Вундеркинд дом
Дома Prodigy — это большие и эффектные английские загородные дома, построенные придворными и другими богатыми семьями, либо «благородные дворцы потрясающего масштаба». [1] или «гордые, амбициозные люди» [2] по вкусу. Удивительные дома охватывают периоды тюдоровской , елизаветинской и якобинской архитектуры , хотя этот термин может быть ограничен основным периодом примерно с 1570 по 1620 годы. [3] Многие из самых грандиозных из них были построены с целью размещения Елизаветы I и ее многочисленной свиты во время их ежегодного королевского путешествия по ее королевству. Поэтому многие из них расположены недалеко от основных дорог, часто в английском Мидлендсе .
Этот термин принадлежит историку архитектуры сэру Джону Саммерсону и получил широкое распространение. Он назвал их «...самыми смелыми из всех английских построек». [4] Дома соответствуют широкому стилю архитектуры эпохи Возрождения , но представляют собой характерный английский взгляд на этот стиль, в основном основанный на знаниях о событиях на континенте из книг. Андреа Палладио (1508–1580) уже умер до того, как вундеркиндские дома достигли своего расцвета, но было удобно сказать, что его более сдержанный классический стиль не достиг Англии до работы Иниго Джонса в 1620-х годах, и что что касается орнамента, Французские и фламандские украшения северного маньеризма имели большее влияние, чем итальянские. [5]
Елизавета I путешествовала по южной Англии в ежегодных летних «прогрессах», останавливаясь в домах богатых придворных, [6] в этих поездках она зашла так далеко на север, как Ковентри , и запланировала поездку в Шрусбери (где она планировала посмотреть пьесы, поставленные Томасом Эштоном ), но этот этап был отменен из-за болезни. [7]
Ожидалось, что хозяева стильно разместит монарха и предоставят достаточно места для примерно 150 путешествующих членов двора , для которых, возможно, потребуется построить временные здания. [8] Элизабет не замедлила жаловаться, если считала, что ее жилье неподходящее, и делала это даже в отношении двух крупнейших домов вундеркиндов, Теобалдс-хауса и Олд-Горэмбери-хауса (первый был разрушен, второй разрушен). [9]
Частично в результате этого императива, но также и в результате общего увеличения богатства, произошел елизаветинский строительный бум: большие дома строились в самых современных стилях придворными, разбогатевшими за счет приобретенных монастырских поместий, которые хотели продемонстрировать свое богатство и статус. [10] Характерной чертой была большая площадь остекления – новая особенность, которая заменила необходимость в легко защищаемых внешних стенах и заявила о богатстве владельцев. Хардвик-холл , например, в пословице описывался как «Хардвик-холл, в котором больше стекла, чем стены». [11] Многие другие меньшие по размеру дома для вундеркиндов были построены бизнесменами и администраторами, а также давними семьями пэров и дворян . Большой Доддингтон-холл в Линкольншире был построен между 1593 и 1600 годами Робертом Смитсоном для Томаса Тейлора, который был записывателем епископа Линкольна ; «Тэйлор был юристом и поэтому богат», — говорит Саймон Дженкинс . [12]
Некоторые недавние варианты использования этого термина расширяют его значение и включают в себя описание больших показных домов в Соединенных Штатах более поздних периодов, таких как колониальные особняки в Вирджинии , впервые описанные таким образом американским писателем Кэри Карсоном. [13]
Стиль
[ редактировать ]Во многих отношениях стиль домов сильно различается, но общими чертами являются любовь к стеклу, высокая высота, симметричный экстерьер, согласованность между всеми сторонами здания, довольно квадратный план, часто с башенными павильонами по углам, возвышающимися над землей. основная линия крыши и украшенная линия горизонта. В целом «... странная смесь ярких башен и башен, готических окон со средниками и украшений эпохи Возрождения». [14] Многие дома стоят отдельно, а конюшни и другие хозяйственные постройки находятся на небольшом расстоянии. Стекло тогда было дорогим материалом, и его широкое использование демонстрировало богатство. Для больших окон требовались стойки , обычно каменные, даже в домах, построенных преимущественно из кирпича. Для основной конструкции предпочтение отдается камню, часто в качестве облицовки кирпичу, но в некоторых зданиях используется в основном кирпич, например, Hatfield House , следуя прецеденту дворца Хэмптон-Корт и других более ранних домов. Хотя часто напоминали средневековый замок, дома были исключительно беззащитными по сравнению с современными итальянскими и французскими аналогами.
Наличие двух внутренних дворов, требующих очень большого здания, было символом статуса, который можно найти в Одли-Энд , Бликлинг-холле и других. К концу елизаветинского периода этот разросшийся стиль, по существу развивавший форму зданий позднего средневековья, таких как Ноул в Кенте (имеющий в общей сложности 7 дворов) и многих колледжей Оксбриджа , уступил место более компактным высотным зданиям с последовательный и эффектный структурный план, делающий всю форму здания видимой снаружи дома. Хардвик-холл , Берли-хаус и, в меньшем масштабе, Уоллатон-холл являются примерами этой тенденции. [15] Внешний экстерьер дома более украшен, чем внутренний экстерьер, например, внутренние дворы, что является противоположностью обычного приоритета в средневековых домах. Общие планы E- и H-образной формы и, по сути, включение внушительной сторожки в главный фасад, а не размещение ее на дальней стороне первоначального двора, увеличили видимость наиболее богато украшенных частей экстерьера. [16]
В качестве украшения часто использовались классические ордера , сложенные один над другим на этажах над главным входом. Но, за некоторыми исключениями, такими как Кирби Холл , [17] столбцы были ограничены такими индивидуальными особенностями; в других зданиях, таких как Бодлианская библиотека , подобные «Башни пяти орденов» располагаются в центре откровенно готических фасадов. В Лонглите и Воллатоне неглубокие пилястры на фасадах используются . Шпаргалка Первые и главные основания архитектуры» « Джона Шута (1563 г.) была заказана или спонсирована «протектором Сомерсетом» Джоном Дадли, 1-м герцогом Нортумберлендским , и записана в библиотеках многих важных заказчиков зданий. наряду с » Себастьяно Серлио , «Архитектурой первоначально на итальянском или другом языке до 1611 года, когда Роберт Пик опубликовал четыре тома на английском языке. [18] Хорошо иллюстрированные книги по орнаменту нидерландца Ганса Фредемана де Фриса (1560-е годы) и немца Венделя Диттерлина (1598) содержат большую часть декоративных деталей северного маньеризма, таких как ремешки . Из сохранившихся писем видно, что придворные проявляли живой и соревновательный интерес к архитектурным вопросам. [19]
Интерьеры
[ редактировать ]Внутри большинства домов все еще имелся большой зал в средневековом стиле, часто с каменной или деревянной ширмой в одном конце. Но слуги использовали его только для еды, за исключением особых случаев. Главной комнатой, в которой семья могла есть и жить, была большая комната , обычно находящаяся на первом этаже (над первым этажом), являющаяся продолжением построек позднего средневековья. В 16 веке между большой комнатой и главной спальней обычно добавлялась гостиная , а также длинная галерея. Гостиная . была еще одним названием более приватной комнаты, и их все чаще появлялось в больших домах, где теперь обычно обедали ближайшие родственники [20] и куда они могли бы полностью уйти в холодную погоду. Хотя первый современный коридор в Англии, вероятно, был построен в этот период, в 1579 году, они оставались редкими, и в домах по-прежнему было большинство комнат, в которые можно было попасть только через другие комнаты, а самые интимные помещения семьи находились в конце люкса. [21]
Лестницы стали широкими и сложными и обычно делались из дуба; Исключением являются Берли и Хардвик, использующие камень. [22] Новая концепция большой длинной галереи представляла собой важное пространство, [14] и во многих домах на верхнем этаже были помещения для развлечений, будь то небольшие комнаты в башнях на крыше или очень большие комнаты на верхнем этаже в Хардвике и Воллатоне. Тем временем на первом этаже жила прислуга. Это можно рассматривать как давнее воспоминание о средневековом замке, где домашние помещения часто располагались высоко над солдатами, а смотровые площадки были очень функциональными, и это особенность, редко встречающаяся в последующих больших домах в течение двух или более столетий. В Хардвике окна увеличиваются в размерах по мере подъема этажей, что отражает повышение статуса комнат. [23] В некоторых домах сама в основном плоская крыша была частью приемных, с банкетными залами в башнях, куда можно было попасть только с «выходов», а планировка позволяла прогуливаться, чтобы полюбоваться видами. [24]
Архитекторы
[ редактировать ]Дизайнеры часто неясны, а ведущие деятели имели опыт работы в одной из строительных специальностей. Иногда владельцы принимали участие в детальном проектировании, хотя эпоха джентльменов-архитекторов-любителей в основном наступала позже. Сохранилось немного оригинальных рисунков, хотя есть некоторые работы архитектора-каменщика Роберта Смитсона (1535–1614), который был важной фигурой; многие дома, по крайней мере, демонстрируют его влияние. Роберт Лайминдж отвечал за Хэтфилда и Бликлинга. Джон Торп заложил фундамент Кирби-холла в пятилетнем возрасте (его отец был главным каменщиком, и детей часто просили провести этот ритуал) и связан с Чарльтон-хаусом , замком Лонгфорд , Кондовер-холлом и оригинальным Холланд-хаусом . и, возможно, Раштон Холл и Одли Энд . Спрос на квалифицированных старших строителей, способных проектировать и управлять проектами или их частями, превышал предложение, и, по крайней мере в крупнейших домах, им, по-видимому, обычно предоставлялась большая свобода в принятии решения о фактическом проекте, главным образом, их отсутствующие клиенты. [25]
История
[ редактировать ]Первым «чудо-домом» можно назвать Генриха VII , Ричмондский дворец построенный в 1501 году, но сейчас разрушенный, хотя как королевский дворец он не совсем соответствует этому определению. Дворец Хэмптон-Корт , построенный кардиналом Уолси, но захваченный королем после его падения, безусловно, является примером. Эта тенденция продолжалась во времена правления Генриха VIII , Елизаветы и во время правления Якова I, когда она достигла своего апогея. Генрих сам был плодовитым строителем, хотя мало что из его работ сохранилось, но благоразумная Елизавета (как и ее братья и сестры) ничего не строила сама, вместо этого поощряя своих придворных «… строить в масштабах, которые в прошлом считались бы династическая угроза». [26]
Другие считают оригинальный Сомерсет-хаус на Стрэнде в Лондоне первым домом-вундеркиндом или, по крайней мере, первой английской попыткой создать полностью и последовательно классический стиль. [27] Как и некоторые другие замки долины Луары , замок Шамбор Франсуа I во Франции (построенный в 1519–1547 годах) имел многие черты английских домов и, безусловно, повлиял на Неподобающий дворец Генриха VIII . [28]
Важные политические семьи, такие как Сесилы и Бэконы, были серийными строителями домов. Эти недавно возникшие семьи, как правило, были самыми неистовыми строителями. [29] Места были выбраны из-за их потенциального удобства для королевского прогресса, а не из-за того, что они были центром землевладений, за которыми присматривали агенты, или какой-либо местной политической опоры. [30]
Термин «волшебный дом» перестает использоваться для домов, построенных примерно после 1620 года. Несмотря на некоторые особенности более строго классических домов, таких как Wilton House (перестройка началась в 1630 году), продолжающих черты «волшебного дома», этот термин к ним не используется. Гораздо более поздние дома, такие как Хоутон-холл и Бленхеймский дворец, демонстрируют сохраняющуюся любовь к элементам вундеркиндского стиля 16-го века. [31]
В 19 веке началось якобетское возрождение, наиболее эффектно в поместье Харлакстон , которое Энтони Сальвин начал в 1837 году. Это позволяет придать барочную развязность лексике северных маньеристов. [32] Башни Ментмор , построенные Джозефом Пакстоном , представляют собой грандиозное возрождение стиля Смитсоновского типа и, подобно Дому Уэстонберта ( Льюис Вуллиами , 1860-е годы) и замку Хайклер ( сэр Чарльз Барри, 1839–1842 годы, использовался для съемок «Аббатства Даунтон» ), являются чем-то вроде надутый Воллатон. [33] Королевский Сандрингемский дом в Норфолке включает в себя удивительные элементы в своих смешанных стилях. Помимо частных домов, элементы вундеркиндского стиля были популярны, по крайней мере, в экстерьерах всех других типов общественных зданий и офисных зданий, призванных впечатлять.
Многие дома были позже снесены во время гражданской войны в Англии или в другие времена, а многие задушены в результате более поздней перестройки. Но этот период сохранил престиж, особенно для семей, которые приобрели известность во время него, и во многих случаях, по крайней мере, внешний вид был в значительной степени сохранен. Северные фасады Вайн и Лайм-парка представляют собой примеры немного нелепой смеси елизаветинского и палладианского стилей в одном фасаде. [34]
Критика
[ редактировать ]Дома с самого начала вызывали критику, на удивление часто со стороны своих владельцев. Лестное стихотворение «Пенсхерст» Бена Джонсона (1616) противопоставляет Пенсхерст-плейс , большой и важный дом позднего средневековья, который был расширен в аналогичном стиле при Елизавете, с вундеркиндскими домами: [35]
Ты не создан для завистливой показухи, Пеншерст,
Осязания или мрамора; и не могу похвастаться ссорой
Из полированных столбов или золотой крыши;
У тебя нет фонаря, о котором рассказывают сказки,
Или лестница, или корты; но стоит древняя груда...
И хотя твои стены из деревенского камня,
Они воспитаны без человеческого разорения, без человеческого стона;
Никто из живущих рядом с ними не желает им унижения;
Но все входят, фермер и клоун...
Теперь, Пеншерст, те, кто составят тебе пропорции,
С другими зданиями, когда они видят
Эти гордые, амбициозные кучи, и ничего больше,
Пусть говорят, что их господа построили, а твой господин живет.
По мере того, как новая мода в архитектуре взяла верх, вундеркиндские дома стали казаться старомодными и, по стандартам палладианской архитектуры, часто чрезмерно вычурными и чрезмерно украшенными. Несмотря на то, что в его время этот стиль возрождался, в 1905 году американский историк архитектуры Чарльз Герберт Мур заявил, что: «Хотя один великий дом того периода отличается от другого в незначительных отношениях, те, в которых широко применяются орнаменты, без исключения изуродованы Архитектурные украшения елизаветинской эпохи одновременно претенциозны и гротескно уродливы». В частности, «немногие могут быть более безвкусными и претенциозными, чем Вулатон Холл», который он анализирует. [37]
Альтернативы
[ редактировать ]Хотя этот стиль стал доминирующим для очень больших домов примерно с 1570 года, существовали альтернативы. В замке Кенилворт Роберт Дадли, 1-й граф Лестер , не хотел терять исторические королевские ассоциации своего здания и с 1563 года модернизировал и расширил его, чтобы гармонизировать старое и новое. [38] хотя стеклянные просторы по-прежнему впечатляли жителей Мидлендера. Замок Болсовер , замок Бротон , Хэддон-холл и замок Кэрью в Уэльсе были другими симпатичными расширениями средневекового замка. Народный , в основном в районах , фахверковый стиль сохранил некоторую популярность для дворянских домов, таких как Спик-Холл и Литтл-Мортон-Холл где не хватает хорошего строительного камня.
Ранее Комптон Виньятс (начался около 1481 г., значительно расширен в 1515–1525 гг.) представлял собой решительно несимметричную смесь по сути средневековых стилей, включая заметный фахверк на фронтонах фасада. [39] Он также расположен в дупле, как это часто делали средневековые дома, избегая сильного ветра. Напротив, вундеркиндские дома, как и замки до них, часто сознательно выбирали открытые участки, где они могли господствовать над ландшафтом (Воллатон, Хардвик); их владельцы по большей части не ожидали оказаться здесь зимой.
Примеры
[ редактировать ]Практически нетронутый
[ редактировать ](особенно внешне)
- Дом Берли , Кембриджшир
- Лонглит Хаус , Уилтшир
- Хэтфилд Хаус , Хартфордшир
- Воллатон Холл , Ноттингем
- Хардвик Холл , Дербишир
- Замок Лонгфорд , Уилтшир
- Замок Эшби-Хаус , Нортгемптоншир
- Монтакьют Хаус , Сомерсет
- Брэмшилл Хаус , Хэмпшир
- Астон Холл , Бирмингем
- Чарльтон-Парк, Уилтшир
- Баррингтон Корт , Сомерсет , ранний елизаветинский план Е
- Эстли Холл, Чорли , Ланкашир
- Доддингтон Холл, Линкольншир
- Фонтанный зал , Северный Йоркшир , построенный из камня из аббатства Фонтаны . соседнего
- Чарльтон-хаус в Лондоне, относительно скромный, для проживания маленького сына Джеймса I.
- Ист-Баршам-Мэнор , Норфолк
- Бертон Констебль Холл , Йоркшир (внешний вид)
Ранние Генрицианские примеры
[ редактировать ]Частично разрушен
[ редактировать ]- Одли Энд , Эссекс, частично разрушен
- Кирби Холл , Нортгемптоншир , частично разрушенный корпус
- Слой Марни Холл , Эссекс, Хенрикиан и только частично построенный
- Берри Помрой , Девон, построен Сеймурами, но так и не завершен. [41]
Сейчас уничтожен
[ редактировать ]- Не такой дворец , Суррей, королевский дворец Генриха VIII, ныне разрушенный.
- Дом Теобальдса [42]
- Холденби Хаус
- Старый дом Горэмбери , Хартфордшир
- Поместье Уорксоп
- Роксавидж , Чешир
- Уимблдон Хаус
- Замок Оксвич , Западный Гламорган , сохранились значительные руины.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Эйрс, 51 год, цитируется
- ^ Бен Джонсон , Пенсхерсту (1616), см. ниже.
- ^ согласно Норвичу, 670 г.
- ^ Саммерсон (1980), 70
- ^ Саммерсон (1993), 50–54; Эйрс, 23–24, 37–38.
- ^ Ридли, глава 3
- ^ Родитель, Независимая школа (07.03.2018). «За кулисами: Школа Шрусбери» . Независимый школьный родитель . Проверено 25 декабря 2023 г.
- ^ Жируар, 111
- ^ Жируар, 109–112; Эйрса, 50
- ^ Саммерсон (1993), 58–59; Эйрс, 14–17, 50
- ^ Эйрс, 158
- ^ Дженкинс, 433; Историческая Англия . «Доддингтон Холл (1164612)» . Список национального наследия Англии . Проверено 1 августа 2015 г.
- ^ Муни, 2
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уильямс, 209 лет
- ^ Эйрс, 53–56; Уильямс, 208–209.
- ^ Уильямс, 208; Эйрс, 58–59.
- ^ Саммерсон (1993), 47–48
- ^ Эйрс, 24. Это несколько упрощает сложную историю написания и публикации работ Серлио.
- ^ Саммерсон (1993), 50–54; Эйрс, 15–24
- ^ Жируар, 88–105.
- ^ Барбагли и Кертцер, 12–13.
- ^ Саммерсон (1993), 88
- ^ Стронг, 195–196.
- ^ Жируар, 105, 118.
- ^ Эйрс, 22–23; Саммерсон (1993), 54–57
- ^ Эйрс, 50 лет, цитируется
- ^ Саммерсон (1993), 43–44; Уильямс, 208–210; Эйрса, 46
- ^ Эйрс, 33 года.
- ^ Саммерсон (1993), 67–69, 79–81; Эйрс, 48–51.
- ^ Эйрс, 14–16
- ^ Саммерсон (1980), 70–71
- ^ Дженкинс, 438–440; Эшер, 160–164 гг.
- ^ Норвич, 66, 254.
- ^ Дженкинс, 83–84.
- ^ Песня, 49–50.
- ^ «В Пеншерст Бена Джонсона» . Фонд поэзии . 18 апреля 2021 г. Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ Характер архитектуры эпохи Возрождения , 1905, Чарльз Герберт Мур
- ^ Дженкинс, 808 г.
- ^ Эйрс, 42–43.
- ^ Саммерсон (1993), 37–39
- ^ «Замок Берри Помрой» . Английское наследие . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ Эйрс, 49
Ссылки
[ редактировать ]Информацию об отдельных домах см. в разделах «Эйрс», «Дженкинс», «Норвич» и, конечно же, « Певснер Архитектурные путеводители».
- Эйрс, Малкольм, Здания Британии, Путеводитель и справочник, Тюдор и Якобин , 1982, Барри и Дженкинс (Лондон), ISBN 0091478316
- Барбагли, Марцио, Кертцер, Дэвид И. (ред.), История европейской семьи: семейная жизнь в раннее Новое время (1500–1789) , История европейской семьи , 2001, издательство Йельского университета, ISBN 0300094949 , 9780300094947, ISBN 0300089716 , 9780300089714, книги Google
- Эшер, Лайонел , «Слава английского дома» , 1991, Барри и Дженкинс, ISBN 0712636137
- Жируар, Марк , Жизнь в английском загородном доме: социальная и архитектурная история , 1978, Йельский университет, Пингвин и т. д.
- Дженкинс, Саймон , Тысяча лучших домов Англии , 2003, Аллен Лейн, ISBN 0713995963
- Муни, Барбара Берлисон, «Вундеркиндские дома Вирджинии: архитектура и местная элита» , 2008, University of Virginia Press, ISBN 9780813926735
- Муссон, Джереми , Как читать загородный дом , 2005, Ebury Press, ISBN 009190076X
- Джон Джулиус Норидж , Архитектура Южной Англии , Макмиллан, Лондон, 1985, ISBN 0333220374
- Ридли, Джаспер , Краткая история эпохи Тюдоров , 2002, Hachette UK, изд. 2013 г., ISBN 1472107950 , 9781472107954, книги Google
- Сонг, Эрик Б., Незаслуженное доминион: Милтон и опасности творения , 2013, Cornell University Press, ISBN 9780801468087
- Стронг, Рой : Дух Британии , 1999, Хатчисон, Лондон, ISBN 185681534X
- Саммерсон (1980), Саммерсон, Джон , Классический язык архитектуры , издание 1980 года, Темзы и Гудзона» , Мир искусства серия « ISBN 0500201773
- Саммерсон (1993), Саммерсон, Джон , Архитектура в Великобритании, 1530–1830 , издание 1993 года, Издательство Йельского университета, История искусства Пеликана, Издательство Йельского университета, ISBN 0300058861 , 9780300058864
- Уильямс, Пенни, Поздние Тюдоры: Англия, 1547–1603 , Том 2 Новой Оксфордской истории Англии, исправленное издание 1998 года, Oxford University Press, ISBN 9780192880444
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Марк Жируар : Дом Монтакут, Сомерсет (1964); Роберт Смитсон и архитектура елизаветинской эпохи (1966); Хардвик-холл (1976); Роберт Смитсон и елизаветинский загородный дом (1983); Елизаветинская архитектура: ее взлет и падение, 1540–1640 (2009)