколько моментов в «Старике, который читал любовные истории » «формулируют экологическую идеологию с точки зрения испано-американской . новеллы де ла сельва » [ 12 ] Джонатан Титтлер сравнивает экологическую этику и повествовательную структуру « Старика, который читал любовные истории» с » Марио Варгаса Льосы «Рассказчиком . [ 13 ] Хуан Габриэль Арайя Грандон описывает роман Сепульведы 1994 года Mundo del fin del mundo ( «Мир на краю света ») как экоповествование, основанное на критическом дискурсе, который обращается к фундаментальному напряжению между силами защиты окружающей среды и экстрактивизма. [ 14 ] Адриан Тейлор Кейн утверждает, что «Старик, читавший истории любви» и «Мир на краю света» подрывают европоцентристское представление о современности, предложенное Доминго Фаустино Сармьенто в его трактате 1845 года «Цивилизация и варварство или жизнь Хуана Факундо Кироги» , иронически инвертируя концепцию Сармьенто о цивилизация и варварство. [ 15 ]
Книги
[ редактировать ]- Хроники Питера Никто (1969; английское название: Хроники Питера Никто )
- Страхи, жизнь, смерть и другие галлюцинации (1986; Страх, жизнь, смерть и другие галлюцинации ) [ нужна ссылка ]
- Путевой блокнот (1987; Журнал путешествий )
- Mundo del Fin del Mundo (1989; Мир на краю света )
- Старик, который читал любовные истории (1989; Старик, который читал любовные истории )
- Потерянный рубеж (1994; Потерянный рубеж )
- Имя тореадора (1994; Имя тореадора )
- Идя, путь прокладывает путь, путь прокладывает ходьба (1995; Patagonia Express )
- История чайки и кота, который научил ее летать (1996; История кота, который научил чаек летать )
- Маргинальные истории (2000)
- Горячая линия (2002)
- Безумие Пиночета и другие статьи (2002)
- дорожный блокнот
- Дневник сентиментального убийцы, за которым следует Якаре
- Сюжет: Первая часть безответственной антологии
- Худшие истории братьев Грим (с Марио Дельгадо Апараином, 2004)
- Патагония Экспресс (2004)
- Тень того, чем мы были (2009; Тень того, чем мы были )
Фильмография
[ редактировать ]- Живи в 17 , 1986, режиссёр и сценарист.
- Счастливчик и Зорба , писатель 1998 года.
- Страна огня , сценарий 2000 года.
- Старик, который читал любовные истории , писатель 2001 года
- Нигде , 2002, режиссёр и сценарист
- Зеленое сердце , писатель 2002 г.
Документальные фильмы
[ редактировать ]- Эдуардо Монтес-Брэдли (1999). Харто Борхес (ресурсный документальный фильм). США: Patagonia Film Group, США.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Луис Сепульведа, книги и жизнь чилийского писателя Магазин Мондадори
- ↑ Старик, читавший любовные романы , Гуанда
- ^ " Луис Сепульведа ", biographyasvidas.com/ Проверено 6 августа 2016 г.
- ^ « Луис Сепульведа и ла Патагония », Patagon Journal , 17 апреля 2020 г.
- ^ «Совет отменяет премию Тигре Хуана из-за кризиса » . Эль Комерсио (на испанском языке). Овьедо. ЭФЕ. 21 октября 2009 года . Проверено 4 сентября 2018 г.
- ^ « Интервью с Луисом Сепульведой: Премия Примавера за роман «Тень того, чем мы были» », El País , 3 апреля 2009 г. Проверено 6 августа 2016 г.
- ^ Миндер, Рафаэль (20 апреля 2020 г.). «Луис Сепульведа, чилийский писатель, изгнанный Пиночетом, умер в возрасте 70 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ « Чилийский писатель Луис Сепульведа, впервые заразившийся коронавирусом в Астурии », El País , 1 марта 2020 г.
- ^ «Писатель Луис Сепульведа в критическом состоянии из-за коронавируса » . Ла Вангардия (на испанском языке). 11 марта 2020 г. Проверено 12 марта 2020 г.
- ^ Агилар, Андреа (16 апреля 2020 г.). «Чилийский писатель Луис Сепульведа умер от коронавируса в Овьедо» . СТРАНА .
- ^ Барбас-Роден, Лаура (2011). Экологические фантазии в латиноамериканской художественной литературе . Гейнсвилл, Флорида: Издательство Университета Флориды. п. 97. ИСБН 978-0-8130-3546-8 .
- ^ ДеВрис, Скотт М. (2015). История экологии и энвайронментализма в испанско-американской литературе . Льюисбург, Пенсильвания: Издательство Бакнеллского университета. п. 138. ИСБН 978-1611486902 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Титтлер, Джонатан (2010). «Экологическая критика и испано-американская художественная литература: обзор», «Мир природы в латиноамериканской литературе: экокритические очерки произведений двадцатого века». Эд. Адриан Тейлор Кейн . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд. п. 34. ISBN 978-0-7864-4287-4 .
- ^ Арайя Грандон, Хуан Габриэль (2012). «Другая этика для нового мира: «принцип ответственности» Ганса Йонаса в книге Луиса Сепульведы «Мир на краю света» (1994). Заметки для экокритического исследования» . Литературный закон (44): 153–165. дои : 10.4067/S0717-68482012000100010 . ISSN 0717-6848 .
- ^ Кейн, Адриан Тейлор (2023). «Инвертирование дискурса о цивилизации и варварстве в Mundo del fin del mundo и Un viejo que leíanovalas de amor Луиса Сепульведы» . Форма: Журнал латиноамериканской критики . 2 (1): нп