Синкан, Нигерия
Исинкан (также известный как Исикан ) — традиционный нигерийский штат . Он расположен в городе одноименном в Южном районе местного самоуправления Акуре штата Ондо . [ 1 ] Оно примыкает к Королевству Акуре и настолько близко к этому королевству, что посетители могут не знать, что оба они традиционно являются отдельными образованиями.
В отличие от большинства штатов или городов йоруба , история которых ведется от Иль-Ифе , устная традиция Исинкан возникла еще до Одудувы и Иль-Ифе . Правитель Исинкана носит титул «Иралепо Исинкана». [ 2 ]
Мясная промышленность
Заполните это | |
---|---|
Координаты: 7 ° 11'54 "N 5 ° 2'55" E / 7,19833 ° N 5,04861 ° E | |
Состояние | Штат Ондо |
Основан | King Obara (Obara dynasty) Король Ороко (династия Олуроко) и Король Ора (династия Иралепо) |
Правительство | |
• Иралепо | Арулеволаси III |
История
[ редактировать ]Согласно устной традиции , название общины «Исинкан» представляет собой сложное слово «уси» и «кан». [ 3 ] Уси на языке йоруба означает «алтарь», а «кан» буквально означает «один». Позже Усикан превратился в Исинкан, поскольку современные йоруба предпочитают заменять звук «у» на «и», особенно когда «у» появляется в начале слова, как в «Усикан». Это можно сравнить с Илешей (от Улеши), Ипоти (от Употи) и т. д.
Говорят, что Обара — высшее небесное божество — искал разрешения у Обариши (буквально «Царь всех богов») — также известного как Аседа или Олодумаре — создать землю в небесном пространстве, чтобы даровать этому пространству телесный опыт и чтобы сделать его пригодным для обитания существ, которые должны были быть известны как ира (iraye) или люди. Ему было дано разрешение. Эла Уси (также известный как Эла Ивори и Акода в Ифа Исинкан), очень старшее божество, было поручено Олодумаре поддерживать Обару. Эла, выполняя свою роль, умолял Олодумаре позволить Обаре объединиться с прекрасным женским божеством по имени Осорун в качестве его спутницы в миссии, потому что последняя была единственным существом, которое могло владеть Эдан акок (сила созидания или первая сфера силы). ). Обариша дал разрешение.
Когда день отъезда Обары приближался, паре вручили пару магических ансамблей: Эдан акоко (который принадлежал Осоруну) и Удэ акоко (волшебный золотой шар времени, которым владел Обара) – оба предмета до сих пор занимают видное место в прозвище Иралепо. по сей день – и разрешили путешествовать на седле из огненной цепи (эвон агбана). Когда группа достигла пространства в пространстве, известного как ориайе, Осорун (женское божество), как говорят, протянула руку, указывая изначальному Эдану в предпочтительном направлении, в то время как Обара затем произнес несколько священных слов, известных в Исинкане как «эбибо», что означает «эбибо». постепенное мистическое появление земли. Когда они пытались спуститься с воздушной цепи на возникающую землю, их цепное седло было споткнуто Око, озорным божеством, которое пыталось сбить их с рельсов. В результате аварии на мгновение двух товарищей разделило: Обара приземлился на небольшом вновь созданном участке суши, а Осорун погрузился в водную пучину.
Часть земли, на которую приземлился Обара, до сих пор известна как Оба возле Акуре , тогда как место водной пучины Осоруна известно как Оми Йе в мифологии Исинкан и окружено священной рощей, известной как Игбо Йе, неземным лесом, который позже был освящен в честь женского божества Йе Осорун. Чтобы Обара спасти свою спутницу, он быстро использовал второй шар для управления временем (акоко), чтобы ускорить появление и распространение земли на Ориайе, которая сегодня признана Землей. Это исинканское устное повествование о сотворении земли как опыт сохранилось в песне «Око с'око с'игбага» или «Игбагба», которую сегодня исполняют на ежегодном фестивале Йейе в Исинкане. [ 4 ]
Обратный путь на гору Эсинкан
[ редактировать ]Один из предков исинкан, Ороко, сопровождал Обаталу , Орунмилу , Оранфе и Обалуфона, чтобы основать Иле-Ифе согласно устной традиции народа исинкан. Это было задолго до прибытия Одудувы в Иль-Ифе. Однако оракул повелел последователям Ороко вернуться домой в Исинкан, поскольку оставшиеся там забыли свой долг перед священной землей. Это послужило основой для обратного пути Оры и его людей в Исинкан, пока они не прибыли в Оке Исинкан, первоначальное поселение. Окэ Исинкан в настоящее время является местом расположения федеральных теле- и радиостанций.
Более поздняя история
[ редактировать ]В связи с тем, что Акуре стал провинциальным штабом старой дивизии Ондо в ок. 1915 г. - дивизии Экити, Ово и Ондо были объединены в провинцию Ондо. [ 5 ] Акуре начал расширяться и стал больше, чем два его ближайших современника, Исинкан и Изоло. Границы теперь кажутся посетителям размытыми, но жители трех городов знают традиционные границы своих городов, несмотря на расширение Акуре.
Непосредственная близость Исинкана, Изоло и Акуре друг к другу была вызвана необходимостью наладить более тесное сотрудничество во время вторжения Эдо в периферийные города йоруба. После этого три отдельные общины сблизились по призыву Оруду, тогдашнего Деджи, который находился на троне между 1735 и 1738 годами. [ 6 ] Оруду обратился к Окингорое (отцу Онаовуро I), иралепо Исинкана и правившему тогда Осоло с просьбой о помощи, чтобы помочь остановить непрекращающееся вторжение в Эдо, и они оказали ему услугу. Война против империи Эдо в какой-то момент потребовала рытья оборонительных траншей вокруг трех ближайших общин. Обращение Оруду способствовало сотрудничеству, которое привело к нынешним взаимосвязанным отношениям. [ 7 ]
Йейе (Йейе Осорун), Игбойе, Йейе Огбу (Йейеларо) и др.
[ редактировать ]Йе Осорун — бессмертная и выдающаяся богиня народа Исинкан. Она считается самой могущественной богиней на Земле. Согласно устной традиции Исинкан, она обручилась с Обарой после вышеупомянутой просьбы к Олодумаре не разрешать Обаре отправляться на миссию одному. После своего ухода, в качестве гарантии того, что она всегда останется с Исинканом, она пообещала послать своих женских божеств-компаньонов на помощь Исинкану во время кризисов. Посланными ею божествами, которые позже стали частью ее рощи, были Йейе Мотасимилара, Эселук'оба и Йейеларо, очень красивая и темная женщина, известная также как Йейе Огбу. В роще Йе Осоруна есть лес, который называется Игбойе. В этом лесу есть три реки, названные в честь трех божеств-спутников Йейе, а именно «Мотасимилара», «Эйеларо» и «Эселу».
Всякий раз, когда иралепо присоединяется к своим предкам, ответственные лица отправляются в Игбойе за водой из трех рек. Иралепо или его семье запрещено посещать Игбойе при жизни, потому что член королевской семьи не должен входить в любую из рек, а затем теми же ногами входить во дворец.
Поэма Синкан
[ редактировать ]Иралепо мокунола сорок генде
Олуси Обариша
Уси кан проследовал за границу Исикана.
Ответ миру
Дети Эселу не смогут выпить
Дживон Дживон Ориаде
Обара б'але л'Оба
Ученый времени
Сумасшедшее время не тратит время зря
Водный уголь
Ферма солнца Амидула
Уйи уйи уйи уйи!
Искан - первый л'Эдан
Облака на воде
Первый день длится недолго
В мире есть много вещей
Опо положил конец Адо
Ориса Лила королю Адо Джигаджигиба
Годовалый ребенок не умеет ходить
Я не хочу, чтобы ты умирал, ты идешь
Это потому что я выстрелил ему в правый глаз
У ребенка, который украл жертву, у него дымятся зубы
Ребенок, укравший жертву, ты непослушен.
Ко да куле эбо, ты подаешь в суд
Это в твоем доме
Все малыши дерутся, Улу Исикан тебя убьет
Аджоджи убил его по дороге в Исикан.
Старик на дереве испачкал штаны кровью
Награждается самый старший ребенок на седьмом дереве.
Незнакомцы не приходят в церковь
Радуга рин
Мы не ушли, и он умер.
Бег в твоих штанах заставляет меня чувствовать себя лучше, чем идти по дороге в Исикан.
История истории заставит вас почувствовать, что вы в беде
Сын Олимарику просто вор
Онке марикун — тот, кто научил тебя, что делать в твоем доме, сын родины.
Дитя олигархии получило каску
Война пойдет на пользу, а не на благо вашей семьи.
Омо любит Бога, Бог уроку, олукалуку Годогодо л'уле ара ре
Двое детей одной женщины
Омо амомо рубо кей ре я каруфин ано
Если жертвовать этим незаконно, то жертвовать этим неправильно.
Омо от имени моего моста Инь
Мы с Аледи идем по тропе реки Исикан.
К'опе ке л'адеди ти пон 'инь ли ма с'они л она Исикан
16-конечные ворота Исинкан лий ах
Сын последнего назвал его но ю
Сына последнего называют воином
Это то, что вы видите в воде по всей стране
Двое детей из церкви С'Одере Р'Эрун Хаус
На следующий день его арестовали у себя дома.
Обашип
[ редактировать ]Дом Иралепо | |
---|---|
Нигерийская королевская династия | |
Родительский дом | Варьируется
|
Текущий регион | Йорубаленд |
Основан | 4500 г. до н.э. (Земля захоронений) |
Основатель | Обара, Ороко и Ора |
Текущий руководитель | Арелуволаси III |
Титулы | |
Стиль(ы) | Привет Величество Королевское Высочество |
Сплоченные семьи | Королевская семья Акуре |
Традиции | Ифа христианство ислам |
Девиз |
|
Кадетские отделения |
(среди прочих) |
Оба Иралепо из Исинкана является должным образом признанным традиционным королем штата Ондо. Территории Исинкан автономны, и Иралепо Исинкан является установленной властью над королевством Исинкан в соответствии с Законом о вождях штата Ондо. Вождь Исинкан отличается от вождя Акуре, его ближайшего соседа.
Вражда с Королевством Акуре
[ редактировать ]После вмешательства Британии в колониальную администрацию Нигерии правительство начало формально признавать древние королевства. Люди Исинкан боролись за формальное признание своего традиционного правителя, который был отведен в подчиненное положение из-за возвышения Акуре в колониальный период. Затем из-за этого вопроса разразилась холодная война между акурес, исинканами и исолами, которая длилась много лет. Во время правления губернатора Олусегуна Агагу Иралепо и Озоло Изоло наконец получили признание королевского сана. [ 8 ] Позже, как сообщается, это решение было отменено в суде, предположительно вернув им должности «начальников кварталов». [ 9 ]
Однако ситуация изменилась в 2021 году после смерти Оба Олу Оджо. Формальная оценка решения Верховного суда показала, что оно лишь оставило в силе решение Апелляционного суда. К несчастью для намерений правителей Акуре, решение Апелляционного суда великодушно предоставило право признавать Иралепо Оба губернатору штата Ондо и право рассматривать любой возникающий спор Исполнительному совету штата Ондо. [ 10 ] После этого все официальные записи подтвердили, что Исполнительный совет штата Ондо действительно получил официальные уведомления о спорах от иралепо Исинкана, а после этого Исполнительный совет официально рассмотрел спор и должным образом признал власть вождя Исинкан - действие, которое никогда не применялось. оспаривается до тех пор, пока любая возможность оспаривания не станет исключенной по закону. В октябре 2021 года правительство штата Ондо поручило местному правительству Юга Акуре, что вождь Иралепо в Исинкане отныне должен управляться и заполняться исключительно в соответствии с обычаями и традициями Исинканленда в соответствии с предыдущим решением Исполнительного совета штата Ондо в соответствии с с решениями Суда.
В четверг, 21 октября 2021 года, в ходе процесса отбора, контролируемого местным правительством Южного Акуре, Ухарефа Исинкана (которые служат создателями королей королевства) выбрали принца Олувагбемигу Оджо в качестве избранного Иралепо. [ 11 ] На следующий день этому противодействовал Деджи Акуре , который назначил принца Генри Олугбенгу Адейе верховным вождем Иралепо Исинкана - шаг, который был категорически отвергнут жителями Исинкана. [ 12 ]
Однако 4 ноября 2021 года жители Исинкана мирно завершили традиционные обряды Обашипа без какой-либо злобы или насилия и официально короновали Олувагбемигу Оджо как Оба Олувагбемига Аджимокунола Олофин Адимула, Арулеволаси III, 94-й Оба Исинкана и 38-й представитель династии Ора. . Впоследствии новый Оба под шум помпы вошел и взял на себя дела древнего дворца Иралепо в Исинкане. [ 13 ] Традиционный правитель немедленно протянул «руку дружбы Деджи Акуре». [ 14 ] 7 ноября 2021 года широко распространилось сообщение о том, что Деджи Акуре подал в суд на губернатора штата Ондо и генерального прокурора из-за стула Иралепо. [ 15 ] Впоследствии его дело было прекращено. 14 июля 2022 года губернатор штата Ондо Олуваротими Акередолу официально представил Оба Арулеволаси III штат офиса и документ о назначении. [ 16 ] [ 17 ]
Попытка Деджи королевства Акуре продлить свой ежегодный фестиваль Ахерегбе на Исинкан в августе 2022 года была воспринята жителями Исинкана как тонкий территориальный захват, и они встретили яростное сопротивление. Молодые люди отказались принять его даже после того, как иралепо усмирили их и посоветовали уступить правительству «в интересах мира». [ 18 ] Чтобы предотвратить конфронтацию в будущем и гарантировать, что каждый традиционный правитель останется в своих владениях, правительство штата Ондо впоследствии издало строгую директиву всем традиционным правителям ограничить свою деятельность только своими рынками. [ 19 ] Деджи немедленно подчинился. [ 20 ] Правительство штата Ондо впоследствии подтвердило, что он полностью выполнил директиву правительства штата. [ 21 ]
Список Иралепоса и Адели из Исинкана
[ редактировать ]Согласно традиции, в Исинкане было три правящие династии — династия Обара ( боги Неба ), династия Олуроко и династия Оралепо (или Иралепо). Династия Иралепо породила тридцать восемь королей. Династия Олуроко произвела на свет двенадцать королей (а именно Ороко, Адин, Олофин, Оваран, Оджиджигогун, Ина, Адимула Орисаале, Оро, Эселу, Уи, Ифатинрин и Ора). Династия Обара разделилась на две части; известные сто шестнадцать имен, произносимых в устных традициях Исинкан, и монархи эпохи бога Неба - имена которых затеряны в древности, но упоминаются в уникальном городском форклоре. Таким образом, династии Олуроко и Иралепо в Исинкане совместно произвели на свет сорок девять королей-мужчин (Ора, последний король из линии Олуроко, был первым королем династии Иралепо).
Сюда не входят четыре короля-женщины, которые также правили страной: Ай Мотамисими, Эселук'оба, Араби Омекунлаайе (укротительница леопардов, женщина-король-воин, которая первой очистила Офосу от иностранных захватчиков) и Йе Огбу. [ 22 ]
Нынешняя династия - Дом Иралепо. Олувагбемига Адзимокунола Олофин Адимула, сменивший Оба Олу Оджо, является 94-м Оба Исинкана (из трех основных династий), не считая имен, утраченных в древности. Он также является 38-м Иралепо и 48-м на линии Ора-Ороко. Ниже приведены имена Оба, принадлежавших к династии Иралепо в Исинкане:
Начинать | Конец | Правитель |
---|---|---|
около 1150 г. | Ора, первый из рода Иралепо и последний из рода Ороко. | |
Ора Оджикуту, второй иралепо Исинкана | ||
Аадин, третий иралепо Исинкана | ||
Обамакин Адинкойе, 4-й Иралепо Исинкана | ||
Орариная, пятый Иралепо Исинкана | ||
Орагбеми, шестой Иралепо Исинкана | ||
Элебинсоро, седьмой Иралепо Исинкана | ||
Аджамугогун (Оекуа), восьмой Иралепо Исинкана | ||
Элегбуду, девятый Иралепо Исинкана | ||
Эгборо (День), 10-й Иралепо Исинкана | ||
Элагбуаро, 11-й Иралепо Исинкана | ||
Элабойе, 12-й Иралепо Исинкана | ||
Эдан (Эдан Элеринла), 13-й Иралепо Исинкана | ||
Агесин, 14-й Иралепо Исинкана | ||
Овена (Ифамуагун), 15-й иралепо Исинкана | ||
Ова Обамуре, 16-й Иралепо Исинкана | ||
Олуси, 17-й Иралепо Исинкана | ||
Давай-обвиняй, 18-е изнасилование никого | ||
Араби-Омекунлаайе, 19-й Иралепо Исинкана | ||
Офосу, 20-й Иралепо Исинкана | ||
Опотиири, 21-й Иралепо Исинкана | ||
Акиндунд, 22-й Иралепо Исинкана | ||
Амуси-Алаайе (Алайо), 23-й Иралепо Исинкана | ||
Оренивон, 24-й Иралепо Исинкана | ||
Акинна, 25-й годовой отчет | ||
Аджимокунола, 26-й Иралепо Исинкана | ||
Элесобайе, 27-й Иралепо Исинкана | ||
Асесо, 28-й Иралепо Исинкана | ||
1675 | 1714 | Арулеволаси, 29-й иралепо Исинкана. (Он был на троне, когда Оба Гбоги был Деджи Акуре.) |
1717 | 1731 | Ариси-Амойеде, 30-й Иралепо Исинкана |
1731 | 1780 | Адегбоегун (Окингоройе), 31-й иралепо Исинкана |
1780 | 1816 | Орубулойе (Атариойе), 32-й Иралепо Исинкана |
1817 | 1870 | Онаовуро Ифагбаде Ифатирин (Онаовуро I), 33-й Иралепо Исинкана |
1870 | 1905 | Амудипоте, 34-й Иралепо Исинкана |
1919 | 1932 | Обе Атеджиойе Онаовуро (Онаовуро II), 35-й Иралепо Исинкана |
1932 | 1976 | Аладетойинбо (Отутуджосун), 36-й Иралепо Исинкана |
1976 | 1978 | Регент: принцесса Флоренс Аладетойнбо (дочь Аладетойнбо) |
1978 | 2021 | Джозеф Олу Оджо Арулеволаси II, 37-й иралепо Исинкана |
2021 | 2021 | Регент: принцесса Маргарет Ифедайо Оджо Омоние (дочь Арулеволаси II) |
2021 | подарок | Олувагбемига Аджимокунола Олофин Адимула Арулеволаси III, 38-й Иралепо из Исинкана |
Коронационные ритуалы
[ редактировать ]Во время установки Иралепо совершается ряд обрядов. Некоторые из них уникальны для Исинкан, а другие исполняются и другими кланами йоруба. Ожидается, что избранный иралепо пройдет девятидневную церемонию арапон (уединение). Затем он поднимется на Окитиомолор (холм), прежде чем войти в древний дворец. Фактическая коронация Иралепо проводится в храме Игбойе в Исинкане. После того, как иралепо покидает Игбойе и направляется в дом вождя по имени Арогун, он затем переезжает оттуда в дом Ашамо, где проводит еще семь дней.
Титулы вождя в Исинкане
[ редактировать ]Главных высших вождей Исинкана шесть человек ( Ухарефа ). Это Олиса, Одопету, Элемо, Аро, Оджому и Сао. Среди других старших вождей - Адая, Элемикан, Ошоди, Эелобирин и Асуда. Главным жрецом Исинкана является Оморан. У всех этих старших вождей также есть несколько вождей, находящихся под их юрисдикцией, которые им подчиняются.
Официальной молодежной группой в Исинкане является Ошугбо (или Ошугбо Уси). Это высший молодежный состав, и все дети мужского пола Исинкан автоматически становятся членами Ошугбо Уси по достижении четырнадцатилетнего возраста. В старину каждый четырнадцатилетний подросток охотился в течение трех месяцев без сопровождения старейшин в страшном лесу, известном как Ишарун. По сути, это был ритуал совершеннолетия.
Известные граждане
[ редактировать ]- Барристер Эйитайо Джегеде , бывший комиссар штата Ондо и кандидат в губернаторы
- Оба Джозеф Олу Оджо, иралепо Исинкана (1978–2021)
- Оба Олувагбемига Аджимокунола Олофин Адимула, иралепо Исинкана (2021 г. – дата)
- Вождь Самуэль Олатунбосун Шадаре, бизнесмен и член королевской семьи Исинкан
- Верховный вождь Генри Олугбенга Адейайе, Акуре назначил Иралепо
- Инженер Олатунджи Арийомо, бывший специальный советник штата Ондо и кандидат в губернаторы, член королевской семьи Исинкан.
- Достопочтенный Сандей Адежуйигбе, председатель зоны развития местного совета Акуре-Вест и член королевской семьи Исинкан.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Трудности института королевской власти в Йорубаленде: пример Исинкана в Акуреленде» . 28 октября 2009 года . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ «Почему коренные народы Акуре называются Омо Экун или Олоемекун » сентября 14 Получено 6 ноября.
- ^ «Устное повествование Исинкана о творении» . 29 октября 2021 г. Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ «ИНТРИНГУЮЩАЯ УСТНАЯ ИСТОРИЯ ИСИНКАНСКОГО НАРОДА ОТ СОЗДАНИЯ И ОТНОШЕНИЯ ИСИНКАНА С ПРИМЕСТНЫМИ ОБЩИНАМИ» . 28 октября 2017 г. Проверено 30 октября 2021 г.
- ^ «Современные вызовы безопасности в Нигерии: историзация «Огун Окута» (Каменная война) 1931 года в Акуре» (PDF) . 19 мая 2015 года . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ «Исинкан против Акуре » Получено 11 августа.
- ^ «Как Акуре, Исинкан и Изоло оказались так близко друг к другу | см. 1,47 минуты» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Вунми Акинтидэ. «Младшие оба Осоло и Иралепо под властью Деджи Акуре » Gamji.com . Получено 20 декабря.
- ^ «Иралепо все еще отстранен – Деджи из Акуре» . tribuneonlineng.com . Проверено 20 декабря 2020 г.
- ^ Олалайе Бабалола (25 октября 2021 г.). «КРИЗИС ВОЖДЕСТВА: ЯВЛЯЕТСЯ ДЕДЖИ ИЗ АКУРЕ ВЛАСТЬЮ, НАДЛЕЖАЩЕЙ ИСИКАНСКИМ ТАКУЛЕМ» .
- ^ FRCN (21 октября 2021 г.). «Срочное: появляются новые сообщения о коррупции »
- ^ «БОРЬБА ВОЖДЕЙ: Деджи из Акуреленда призваны к порядку, принцы Исинкан, принцессы Телль Акередолу» . Получено 20 декабря.
- ^ «На фоне разногласий сообщество Ондо коронует нового традиционного правителя» . 4 ноября 2021 г. Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ «УСПЕШНЫЕ ОБРЯДЫ УСТАНОВКИ: Монарх Исинкан, Оба Адимула благодарит Акередолу, протягивает руки дружбы Деджи» . 5 ноября 2021 г.
- ^ «Деджи из Акуре тащит Акередолу в суд из-за стула Иралепо» . 7 ноября 2021 г.
- ^ «СРОЧНО: губернатор Акередолу представляет новому Иралепо Исикана административный аппарат и желает монарху мирного правления» . Проверено 14 июля 2022 г.
- ^ «Акередолу предостерегает от несанкционированного расширения территории традиционными правителями» . Проверено 15 июля 2022 г.
- ^ «Усиленные меры безопасности в связи с ростом напряженности в связи с фестивалем Ахерегбе» . 22 августа 2022 г.
- ^ «Акередолу запрещает закрытие рынков во время праздничных мероприятий» . 26 августа 2022 г.
- ^ «ФЕСТИВАЛЬ АМОЛ: Мир возвращается в города Ондо, поскольку Деджи из Акуре объявляет о закрытии рынков только в своих владениях» . 6 сентября 2022 г.
- ^ «ФЕСТИВАЛЬ АМОЛ: СОБЛЮДЕНИЕ СООТВЕТСТВУЕТ ДИРЕКТИВАМ ПРАВИТЕЛЬСТВА О ЗАКРЫТИИ РЫНКА» . 6 сентября 2022 г.
- ^ «История народа исинкан от сотворения мира» . 28 октября 2017 г. Проверено 30 октября 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Королевская семья Иралепо
- Па Дуроджайе Адесагба-Арийо, Олори-Омова из династии Иралепо
- Поместье вождя СО Шадаре