Лягушка Сервис

Сервиз с лягушкой или Сервиз с зеленой лягушкой — большой обеденный и десертный сервиз, изготовленный английской гончарной компанией Wedgwood для российской императрицы Екатерины Великой и завершенный в 1774 году. В сервизе было пятьдесят сервизов, было заказано 944 предмета, из них 680 на ужин. обслуживание и 264 на десерт. [ 2 ] [ 3 ] По просьбе Кэтрин на украшении, расписанном вручную, были изображены британские сцены, скопированные с гравюр, всего было просмотрено 1222 раза. Кроме того, на щите каждой детали была зеленая лягушка , что отсылало к названию дворца, для которого она предназначалась. [ 4 ]
Что наиболее необычно для формального королевского сервиза, он был изготовлен из «Королевской посуды» Веджвуда, разновидности кремовой посуды или изысканной глиняной посуды . Обычно крупные сервизы для членов королевской семьи и высшей знати изготавливались из фарфора , например, мейсенский сервиз «Лебедь» , а императорский заказ на большой глиняный сервиз был большим переворотом, представляющим собой веху в завоевании стаффордширскими гончарными изделиями европейских рынков. [ 5 ]
Подавляющее большинство произведений сейчас находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге , где многие из них экспонируются. [ 6 ]
Фон
[ редактировать ]В 1770 году русский флот одержал решительную победу над турками в Чесменской битве , ставшей частью русско-турецкой войны (1768–1774), и Орловского восстания — плана Екатерины по восстанию Греции против османских правителей. Главнокомандующим был граф Алексей Григорьевич Орлов , брат любовника Екатерины Григория ; оба брата сыграли решающую роль в перевороте против ее мужа, который привел ее на трон. Еще один брат присутствовал в бою. [ 7 ]
Екатерина решила отпраздновать победу строительством Чесменского дворца . Предположительно, это было задумано как остановка, чтобы прервать путешествие между Санкт-Петербургом и ее летним дворцом в Царском Селе . Поскольку выбранное место находилось всего в пяти милях от Санкт-Петербурга, оно, возможно, не было совершенно необходимым даже по имперским стандартам, и после постройки оно довольно мало использовалось императорской семьей, хотя его могли посещать другие. Это место было известно как «Лягушачье болото» ( Кекерекексинский ), что послужило вдохновением для устройства лягушки на службе. При франкоязычном дворе его называли Ла Гренуйер . Дворец, или, по крайней мере, его необычный основной план, был вдохновлен замком Лонгфорд в Уилтшире , Англия. Оба имеют треугольное главное здание с круглыми башнями на каждом углу. Лонгфорд был вундеркиндским домом елизаветинской эпохи , но Кэтрин, возможно, думала о нем как о готической архитектуре , к которой у нее был модный интерес. Чесменская церковь , расположенная напротив дворца, представляет собой поразительное розовое здание в стиле готического возрождения в русском плане, а на службе изображено множество готических зданий, в том числе руины. [ 8 ] Продажа сервиза была осуществлена по рекомендации Джин Кэткарт , жены британского посла, друга Екатерины Великой и покровительницы Джозайи Веджвуда. [ 9 ]

Сервиз предназначался для использования во дворце. Екатерина интересовалась Британией, [ 10 ] а роль, сыгранная в сражении британскими военно-морскими офицерами, такими как Джон Эльфинстон и Сэмюэл Грейг (которого Орлов во время боя сделал адмиралом), возможно, добавила уместности выбранной награды. Ранее в 1770 году она заказала сервиз Веджвуда, известный как «Сервис из шелухи». Это также был комбинированный сервиз для ужина и десерта в королевской посуде, но меньшего размера, так как он был рассчитан на 24 сервиза. Расписной декор также был намного проще: монохромные пурпурно-розовые брызги цветов в центральных зонах и границы «подвесных гирлянд» из пшеничной шелухи , отсюда и название. В основном это осталось в Петергофском дворце ; подобное украшение из шелухи использовалось и на других предметах, в том числе на сервизе, заказанном Джорджем Вашингтоном . [ 11 ]
Производство и показ
[ редактировать ]Екатерина разместила новый заказ в 1773 году через Александра Бакстера, российского консула в Лондоне. Были запрошены виды Англии и лягушки. По словам Ллевеллинна Джуитта , викторианского биографа Джозайи Веджвуда , «он очень не хотел портить служение этой рептилией [ sic ], но ему сказали, что без этого нельзя обойтись». [ 12 ] Партнер Веджвуда Томас Бентли отбирал изображения, в основном из иллюстрированных книг, таких как » Сэмюэля и Натаниэля Баков ( «Древности 1726–1752 гг.), [ 13 ] и более поздние «Древности Англии и Уэльса» Фрэнсиса Гроуза , первый том которых был опубликован в 1772 году. Другими использованными художниками были Томас Смит из Дерби , опубликовавший гравюры своих картин Пик-Дистрикт (1760 г.) и Озерный край (1769 г.) , Джону Баптисту Шатлену за просмотры в Стоу-Хаусе и окрестностях Лондона, а также Энтони Дэвису . В некоторых случаях Веджвуд специально заказывал картины или рисунки или просил владельцев недвижимости одолжить свои. [ 14 ]
Некоторые произведения имели вид на промышленные здания, появившиеся в британском пейзаже. [ 15 ] и на многих были изображены сады в новом английском стиле ландшафтных садов , который очень интересовал Кэтрин: 17 садов работы Кэпэбилити Брауна . на сервизе были изображены [ 16 ] Похоже, что выбор мнений склонялся к недвижимости, принадлежащей хорошим клиентам Веджвуда, которым, несомненно, нравилась мысль о том, что российский двор увидит их дома и сады. [ 17 ] На сервировочном блюде был изображен собственный дом Веджвуда, Этрурия-холл . [ 18 ]
Края были украшены узором в виде яиц и дротиков , а края открытых форм в обеденном сервизе - узором в виде слегка завитого стебля с дубовыми листьями и желудями. По краям десертного сервиза была похожая кайма, но только с листьями плюща в форме сердца . Края открытых форм были слегка фестончатыми или «волнистыми». Помимо зеленой лягушки, украшение было выполнено в монохромной сепии. [ 19 ]
Керамические тела были изготовлены и покрыты глазурью на фабрике Веджвуда в Этрурии в Сток-он-Трент , но затем доставлены в Лондон для росписи в мастерской Веджвуда на Литл-Чейн-Роу в Челси , открытой в 1769 году. [ 20 ] Затем их подвергли более легкому второму обжигу, чтобы закрепить надглазурный «эмалевой» декор . Для обслуживания было задействовано более 30 маляров. [ 21 ] Перед отправкой в Россию он был выставлен с большой оглаской в выставочных залах Веджвуда в Портленд-Хаусе, 12 Грик-стрит , Сохо, Лондон , в июне 1774 года. Взималась небольшая плата. [ 22 ] Согласно письму посетителя, там было пять комнат, «заполненных этим, разложенных на столах». [ 23 ] Изделия были пронумерованы на нижней стороне, номера соответствовали каталогу, подготовленному для Кэтрин и также изданному фирмой. [ 24 ]
Согласованная цена составила 2290 фунтов стерлингов. [ 25 ] это было мало для такого большого служения с таким количеством картин. Веджвуда Прямые затраты составили 2612 фунтов стерлингов, и в итоге он получил чуть более 2700 фунтов стерлингов (что эквивалентно 429 112 фунтам стерлингов в 2023 году), что является очень скудной прибылью. [ 26 ] Но репутационная ценность для фирмы была огромной. Некоторые предметы были сохранены Веджвудом по разным причинам: пробные, некоторые десертные, нарисованные с обеденной рамкой, некоторые, возможно, потому, что вид посчитался недостаточно интересным. [ 27 ]
После родов
[ редактировать ]Чесменский дворец был завершен только в 1780 году, задолго до того, как была проведена служба, и, похоже, Екатерина мало использовала его. [ 28 ] хотя Джуитт записывает, что она показала сервиз британскому послу Джеймсу Харрису, 1-му графу Малмсбери , во дворце в 1795 году. [ 29 ]
Этот сервиз, хотя и стал маркетинговым триумфом, представлял собой своего рода тупик с точки зрения развития английской керамики и высшую точку прекрасной глиняной посуды, расписанной вручную. Веджвуд пытался сохранить большую и квалифицированную команду художников, которую он собрал для этой работы, но обнаружил, что цены, которые он мог получить за изделия даже из самой лучшей глиняной посуды, были недостаточными, чтобы оплатить сложные расписанные рисунки в стиле сервиза. поскольку покупатели не были готовы платить за них цены на фарфор. [ 30 ] Примерно в 1774 году было изготовлено несколько изделий с вариациями рисунка сервиза с лягушками (но без лягушек), некоторые с видами, нарисованными в цвете. [ 31 ]
Для обычных коммерческих товаров метод трансферной печати уже стал нормой в английской керамике для детального монохромного декора. Это позволяло повторять печатный дизайн на большом количестве деталей, которые при желании можно было дополнять раскрашенными вручную цветами. Эта картина была в основном широкой мазкой, требующей лишь относительно низкого уровня навыков, а художники, в основном женщины, могли пройти обучение на фабриках Стаффордшира. [ 32 ] Веджвуд уже производил изделия с трансферной печатью в больших количествах, отправляя их по каналу в Ливерпуль, чтобы специалисты выполнили печать. [ 33 ]
В те же годы он разрабатывал новые корпуса, в том числе свою программу Jasperware , которая к следующему десятилетию стала чрезвычайно популярной и гораздо более эффективной в производстве. Обычно для создания сильного декоративного эффекта используются формы и красители, без необходимости ручной окраски. В каталогах Веджвуда впервые упоминается корпус из яшмы, еще неокрашенный, в 1774 году. [ 34 ]
Помимо сотен экспонатов в Эрмитаже, есть как минимум пять экспонатов в музее Веджвуда и несколько других в других местах. Недавние аукционные цены включают 46 000 долларов США за сервировочную тарелку в 2009 году, а также 14 000 фунтов стерлингов (2001 год) и 17 000 фунтов стерлингов (2004 год) за десертные тарелки. [ 35 ] В 1995 году Веджвуд начал производить репродукции сервиза ограниченным тиражом. [ 36 ] В том же году в Лондоне вышла монография и полный каталог по сервису. [ 37 ]
Более 300 произведений из Эрмитажа, а также многие из других коллекций были включены в выставку в 1995 году в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. [ 38 ]
-
Сервировочная тарелка с изображением собственного зала Этрурия Джозайи Веджвуда в Эрмитаже. [ 39 ]
-
Поднос с замком Алнвик , Эрмитаж
-
Табличка с изображением Великой пагоды Кью-Гарденс , воздвигнутой только в 1761 году.
-
Стакан-холодильник с Одли Энд
-
с трансферной печатью Посудный кофейный сервиз Wedgwood Queen's , ок. 1775 г.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Джуитт, 211
- ^ Михаил Борисович Пиотровский (2000). Сокровища Екатерины Великой . Гарри Н. Абрамс. п. 184.
- ^ BM, Музей Веджвуда
- ^ БМ; Сладкий; Фландерс, Джудит , Всепоглощающие страсти: досуг и удовольствия в викторианской Британии , с. 64, HarperCollins Великобритания, 2006 г., ISBN 0007172958 , 9780007172955, книги Google
- ^ МакКеллар; Вайзи; Сладкий
- ^ БМ
- ^ БМ
- ^ МакКеллар; Сладкий; Историческая Англия, «Замок Лонгфорд» .
- ^ «Кэткарт, Чарльз Шоу, девятый лорд Кэткарт (1721–1776), армейский офицер и дипломат» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. 2004. doi : 10.1093/ref:odnb/4885 . ISBN 978-0-19-861412-8 . Проверено 27 ноября 2022 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Sweet («Кэтрин, англофилка, преданность которой никогда не была испорчена визитом в Британию»); Вайзи
- ^ "Королевская посуда, обеденная тарелка из шелухи - 1770 год" , Музей Веджвуда .
- ^ Джуитт, 211
- ^ БМ; об их работах см. «Братья Бак». Архивировано 12 октября 2022 года в Wayback Machine , Элис Райланс-Уотсон, Британская библиотека.
- ^ МакКеллар; БМ; ГТ
- ^ Блэк, Джереми, Британия восемнадцатого века, 1688–1783 , с. 69 (конец главы 4), Macmillan International Higher Education, 2008 г., ISBN 1137163461 , 9781137163462; Вайзи
- ^ Браун, Джейн, Всемогущий волшебник: «способности» Ланселота Браун, 1716–1783 , с. 311, 2011, Рэндом Хаус, ISBN 0701182121 , 9780701182120
- ^ Сладкий
- ^ ГТ
- ^ БМ
- ^ BM, Музей Веджвуда
- ^ Вайзи
- ^ МакКеллар; Вайзи; Сладкий; Десертная тарелка с лягушкой - 1773 г. Архивировано 16 сентября 2016 г. в Wayback Machine , Музей Веджвуда.
- ↑ Письмо «миссис Делани», цитируется Джуиттом, 212.
- ^ БМ
- ^ МакКеллар
- ^ ГТ
- ^ МакКеллар
- ^ Сладкий
- ^ Джуитт, 212
- ^ Джуитт, 211–212.
- ^ ГТ
- ^ Мед, 7, 116–121.
- ^ Сэвидж, 191
- ^ Джуитт, 216
- ^ «Остаток службы лягушки подскочил до 46 000 долларов» , Antiques Trade Gazette , 2009.
- ^ ГТ
- ^ М. Реберн, Л. Н. Веронихина и А. Нюрнберг, ред. Служба «Зеленая лягушка»: Императорская русская служба Веджвуда и Бентли , Cacklegoose Press, Лондон, 1995.
- ^ Янг (каталог к выставке), «Каталог G».
- ^ ГТ
Ссылки
[ редактировать ]
- «БМ»: «Тарелка», комментарии куратора , Британский музей
- «GT»: «Веджвуд, лягушки и еж…» , The Gardens Trust, 2014 г.
- Хани, ВБ, Староанглийский фарфор , 1977 (3-е изд.), Фабер и Фабер, ISBN 0571049028
- Джуитт, Ллевелинн , Веджвуд: жизнь Джозайи Веджвуда; с уведомлениями о его работах и их произведениях, мемуарами Веджвудов и других семей и историей ранней керамики Стаффордшира , стр. 211, Братья Добродетель и компания, 1865 г.
- МакКеллар, Элизабет, «Тарелка из «Лягушачьего сервиза» , 2018, ERA (Европейские романтизмы в ассоциации)
- Сэвидж, Джордж, «Керамика сквозь века» , «Пингвин», 1959 г.
- Свит, Мэттью , «Веджвуд: Императрица и лягушка» , 2014, Художественный фонд
- Вайзи, Марина , «Наука в искусство, искусство в науку» , Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» , № 2, 2016 (51)
- Янг, Хилари (редактор), Гений Веджвуда (каталог выставки, с 3 статьями и записями о частях), 1995, Музей Виктории и Альберта , ISBN 185177159X
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Под ред. М. Реберна, Л. Н. Веронихина и А. Нюрнберга. Служба «Зеленая лягушка»: Императорская русская служба Веджвуда и Бентли , Cacklegoose Press, Лондон, 1995.